• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация. От локтей до ладоней к метрической системе

Опубликовано Жумашева Айганым Айдабаевна вкл 21.10.2017 - 10:14
Жумашева Айганым Айдабаевна
Автор: 
Оучащиеся 5 класса Захарова Вера Искандиров Ренат Руководитель: учитель математики Жумашева А.А.

Установление старинных единиц измерения, сравнение с новой измерительной системой и применение в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация. От локтей до ладоней к метрической системе2.17 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовили учащиеся 5 класса Захарова Вера Искандиров Ренат Р уководитель: учитель математики Жумашева А.А. От локтей до ладоней к метрической системе

Слайд 2

Цель и задачи проекта • Цель работы : Установление старинных единиц измерения, сравнение с новой измерительной системой и применение в современном мире. • Задачи работы : 1. Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее. 2. Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой. 3. Выяснить этимологию слов, обозначающих меры длины. 4 . Выявление областей науки техники. Где применяются старинные величины. 5. Познакомить с результатами исследования , с целью расширения знаний по математике и кругозора в целом.

Слайд 3

Введение Тема исследования: От локтей до ладоней к метрической системе. Объектная область: Математика. Объект исследования: Старинные и современные единицы измерения. Предмет исследования: Единицы измерения. Проблема: Сегодня каждый из нас при обозначении тех или иных мер измерения пользуется современными терминами. И это считается нормальным и естественным. Однако при изучении истории или при прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с такими словами, как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. И такое употребление терминов также является нормальным, так как это не что иное, как старинные меры измерения. А существуют ли области современного мира, где и какие сейчас применяют старинные единицы.

Слайд 4

Старинные единицы измерения Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он был вынужден соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу и время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

Слайд 5

Перст Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. В народе говорят: один, как перст – это человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

Слайд 6

Дюйм Дюйм ­ от голландского «большой палец». Один дюйм равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. Это примерно 2,54 см. В настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д.

Слайд 7

Аршин Аршин ­ старинная мера длины в России, равная примерно 72 см. Петр Первый приравнял аршин к 16 вершкам. Происхождение слова «аршин» точно не установлено. Возможно, это слово произошло от персидского слова «аршин» — «мера длины».

Слайд 8

Сажень Сажень ­ старая русская мера длины . Слово «сажень» происходит от древнего слова « стягать » — «доставать до чего ­либо», «хватать», «достигать». Так называемая «прямая сажень» определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Это расстояние составляет от 152 до 176 сантиметров.

Слайд 9

Фут Фут ­ английская единица длины. Слово «фут» произошло от английского слово «ступня». Один математик предлагал, фут равен ширине 64 ячменных зёрен, положенных бок о бок. В настоящее время в странах Европы иногда измеряют длину футами. В Англии и Франции фут считают примерно равным 30 см. В России фут начали применять во время Петра Первого. Русский фут тогда равнялся 33 см. Футы применялись в России преимущественно в морском деле. Сейчас эта единица в России не используются.

Слайд 10

Пядь Пядь ­ одна из самых старинных мер длины. Название происходит от слова «пядь» буквально означающего ­ «кисть руки». Различают пядь малую пядь малую – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев что составляет около 18 см. Так же есть и пядь великая пядь великая – это расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 ­ 23 см.

Слайд 11

Единицы длины в литературных произведениях Очень часто, читая литературные произведения, мы встречаем старинные меры измерения величин не всегда представляем, что они означают. Например, это всем известные сказки: «Дюймовочка», «Конек Горбунок», «Алиса в зазеркалье», «Спящая красавица», «Маленький Мук», и в стихотворениях А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и многих других произведениях. «Да еще рожу конька Ростом только 3 вершка, На спине с двумя горбам Да аршинными ушами». (Рост конька составляет 13,4 см, а уши ­72см.) «Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали Дюймовочка». (Рост Дюймовочки составил 2,54 см)

Слайд 12

Старинные меры в задачах Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение: 1) 1000:2=500 (м) ­ заяц пробегает за 1 минуту. 2) 2600:5=520 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту. 3) 520­500=20 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц. 4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца за 15 минут .

Слайд 13

Задачи для самостоятельного решения 1. Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а из другого города ему на встречу идёт человек и проходит по 30 вёрст в день. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? Выразить расстояние между городами в км. 2. Кольцо баскетбольной корзины расположено на высоте 10 футов. Найдите эту высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.

Слайд 14

Старинные меры в пословицах и поговорках На версту отстанешь - на десять догоняешь . От горшка два вершка, а уже указчик. Не уступить ни пяди. Сам с ноготок, а борода с локоток. Каждый купец на свой аршин меряет . Ходит, словно аршин проглотил. На аршин борода, да ума на пядь. Косая сажень в плечах. На три аршина в землю видит.

Слайд 15

Современные единицы измерения Метр ­ основная единица метрической системы. Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России. Ученые изготовили эталон (образец) метра в виде линейки из платины. Это такой металл. Правда, все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий случай сделали 31 копию метра и раздали их разным странам. России ­ достались две копии: N 11 и N 28. В нашей стране 14 сентября 1918 года Советом народных комиссаров под председательством В.И. Ленина было издано постановление, в котором предлагалось: «Положить в основу всех измерений международную метрическую систему мер и весов с десятичными производными и подразделениями». Принять за основу единицы длины метр, а за основу единицы веса (массы) – килограмм.

Слайд 16

Выводы Мы познакомились с текстами старинных математических задач из «Арифметики» Магницкого . Узнали старые меры длины (пядь, локоть, верста, сажень, аршин), их соответствие современным мерам. Рассмотрели литературные произведения, в котором встречаются старинные единицы измерения, и убедились , что их очень много. Мы считаем, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей Родины ­ России.

Слайд 17

Используемая литература 1. Математика. Предметная неделя в школе(методика проведения и сценарии конкурсов,викторин и т. д.)/ авт.­сост.Г.И.Григорьева . – М.: Глобус,2008. – 198 с. – (учение с увлечением). 2. Витаутас Петкявичус. «Аршин, сын Вершка». Повести­сказки , перевод с литовского; изд. «Детская литература», Москва 1971. – 226с. 3. Занимательная математика в рассказах для детей/ авт.­сост.А.П.Савин , В.В.Станцо , А.Ю. Котова; худож . А.Е.Шабельник , А.О. Хоменко. – М.АСТ: Астрель,2011. – 382, [2] с.:ил . – (Внеклассное чтение). 4. А.С.Пушкин. Сочинения. В трех томах (том 1). Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: поэма. – Москва :«Художественная литература», ­ 1985. – 735 5. Свифт Джонатан. Приключения Гулливера. Изд. Азбука­классика,2009. – 64 с. 6. Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953. 7 . Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985 8. Сайт « Инфоурок » http://infourok.ru, 9. Учебник математики 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и М. С. Якир, 10. Сайт «Определим» http://dok.opredelim.com

Поделиться:

Кактусы из сада камней

На горке

Рисуем "Ночь в лесу"

Есть в осени первоначальной...

Земля на ладонях. Фантастический рассказ