• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Вниз по реке Лене

Опубликовано Замостина Людмила Васильевна вкл 10.02.2018 - 3:09
Автор: 
Антонов Артур

 «Иркутско-Якутский тракт являлся частью Российского почтового тракта, который был образован в Российской империи при правлении Петра I и стал главным  в развитии нашей страны. Тракт начинался в Санкт-Петербурге, проходил через Москву, Подольск, Томск, Енисейск, Иркутск, доходил до Якутска и дальше выходил на Тихий океан . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vniz_po_reke_lene._npk.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская  средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск _______________________________________________________________________________

677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398

Тема : « ВНИЗ ПО РЕКЕ ЛЕНЕ».

           Работу выполнили:

                                    Антонов Артур, ученик 3 А класса

                                       Медяникова Галя ученица 1 Б класса

                                                       Руководители: Замостина Людмила  Вас.

                                                       учитель начальных  классов,

                                                        Юсупова Зухра Лотф.  учитель нач.кл

                                             Якутск 2018г

Тема: « Вниз по реке Лене».

Цель:  Расширить знания об истории жизни ямщиков, использовать знания на  уроках.

Задачи:

1) Изучить    Иркутско-Якутский   тракт ;

2) использовать изученный материал по теме при решении математических задач

Актуальность: Расширить знания об истории жизни ямщиков и использовать знания в составлении задач.

Объекты исследования:  

История ямщицкого Иркутско-Якутского  тракта   в цифрах.

 Введение:

 «Иркутско-Якутский тракт являлся частью Российского почтового тракта, который был образован в Российской империи при правлении Петра I и стал главным  в развитии нашей страны. Тракт начинался в Санкт-Петербурге, проходил через Москву, Подольск, Томск, Енисейск, Иркутск, доходил до Якутска и дальше выходил на Тихий океан .         

Основная часть:

Якутский  тракт — главный почтовый тракт от Иркутска до Якутска. Проложен в течение 17-го   –  18 веков. Общая протяжённость в начале 20века составляла 2766 вёрст- это 2951км, а по территории Иркутской губернии – 1772 версты – это 1891 км.

С  середины 17 века по Лене от Иркутска к Якутску  действовал основной путь снабжения и связи: летом — водный, а зимой — на лошадях

(с ямщицкими станциями через каждые 50 км  вдоль замёрзшей реки).

Основные почтовые, грузовые и пассажирские перевозки происходили на грунтовой дороге Иркутск – Качуг (236 вёрст= 252 км), реже в направлении Качуг – Жигалово (140 верст = 150 км) , здесь начинался постоянный водный тракт в Якутск.

От Жигалово основное сообщение осуществлялось по реке  Лена,

 а в зимнее время по льду реки.

Иркутско-Якутский тракт проходил по левой стороне реки Лены по тайге, через притоки, по каменистому берегу. Это была одна из самых длинных и тяжёлых дорог Сибири с огромными расстояниями между станциями.

      На всем пути было расположено только 28 станций.

В 1778 году их насчитывалось уже 36 станций , а в 1917 году — 66 станций .

Общая протяженность ямщицкой дороги от Якутска до Иркутска  составляло 2951км. На этой дороге было 126 станций.  Это расстояние проходили  ямщики – наши предки.

 В середине 19 века – начале 20 века на  границах Иркутской губрении на Якутском тракте было устроено около 80 почтовых станций, из них 15 на перегоне Иркутск – Жигалово: Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская, Ользоновская, Баяндаевская, Хоготовская, Манзурская, Хорбатовская, Качугская, Верхоленская, Тюменцевская, Коркинская, Петровская, Пономаревская, Жигаловская.

Они находились на расстоянии от 16 до 35 вёрст  друг от друга, это

 от 17 до 37 километров. 1 верста = 1км 67м

 

В 19 веке  почту по Якутскому тракту перевозили 2 раза в неделю.

 В 1865 в почтово-пассажирских перевозках от Иркутска до Жигалово было занято 120 лошадей,

в 1889году  – 150 лошадей ,

в 1907году  – 420 лошадей.

В конце 19 века  – начале 20 века  ежегодно перевозилось от 5 до 7 тонн груза.

В 1910 по Якутскому тракту перевезли более 210тонн  грузов, а хлеба более 5 тонн.

Прогоняли также большие партии скота. В  Иркутск привозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конский волос, соль, рыбу (до 10 тонн ежегодно).

         В начале 20 века  стоимость провоза 1пуда (1 пуд = 16кг 38 граммов)  груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 коп., а зимой 30-40 коп. Пассажирские тарифы от Иркутска до Качуга составляли 63-95 коп. за перегон.

В 1910 стоимость 1 версты пути от Иркутска до Качуга  было 3 коп. 

         Все работы на Якутском тракте выполнялись местным населением.

        Вычислено, что по  Сибирскому  тракту ежегодно отправлялись по тележному и санному пути более четырех миллионов пудов (65 520 т) груза, до 20 тысяч возчиков,  лошадь могла проходить до 100 вёрст- это 106 км в день с грузом.

 В  Табаге в 1884 году было 30 дворов, 164 жителя.

 В 1897 году уже было 186 жителей.

Вырастили ячменя – 77 пудов ( это 1261 кг),

пшеницы -38 пудов (622 кг)

овощей -17 пудов (278 кг)

картошки – 704 пуда (11531 кг)

   

Особенно любопытны были приёмы ямщика для приготовления лошади в поход. Тут нужен был  опыт  каждого ямщика. До отхода обоза с места, накладки груза, лошадь тщательно откармливалась, для этого было достаточно 10 дней. Когда обоз двигался в путь, то в первый день лошадь совсем не кормили, во второй день давали только 1 пуд - это16 кг овса на 5 лошадей и каждой лошади  по глотку воды. С каждым днём выдача овса и число глотков воды постепенно увеличивалось до того количества, какое лошадь сама хотела принять.

Ямщики в обозе следили, чтобы их лошади выглядели не хуже других - чистили лошадей, тёрли, разбирали гриву, всегда подвязывали хвост. Считалось плохим тоном, если лошадь в обозе шла с распущенным хвостом .

Быстрота передвижения зависело от того,  что на кормление лошади не требовалось особого времени. На постоялых дворах лошадей только поили и ставили на отдых, а кормили во время пути. К каждому возу была приделана кормушка с сеном, овсом и снегом - зимой, а летом корм смачивали водой. Лошади, идущие сзади, питались во время пути.

Заключение:

Знания истории родного края поможет нам расширить   знания об истории жизни наших предков. Даже тяжёлая ямщицкая  служба не заставила бывших крестьян бросить всё и вернуться назад,  в России. Они остались  здесь, на Лене, и стали первыми ямщиками. Создали свою самобытную культуры  ямщиков, сыграли  огромную роль в истории Якутии.

Изучение  местного краеведческого материала в цифрах   воспитывает  у нас чувство гордости за нашу малую родину, знание и понимание её истории. Способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, расширяет кругозор.

В дальнейшем  мы  используем данный  материал, и хотим составить математические задачи, ребусы, справочный материал по краеведению.


Поделиться:

Лиса и волк

Заяц-хваста

Прекрасная химия

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Плавает ли канцелярская скрепка?