С ХIX века в отечественной истории, за исключением небольших перерывов, образовательный процесс был непрерывно связан со школьной формой. Зарубежный опыт показывает, что, несмотря на неоднозначность подходов в разных странах, данная проблема является одной из наиболее обсуждаемых в обществе, особенно, в период глобализации и взаимной интеграции различных культур. В большинстве стран школьная форма является основным элементом одежды учащихся, т.к. несет в себе ряд положительных значений, таких как: социальное, дисциплинирующее, эстетическое и имиджевое. Актуальность темы обоснована тем, что с 1 сентября 2013 года во всех учреждениях общего образования на территории России для учащихся вводится единая форма одежды, согласно новому закону " Об образовании".
В первую очередь в процессе образования ученик должен стремиться к самоусовершенствованию в области науки, прикладного искусства и т.д. Он должен всесторонне развиваться, выявляя в себе новые качества. Задача государства — обеспечить условия для качественного получения учениками знаний, а также, насколько возможно, устранить неблагоприятные факторы, препятствующие процессу обучения. Следует отметить, что этих факторов чрезвычайно много, и устранить их все, пожалуй, невозможно. Тем не менее, анализируя историю и зарубежный опыт, можно выделить ряд приемов, позволяющих частично их устранить.
Один из приемов — это введение обязательной школьной формы, поскольку она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, она не дает визуального дробления, как для школьников, так и для преподавателей, не отвлекает внимания. Форма визуально собирает детей, мотивирует их к организованности во время учебы.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.72 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №94»
Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Психологический фактор влияния
школьной формы на процесс обучения
Работу выполнила:
Алескерова Наргиз Осман кызы
ученица 9- г класса.
Руководитель:
к.пс.н. Романова Эльвира Николаевна,
педагог - психолог
г. Нижний Новгород
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… | 3 | |
ГЛАВА 1. | Теоретическое обоснование понятия школьной формы и особенности её влияния на процесс обучения…….………. | 5 |
| 5 | |
| 8 | |
| 10 | |
ГЛАВА 2. | Исследование особенности влияния школьной формы на процесс обучения…………………………..………………….. | 16 |
| 16 | |
| 17 | |
| 21 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….. | 23 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….…… | 24 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..…… | 25 | |
ВВЕДЕНИЕ
С ХIX века в отечественной истории, за исключением небольших перерывов, образовательный процесс был непрерывно связан со школьной формой. Зарубежный опыт показывает, что, несмотря на неоднозначность подходов в разных странах, данная проблема является одной из наиболее обсуждаемых в обществе, особенно, в период глобализации и взаимной интеграции различных культур. В большинстве стран школьная форма является основным элементом одежды учащихся, т.к. несет в себе ряд положительных значений, таких как: социальное, дисциплинирующее, эстетическое и имиджевое. Актуальность темы обоснована тем, что с 1 сентября 2013 года во всех учреждениях общего образования на территории России для учащихся вводится единая форма одежды, согласно новому закону " Об образовании".
В первую очередь в процессе образования ученик должен стремиться к самоусовершенствованию в области науки, прикладного искусства и т.д. Он должен всесторонне развиваться, выявляя в себе новые качества. Задача государства — обеспечить условия для качественного получения учениками знаний, а также, насколько возможно, устранить неблагоприятные факторы, препятствующие процессу обучения. Следует отметить, что этих факторов чрезвычайно много, и устранить их все, пожалуй, невозможно. Тем не менее, анализируя историю и зарубежный опыт, можно выделить ряд приемов, позволяющих частично их устранить.
Один из приемов — это введение обязательной школьной формы, поскольку она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, она не дает визуального дробления, как для школьников, так и для преподавателей, не отвлекает внимания. Форма визуально собирает детей, мотивирует их к организованности во время учебы.
Объектом исследования являются участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители.
Предмет исследования: особенности влияния школьной формы на процесс обучения.
Цель исследования: изучить особенности влияния школьной формы на процесс обучения в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование понятия школьной формы и особенности её влияния на процесс обучения
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии и 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали вне положенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. А дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
1918г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазной пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы » старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженная и подневольная положение. Но этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка – бедность. Ученики не ходили в школу в то, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
В СССР школьная форма в несколько раз менялась. Существовала несколько моделей. У девочек – коричневое классическое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательно. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые или белые банты.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Покрой формы стал более тождествен тем направлением моды, которые имели место с1960-х годах. Правда, повезло только мальчикам. У них в середине 1970-х годах серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.
Для девочек в 1984 году был введен костюм – тройка синего цвета. Состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В 1992 году была отменена школьная форма в школах Российской Федерации.
Современная школьная форма. В. Зайцев, художник-модельер: «Тот цинизм, с которым дети относятся к педагогам, к среде, в которой находятся, неорганизованность детей связаны с одеждой – с рваными джинсами, куртками. Необходим классический английский стиль, который является азбукой хорошего вкуса, с детства надо приучать к этому. Но я не за то, чтобы школьная форма была для всех одинакова, как раньше. Носили коричневые платья с белым фартуком, целую неделю, не могли стирать. Нет, нет, вот многослойная одежда, ансамбль из 3-5 взаимозаменяемых вещей, не меняющих образа…»
По мнению дизайнера М. Маро, педагоги, выбирая форму для учеников, должны, прежде всего, примерить её на себя. Смогут ли они сами ходить в школу в такой же из одежде из чувства корпоративности? Обсуждая возможные цвета, дизайнер протестует против клетчатых тканей: «Я бы не смогла часами смотреть в клетчатую спину перед собой или на воротничок в полосочку.
И. Кон, доктор философских наук, академик РАО: «Форма нужна, но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И ещё не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет. Я не одобряю милитаризацию и формализацию в одежде, но в школьной форме ничего такого не вижу: у школьников есть достаточно средств проявить свою индивидуальность и вкус. Форма дисциплинирует и подтягивает. Преимущество формы в том, что всё-таки рабочая одежда, а не праздничная одежда. А школа – место работы.…Другое дело, если правила потребуют носить форму постоянно, демонстрирую корпоративную принадлежность – это может вызвать протест, как было в своё время в старой гимназии».
Зарубежная школьная форма. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.
В Германии нет единой формы, ведутся дебаты о её введении. В некоторых введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так, как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций.).
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (дресс-код). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и тёмные брюки для мальчиков и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Являясь составной частью предметного мира, в котором живут подростки, школьная одежда выполняет определенный комплекс функций. Под функцией одежды понимают характеристику, определяющую реальное выполнение изделием своего назначения, т.е. реализации в процессе потребления свойств изделия, определяемых назначением и морфологией[2].
Функции изделия многообразны, и чтобы создать функциональный «портрет», необходимо типизировать функции и выделить из них наиболее доминантную, т.е. несущую главенствующее значение [3].
В связи с этим, на основе литературного анализа [2,4, 3] и с учетом выше сказанного в данной работе разработана структурная схема основных функций современной школьной, детской одежды.
Функции одежды | |||||||||||||||||||||
Утилитарная | Информационно-эстетическая | Воспитательная | |||||||||||||||||||
Защитная | Физиолого-гигиеническая | Преобразующая | Информационная | Эстетическая | Этико-психологическая | Уравнительная | |||||||||||||||
Неблагоприятные воздействия окружающей среды | Механическое повреждение | Неблагоприятное воздействие производственной среды | Удобство в статике и динамике | Комфортное состояние микроклимата пододежного воздуха и нервной системы | Адаптация одежды | Образ жизни и социальное положение | Назначение одежды, современность и новизна | Роль и статус носителя | Совершенство композиционного и цветового решения модели | Соответствие моде и стилю | Товарный вид | Формирование модели поведения в обществе | Формирование ценностной ориентации | Чувство ответственности | Чувство меры в одежде | Опрятность и аккуратность | Вкус и чувство прекрассного | Единый конструктивный строй, материал, цвет и т.д. | |||
Школьные условия | Возрастные изменения | Динамические изменения | Климатические изменения | ||||||||||||||||||
Рис. 1. Схема основных функций современной школьной, детской одежды
С приходом в школу ребенка меняется образ жизни: появляются новые обязанности, распорядок дня, занятия согласно учебному процессу. Дети старшего возраста более активно приобщаются к различным видам деятельности. В связи с этим одежда приобретает все большую унификацию и целесообразность. Появляется необходимость в специализированной одежде (по видам спорта, профилю работы в учебных мастерских, в кружках и т.п.) [4]. Костюм, как вид коммуникации, проявлять в выражении определенной информации о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени, уровне материальной жизни общества и культуры [3]. Детская одежда несет информацию не только о потребителе (ребенке), но и о его родителях (социальное положение, уровень доходов и жизни, вкусы и предпочтения и т.д.), т.к. одежду для ребенка, как правило, покупают родители. Одежда, предназначенная для торжественных случаев, прежде всего, выдвигает требования, направленные на выполнения эстетических функций [2, 3, 5].
Воспитание у детей чувства прекрасного закладывается с раннего детства, а одежда является одним из самых ярких проявлений внешней среды. Из вышесказанного следует, что эксплуатационные и гигиенические требования в нарядной одежде не являются основными, и иногда находятся в противоречии с композиционным решением одежды для торжества. Но в любом случае при проектировании детской одежды их необходимо учитывать.
на психологическое развитие обучающихся и процесс обучения
Многие психологи и психотерапевты высказываются против школьной формы, полагая, что она приводит к «уравниловке», потере индивидуальности, может вызвать чувство забитости, либо, наоборот, спровоцировать эпатажное поведение у подростков. Но с другой стороны «Бесформенная свобода», также отрицательно сказывается и на психике ребенка. Отсюда первая задача школьной формы — замаскировать социальное неравенство в детской среде.
По мнению многих психологов, личность учащегося в школьной среде оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Если ребенок не имеет привычки одеваться в том стиле, в котором ему психологически уютно, он беззащитен. В этом случае единая форма для всех не очень хороша. А вот если она выступает как эмблема учебного заведения, которому есть, чем гордиться (традициями, уважительным отношением к ученикам, высоким уровнем образования), тогда она уже будет своеобразной психологической защитой. Чем плоха «уравниловка» для подростка? Подросток — это комок внутренних противоречий. Если у него нет возможности самовыражаться хотя бы в одежде, то это может привести к вызывающему поведению либо, наоборот, к подавленности ребенка.
Как любой другой человек ученик нуждается в уважении к собственной личности, и выбор стиля одежды для школьников должен выходить именно из этого уважения. К примеру: как известно, развитие сексуальности происходит именно в подростковый период. В одежде нынешних школьниц она часто выражается в голых пупках, мини-юбках, колготках в сеточку, туфлях на шпильке и так далее.
В условиях обязательного ношения школьной формы можно столкнуться со следующими ситуациями:
1. форма не соответствует направлению моды, ее ношение вызывает дискомфорт. В таком случае существует вероятность появления закомплексованности в общении и скованности у подростков;
2. школьная форма для девочек продумана в соответствии с современными тенденциями моды, она женственная и изящная. Форма вызывает интерес, она не отягощает учениц. Такие костюмы могут восприниматься, как «dress code» школьной корпорации и появление закомплексованности в связи с ее ношением сведено к минимуму.
Ярким примером соответствия форменной одежды вкусам современной молодежи может послужить Япония. В этой стране форма считается образцом подростковой моды. Совсем недавно она была символом строгого контроля и подавления детской индивидуальности, а сейчас школы приглашают к сотрудничеству японских модельеров для создания более эффектных моделей для школьников. Ученицам настолько нравятся их школьные костюмы, что они зачастую одевают их вне школы как повседневную одежду. Даже те, кто не учится в школе, порой подражают ученицам, они носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.
При подборе одежды для школьников следует помнить об их индивидуальных особенностях, особенностях климатической и социальной среды, в которой она используется. Также необходимо учитывать то, что одна и та же одежда быстро надоедает. Часто стремясь одевать детей красиво, разнообразно и модно родители могут оказать отрицательное влияние на формирование ценностных ориентаций не только своих, но и чужих детей, так как у одних воспитывают ложное чувство превосходства, а у других — зависть и чувство неполноценности.
В юношеском возрасте особенно проявляется стремление к самоутверждению путем использования престижной одежды. Выработанная с детства привычка к потреблению дорогих товаров может перерасти в потребительство, потребление превращается в средство социального самоутверждения, а достижение материального благополучия становится целью жизни. Поэтому требуется повысить внимание к воспитательной функции одежды со стороны работников науки, а также родителей и педагогов.
Особенности физического развития различных половозрастных групп детей неразрывно связаны с психологическими особенностями, которые выражаются в восприятии цвета и рисунков, в отношении к моде и т.д. так, например, установлено, что дети 7-11 лет больше всего любят красный и синий цвет и не любят черного, фиолетового и коричневого цвета. От правильного сочетания цветов, как показали специальные исследования, зависит бодрость и оптимистическое настроение, работоспособность детей. Это обязательно необходимо учитывать при выборе школьной формы.
К примеру: психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение. Сочетание цветов типа черно-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый или разбавленный зеленый цвет они активизируют умственную деятельность. А синий, к примеру, положительно влияет на мыслительные процессы.
Также не следует забывать о специфике физиологии детей. Так, в процессе роста дети в отличие от взрослых нуждаются в большем притоке в организм кислорода. Это обусловлено тем, что ребенок неспособен к глубокому дыханию, а частота дыхания у него в 3-3,5 раза больше по сравнению с взрослыми. Поэтому у детей возрастает роль кожного дыхания. С другой стороны, высокая подвижность детей, более интенсивная в отличие от взрослых, отдача их организмом тепла также обусловливают повышенную потребность в вентиляции под одёжного пространства и обеспечения необходимого теплового комфорта. Отмеченные особенности функционирования детского организма предопределяют ряд специфических требований к школьной форме — ее массе, степени прилегания, размерам, применяемым материалам и др. Несомненно, если ткань «дышит» и детское тело получает достаточное количество кислорода, то и учиться он будет лучше.
Форменная одежда дисциплинирует класс и настраивает детей на учебный процесс. Используя принципы трансформации в конструкции формы можно не только расширить функциональные возможности предмета одежды и увеличить ее ассортимент, но и избежать однообразия. К примеру: можно разработать яркие и красивые сарафаны, жилеты и пиджаки. Под них, уже по своему усмотрению, можно носить водолазки, блузки, рубашки, варьировать отдельные элементы костюма при этом оставаться в форме и, в то же время, чем-то отличаться от окружающих. В таком случае ребенок никогда не потеряет своей индивидуальности.
Форма стирает социальное неравенство, и дети из малообеспеченных семей выглядят не хуже других.
Кроме того, в условиях обязательного ношения формы дети воспитывают в себе свойства бережного обращения с вещами.
По мнению специалистов, школьная форма на 60% улучшает дисциплину и успеваемость в классе, прививает детям вкус к деловому костюму в будущем.
Введение форменной одежды со временем должно научить школьников выделяться не модным одеянием, а исключительно умственными способностями.
Психологи не имеют однозначного мнения по поводу школьной формы. Но большинство все же считает, что школьная форма действительно дисциплинирует учеников, позволяет обойти «острые углы» (типа глубоких декольте, спортивных костюмов на каждый день и т.д.).
Для детей младшей возрастной группы форма является признаком взросления, поэтому они ее носят охотно. Одеваясь как все, ребенок понимает — он теперь взрослый.
Подростки 10 -14 лет уже осознают себя самостоятельной личностью и стремятся не отставать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Поэтому убедить их в целесообразности и важности школьной формы сложнее.
Тем не менее, большинство психологов высказывается за форменную одежду. И, не смотря на то что, она может привести к, своего рода, уравниловке, несомненным остается ее главное преимущество — подростки, скорее всего, не обзаведутся очередным комплексом неполноценности из-за недостаточно красивой и дорогой одежды, а для родителей она решит извечную проблему— в чем отправить ребенка в школу.
И так, еще раз подчеркнем позитивные стороны введения школьной формы:
- школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей;
- форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные»;
- единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Добавить к этим аргументам можно только то, что внешний вид - это вторичный аспект по отношению к внутренним качествам человека. И очень важно научить, ребенка проявлять свою индивидуальность через поступки и мысли, а не через «красивую обертку» одежды.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что форма - необходимый атрибут образовательного процесса, способ решения важных возрастных и психологических проблем школьного возраста.
ГЛАВА 2. Исследование особенности влияния школьной формы
на процесс обучения
С целью выявления отношения участников образовательного процесса к школьной форме в средней общеобразовательной школе № 94 Ленинского района города Нижнего Новгорода нами был разработаны анкеты для обучающихся «Модный приговор» или школьная форма?» и для педагогов «Ваше отношение к школьной форме?», которые представлены в Приложение 1и 2.
В исследовании приняли участие 110 школьников, из них;
26 человек 5-б класса,
23 человека – 6-а класса,
25 человек – 7-а класса,
19 человек – 8-в класса,
17 человек – 9-г класса.
А так же 30 педагогов, преподающие в начальной и средней школе.
Цель исследования: изучить особенность влияния школьной формы на процесс обучения.
Задачи:
- разработать анкеты для участников образовательных отношений;
- изучить мнение обучающихся и педагогов об особенности влияния школьной формы на процесс обучения;
- на основе проведенного анкетирования сделать обобщенные выводы;
- разработать рекомендации по выбору цвета школьной формы.
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
Рис.2. Результаты анкетирования участников образовательного процесса о влиянии школьной формы на психологическое состояние обучающихся
На вопрос считаете ли вы, что школьная форма подавляет индивидуальность учеников, все педагоги без исключения ответили отрицательно, 70% девочек ответили, что «да» и 50% мальчиков ответили так же.
Большинство участников образовательного процесса: 80% учителей 70% девочек и 50% мальчиков считают, что в школьной форме чувствуют себя серьезней.
Следующий вопрос был «влияет ли школьная форма на дисциплину в классе?» 50% учителей ответили да, 30% девочек и 20% мальчиков тоже ответили да.
90% учителей, 80% девочек и 70% мальчиков считают, что школьная форма устраняет социальные неравенства.
Рис.3. Результаты анкетирования участников образовательного процесса о влиянии школьной формы на психологическое состояние обучающихся (продолжение)
На вопрос должна ли быть единая школьная форма или строго деловой стиль почти все ученики проголосовали за строго деловой стиль 90%, мнение учителей разделились 50/50.
На вопрос потеряет ли школьная форма свою актуальность в будущем все учителя единогласно ответили нет, 70% девочек ответили нет и 50% мальчиков тоже ответили нет.
На вопрос хотели бы вы, что бы школьная форма продолжала своё существование все учителя ответили да, 50% девочек и 30% мальчиков ответили так же.
А на вопрос нужна ли школьная форма 80% девочек, 70% мальчиков ответили, что да и все учителя с ними согласились. На вопрос «в чем вы видите наиважнейший плюс школьной формы?» большинство учителей (90%) ответили, что школьная форма дисциплинирует учеников. Многие ребята ответили, что «все выглядят одинаково» (50%) и форма устраняет социальные неравенство (35%). И лишь малая часть ответили, что ни в чем не видят плюсов школьной формы (15%).
На вопрос «в чем вы видите наиважнейший минус школьной формы?» в основном все учителя ответили, что у школьной формы нет минусов и всего один учитель сказал, что минус состоит в том, что её делают из вредных для здоровья материалов. Ученики увидели наиважнейший минус школьной формы в её неудобстве (75%). Малая часть учеников сказали, что школьная форма подавляет их индивидуальность (25%).
На вопрос «хотели бы вы, что бы школьная форма продолжала своё существование?» все учителя без исключения ответили да. А что касается учеников, их мнения разделились. Но большинство за школьную форму (75%).
Для разработки рекомендаций для родителей по выбору цвета школьной формы в анкете подростков были дополнительные вопросы:
Результаты исследования мнения подростков о степени влияния цвета школьной формы на их настроение показали, что, ощущение теплоты, бодрости, веселья, создает хорошее настроение - 42 % мальчиков назвали красный, девочки не выбрали это цвет, но 20% девочек выбрали этот цвет в сочетании с черной клеткой как элементы одежды.
Цвет, который вызывает ощущение спокойствия и сдержанности 46% мальчиков и 33% девочек выбрали зеленый цвет, 46% мальчиков и 27% девочек.
Состояние созерцательности и размышления по мнению большинства девочек 70% и 55 % мальчиков отдали предпочтение фиолетовому и синему цветам.
Цвет понижающий активность и эмоциональное напряжение -16% мальчиков выбрали черный, 16% - коричневый, 35% -девочек выбрали серый цвет.
Цвет понижает активность, при его длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства 58% мальчиков и 50% девочек назвали черный цвет. Так же отметили, что этот цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом 64% мальчиков и 70% девочек обучающихся, и 24% мальчиков и 15 % девочек выделили в эту категорию серый цвет.
На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Школьная форма настраивает учеников на учебный процесс и они чувствуют себя серьезней, но она не играет основную роль в дисциплине на занятиях.
2. Благодаря школьной форме социальные неравенства не так ярко выражаются, хотя она и не устраняет их полностью.
3. Не все ученики довольны введением школьной формы, но не отрицают того, что она необходима для учебного процесса.
4. К цветам, негативно влияющим на большинство опрошенных респондентов единодушно отнесли черный, коричневый, серый цвет;
5. Наиболее приемлемые тона для школьной формы – зеленый, фиолетовый и синий цвета.
При выборе цвета школьной формы советуем вам руководствоваться следующими цветовыми характеристиками:
В школе необходимо осторожно использовать красный цвет в выборе школьной формы, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой (необходимо учитывать в начальной школе, где повышена активность обучающихся). Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить совсем, этот цвет может быть комбинирован.
Отдавать предпочтение зеленому цвету в гардеробе школьника необходимо дозированно (как элементы или комбинации с другими цветами), поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства.
Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач.
Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его использовать в одежде приимущественно.
Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.
В одежде лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать неожиданные эмоции. Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Но результаты нашего исследования показывают выбор серого не самым удачным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные задачи, которые решает форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебное заведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выходят знания, а не доход родителей.
Для подростков, учеба в школе – это работа. Строгие костюмы напоминают нам об этом. И от этого мы чувствуем себя старше и взрослее. В школе нужно учиться, а не отвлекаться на разглядывание того, кто в чём пришел. Школьная форма усиливает нашу безопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачивает учеников в коллективе, формирует командный дух.
Вся история развития школьной формы говорит о том, что взрослые (наши родители), наше государство старались и стараются предусмотреть и продумать при разработке и введении формы очень много разных вопросов и нюансов – но при этом никогда не учитывалось мнение самих школьников.
Эта тема представляется мне интересной и актуальной, я думаю взрослым будет важно и интересно узнать, что же думают сами ученики (их дети) о школьной форме. Надеюсь, я смогла им в этом помочь разобраться.
Ведь всех интересует, как сделать так чтобы в нашей стране росли грамотные, воспитанные и красивые дети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. [Текст]: пособие для родителей/ Как преодолеть трудности в общении с ребенком. М., 2000.
2. Букина,А.Б. Современная школа: все ЗА и ПРОТИВ. [Текст]: учебное пособие для педагогов и родителей / А.Б.Букина. - М.: Просвещение, 2008. 143с.
3. Евстафьев, Б.Н. Современная школьная форма в корпоративной этике школы [Текст] / Б.Н.Евстафьев // Психологическое здоровье школьников – российская научно- практическая конференция. -М.: 2002. -С. 53-54.
4. Желудев, С.А. Социально-психологическое развитие детей и подростков [Текст]: учебное пособие для педагогов/ С.А.Желудев.- М.: Нолидж, 1994. - 362с.
5. Кулибин, А.М. Художественно-просветительская работа в российских школах [Текст]/ А.М.Кулибин // Обозрение духовного воспитания детей и подростков. -М.: 2006. - С. 8-15.
6. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб., 2004.
7. Педагогический энциклопедический словарь[Текст] /гл.ред. Б.М.Бим-Бад; редкол. М.М.Безруких [и др.]. -М.: Большая российская энциклопедия, 2002. -528с.: ил.
8. Сорлби, У. Ключи от власти [Текст]: учебное пособие/ Уильям Сорлби.- М.: Экспресс. - 197с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Модный приговор» или школьная форма?»
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (РОДИТЕЛЕЙ)
«Ваше отношение к школьной форме?»

Извержение вулкана

Самодельный телефон

Аэродинамика и воздушный шарик

Хитрый коврик

Круговорот воды в пакете