• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Человек в культуре информационного общества

Опубликовано Муллин Ильнар Рафкатович вкл 24.09.2016 - 15:06
Муллин Ильнар Рафкатович
Автор: 
Анна Салимова

Человеческое общество вступает в период своего развития, который называется информационным. Его становление отразится на всех сферах деятельности человека и  окажет влияние на его самого. Люди, которые будут жить в новом развитом информационном обществе должны будут владеть определенным уровнем культуры, усваивать передовые технологии, новые профессии и навыки,  информационный стиль жизни. Какой он -  человек информационного общества?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_kulture_informatsionnogo_obshchestva.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

        

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«МОЛОДЁЖЬ В НАУЧНОМ ПОИСКЕ»

Математика, информатика, физика

ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Салимова Анна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мензелинска

9 класс

Научный руководитель:

Муллин Ильнар Рафкатович, учитель

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……...стр. 2

§ 1 Информационное общество и его особенности        …….стр.3

§ 2 Развитие информационного общества в России        стр.7

§ 3 Информационный образ жизни        стр.11

Заключение…………………………………………………………..…….стр. 14

Библиографический список………………………………………………стр. 15


Введение

Человеческое общество вступило в период своего развития, который называется информационным. Его становление отразится на всех сферах деятельности человека и  окажет влияние на его самого. Люди, которые будут жить в новом развитом информационном обществе, должны будут владеть определенным уровнем культуры, усваивать передовые технологии, новые профессии и навыки,  информационный стиль жизни. Какой он -  человек информационного общества?

Цель нашего проекта: создать образ человека  информационного общества

Задачи:

  1. Изучить понятие «информационное общество» и исследовать его особенности;
  2. Выяснить на какой стадии своего развития находится информационное общество в России;
  3. Определить какими качествами должен обладать человек в культуре информационного общества;

§1 Информационное общество и его особенности

Информационное общество - это стадия развития общества, на которой основным предметом трудовой деятельности людей становится информация (§ 49 Глава 7 «Информационные технологии и общество» учебник 9 класса «Информатика. Базовый курс» И. Семакин).

Специалисты характеризуют это общество как общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Японские ученые считают, что в информационном обществе люди получат доступ к надежным источникам информации. Процесс компьютеризации избавит людей от рутинной работы, позволит обеспечить высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

Рассмотрим некоторые черты информационного общества:

1. Научные знания, качественная информация становятся главным ресурсом  страны и её национальным богатством. Идёт становление общества знаний, рынка знаний, информационного рынка (научные знания как интеллектуальную собственность можно запатентовать и дорого продавать). Учёные выявляют прикладные аспекты научных знаний и создают высокие технологии: информационные технологии; биотехнологии; лазерные технологии; нанотехнологии; безотходные технологии; (технологические разработки так же можно запатентовать и дорого продавать). Инженеры-конструкторы на основе этих разработок создают высокотехнологические изделия, которые сразу же запускают в мало серийное производство и продают за очень большие деньги; например, лазерные хирургические инструменты. Идёт становление информационного рынка.  

2. Смена структуры занятости, рост численности «белых» и «железных» воротничков. Сокращение «синих» и «серых» воротничков 60-70% население составляет средний класс с высоким уровнем жизни. Из них «белые воротнички» - это работники интеллектуального труда и информационных услуг; «серые воротнички» - это работники других сфер массовых услуг; синие воротнички» - это квалифицированные рабочие; «железные воротнички» - это роботы.

         Пример: Мы обратились с запросом в  Федеральную службу государственной статистики по Республики Татарстан о количестве официально зарегистрированных работников Мензелинского муниципального района к 1 января 2012 года. Экономически активного населения составляет 6294 человека, которое занято в следующих областях:

Вывод: менее 50 % населения Мензелинского муниципального района занято в информационной сфере, связано с тем, что район сельскохозяйственный.

Для справки: России же сейчас нужны «синие воротнички»: инженеры, столяры, плотники, строители и т.п.

  1. Компьютерное надомничество, т.е. увеличение численности населения пригородных зон, где миллионы людей живут в «электронных коттеджах», «домашних офисах». Это разгружает крупные города и позволяет интеллектуалам (например, секретарям и делопроизводителям) работать в большой компании не выходя из дома, пользуясь лишь электронным оборудованием и интернетом, производительность их возрастает при этом в 4 раза и рационально использование свободного времени, которое тратите на повышение квалификации, освоения новых видов деятельности, повышение культурного потенциала. Возрастает роль времени, особенно рационального использования свободного времени, которое теперь тратится на повышение квалификации, получение второго высшего образования, освоение новых видов деятельности, повышения культурного потенциала, чтобы всегда оставаться на пике конкурентоспособности, быть востребованным в разных областях и отраслях. В этой связи большую важность приобретает идея непрерывного образования.  
  2. Свобода доступа к информации и свобода распространения информации.

Перечислим и некоторые опасности на пути к информационному обществу:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует, например, массовое внедрение телевидения в 60-70- х годах XX века существенно изменило быт людей. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилась живое общение, сузился круг чтения;
  • проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме; (существует большое количество избыточной информации, которое затрудняет восприятие полезной информации).
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями;
  • столкновение с виртуальной реальностью, как следствия неблагоприятные психологические проблемы.

§2 Развитие информационного общества в России

Ключевые показатели развития информационного общества в России:

Изучив данные официального сайта Института социологии РАН, выяснили, что по значению индекса развития человека в информационном обществе Россия в 2005 году Россия занимала 69 место среди 175 стран мира, в 2008-2009 году 74 место среди 134.

Вывод: Россия в настоящий момент находится на начальной ступени формирования информационного общества. Но это не значит, что формирование информационного общества стоит на месте.

Одним из базовых показателей является количество пользователей Интернета. В 2008 году 30 % населения России пользовались Интернетом, через 10 лет 76 % жителей РФ станут пользователями Интернета, а к 2040 году - 95%.

Мы сделали запрос в районный узел  почтовой связи, чтобы узнать каковы данные  показатели   в Мензелинском  муниципальном районе.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

По уровню технической оснащенности, по степени развития инфраструктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров. Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, недостаточно развита даже обычная телефонная сеть, не говоря уже о сотовой связи, получившей широкое распространение только в Москве, Петербурге и других крупнейших городах России. На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью. В самой начальной стадии развития находятся системы «электронного правительства» и электронной торговли.

 В 2008 году в России была принята Государственная Стратегия развития информационного общества в России, а в 2009 году состоялось первое заседание правительства по развитию информационного общества.

В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

уровень доступности населения к базовым услугам в сфере информационных и коммуникационных технологий – 100%;

доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;

рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом – не менее чем в 2,5 раза;

сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития  - до 2 раз;

уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году – 15 линий и к 2015 году – 35линий;

наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети «Интернет», - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме НИОКР, осуществляемых за счет всех источников финансирования, - не менее 15% к 2010году и 30% к 2015 году;

рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, по отношению к общему числу    патентов - не менее чем в 1,5 раза к 2010 году и в 2 раза к 2015году;

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, от общего числа государственных услуг в Российской Федерации – 100%;

доля электронного документооборота между органами государственной власти - 70% по отношению к общему объему документооборота;

доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок от общего объема размещаемого заказа – 100%;

доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;

доля фондов библиотек, переведенных в электронную форму, от общего объема фондов  - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;

доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов  музеев - 100%.

§ 3 Информационный образ жизни

В информационном обществе изменяете не только производство, но весь уклад жизни. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности?

  • Трудовая: более 50% населения занимается в сфере информационных услуг, создают, перерабатывают, хранят и передают информацию, возникают новые профессии. По прогнозам специалистов в будущем необходимы будут такие специальности как: инженеры, специалисты в программировании и нанотехнологии.
  • Общественно-политическая деятельность: использование интерактивного телевидения, телевидения с обратной связью (анкетирования, голосование и т. д). Создание нового рынка цифрового телевидения на экране компьютера.
  • Учебная деятельность: компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования, дистанционное обучение и т.д. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
  • Бытовая деятельность: автоматическое управление домашним хозяйством, т.е «умным домом», «умный автомобиль», виртуальный интернет-магазин и др.
  • Досуговая деятельность: компьютерные и сетевые игры, путешествие по образовательным сайтам, виртуальным музеям. Сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека очень велика, разнообразна. Чтобы человек свободно ориентировали в этом информационном потоке, он должен обладать информационной культурой. К тому же все современные профессии требуют от человека высокого уровня информационной культуры.

Информационная культура в современном понимании заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Информационная культура человека проявляется в следующих аспектах: (критерии информационной культуры человека).

1. Навыки по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей).

В школе мы провели опрос учителей и учащихся. Какое количество из них имеют домашний персональный компьютер и пользуются интернетом.

В опросе участвовало 117 учащихся и 47 учителей. 84% учащихся имеют персональный компьютер или ноутбук, 46% из которых подключены к интернету. У 83 учителей имеется персональный компьютер, и 34% пользуются интернетом.

Результаты опроса учащихся:

Результаты опроса педагогов:

  1. Умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать.

В рамках проекта мы разработали «путеводитель по Интернету», который назвали «Избранное». В неё собраны полезные ссылки для учащихся и учителей, рекомендованные Министерством Образования и Науки РТ, а также те сайты, которыми мы пользуемся в школе. В буклет включены популярные русскоязычные поисковые системы, школьные сайты и электронные адреса учебных заведений Мензелинского муниципального района.

  1.   Владеть основами аналитической переработки информации.
  2. Знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационный диалог.
  3. Способность использовать в своей деятельности информационные технологии.

Заключение

        Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.

Таким образом, в ходе проведённого исследования раскрывается образ человека информационного общества. Он:

  1.  Интеллектуальный – образованный, имеющий высшее образование, знающий несколько иностранных языков и владеющий всеми передовыми технологиями;
  2.  Мобильный – способный к переменам деятельности, переобучению, овладению новой профессией;
  3.  Креативный – имеющий творческий и самостоятельный потенциал, генератор новых идей;
  4.  Коммуникабельный - умеющий взаимодействовать в информационном поле с другими людьми
  5.  Культурный – сохраняющий лучшие традиции прошлого, ответственный за будущее

Библиографический список

  1. Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? «Библиотековедение». Изд-во РГБ «Пашков дом». М., 2001. № 1.
  2. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н.и др. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности) - М.: Институт системного анализа РАН, 2007. - 64 с.
  3. http://ru.science.wikia.com/wiki. Информационное общество
  4. http://kremlin.ru/mainpage.shtml. Стратегия развития информационного общества в России.


Поделиться:

Снежный всадник

Финист - Ясный сокол

Городецкая роспись

Сочини стихи, Машина

Рождественские подарки от Метелицы