• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа по теме: «Телеинтервью как жанр устного публичного выступления»

Опубликовано Мошкина Наталья Алексеевна вкл 02.12.2016 - 15:11
Мошкина Наталья Алексеевна
Автор: 
Учащиеся 11 класса Полтавская А., Ульянова М.

Введение

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном общении, обусловленная рядом причин, так или иначе связанных с развитием демократии, техники и свободы слова. Для русского языка нашего времени, отражающего новую общественно-политическую и экономическую ситуацию в России, характерны процессы, ведущие к изменениям в структуре и содержании многих жанров речи. Современная действительность создает большое разнообразие коммуникативных ситуаций, одной из самых активных форм которых в наши дни становится публичный диалог и один из его наиболее распространенных жанров - телеинтервью.

Гипотеза

Телеинтервью  как жанр   устного публичного диалога располагает собственной типологией и базируется на тактике речевого поведения коммуникантов. Совершенствование умения проводить  телеинтервью как жанр публичного  диалога.

Цель исследования:

- выявить специфику жанра телеинтервью в рамках устного публичного диалога

Задачи исследования:

-выделить фазы телеинтервью;

- дифференцировать основные типы эфирного диалога;

-охарактеризовать тактику речевого поведения коммуникантов;

-определить критерии качества речи интервьюируемого;

-самостоятельное проведение телеинтервью

Объект исследования -  устная публичная телевизионная речь

 Предмет исследования- жанр телеинтервью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nou_zhanr_teleintervyu.docx33.41 КБ
Office presentation icon nou_zhanr_teleintervyu.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

                                     МКОУ Александровская СОШ

                                             Таловского района

                                           Воронежской области

                                    Научное общество учащихся

                                                  «Интеллект»

             Научно-исследовательская работа по теме:

     «Телеинтервью как жанр устного      

      публичного выступления»

                                          Выполнили работу учащиеся

                                                                               11 класса:

                                                                               Полтавская Александра,

                                                                               Ульянова Марина

                                                                               Научный руководитель: учитель  

                                                                               русского языка и литературы

                                                                               Н.А.Мошкина

                                                      2016

Введение

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном общении, обусловленная рядом причин, так или иначе связанных с развитием демократии, техники и свободы слова. Для русского языка нашего времени, отражающего новую общественно-политическую и экономическую ситуацию в России, характерны процессы, ведущие к изменениям в структуре и содержании многих жанров речи. Современная действительность создает большое разнообразие коммуникативных ситуаций, одной из самых активных форм которых в наши дни становится публичный диалог и один из его наиболее распространенных жанров - телеинтервью.

Гипотеза

Телеинтервью  как жанр   устного публичного диалога располагает собственной типологией и базируется на тактике речевого поведения коммуникантов. Совершенствование умения проводить  телеинтервью как жанр публичного  диалога.

Цель исследования:

- выявить специфику жанра телеинтервью в рамках устного публичного диалога

Задачи исследования:

-выделить фазы телеинтервью;

- дифференцировать основные типы эфирного диалога;

-охарактеризовать тактику речевого поведения коммуникантов;

-определить критерии качества речи интервьюируемого;

-самостоятельное проведение телеинтервью

Объект исследования -  устная публичная телевизионная речь

 Предмет исследования- жанр телеинтервью

 Методы работы:

метод наблюдения над речевым материалом с точки зрения системного анализа, описательный, а также метод сопоставления

Ход исследования:

-определение цели и задач исследовательской работы;

-ознакомление со справочной литературой;

-проведение наблюдения и  сравнения жанров телеинтервью;

-обработка данных материалов;

-отображение результатов в таблицах, презентации;

-составление отчёта о проведённом исследовании.

Глава 1. Телевизионное интервью - жанр и метод сбора информации.

Телевизионное интервью, как жанр и метод сбора информации, пользуется большой популярностью, как у журналистов, так и у языковедов. Наиболее точное определение интервью как вида журналистского творчества дал в своей книге С.Н. Ильченко: «Интервью – целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес».  Как жанр, интервью  отличается большим разнообразием: это интервью короткие и пространные, сенсационные и «дежурные», ожидаемые и эксклюзивные, проблемные и портретные.  Сейчас наблюдается обновление этого жанра на телевидении, связанное, видимо, с тем, что интервью в полевой структуре жанрового пространства политического дискурса относится к вторичным жанрам. Содержательное изменение структуры телеинтервью Т.И. Попова  усматривает в том, что современное телеинтервью  акцентировало свои интересы с предмета разговора на самого собеседника, что прослеживается в таких типах, как интервью с участником события, интервью с профессионалом (экспертом), интервью с личностью.

Речь во время интервью имеет сложную, многоярусную структуру и выступает в различных вариантах (различные стили, жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социо диалекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты речи способствуют успешному или неуспешному протеканию интервью.  Особое место в теории интервью следует уделить такому понятию, как воздействие. Изучением науки об эффективном общении занимались многие ученые. Речевое воздействие рассматривается И.А. Стерниным  как «наука о выборе подходящего, адекватного способа воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта» . К главным признакам стратегии относят гибкость и динамику, поскольку в ходе общения она подвергается постоянной корректировке и зависит от постоянно пополняющегося и изменяющегося контекста дискурса

Гостями телеинтервью  становятся люди из различных областей науки, творчества, социальной сферы, политики, шоу-бизнеса. В основном, беседа с тем или иным гостем всегда посвящена обсуждению злободневной темы или наиболее значимому событию страны. Материалом для исследования послужили тексты записанных  телеинтервью на материалах эфирного вещания каналов России. В роли интервьюируемых выступали разные по профессии и степени популярности люди: художественный руководитель ансамбля «Мелодия»,саксофонист Георгий Гаранян, известная фигуристка и телеведущая Ирина Слуцкая, политики, деятели искусства и культуры.

Глава 2.   Основные фазы телеинтервью

Интервью, как правило, проходит в прямом эфире (иногда и в записи)и продолжается 15-20 минут. В это ограниченное время, в присутствии телеоператора и других работников телестудии интервьюируемый должен свободно высказать свою позицию. Умение разговорить человека перед телекамерой и помочь ему держаться свободно  приходит с опытом, но этому можно учиться при ведении других типов публичных диалогов.

Когда журналист приступает к интервью, он предварительно продумывает общую макроструктуру предстоящего текста,  опираясь на особенности обсуждаемой культурной ситуации и личностные характеристики интервьюируемого лица. Как и всякий эпизод общения, телеинтервью имеет свои фазы: первая – контактоустанавливающая; вторая, основная, – концентрации внимания на теме или ряде тем; третья, заключительная, – фаза подведения итогов и прощания. Для каждой отдельной фазы характерны свои коммуникативные стратегии и тактики. Следует отметить, что именно в начале диалога чаще всего используется тактика «комплиментами», которая является характерным способом функционирования языковой личности как интервьюера, так и интервьюируемого в информационном жанре телевидения.

Далее – концентрация внимания на теме. Беседа может считаться эффективной, если сопровождается эмоционально положительными обращениями, которые очень часто используют ведущие информационных выпусков новостей. В диалоге следует различать, прежде всего, информативно-содержательную сторону («что сообщается») и формальную («как это содержание оформляется»). Поэтому при анализе коммуникативных стратегий и вместе с ними тактик следует учитывать тот результат, который хотят получить интервьюеры. При этом необходимо обращать внимание на такой фактор, как компетентность интервьюера, которая подразумевает собой, в том числе, и умение обладать определенными коммуникативными навыками, а именно: — формирование коммуникативной стратегии; — использование разнообразных тактических приемов коммуникации; — представление себя как участника коммуникативного процесса.

Подведение итогов разговора следует за цепочкой вопросно-ответной диалоговой единицы и выражает мнение журналиста о собеседнике, которое складывается по ходу беседы. Такой вывод-утверждение, сделанный на основе полученной информации, предполагает возможный комментарий, подтверждение или опровержение со стороны собеседника: Оценка.

Глава3. Типы телеинтервью.

Все фазы интервью подчиняются его жанровым особенностям. Различают интервью-расспрос, цель которого получение новой информации;

интервью-обмен мнениями, в центре внимания которого находится ' обсуждение общезначимой проблемы;

интервью-портрет, создающий образ интервьюируемого. Характер беседы зависит от того, с -какой целью пригласили интервьюируемого получить от него информацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.

В интервью-расспросе задача интервьюируемого предоставить запрашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист спрашивает, интервьюируемый отвечает. В ходе интервью интервьюируемому задают в основном вопросы открытого типа, т.е. вопросы, включающие вопросительные слова (что, где, когда, о чем, почему и т.д.); в основе этих вопросов лежит желание узнать новую информацию.

Рассмотрим телеинтервью Григория Гараняна, советского и российского джазового, классического и эстрадного саксофониста, художественного руководителя ряда музыкальных ансамблей, народного артиста Российской Федерации, с ведущим музыкального телеканала « Культура» Святославом Белзой.

Вед.: Вы начинали в конце пятидесятых?

Г.Гаранян: Профессионально- да. Я пришёл в оркестр Олега  Лунгстрема в 58-м году.

Вед.: что  Вас привело в музыку?

Г.Гаранян: Немного играл на рояле, а потом взялся починить оркестровый казённый саксофон, дома попробовал сыграть и , гдядишь, «Очи чёрные» смог сыграть для девочек, значит, всё- получается.

Вед.: В то время было, конечно, сложно играть джаз?

Г.Гаранян: В оркестре  Лунгстрема мы играли песни советских композиторов, которых, честно говоря, недолюбливали. Только сейчас я понял им цену. А джаз был вообще запрещён.

В интервью - обмене  мнениями задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, по и отстоять свое мнение.

В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.

Журналист, находясь в позиции хозяина по отношению к гостю, не может прямо высказывать свое мнение; по нашим стереотипным представлениям о поведении журналиста, его основная задача расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журналисты часто прибегают к высказыванию мнения в форме предположения. Примером тому служит ток-шоу с  Владимиром Познером. Он задает вопросы политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта.

 В интервью-портрете интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Интервью-портрет часто берут в неофициальной обстановке: дома или на даче у интервьюируемого (см., например, передачи «Герой дня без галстука», НТВ; «Пока все дома», ОРТ). Неофициальная обстановка располагает к шутливому, несерьезному тону разговора. Для такого разговора характерны разные темы, ассоциативность связей. И главной здесь – естественность. В интервью-портрете интервьюируемый может в качестве «хозяина» взять инициативную роль на себя. Он может заранее подготовить фотографии, любимое блюдо, может пригласить для участия в беседе своих детей и супругу (супруга).

Рассмотрим интервью –портрет с известной фигуристкой России, телеведущей и актрисой  в телепередаче «Наедине со всеми»  на первом канале с Ю.Меньшовой.

Вед.: А каковы секреты красоты  от Ирины Слуцкой?

И.Слуцкая: Красивой женщину делают, прежде всего, уверенность и позитивное мироощущение. Так что рецепты красоты для меня – это , прежде всего, здоровый сон, спортивный образ жизни и общество любимых людей.

Вед.: Что Вы пожелаете своим поклонникам?

И.Слуцкая: Занимайтесь спортом ,любите себя, радуйтесь жизни и твёрдо идите к намеченной цели, несмотря ни на что. Тогда у вас всё обязательно получится.

Глава4. Тактика речевого поведения. Качество речи интервьюируемого.

Интервьюируемый может использовать две тактики речевого поведения:

-тактику содействия(полные, правдивые ответы на вопросы);

-тактику противодействия(отказ ответить на вопрос или уклонение от ответа).

Тактика речевого поведения опрашиваемого может меняться в ходе интервью в зависимости от характера вопросов журналиста.

Речь интервьюируемого должна отвечать следующим критериям: должна  быть правдива; содержать информации не больше и не меньше, а ровно столько, сколько нужно; соответствовать теме разговора; быть понятной; не оскорблять слушающих.

Рассмотрим критерий -  понятность речи. Интервьюируемый должен учитывать специфику восприятия устной речи. Следует быть осторожными с использованием отглагольных существительных, лучше их заменить глагольными конструкциями . Не рекомендуется использовать очень длинные предложения, осложненные перечисленными рядами, причастными и деепричастными оборотами.

Давая телеинтервью, говорящий должен учитывать, что интервью носит публичный характер, предназначено для телезрителей. Он должен внимательно следить за репликами и комментариями журналиста, касающимися содержательной и языковой стороны диалога. Интервьюируемый должен учитывать, что он выступает перед миллионами телезрителей, зачастую не являющихся специалистами и обсуждаемой проблеме. Поэтому его речь должна быть достаточно конкретной, иллюстративной, доказательной и живой. Отрицательным качеством речи интервьюируемого является содержание в ней штампов. Следует избегать их употребления.

Таким образом, телеинтервью непростая задача. Каждый тип интервью требует от интервьюируемого определенного характера участия в беседе. В интервью-расспросе интервьюируемый является источником информации, поэтому важно, чтобы эта информация была правдивой, ее отбор был обдуманным, не наносил вред ни интервьюируемому, ни телезрителям, которые в большинстве своем слово с телеэкрана воспринимают как правдивое.

Глава 5. Интервью-расспрос в МКОУ Александровская СОШ

Интервьюируемые учителя МКОУ Александровская СОШ: Е.И.Мироненко, Н.А.Кравцова.

Вывод:

В интервью-расспросе интервьюируемые учителя являются источниками информации о выборе профессии. Речь Е.И.Мироненко и Н.А.Кравцовой –правдива, обдуманна, понятна для собеседника- всё это соответствует данному типу интервью.

Телеинтерьвью – расспрос с учителем математики Е.И.Мироненко.

Вед .:Елена Ивановна,здравствуйте.Вы как всегда хорошо выглядите!
Е.И.Мироненко: Спасибо!

Вед .:Елена Ивановна, вы выбрали профессию учителя.Вы с детства об этом мечтали ?

Е.И.Мироненко:Не сказать что с детства ,но когда пришло осознание,  сразу выбрала эту профессию.

Вед .:Мы знаем, что многие в вашей  семье имеют эту профессию:ваш муж, мама.Это помогает  или мешает вам в жизни?

Е.И.Мироненко: И не мешает и не помогает. У нас педагогическое образование ,но разные направления.Мама работает воспитателем в детском саду ,а Олег Иванович учитель более лёгкого предмета. Ещё бы тетради помогали проверять (смеётся).

Вед .: А какие положительные моменты в работе учителя? Не мешает ли она личной жизни?

Е.И.Мироненко:Я не совмещаю личную жизнь с работой.А положительные моменты есть, но хотелось бы больше.

Вед .: А что бы вы пожелали нам одиннадцатиклассникам при выборе будущей профессии?

Е.И.Мироненко: Хочется пожелать удачно сдать экзамены и поступить в высшие учебные заведения .В профессии самое главное - это то,чтобы она нравилась и вы с огромным желанием ходили на работу .И ,конечно, чтобы она была денежной.

Телеинтерьвью – расспрос с учителем начальных классов Н.А.Кравцовой.

Вед .: Здравствуйте ,Наталия Алексеевна!Мы рады снова с вами встретиться в дружественной атмосфере этого класса ,в котором мы когда-то учились.
Не хотите ли вы ответить на несколько наших вопросов?

Н.А.Кравцовой: Конечно,с удовольствием.

Вед .: Вы были нашим первым учителем в начальных классах ,а отличаемся ли мы от нынешних ваших учеников?

Н.А.Кравцовой:Безусловно,я помню вас третьеклассниками.Между вами есть сходства и различия.Вы были более внимательными,ответсвенными детьми.Однако,не могли справиться с новинками времени.Эти дети быстрее могут приспосабливаться к жизни.У каждого времени своя черта –и это нормально.

Вед .:Как же вы выбрали профессию учителя?

Н.А.Кравцовой:На выбор профессии повлияли мои родители- преподаватели.

Я не жалею об этом.

Вед .:Что для вас интереснее специальность филолог или учитель начальных классов?

Н.А.Кравцовой:К сожалению, филологом мне не пришлось работать. С 2006 года я работаю учителем начальных классов.Я поняла ,что я на своём месте.

Вед .:Кем вы видите нас в будущем?

Н.А.Кравцовой: Вас всех я вижу успешными и счастливыми людьми.Вы на пороге выбора ,и я думаю ,что каждый из вас примет правильное решение. Каждый из вас должен быть счастливым человеком.И я уверена ,что мы будем вами гордиться.

Вед .:Спасибо за интересную беседу.



Заключение

Исследование различных аспектов диалогической речи имеет в отечественном языкознании достаточно давнюю традицию. Основы теории диалога, заложенные в трудах ученых 20-30-х годов, находят органичное продолжение и развитие в 40-70-е годы и до нашего времени.

Исследование диалогового интервью как речевого жанра позволяет, таким образом, выявить основные коммуникативные тактики телеведущих разных каналов и речевые акты их реализации. При этом, анализ самих коммуникативных тактик, используемых ведущими различных телеканалов России, позволит выявить особенности функционирования основных тактик диалога ведения, и как результат, выявить доминирующие тактики общения, которые  приведут к наиболее эффективному и результативному завершению беседы.

Выводы исследования:

1.Так, в интервью-расспросе интервьюируемый является источником информации, важно, чтобы эта информация была правдивой, её отбор был обдуманным, не наносил вреда собеседникам.

2.В интервью-обмене мнениями собеседник должен быть достойным, умеющим высказать и защитить своё мнение.

3.Интервью – портрет- штучный товар. Его берут у людей известных, интересных, обладающих даром рассказчика.

Таким образом, телеинтервью - бурно  развивающийся жанр. Обилие программ, построенных в форме интервью или использующих его в качестве составляющей, свидетельствует о повороте общества к человеку, его личности и индивидуальности.

Практическое применение

Данная исследовательская работа будет использоваться при  проведении практических занятий по стилистике русского языка, в курсе коммуникативно-речевых дисциплин, спецкурсах  по изучению устной публичной речи.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. – М., 1975. - 276 с.
  2. Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя. - Ярославль, 1998.– 114с.

3.Апресян Ю.Д. Личная сфера говорящего и наивная модель мира // Семиотические аспекты формализации интеллектуальной деятельности: Школа-семинар "Кутаиси-85": Тез. докл. и сообщ. - М., 1985. – 432 с.

4. Степанов В.Н. К вопросу о спонтанной телевизионной речи // Тезисы докладов Степанов В.Н. Прагматические способы номинации речевой интенции говорящего (на материале спонтанной публичной речи). Автореф. канд. дис. – М., 1998. – 20 с.

    5.Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж,  

      2000.-27с.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Телеинтервью как жанр устного публичного диалога Работу выполнили: учащиеся 11 класса Александра Полтавская и Марина Ульянова Руководитель: учитель Н.А. Мошкина МКОУ Александровская СОШ Научно-исследовательская работа на тему:

Слайд 5

Объект исследования- устное публичная телевизионная речь. Предмет исследования- жанр телеинтервью. Методы работы: метод наблюдения, описания, сопоставления.

Слайд 8

1 Интервью-расспрос 2 Интервью-обмен мнениями 3 Интервью-портрет Типы телеинтервью

Поделиться:

Разноцветное дерево

Просто так

Ворона

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Есть ли лёд на других планетах?