Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема питания – одной из основных проблем человеческой культуры.
С переходом к культуре обработки земли, т.е. к земледелию, на столах во многих странах появляются хлебные изделия. Это величайшее открытие появилось в глубокой древности свыше 15 тыс. лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками европейской пшеницы, ячменя, овса и ржи. Считается, что самым древним видом зерновой пищи на земле было просо.
Каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.
С древнейших времён к нему относились по-особому. Его сравнивали с живым существом, называли кормилец.
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zernyshka_.doc | 76.5 КБ |
Введение
«Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе».
Иоанн Златоуст.
Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема питания – одной из основных проблем человеческой культуры.
Исторически культура питания складывается в зависимости от природных условий того или иного народа, от климата, в котором этот народ проживает. В разных странах по-разному развивается сельское хозяйство, являющееся основой питания народа, проживающего на данной территории.
Наши предки питались семенами трав. Несколько позже они начали разнообразить свою пищу мясом животных, но ели его сырым, потому что не знали огня. Переход к современному весьма широкому ассортименту пищи осуществлялся очень медленно. Пряности человек научился использовать раньше, чем соль, так как они были в окружающем его растительном мире. Применение пряностей было связано исключительно с пищей, затем некоторые из них стали использоваться в религиозных и других обрядах, а также при бальзамировании умерших и, наконец, в медицине.
С переходом к культуре обработки земли, т.е. к земледелию, на столах во многих странах появляются хлебные изделия. Это величайшее открытие появилось в глубокой древности свыше 15 тыс. лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками европейской пшеницы, ячменя, овса и ржи. Считается, что самым древним видом зерновой пищи на земле было просо.
В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые жернова, первая мука и первый хлеб. Его состав в разных уголках Европы отличался друг от друга. Но самый первый хлеб человека появился на свет в виде жидкой каши. В средневековье складывается различная традиция приготовления полезной и здоровой каши у разных народов. В данном исследовании нас интересует только кулинарные пристрастия британцев и белорусов. Считается, что национальной кашей британцев является овсянка. Она не только полезна для пищеварения, но и имеет высокий энергетический потенциал особенно в условиях постоянной влажности, недостатка солнечного тепла и частой облачности на островах Британии.
В данном исследовании мы не будем углубляться в далекую древность.
Цель работы: Выяснить происхождение первого хлеба, это с историческими и климатическими условиями на более развитых ступенях цивилизации.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 17. Исследованием было охвачено около 140 учащихся разных классов.
Результатом исследования должно явиться решение поставленных задач.
Традиции, как культурные, так и кулинарные у каждого народа свои. И у жителей каждой страны свой менталитет (набор тех или принципов, жизненных позиций) и своё коронное блюдо. А вот вкус, рецепт приготовления этого коронного блюда, как и менталитет народа, может категорически отличаться от тех блюд, которые готовятся и считаются вкусными в соседних странах. Давайте рассмотрим основные представительные блюда некоторых стран.
Когда речь идёт об Италии, наверняка, вам приходят на ум такие блюда, как пицца, лазанья, всевозможные блюда из макарон, помидоров и сыра пармезана.
При мыслях о китайской кухне обычно людям приходят на ум самые разные блюда: ласточкины гнёзда, обезьяньи мозги и так далее в том же духе. На самом деле всё не так страшно.
Кто не наслышан об изобретательности еврейских хозяек: они могут сделать настоящее лакомство из самых дешёвых продуктов. Для его приготовления чолента нужны самые простые продукты: картофель, перловка, фасоль, говядина.
Говоря о русской кухни, мы имеем в виду современную кулинарию народов России, в которую наряду с исконно русскими блюдами входят и многие блюда, заимствованные у других народов. Это, конечно, не лишает русскую кухню своеобразия и самобытности.
Каковы же особенности нашей национальной кулинарии? Одна из отличительных черт – очень богатый ассортимент рыбных, мясных и овощных закусок и холодных блюд. Они создали русской кухне заслуженную славу во всем мире.
Но без чего трудно представить свой обеденный стол любого народа мира? Правильно, без хлеба. Пышного, ноздреватого, с хрустящей корочкой.
А что вы скажите, если к обычному борщу вам предложат рейкялейпя или пумперникель? А ведь это тоже хлеб.
Весь хлеб готовиться из муки. Но в ходе исторического процесса, у разных народов выработались разные способы и рецепты приготовления хлеба. Но как бы хлеб не пекся, какого бы вида он не был, в любой стране к нему относятся с уважением. И какие бы кушанья не стояли на столе, без хлеба мы обойтись не сможем.
1.2. Хлеб разных народов мира.
Фокачча - итальянская пшеничная лепёшка, которую готовят из различных видов теста - либо дрожжевого, которое является основой для пиццы, либо пресного сдобного.
Тортилья - тонкая лепёшка из кукурузной или пшеничной муки, употребляемая в пищу главным образом в Мексике, странах Центральной Америки и США.
В Израиле делают сдобный хлеб в виде косички. Называется он хала.
Рейкялейпя - традиционный финский ржаной хлеб.
Симит - круглый бублик с кунжутом, распространённый в Турции, а также в Греции, Сербии, Болгарии и других частях Балкан и Среднего Востока, например, в Ливане.
Бриошь – сладкая французская булка из сдобного теста на пивных дрожжах с добавлением масла.
Пумперникель является хлебом Германии, изготовленным из ржаной муки грубого помола с включениями частей непромолотого зерна.
Наан - пшеничная лепёшка, блюдо национальной кухни Индии. Распространена в Афганистане, Иране, Пакистане, Узбекистане, и прилегающих регионах.
Лангош – венгерская лепешка из дрожжевого теста, которая жарится в кипящем масле.
Брецель в Баварии/Австрии по сегодняшний день, является эмблемой пекарей и очень часто изображается на вывесках булочных, пекарен и фирм, занимающихся изготовлением хлеба.
Хлеб, плотно вошедший в рацион многих народов, ценился очень высоко, также высоко ценились и люди приготовлявшие его. Настолько высоко, что в некоторых странах хлебопеков даже освобождали от уплаты налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золота, а в муку подмешивались различные овощные добавки.
Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.
Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что "русские вообще едят больше хлеба, чем мяса" и что "рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов черного хлеба".
Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе. Много белого хлеба едят в восточных странах - в Закавказье и Средней Азии
1.3. История возникновения хлеба.
По мнению археологов, прародитель современного хлеба появился еще в эпоху Неолита. В те времена он представлял собой лепешку из подобия каши, которая состояла из крупы и воды. Каким именно образом наши далекие предки пришли к такому рецепту приготовления хлеба доподлинно неизвестно, однако есть предположение, что первая хлебная лепешка появилась тогда, когда вышеназванная каша перелилась через край горячего горшка и запеклась на его стенке.
Позже люди стали использовать для приготовления хлеба пшеницу. Семена перетирали, смешивали с водой и запекали массу на горячих плоских камнях. Хлеб начал приобретать столь большое значение в жизни людей, что даже свои жилища наши далекие предки отныне предпочитали строить рядом с пшеничными полями.
Стоит упомянуть о том, что в те времена хлеб служил не только пищей, но и использовался в качестве посуды. Так ломти черствого черного хлеба использовались в качестве тарелок для трапез знати, после которых их отдавали бедным или скармливали собакам. Существовать тарелки из хлеба перестали только в XV веке, когда посуду начали делать из дерева.
Что же касается нашей страны, то основным видом хлеба на Руси был черный хлеб. Помимо него выпекали ситный (муку для него просеивали сквозь сито) и белый из крупчатки. Однако последние два вида хлеба были недоступны простому люду.
До начала 1900 годов производство хлеба опиралось на ручной и мануфактурный труд. Впервые данный процесс был механизирован с помощью техники в 1908 году в Мельбурне.
Хлеб – очень ценный продукт. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно.
Недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет». Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек».
С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.
1.4. Что такое каравай?
Каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.
С древнейших времён к нему относились по-особому. Его сравнивали с живым существом, называли кормилец.
Для важнейших событий в народе предназначался свой каравай. К именинам - в сопровождении хоровода с подблюдной песней «Каравай, каравай, кого любишь - выбирай». К приему дорогих желанных гостей - «хлеб-соль»; к окончанию посевной, уборочной страды - каравай с колосьями. К свадьбе выпекался каравай-девичник, его богато украшали цветами и листиками. Караваи, выпекаемые по любому случаю были обязательно круглыми. Своей круглой формой они напоминают солнышко — свет и тепло. Символ плодородия и сытой жизни. Солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук.
В украшении каравая используются элементы растительного (шишки, орехи, листья и цветы) и животного мира (голуби, лебеди, соколы, гуси, утки). Это давало людям защиту и благоволение духов природы. Украшения из теста представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, плодородия
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце – рушнике. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством. Караваем же, по русскому обычаю, принято встречать дорогих гостей. Сверху на каравай ставится небольшая солонка с солью.
Так и говорили – «встречать хлебом-солью». Гость непременно должен был отломить небольшой кусочек каравая и, посолив его, съесть. Так он выражал благодарность и уважение гостеприимным хозяевам. Так что каравай является ещё и символом гостеприимства.
А почему каравай?
На уроках технологии, мы изучали блюда из теста. Мне очень понравилось готовить эти блюда. Я заинтересовалась, а почему же именно каравай имеет такую ценность на Руси.
Я помогаю маме, часто хожу в магазин за хлебом. В хлебном магазине видела хлеб разной формы и названия, но каравая там никогда не было.
Так что же такое каравай и можно ли его сделать самой.
Самым распространенным видом обрядового хлеба является каравай. Традиции отмечать праздники с караваем имеют глубокие корни. В древнерусской литературе каравай часто упоминается как основное ритуальное блюдо в языческой культуре. Хотя, по сведениям этих же исторических источников, церковные служители строго осуждали «моление караваев» и другие предметы языческих ритуалов. Но высокая популярность каравая как основного обрядового хлеба была столь велика, что он стал неотъемлемой частью культуры, и сохранился с древности до наших дней.
Выпечка каравая – одна из традиций. Она появилась очень давно. Так повелось, что выпекался пышный каравай, который украшался узорами, выполненными из теста. При этом главным узором считается веточка калины, символизирующая любовь. В наше время эта традиция уже почти забылась, но всё же многие по-прежнему помнят о ней.
Кстати, тесто замешивать полагается замужней женщине, счастливой в браке и с кучей детей. Считается, что она так делится счастьем с образуемой семьёй. Перед приготовлением женщина должна умыться и надеть нательный крест и платок. При замешивании теста ей следует читать «Отче наш». А вот поместить каравай в печь для выпечки доверяется только какому-нибудь женатому мужчине.
Кстати, размер каравая также имеет своё значение. Лучше, чтобы он был большим. Считается, что в этом случае люди смогут быть счастливыми. Жених и невеста обычно соревнуются меду собой – кто откусит самый большой кусок, тот в дальнейшем будет хозяином в доме.
Для решения проблемы, был проведен эксперимент, включающий в себя два этапа:
Цель формирующего этапа исследования – оценить вкусовые ощущения дегустаторов.
Исследование на формирующем этапе проводилось в Лицее № 17 на уроках технологии. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х классов. Кроме того, учащиеся были задействованы в приготовлении разных блюд из теста, предназначенных для осуществления исследовательской работы, в проведении органолептического анализа блюд и выявлении вкусовых ощущений после приема пищи.
Учащимися 7 классов были приготовлены различные блюда из теста, желающие могли попробовать их ( рецепты см. в приложении).
Но никто не решился испечь каравай.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика по интересующим нас вопросам. Учащимся 5-8 классов было предложено ответить на вопросы:
Результаты анкетирования представлены на рисунках и в таблицах в приложении. Из диаграммы видно, что русскому обычаю дорогих гостей чаще всего встречают хлебом солью. Так ответили 87% (рис. 1).
Но зная то, что каравай это и есть хлеб соль – то это замечательный результат.
Каравай – это главный свадебный хлеб у славян . Об этом знают 75% опрошенных. (рис. 2). 13, 6% думают, что это красивый хлеб. Вообще то и это можно принять за правильный ответ. Поэтому можно сделать вывод, что почти все учащиеся нашего лицея знают, что же такое каравай?
А вот чем украшают каравай, знают не все. (рис.3) Но это не так важно. Главное, чтобы каравай был вкусным, красивым и правильно был преподнесен гостям.
Очень хорошо, а это 75% наших лицеистов относятся к караваю, а трепетно – 9 %, а можно было бы наоборот (таб. 1)
О традициях приготовления каравая руками знают многие. Все ответы на данный вопрос верны. Просто у каждого человека должно быть свое мнение. И оно у наших учащихся есть.(Таб. 2)
Немало информации о каравае я узнала из произведений русского народного творчества и в сети интернет. Выбрав наиболее подходящий рецепт приготовления каравая, мы вместе с мамой попытались испечь его (рецепт см. в приложении).
Заключение
Тема исследовательской работы стала интересной и актуальной. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого продукта. Изучая литературные источники, я познакомилась с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами, связанными с ним. Выполняя цели и задачи, поставленные перед началом работы, я убедилась, что каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.
Проделав много работы, связанной с данной темой, можно сделать вывод о том, что символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
Литература
1. А. Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба — М. : Современник, 1985
3. Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.
4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Каравай // Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 тт. — М. : Советская энциклопедия. — 1980. — с. 398—406.
5. Е. И, Перетятко (2006, Кондитер. Учебное пособие.
6. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С. А. Токарев. М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
7. И. Шангина "Русские девушки" глава "Каравайный обряд"
Интернет ресурсы:
http://forexaw.com/TERMs/Raw_materials/Other_extractive_materials/l1304
http://kulturoznanie.ru/interesno/139-starinnye-tradicii-xleb-karavaj-i-kalach.html
Почта
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Астрономы получили первое изображение черной дыры
О путнике
Есть ли лёд на других планетах?