В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с использованием глобальной компьютерной сети – Интернет. В последнее время виртуальное общение в Интернете приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osobennosti_internet-obshcheniya.docx | 167.92 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
«Школа № 79» г.о. Тольятти
Проект по теме
«Особенности Интернет-общения на английском языке»
Автор: Житлова Анна 11 «А»
Соавтор: Понетайкина Алена 9 «В»
Руководитель: Логинова Т.А.
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с использованием глобальной компьютерной сети – Интернет. В последнее время виртуальное общение в Интернете приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. Этот вид коммуникации потребовал новых языковых средств либо трансформации старых.
Предмет исследования: особенности общения в сети Интернет.
Объект исследования: языковые средства сетевой коммуникации в английском языке.
Цель исследования: изучить особенности языковых средств коммуникации
в сети Интернет.
Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить организацию общения через Интернет и определить его основные формы;
2. рассмотреть языковые особенности общения в сети Интернет;
3. изучить эмотиконы как способ общения в интернете;
4. провести социологический опрос среди учащихся 9-11 классов и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: поиск и изучение публикаций по теме, социологический опрос, обработка и анализ полученных результатов, построение диаграмм.
Мы предположили, что для учащихся старших классов языковые средства сетевой коммуникации имеют преимущества по сравнению с общепринятыми способами личного общения.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
1.1. ФОРМЫ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ
Популярность сети интернет растет с каждым днем и вместе с ней - количество людей, посещающих ее, поскольку интернет способствует реализации трех основных потребностей человека: коммуникативной, познавательной и развлекательной. Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п. Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями. Примерами решения развлекательной потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными людьми посредством интернета.
В интернете есть множество форм общения. Основными являются:
Электронная почта - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.
Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.
Достоинства электронной почты:
Недостатки электронной почты:
В настоящее время любой начинающий пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик, достаточно зарегистрироваться на одном из интернет-порталов.
Форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Суть работы форума заключается в создании пользователями (посетителями форума) своих тем с их последующим обсуждением, путём размещения сообщений внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользователи могут комментировать заявленную тему, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Внутри темы также могут устраиваться опросы (голосования). Вопросы и ответы сохраняются в базе данных форума, и в дальнейшем могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которые могут зайти на форум, зная адрес сайта, или получив его от поисковых систем при поиске информации.
Тематика форумов может быть самой разнообразной, охватывая все сферы жизни, и определяется либо владельцами форума или его администрацией, либо зависит от контингента участников. При этом форумы могут быть как специализированные, например, посвящённые музыке или какому-либо музыкальному жанру, а также узкоспециализированные, посвящённые какой-либо музыкальной группе или исполнителю, так и без специализации. В этом случае пользователи сами выбирают темы интересные им. Форумы могут существовать как автономно, без привязки к какому-либо сайту, так и быть частью веб-порталов.
На уважающих себя форумах администрация жестко следит за соблюдением правил. Для этого из числа активных читателей выбираются модераторы. Они имеют возможность удалить сообщение или тему. А также перенести тему в другой раздел, если она была открыта в неправильной категории. Если такое происходит, то модератор должен сообщить автору причину, указать пункт правил, который был нарушен.
Обычно модераторы следят за порядком на общественных началах, не получая от этого материального вознаграждения. На больших форумах администраторы, чтобы не нагружать модераторов работой, закрепляют для определённого раздела.
Чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться. В последнее время чаты значительно расширили свой функционал. Например, появились возможности помещать одного или нескольких пользователей в игнор, сообщения которых после этого перестают быть видимыми тому, кто поместил их в игнор, при том для данной операции необязательно быть модератором или администратором чата. Такое бывает необходимо, когда пользователь не нарушает правила чата, но в то же время неприятен, либо пользователь по какой-то причине небанится, то есть не наказывается администрацией чата за своё поведение
Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, Viber, WhatsApp или даже SMS.
Чат - это способ общения между людьми в любом формате: видео, аудио или текстом. Чат можно использовать для личных целей, а также для организации работы сотрудников. Сейчас молниеносно развивается наемная работа через интернет. Большие корпорации не хотят платить за офис и поэтому нанимают фрилансеров, которые работают дома, а общение между работодателем происходят через чаты.
Социальная сеть - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.
Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 года, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
Блог (англ. blog, от weblog - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
В современных словарях слово «блог» имеет самые разные значения. Блог — это смесь личного дневника и глянцевого журнала, который размещается в Интернете. В отличие от реальных дневников, которые читают только сами авторы, записи интернет-дневников принято выкладывать на всеобщее обозрение. И как глянцевые журналы, блоги имеют яркую индивидуальность, оригинальное содержание и свою читательскую аудиторию.
Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Смысл существования блога заключается в регулярной публикации новых постов (от англ. blogpost — «запись в блоге»). Каждый пост — это событие, сравнимое с выходом нового номера журнала. Читатели блога имеют возможность обсудить записи блога в комментариях, одобрить их или раскритиковать. Часто комментарии по ценности информации не уступают обсуждаемой статье.
Записи могут быть не только текстом, но и записанными аудио- или видеороликами. Не так важно, какую форму имеют посты, главное, чтобы материал в блоге был авторским, а его подача — уникальной.
Тогда блог может завоевать любовь и уважение большой аудитории читателей. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, веб-форумами и чатами.
Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.
Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания PyraLabs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.
В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.
1.2. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Как отмечают ученые, в современном интернет-общении весьма активно идут процессы, определенные В. Г. Костомаровым как «карнавализация языка». Показателем так называемой «карнавализации» являются «страсть к искривленному цитированию, обостренное внимание к языковым искажениям и насилиям». То есть формируется особый русский язык – олбанский язык.
Олбанский язык (жаргон падонков) - распространившийся в Рунете в первой половине 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов, частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов.
Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернета потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых:
- сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику;
- возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки имеет свою языковую специфику;
- игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.
К тому же ситуация установления и поддержания контакта постоянно приводит к коммуникативному новаторству, делая это общение необыденным и оригинальным. Креативность языковой виртуальной личности в коммуникативном пространстве сети постоянно растет. Наблюдается взрыв народного речетворчества, захватывающий все языковые уровни, но особенно ярко это видно по сетевой лексике и особому компьютерному сленгу, что делает сетевой язык уникальным исследовательским объектом для лингвистического изучения.
Язык падонков в начале его существования корректно рассматривать как жаргон. Он принадлежит небольшой группе людей, относящейся к контркультуре падонков. Для него характерны особые словечки и устойчивые словосочетания. Правда, есть еще игры с орфографией, но это можно рассматривать как особую черту этого конкретного жаргона. По мере же распространения языка падонков за пределы своей контркультуры он действительно приобретает в большой степени черты стиля, связанного с особой коммуникативной средой — “разговорным” интернетом. Принципиальным становится не знание отдельных слов и выражений, а уместное использование ряда приемов, прежде всего эпизодического искажения орфографии.
Вообще, игру с орфографией следует считать важнейшей особенностью языка падонков. Очевидно, что искажение орфографии провоцирует вопрос о грамотности пишущего. Мнение людей далеких от интернета состоит в том, что падонки (как, впрочем, и другие обитатели интернета) безграмотны, что они пишут, как слышат, то есть используют фонетическое письмо, что означает в представлении неспециалиста нечто, напоминающее белорусскую орфографию.
Для структуры предложений, как в чатах, так и в гостевых книгах характерны, прежде всего, эллипсис и перестановка частей высказывания. Это признак, свойственный устному общению. С другой стороны, смысловая тема должна укладываться в размеры окна, а в чатах, например, невозможно вернуться к сказанному определенный промежуток времени назад. Поэтому предложения чаще всего короткие, и одно предложение стремится к соответствию одной смысловой единице, а употребление анафорических местоимений ограничивается длиной одной реплики. Также не всегда сохраняются запятые при обращении, обращение может отделяться тире. Могут опускаться запятые при придаточных предложениях, однородных членах предложения, даже тире.
1.3. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В интернет-общении находят яркое воплощение некоторые закономерности, присущие языку на данном этапе его функционирования.
1. Тенденция к усилению диалогичности. Интернет – это миллионы частично пересекающихся диалогов. Любое общественно значимое речевое или неречевое событие способно вызывать диалогические реакции, которые множатся в Сети с невероятной быстротой. Диалогический характер имеют не только отдельные жанры интернет-коммуникации (чат, форум, интернет-конференция и т.д.). Диалогически ориентированными являются многочисленные интернет-издания, электронные версии традиционных изданий, блоги и социальные сети. Наличие диалогических реакций почти всегда гарантировано в тех случаях, когда пользователи Интернета приглашаются к обмену мнениями по какому-либо важному для общества вопросу. Чем более значимым является то или иное событие, тем интенсивнее и быстрее оно порождает диалогические реакции.
2. Тенденция к усилению разговорности общения. Именно в интернет-коммуникации получило массовое выражение специфическое явление, которое в последнее время часто обозначается не вполне корректным разговорная речь. В интернет-коммуникации, где письменная форма общения является доминирующей (хотя и не единственной), активно используются те языковые особенности, которые присущи живой разговорной речи: свернутость, высокая доля лексики с разговорной окраской и т.д.
В интернет-коммуникации широко представлена своего рода упрощенная транскрипция (чаще всего не целого высказывания, а отдельных его компонентов), например: че, чё, чо – что; ничё, ничо – ничего; кто-нить – кто-нибудь; щастливый, щасливый – счастливый, сёдня – сегодня; тож – тоже; канеш, канешно – конечно; фкрацце – вкратце и т.п.
На синтаксическом уровне эффект разговорности обычно создается при участии определенного круга синтаксических построений, которые генетически восходят к разговорной речи и способны выступать в письменной речи в качестве сигналов разговорности, создавать иллюзию естественного неподготовленного общения. К числу таких явлений и конструкций относятся, прежде всего, следующие: высокая степень синтаксической неполноты и различные виды неполных высказываний, конструкции с разговорным порядком слов, незавершенные высказывания. В условиях режима off-line (например, в блогосфере и на форумах), количество разговорных особенностей обычно заметно снижается, однако они неизменно присутствуют и здесь (главным образом на лексическом и синтаксическом уровнях).
3. Тенденция к экспрессивизации общения. В интернет-коммуникации получает мощное выражение лингвокреативное начало. Языковая игра, представленная на различных интернет-ресурсах, отличается многообразием и имеет заметные отличия от языковой игры внесетевого характера, что проявляется, в частности, в усилении эстетической значимости графических средств, а также в широком использовании орфографической (точнее – антиорфографической) игры. Нужно иметь в виду и еще один важный момент: в сетевой языковой игре отражается творческий потенциал не только конкретных виртуальных языковых личностей, но и целых интернет-сообществ. Приведем несколько широко известных интернет-пользователям высказываний на олбанском языке: «Аффтар, пеши исчо!, Ниасилил, слишкаммногабукафф, Ржунимагу» и т.п. Современное виртуальное пространство является эмоционально насыщенным. Высокая степень эмоциональности характерна для общения в чатах, на многих форумах и в блогосфере.
4. В интернет-коммуникации ярко проявляются и негативные тенденции, связанные с функционированием русского языка. В частности, это тенденция к глобальному снижению и огрублению речи. Приходится с сожалением констатировать, что на коммуникативном пространстве Интернета наблюдается достаточно массовое нарушение этических норм речи, норм речевого этикета и нетикета (сетевого этикета). Снижению и огрублению речи в известной степени способствует анонимность общения, которую многие интернет-пользователи ложно понимают как речевую вседозволенность. Коммуникация на некоторых интернет-ресурсах (особенно в чатах, где данная тенденция проявляется наиболее отчетливо) отличается примитивизмом содержания и формы выражения, постоянным нарушением разнообразных постулатов общения, многочисленными отступлениями от языковых и речевых норм разных уровней.
1.4. СОКРАЩЕНИЯ И АББРЕВИАТУРЫ
В процессе общения в интернете встречаются лексические сокращения, в частности, аббревиатуры, или акронимы. Существует даже список употребляемых аббревиатур при общении на английском языке. Среди них приводятся такие, как «BOT» ‘back on topic’[1], «BTW» ‘by the way[2]’, «TIA» ‘thanks in advance[3]’, «TIE» ‘take it easy[4]’, «IOW» «in other words’[5]. При этом аббревиатура «LOL» - ‘Laughingoutloud’[6] - наиболее употребительная. Можно утверждать, что при общении на русском языке такие сокращения используются крайне редко, если вообще используются, а к числу заимствований относится сокращение «IMHO», что значит ‘Inmyhumbleopinion[7]’, причем на русском языке оно транслитерируется как «имхо» и в некоторых случаях утрачивает написание с использованием заглавных букв. Некоторые сокращения, например, «IP» ‘Internet provider’ в русском приобретают форму транскрипции «айпи» и уже от этого слова образуются различными способами новые слова. Среди сокращений можно встретить общеупотребительные - например, «ASAP» - ‘assoonaspossible[8]’.
Все сокращения можно поделить на несколько групп (см. прил.1):
При общении на английском языке можно заметить следующие усечения:
Thou - though, cig - cigarette, hub (hubby) - husband, doc - doctor, med - medicine.
К графическим сокращениям, употребляемым в процессе виртуальной коммуникации, относятся следующие группы:
1. Общепринятые графические сокращения, такие, как «т.е.», «т.н.», «и т.д.», «min», например: «...ну, как min пара». Иногда графические сокращения такого рода записываются так, как они могли бы произноситься, например «и тэ дэ и тэ пэ».
2. Передача чисел при помощи цифр: «что я сказала 35 минут назад».
3. Использование символов вместо слов, идеоматическое письмо:
«some $»«100%-тно»«...была куча ?» («вопросительных знаков»).
(См. прил. 2)
ГЛАВА 2. ЭМОТИКОН КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
1.1. ЧТО ТАКОЕ ЭМОТИКОН
Эмотикон — пиктограмма, изображающая эмоцию; чаще всего составляется из типографских знаков. Особое распространение получил в Интернете и SMS (и пр. текстовых сообщениях), однако в последнее время используется повсеместно.
Эмотиконы (смайлы или смайлики) обозначают интернациональные понятия, поэтому они не воспроизводят текущую речь, не отображают грамматических, фонетических и др. особенностей естественного языка. Эмотиконы можно отнести к паралингвистическим средствам письменной коммуникации, или к таким средствам, которые не являются речевыми единицами, но сопутствуют последним с целью уточнения, конкретизации смысла основного сообщения. Эмотиконы предназначены для того, чтобы более богато и разнообразно дополнять смысл высказывания, уточнять его экспрессивно-интонационную окраску. При общении в рунете они используются, как правило, попутно с кириллической графикой, включены непосредственно в структуру высказывания, отделяются от единиц высказывания пробелами или запятыми.
1.2. ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ СМАЙЛИКОВ
Существует большое число вариантов смайликов и не меньшее количество версий их толкования (см. прил.1). Например, восьмерка в смайлике [ 8-) ] может означать либо очки, либо соответствовать толкованию «глаза на лоб вылезли». Смайлики - изображения рожиц, которые служат для выражения эмоционального состояния пишущего, также называемые эмотиконами (см. прил. 1). Они могут быть представлены в виде набранных из скобок, двоеточий и других графических символов и служат для выражения положительных эмоций (смех, радость) [:-)], а также отрицательных эмоций (недовольство, расстройство) [ :-( ]. Смайлик может содержать не одну, а несколько скобок подряд, чтобы характеризовать степень положительных или отрицательных эмоций.
Смысл смайлика легче всего понять, если посмотреть на него, наклонив голову влево. Становится сразу видно, что смайлик — не что иное, как схематичное изображение либо радостного, либо кислого выражения лица. Все языки мира эмоциональны. Многие написанные во время переписки фразы могут быть поняты неоднозначно, и именно поэтому в электронных сообщениях применяют смайлики. С их помощью передаётся настроение, присущее автору письма в момент написания. Также с их помощью можно понять, доброжелательно ли относится к нам автор. Кроме того, данный простой рисунок намного упрощает зрительное и ментальное восприятие сообщения. Также, смайлики могут быть представлены в виде изображений (см. рис.1).
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: изучить особенности языковых средств коммуникации в сети Интернет учащихся 9-11 классов г.о Тольятти.
Мы предположили, что для учащихся старших классов языковые средства сетевой коммуникации имеют преимущества по сравнению с общепринятыми способами личного общения.
Для реализации цели исследования был проведен социологический опрос учащихся 9-11 классов. В связи с актуальностью проблемы учащимся было предложено ответить на разработанные нами вопросы (см. прил. 3).. В ходе нашего исследования было опрошено 58 учащихся школ города.
По результатам опроса мы выяснили, что 100% респондентов используют для общения социальные сети, электронную почту – 27,8%, чаты – 22,2% , блоги – 16,7%, форумы – 7,4%. (см. прил. 4, диаграмма 1).
Изучая, с какой целью ребята переписываются в интернете, мы выяснили, что причины переписки в интернете различны: узнать или обсудить последние события с друзьями и родными - 81,5% , обменяться мнениями с разными людьми – 55,5% , просто поболтать, «убить время» - 53,7% и завести разговор с недоступным в реальности человеком – 42,6%. (см. прил. 4, диаграмма 2).
На вопрос о преимуществах использования сетевых способов общения, респонденты ответили, что выбирают их из-за возможности общаться с людьми, которые далеко – 85,2%, легкости и быстроты общения – 77,7% , возможности расширить пространство для общения и увеличить круг друзей – 44,4%, чаще общаться с близкими друзьями – 37% и в меньшей степени их привлекает анонимность – 3,7%. (см. прил. 4, диаграмма 3).
На вопрос: «Что лично Вам даёт интернет-общение?» 85,2% участников выбрали ответ «Оперативно получать нужную информацию», 77,7% общаются с интересными людьми, 55,5% видят в интернет-общении возможность скрасить одиночество или поднять настроение, 24,1% - возможность найти новых друзей, у 20,4% во время общения в интернете развиваются навыки общения, 11,1% выбрали «Возможность проявить свои творческие способности», 9,3% - «Возможность показать свои сильные стороны, которые не заметны в реальной жизни» и меньше всех самоутверждаются во время общения в интернете – 3,7%. (см. прил. 4, диаграмма 4).
Круг общения большей части всех респондентов состоит из одноклассников, друзей и приятелей – 77,7%, 22,2% общаются в интернете и с родственниками и примерно пятая часть всех опрошенных - 18,5% - общается с малознакомыми или незнакомыми людьми. (см. прил. 4, диаграмма 5).
Иногда во время общения участники опроса пользуются сленгом и различными сокращениями (51,9%), 33,3% используют их постоянно, но есть и те, кто не использует (14,8%). (см. прил. 4, диаграмма 6).
Цели использования сленга и сокращений различные. В основном, респонденты используют сленг и сокращения для того, чтобы сократить время написания предложения (68,5%). Почти половина всех опрошенных использует «шутки ради» (44,4%), у кого-то это уже стало привычкой (31,5%). И только один человек выбрал вариант ответа «Так пишут все» (1,9%). (см. прил. 4, диаграмма 7).
72,2% иногда пользуются смайликами, 24,1% используют их постоянно и 3,7% участников опроса не используют их. (см. прил. 4, диаграмма 8).
По большей части смайлики используют для того, чтобы быстро выразить эмоции (63%). Примерно одинаковое количество опрошенных используют смайлики, чтобы смягчить резкость (48,2%) или разрядить напряжённую обстановку (46,3%). Примерно пятая часть участников (22,2%) ответила «Не знаю, что ответить и посылаю смайл». Оказалось, есть и те, кому просто лень писать текстом (3,7%). (см. прил. 4, диаграмма 9).
Существует несколько видов смайликов. Больше половины участников ответили, что используют текстовые (63%) и «колобки» (59,3%). Почти треть опрошенных, а именно 29,6% пользуются ASCII-артом, и, лишь 11,1% используют азиатские смайлики.(см. прил. 4, диаграмма 10).
Отношение к количеству смайликов в сообщениях у всех разное. Ответы на вопрос: «Раздражает ли вас большое количество смайликов в сообщении?» разделились поровну на «очень раздражает» (33,3%), «не раздражает» (33,3%) и «не обращаю внимания» (33,3%).(см. прил. 4, диаграмма 11).
Стоит затронуть и влияние общения в интернете на грамотность. 83,3% респондентов считают, что на их грамотность интернет-общение никак не влияет. Участников, которые становятся грамотнее, оказалось меньше – 14,9%. И нашёлся один человек с прогрессирующей неграмотностью (1,9%). (см. прил. 4, диаграмма 12).
Один из важнейших аспектов опроса – время, затрачиваемое на общение в интернете. 42,6% проводят за этим делом больше двух часов в день, 31,5% - от 1-2 часа в день и всего 11% участников опроса на это меньше часа.(см. прил. 4., диаграмма 13). Это настораживает.
Какими бы удобными и выразительными не были формы интернет-общение, мы понимаем, что оно никогда не заменит личное, реальное общение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети – Интернет. В настоящее время существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Но существует и ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей.
Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернета потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых: сленг выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику; возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки имеет свою языковую специфику; игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте. В интернет-общении находят яркое воплощение некоторые закономерности, присущие языку на данном этапе его функционирования: усиление диалогичности, разговорности общения, экспрессивизация общения, тенденция к глобальному снижению и огрублению речи. В процессе общения в интернете встречаются лексические сокращения, в частности, аббревиатуры, или акронимы.
Особое распространение получил в Интернете и SMS эмотиконы (смайлы). Эмотиконы предназначены для того, чтобы дополнять смысл высказывания, усилить его экспрессивно-интонационную окраску. С их помощью передаётся настроение, присущее автору письма в момент написания.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что основными формами коммуникации в Инернете для старшеклассников являются социальные сети и электронная почта. Они переписываются с целью: узнать или обсудить последние события с друзьями, родными, просто поболтать, «убить время» и в меньшей степени пообщаться с недоступным в реальности человеком. Респонденты указали, что виртуальное общение имеют свои преимущества: возможность общаться с людьми, которые далеко, легкость, быстрота общения, расширяет пространство для общения, увеличивается круг друзей. С помощью виртуальной переписи они могут оперативно получать нужную информацию, пообщаться с интересными людьми, скрасить одиночество, поднять настроение, найти новых друзей, развивать навыки общения, а также проявить свои творческие способности.
Постоянно используют сленги и сокращения, смайлы только треть респондентов. Смайлы используют с целью выразить эмоции, смягчить резкость, разрядить напряжённую обстановку в ходе общения. Настораживает то, что чуть меньше половины учащихся (42%) общаются в сети более двух часов в день.
Учитывая все перечисленные преимущества виртуального общения и время, которое респонденты проводят в сети, наша гипотеза подтвердилась.
Основной вывод, к которому мы пришли в процессе работы над темой, что с появлением сети Интернет граница между письменной и устной речи стала размываться. Если до возникновения Сети письменная речь подразумевала монолог или диалог, но значительно разнесенный во времени (письма), то теперь онлайн общение — это почти всегда диалог (чаще со многими собеседниками одновременно), который по своим свойствам приближается к устной разговорной речи, но записанной буквами (знаками).
Приложение 1.
Список популярных английских сокращений
«BOT» - ‘back on topic’ (возвращаясь к теме), «IOW» - ‘in other words’ (иначе, другими словами), «FYI» - ‘for your information’ (к твоему сведению), «TM» - ‘Trust me’ (доверься мне, верь мне)
«RBTL» - ‘Read between the lines’ (читай между строк)
«CUL8R» - ‘See you later’ (увидимся позже)
«B4» - ‘before’ (до)
«BRB» - ‘be right back’ (скорее возвращайся)
«YGBK» - ‘you got a be kidding’ (ты шутишь/издеваешься)
«lib» - ‘liberation’ (свобода), «doc» - ‘document’ (документ), «net» - ‘internet’ (интернет)
Перечень популярных смайликов
[ :-) ] - радость, улыбка
[ B-) ]- очки
[ 8-) ]- «глаза на лоб вылезли»
[ :-( ] - грусть, печаль
[ ;-) ] - подмигивание
[ :-P ]- с высунутым языком (показать язык)
[ :-D ] - смех
[ :-| ] - нейтральность
[ :-/ ] - озадаченность, обида
[ XD ] - смех с зажмуренными глазами
[ :'-D ] - смех до слёз
[ o_O ] - удивление
[ <3 ] - сердце
[ [:]|||[:] ] – баян (в значении «бородатая» шутка)
[ :-* ] - поцелуй
[ @%#$&! ] – нецензурное выражение
[ -_- ] - secretsmile
[ @}->--- ] – цветок
Рис.1 Смайлики
Приложение 2.
Так, нами был проанализирован блог Sarah Wilson. По содержанию блога можно предположить, что это женщина 25 - 30 лет, уроженка Америки активно увлекающийся компьютерами и различными современными компьютерными устройствами, о преимуществах и недостатках которых она пишет в своем блоге.
С точки зрения использования языковых средств рассмотрим графико-орфографические, грамматические и стилистические особенности данного блога.
Сразу бросается в глаза использование блоггером различных технических терминов, что делает его речь не всегда понятной и запутанной.
В повествовании блоггера следует отметить наличие полных и распространенных предложений.
The webcam performed better when the light shone from a source in front of us,but in other cases, we couldn't even get Lenovo's VGP-BPS9A/B facial recognitionsoftware to recognize the portrait we'd shot using the same camera just half anhour earlier.
В речи автора можно наблюдать такой вид аббревиации, как акронимы (аббревиатура, образованная из начальных букв слов):
Также блоггер очень часто использует в своей речи сокращения или усечение, что является одним из популярных способов компьютерного сленга:
1) Апокопы (усечение финальной части слова исходной единицы):
Междометия "Hazzah!", "Hee!", "Yaooo!", "Hmmm" являются спутниками эмоциональной сферы блоггера.
Очень часто Сара использует в своей речи глаголы повелительного наклонения:
Сара имеет хороший словарный запас слов и ловко владеет литературным языком. Так она умело использует фразеологизмы:
Использование эпитетов и сравнений делает речь Сары яркой и эмоциональной:
В тексте так же можно найти немало слов выражающих эмоции:
Сара часто прибегает к употреблению неформальной разговорной лексики, что делает высказывания понятными для каждого читателя его блога, например:
Автор всегда заканчивает свои реплики графическими средствами )))))), Bye-bye;).
Анализ блога показывает, что пользователь часто использует в своей речи различные языковые средства такие как: междометия, сокращения, аббревиация, фразеологизмы, сленг, неформальная лексика, незаконченные предложения, эпитеты, сравнения и другие. Так же использование различных графических средств авторами блогов делает их речь эмоциональной и понятной для вех. Все эти языковые средства делаю речь блоггеров яркой, разнообразной и интересной для читателей.
Приложение 3.
Вопросы для учащихся 9-11 классов
1. Какие формы интернет-общения вы чаще используете?
а) Чаты
б) Форумы
в) Социальные сети
г) Гостевые книги
д) Электронная почта
е) ICQ
ж) Блоги
2. Используя интернет, Вы занимаетесь перепиской для того, чтобы:
а) Обменяться мнениями с разными людьми
б) Узнать или обсудить последние события с друзьями, родными
в) Завести разговор с недоступным в реальности человеком
г) Просто поболтать, «убить время»
Другое ______________________________________
3. В чем, по Вашему мнению, преимущество интернет-общения?
а) Легкость, быстрота общения
б) Анонимность
в) Возможность общаться с людьми, которые далеко
г) Можно чаще общаться с близкими друзьями
д) Расширяет пространство для общения, увеличивается круг друзей
Другое _____________________________________
4. Что лично Вам даёт интернет-общение?
а) Возможность показать свои сильные стороны, которые не заметны в реальной жизни
б) Возможность самоутверждения
в) Общение с интересными людьми
г) Развитие навыков общения
д) Возможность проявить свои творческие способности
е) Возможность скрасить одиночество, поднять настроение
ж)Возможность найти новых друзей
з) Оперативно получать нужную информацию (напр. д/з, расписание уроков)
Другое ______________________________________
5. Вы предпочитаете общаться в интернете:
а) С малознакомыми или незнакомыми людьми
б) С близкими друзьями
в) С одноклассниками, приятелями
г) С родственниками и родными
6. Используете ли вы в интернет-общении специальный сленг и сокращения слов?
а) Постоянно
б) Иногда
в) Не использую
7. С какой целью вы используете в интернет-общении сленг, сокращения слов?
а) Это сокращает время написания предложений
б) Уже стало привычкой
в) Так пишут все
г) Шутки ради
Другое ______________________________________
8.Как часто вы используете при переписке смайлы?
а) Постоянно
б) Иногда (к случаю)
в) Не использую
Другое ______________________________________
9. С какой целью вы используете смайлики?
а) Быстро выразить эмоции (радость, уныние, раздражение и пр.)
б) Лень писать текстом
в) Не знаю, что ответить и посылаю смайл
г) Чтобы смягчить резкость
д) Разрядить напряжённую обстановку
Другое ______________________________________
10. Каким видом смайликов вы пользуетесь?
а) Текстовые :)
б) Колобки (изображения рожиц)
в) ASCII-art (картинки из множества знаков, букв, цифр)
г) Азиатские смайлики (О_о) (-_-) (^_^)
Другое_______________________________________
11. Раздражает ли вас большое количество смайлов в одном сообщении?
а) Да, очень
б) Нет
в) Не обращаю внимания
12. Влияет ли интернет-общение на Вашу грамотность?
а) Я становлюсь грамотнее, т.к. стал больше писать
б) Да, у меня прогрессирует неграмотность
в) На мою грамотность никак не влияет
13. Сколько времени в день Вы тратите на общение в интернете
а) менее часа
б) 1-2 часа
в) больше двух часов
Другое ____________________________
Приложение 4.
Результаты исследования. Диаграммы
Список использованной литературы
Ермакова О. И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка, 2001.
Косарева О.Г. Аббревиатура как одно из средств экономии и экспрессии речи/иностранные языки в школе № 2, 2004.
Шевченко, И. С. Психологические особенности Интернет-общения [Текст] - Казань, 2003. - стр.87.
http://www.dialog21.ru/archive_article.asp?param=6683&y=2001&vol=6077
http://www.hintfox.com/article/spetsifika-nternet-obschenija-na-anglijskom-jazike.html
[1]Backontopic – возвращаясь к теме
[2]Bytheway – кстати, между прочим
[3]Thanksinadvance – заранее спасибо, заранее благодарю
[4]Takeiteasy – не волнуйся, не принимай близко к сердцу
[5]Inotherwords – другими словами, иначе
[6]Laughingoutloud – громко смеяться, расхохотаться (ЛОЛ)
[7]Inmyhumbleopinion – по-моему, по моему скромному мнению (ИМХО)
[8]Assoonaspossible – как можно быстрее, так быстро, как сможешь
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Если хочется пить...
Композитор Алексей Рыбников