Исследовательская работа по теме: "Сколько весит здоровье ученика?"
Вложение | Размер |
---|---|
skolko_vesit_moyo_zdorove.doc | 107 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема «Сколько весит моё здоровье?»
На уроках мы постоянно слышим от учителя: «Сядьте правильно!», «Следите за осанкой!», «Берегите свое здоровье!», «Не носите лишнего в ранцах!». Ежедневно, идя в школу, я наблюдаю за тем, как учащиеся начальной школы несут неподъёмные портфели за спиной. Тяжёлые ранцы оказывают пагубное влияние на наше здоровье. Это подтолкнуло меня исследовать проблему тяжёлых ранцев.
В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы: Сколько должен весить ранец? Каким должен быть «правильный» ранец? Как влияет тяжелый ранец на осанку ребенка?
Цель, которую я поставила перед собой в исследовании - выяснить, как влияет масса школьного портфеля на здоровье ученика, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжести за спиной.
Задачи, которые необходимо решать для реализации цели:
- выяснить, сколько должен весить портфель:
- доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью;
- разработать рекомендации по разрешению данной проблемы.
Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 3 «В» класса
Гипотезы исследования
Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
- анализ научной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме
- сбор информации из книг и журналов
- наблюдение
- проведение экспериментов:
- обобщение полученных результатов
- разработка презентации по данной теме.
Результаты исследования.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная одежда и обувь. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно ещё такое качество как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300г;
- 5-6-х классов – 400г;
- 7-8-х классов – 500г;
- 10-11-х классов – 600г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт.ст., а на правое – 110 мм рт.ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушению осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 22 человека.
План эксперимента
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, я увиделиа, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе есть:
3 человека с нарушением осанки;
19 человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Эксперимент №1
Я решила проверить соответствует ли масса портфеля гигиеническим нормам.
Для этого взвесила портфели у одноклассников и измерила собственную массу учеников, результаты записала в таблицу. Вместе с медсестрой для каждого ученика определили «правильный» вес портфеля по формуле: m/п = m/у : 10, где m/п - масса портфеля ученика, m/у – масса тела ученика.
№№ п/п | Ф.И. ученика | Масса тела (кг) | Правильная масса ранца (кг) | Реальная масса ранца (кг) |
1. | Алваджян Нарине | 36 | 3,6 | 3, 6 |
2. | Бочтовая Катя | 36 | 3,6 | 4, 3 |
3. | Владимирова Маша | 39 | 3,9 | 4, 2 |
4. | Гром Лиза | 32 | 3,2 | 3, 2 |
5. | Гурбанова Диана | 29 | 2,9 | 3, 9 |
6. | Демидов Денис | 39 | 3,9 | 3, 5 |
7. | Дергаусова Таня | 27 | 2,7 | 3, 8 |
8. | Кириленко Аня | 26 | 2,6 | 3, 9 |
9. | Коваленко Ксюша | 29 | 2,9 | 3, 5 |
10. | Кравченко Яна | 33 | 3,3 | 3, 3 |
11. | Красносвободцев Д | 38 | 3,8 | 4, 9 |
12. | Коновалов Кирилл | 36 | 3,6 | 3, 5 |
13. | Кундрюков Ваня | 33 | 3,3 | 3,2 |
14. | Мадоян Федосий | 32 | 3,2 | 3, 1 |
15. | Макеев Никита | 34 | 3,4 | 3, 4 |
16. | Мамонов Илья | 35 | 3,5 | 3, 5 |
17. | Молодшева Лиза | 29 | 2,9 | 3, 8 |
18. | Нестеренко Богдан | 39 | 3,9 | 3, 8 |
19. | Пеньков Глеб | 32 | 3,2 | 3, 0 |
20. | Рудченко Аркадий | 36 | 3,6 | 3,5 |
21. | Семёнов Костя | 34 | 3,4 | 3, 3 |
22. | Черноусова Алина | 30 | 3,0 | 3, 0 |
Вывод: В ходе эксперимента я увидела, что масса «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу. Поэтому решила выяснить причины несоответствия. Может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и я решила взвесить все ранцы без школьных принадлежностей. В проведении экспериментов мне помогали мои одноклассники.
Эксперимент №2
Попыталась выяснить соответствует ли масса «пустого портфеля» санитарным нормам. Я узнала у учителя, что масса пустого ранца должна равняться 500г. Потом взвесила ранцы без школьных принадлежностей у одноклассников и сравнила с гигиеническими нормами.
№№ п/п | Ф.И. ученика | Масса пустого ранца (г) | Выводы |
1. | Алваджян Нарине | 500 | Норма |
2. | Бочтовая Катя | 500 | Норма |
3. | Владимирова Маша | 750 | Выше нормы |
4. | Гром Лиза | 600 | Выше нормы |
5. | Гурбанова Диана | 600 | Выше нормы |
6. | Демидов Денис | 500 | Норма |
7. | Дергаусова Таня | 770 | Выше нормы |
8. | Кириленко Аня | 700 | Выше нормы |
9. | Коваленко Ксюша | 600 | Выше нормы |
10. | Кравченко Яна | 500 | Норма |
11. | Красносвободцев Д | 780 | Выше нормы |
12. | Коновалов Кирилл | 700 | Выше нормы |
13. | Кундрюков Ваня | 700 | Выше нормы |
14. | Мадоян Федосий | 480 | ниже нормы |
15. | Макеев Никита | 720 | Выше нормы |
16. | Мамонов Илья | 660 | Выше нормы |
17. | Молодшева Лиза | 500 | Норма |
18. | Нестеренко Богдан | 500 | Норма |
19. | Пеньков Глеб | 450 | ниже нормы |
20. | Рудченко Аркадий | 710 | Выше нормы |
21. | Семёнов Костя | 450 | ниже нормы |
22. | Черноусова Алина | 500 | Норма |
Выводы
Я увидела, что у 10 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,45 кг. Однако у 12 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого я записала все учебные пособия и взвесила их: «Чтение»-200г; «Математика»-230г; «Русский язык»-280г; «Окружающий мир»-285г; дневник-100г; «Английский язык»-300г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает во вторник и четверг: 4,5кг (без сменной обуви). А в данные дни он должен быть менее загруженным. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и пятницу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42кг (без сменной обуви). Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Я подумала, как же облегчить свой портфель? Как сохранить свое здоровье?
И вот к каким выводам пришла:
1. Брать в школу только необходимые вещи.
2. Заменить тяжёлый пенал лёгким.
3. Изначально при выборе портфеля в магазине надо учитывать его вес.
4. Сменную обувь, спортивную форму оставлять в кабинете.
5. Выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы спины, следить за своей осанкой.
Заключение.
В результате исследования я пришла к такому выводу: если мы научимся с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.
Я предлагаю, разработанные нами рекомендации, для родителей и учеников.
Рекомендации ученикам
Рекомендации родителям
Рекомендации учителям и работникам школ
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рукавичка
Сочини стихи, Машина
Госпожа Метелица
Рисуем подснежники гуашью