Наш исследовательский проект «Вот такие пироги» направлен на то, чтобы показать важную роль пирогов в здоровом питании детей, сохраняя обычаи и традиции в их приготовлении.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pirogi.docx | 175.99 КБ |
Исследовательский проект «Вот такие пироги»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Русская пословица
Актуальность исследования
Пироги всегда были самым любимым блюдом на Руси. Без пирога не обходилось на Руси никакое праздничное застолье, никакой пир, недаром же слово «пирог» произошло от слова «пир». Пироги готовили из пресного теста. Пироги из дрожжевого теста пекли только по большим праздникам, при этом каждому празднику соответствовал свой особый вид пирогов: свадебный, именинный, крещенский. Какое разнообразие пирогов было на столе наших предков! На царских и боярских пирах подавали блинчатые пироги: пекли блины, потом прослаивали их разной начинкой и запекали в печи. Славилась русская кухня расстегаями – пирогами круглой формы, с открытой серединой; кулебяками – пирогами с большим количеством начинки; калачами – пирогами круглой формы, красочно оформленными изюмом, цукатами, орехами. Пироги выпекали большие и маленькие, открытые и закрытые. Маленькие пироги называли пирожки. Интересно было и определение пирога: «предмет, чем пустота начинена». Для начинок использовали мясо, яйца, творог, репу, лук, картофель, капусту, морковь, грибы, щавель, яблоки, ягоды. Пирог заменял собой полноценный обед . Брали пироги с собой в дорогу, на пашню, в поле.
На Руси пирог – символ домовитости, семейного очага, уюта, запах пирогов означал обжитый дом и дружную семью.
Цель проекта: Показать важную роль пирогов в здоровом питании детей, сохраняя обычаи и традиции в их приготовлении.
Проект создавали и принимали участие:
Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: Групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: январь – февраль 2018 г.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования: Пироги сейчас редко стали печь, их считают калорийным продуктом, от которого может появиться лишний вес, а нехватка времени привели к тому, что люди стали забывать традиции русского гостеприимства с ароматными пирогами. В нашем детском саду пекут 2 раза в неделю маленькие пирожки с различными начинками: с капустой, картошкой, морковкой, яблоками, творогом. Мы заметили, что не все ребята любят начинку в пирогах, они не понимают значимость пирогов в развитии организма человека. У нас возникли вопросы: Полезны ли пироги для детского питания? Как часто можно есть пироги? В чем секрет пышных, румяных, вкусных пирогов? Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Вот такие пироги».
Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения): если мы узнаем больше о питательной ценности пирогов через собственную исследовательскую деятельность, то поймем, что – это ценный продукт питания для детского организма и у нас появится желание употреблять его в пищу.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с руководителем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы:
Объект исследования: пироги.
Предмет исследования: полезные вещества, которые содержатся в пирогах.
Результаты исследования:
Методы: беседа, изучение литературы, поиск информации в интернете, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, экскурсия.
С целью исследования мы задали вопросы всем ребятам из нашей группы: Часто ли готовят пироги в вашем доме? Вы печете пироги или жарите? Какая ваша самая любимая начинка для пирогов? Из 29 ребят 18 ответили, что у них дома редко пекут пироги. В 12 семьях пироги жарят. Начинки для пирогов не отличаются разнообразием, большинство детей предпочитают пироги со сладкими начинками (повидло, ягоды с сахаром, сахар). (Приложение №1)
Из источников в интернете мы познакомились с историей появления пирогов на Руси, узнали о видах и составе русских пирогов, посмотрели презентацию «История пирогов на Руси».
Чтобы узнать, как готовят и пекут пироги, мы отправились на кухню. Повара нам показали, как они заводят дрожжевое тесто и раскрыли секрет пышных пирогов. Оказывается главный секрет удачной выпечки – хорошо замешанное и трижды подошедшее тесто. Каждый раз тесто как оно поднимется, обминают руками и дают ему подойти снова и лишь после третьего раза начинают его разделку. Мы с интересом наблюдали, как наши повара из кусочков теста раскатали лепешки, положили начинку из картофеля, слепили пирожки, положили на противень и смазали их взбитым желтком. После этого готовым пирогам дали хорошенько подойти, затем отправили в духовой шкаф. Когда пироги испеклись, мы увидели, что они получились пышными, румяными, а попробовав, мы убедились, что они еще и вкусные.
Наблюдая за работой поваров, мы видели, как тесто поднимается, нам объяснили, что это происходит благодаря дрожжам. В результате проведенных экспериментов, мы приготовили дрожжевое тесто, которое в течение 2 часов поднялось. Мы подтвердили - дрожжи «поднимают» тесто и делают его пышным и вкусным. Так же мы выяснили, что для роста дрожжей необходимы: вода, сахар, мука и теплое место, в котором дрожжи начинают расти. Питаясь, дрожжи выделяют углекислый газ. (Приложение №2)
Полезны ли пироги для детского питания? Мы нашли информацию в интернете: как должен питаться ребенок, чтобы быть здоровым и крепким. Для обеспечения правильного роста и функций организма требуется ежедневно около 50 компонентов питательных веществ. Наиболее важные питательные вещества:
Если мы посмотрим на пирамиду здорового питания, которая рекомендована Всемирной Организацией здравоохранения, то увидим, что в основании – хлеб, зерновые и макаронные изделия. Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи. В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты. На вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости. Продукты в пирамиде располагаются по мере убывания их потребности для организма. (Приложение №3)
Проанализировав состав пирогов, мы пришли к выводу, что пироги полезны для человеческого организма. Во-первых, пироги прекрасно насыщают организм, придают сил и энергии. Во-вторых, пироги с начинкой отличаются своим полезным витаминно-минеральным составом. Русская пословица гласит «В пирог все завернешь». К примеру, выпечка с ягодной или фруктовой начинкой – это кладезь витаминов, особенно в период простудных заболеваний. Начинка с рыбой и мясом способна придать сил и энергии, необходимой организму на весь день. (Приложение №4)
Вместе с родителями мы получили домашнее задание: выполнить мини проект «Испекли мы пироги». Мы замесили тесто и испекли пироги со своими любимыми начинками. В группе мы оформили фотовыставку и поделились опытом друг с другом.
Выводы: Мы познакомились с историей появления пирогов на Руси, узнали о видах и составе русских пирогов. Работая над проектом, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели эксперименты, узнали какую важную роль играют дрожжи при изготовлении пирогов. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: пироги – это ценный продукт питания для детского организма, если их не переедать и использовать различную начинку – фруктовую, мясную, творожную, овощную, ягодную.
О результатах нашего исследования мы расскажем детям из других групп, чтобы они тоже полюбили пироги с разными начинками и были здоровы.
Использованная литература:
Приложение 1
АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Уважаемые ребята, предлагаем вам принять участие в анкетировании
№ | Вопросы |
1 | Часто ли готовят пирожки в вашем доме? А) Да Б) Нет |
2 | Вы печете пирожки или жарите? А) Печем Б) Жарим |
3 | Какая ваша самая любимая начинка для пирожков? |
Вывод:
Приложение 2
Эксперимент №1 «Питание дрожжей»
Цель: С помощью эксперимента выяснить, как при взаимодействии с водой, сахаром и мукой дрожжи начинают «оживать», то есть сахар и смесь наполняется пузырьками углекислого газа, который они начинают выделять.
Результат эксперимента:
Раствор начал подниматься, так быстро как росли дрожжи. Очень хорошо видны пузырьки, которые лопались.
Эксперимент №2 « Дрожжи поднимают тесто»
Цель: Экспериментально доказать, что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого хлеба.
Результат эксперимента:
Спустя 1,5 часа тесто поднялось.
Эксперимент №3 « Дрожжи выделяют углекислый газ».
Цель: С помощью эксперимента продемонстрировать, как дрожжи, «питаясь» выделяют углекислый газ. Горящая лучина, опущенная в банку с тестом, гаснет. Наблюдение за выделением углекислого газа проходит через 1-2 часа.
Результат эксперимента: Зажгли лучину и опустили ее в банку с тестом, она потухла. Горение не поддерживает углекислый газ. Значит, когда дрожжи – невидимки питаются, они выделяют углекислый газ, как и мы.
Вывод: В результате проведенных экспериментов, мы приготовили дрожжевое тесто, которое в течении 2 часов поднялось. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась. Дрожжи «поднимают» тесто и делают его пышным и вкусным. Так же мы выяснили, что для роста дрожжей необходимы: вода, сахар, мука и теплое место, в котором дрожжи начинают расти. Питаясь, дрожжи выделяют углекислый газ.
Приложение 3
ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Приложение 4
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРОКИ О ПИРОГАХ
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как нарисовать ветку ели?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Пчёлы и муха
Сказка "Узнай-зеркала"