Представлена проектная работа по обществознанию по теме "Права потребителей" в 9 классе. Работа соответствует требованиям ФГОС. Содержит основные этапы: цель. задачи, предмет. объект. гипотезу. Исследуются покупательские мотивы, основные ошибки при выборе товаров. Приводятся правила для грамотного покупателя в виде памяток. Работа сопровождается презентацией.
Муниципальное образовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного
Исследовательская работа
на тему:
«Рациональное поведение потребителя»
Работу выполнила:
учащаяся 9-А класса
Герасимова Арина Владимировна,
Руководитель:
Пузикова О.В,
учитель истории и обществознания
Содержание.
Актуальность………………………………………………………….3
Введение………………………………………………………………4
Цели и задачи………………………………………………………....4
Методика исследования……………………………………………...4
Теория потребительского поведения………………………………..5
Проблема потребительского выбора………………………………..6-7
Рациональное поведение потребителя………………………………8
Результаты опроса……………………………………………………9-12
Заключение……………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………….14
Актуальность.
Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена. Важной частью этого процесса непременно являлся и является потребитель.
Сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он выполняет важную функцию: оценивает деятельность их производителей. Общая оценка потребителями конкретного блага дана в объеме продажи последнего. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому рациональное потребление потребителей является актуальной проблемой в сегодняшних условиях развития рыночной экономики.
Введение.
Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Так же, как и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. Отсюда следует, что поведение потребителя должно быть рациональным. Но всегда ли желаемое соответствует действительности? И что такое «рациональное поведение потребителя»?
ЦЕЛЬ:
* Знакомство с основными правилами потребительского поведения.
* Изучить правила поведения потребителя.
ЗАДАЧИ:
ГИПОТЕЗА:
Потребитель не всегда ведёт себя правильно. При покупках многие совершают ошибки.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Права потребителей
Предмет исследования: Действия покупателей
Методы исследования
При проведении работы я обращалась к специальной литературе, проводила опросы и анкетирования.
Рациональное поведение потребителя
Изучив литературу по теме, я узнала, что тема рационального поведения потребителя является составляющей микроэкономики. Предполагается, что поведение индивида является рациональным, то есть достигается максимальное удовлетворение при ограниченном бюджете. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.
Полезность – это способность определённого блага удовлетворять конкретные потребности. Наибольшую роль играет качество. Кроме него, значительное влияние имеет ещё долговечность, внешний вид, легкость использования, комфорт, роскошь и тому подобное. Другим важным принципом, которые влияет на рациональное поведение потребителя, является суверенность человека. То есть насколько он не подвержен внешнему влиянию.
Так, каждый человек должен хорошо питаться, чтобы быть здоровым и активным. Допустим, что на рынке появился сенсорный телефон, который многие считают статусным. И у человека есть выбор: купить дорогую и не сильно нужную вещь и потом полгода питаться скромно или же обойтись без такой вещицы и деньги потратить на еду и прочие полезности. Если он выберет первый вариант, то тогда не приходится говорить про рациональное поведение потребителя. Примеры такого отношения весьма многочисленны,
Нас интересует рациональное поведение потребителя. План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния. Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют: Эффект сноба. В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение. Эффект Веблена. Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей. Эффект предположительного качества. Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам. Эффект присоединения к большинству. Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными». Нерациональный спрос. Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.
Итак, потребитель выбирает самый предпочтительный для себя набор благ из наборов (которое определяется доходом потребителя всего множества доступных и ценами благ).
Покупательские мотивы
Мотивы человека делятся на рациональные и эмоциональные.
2) К Эмоциональным мотивам относятся следующие:
Несколько общих советов о том, как должен себя вести покупатель.
Советы покупателю:
Нельзя заходить в магазин за пять минут до закрытия без уважительной на то причины
Как правильно покупать продукты
• Для этого внимательней знакомьтесь с информацией о товаре, которую можно получить из маркировки на этикетке или на потребительской упаковке.
• Чем большей информацией о товарах вы будете владеть, тем успешнее будет ваш выбор при покупке, тем больше шансов, что вас не обманут, что купите именно тот товар, какой вам нужен.
О магазине
Научились выбирать продукты, учитесь выбирать магазин.
1.Выбирайте магазин Любой магазин должен иметь вывеску с названием, принадлежностью, лучше не заходить, так как под колпаком безымянности могут скрываться нарушения.
2.В магазине. Зашли в магазин – оглянитесь, осмотрите его. Есть ли в магазине уголок потребителя, где даны адреса и телефоны контролирующих организаций, правила торговли, имеется ли книга жалоб и предложений, доступна ли она потребителю, есть ли контрольные весы.
Знайте!!!
Только ваша внимательность и готовность отстаивать свои права гарантированно уберегут вас от обсчёта и обвеса.
Результаты социологического опроса:
Мною был проведен опрос среди потребителей возрастом от 16 до 45 лет. На следующие вопросы:
А) рядом с домом, не смотря на цену
Б) искать магазины с низкими ценами
В) в супермаркетах. Почему?
5. Что нужно сделать, чтобы не тратить деньги на ненужные покупки и не забыть сделать нужные?
Заключение.
Выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.
Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того человека, который действительно выбрал наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Но, однако, по результатам опроса можно судить о том, что далеко не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке. Все это бессмысленная трата денег. Поэтому каждому следует лучше изучить теорию рационального потребления и запомнить главные правила поведения рационального потребителя и применять их на практике. Эти задачи могут быть достигнуты путем углубленного изучения предмета «Экономика» в школе, в частности теории рационального потребления, в перспективе - выпуск памятки с правилами рационального потребления, а также для людей старшего поколения могут проводиться курсы по рациональному потребительскому поведению.
Выводы:
1. Не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке.
Все это бессмысленная трата денег.
2. Каждому следует лучше изучить теорию рационального потребления и запомнить главные правила поведения рационального потребителя и применять их на практике.
Желаю успеха и правильных покупок!!!
Литература:
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: « Рациональное поведение потребителя » Умеем ли мы покупать? Работу выполнила: Герасимова Арина Владимировна, учащаяся 9-А класса Руководитель: Пузикова О.В, учитель истории и обществознанияСлайд 2
Цель: Знакомство с основными правилами потребительского поведения. Задачи: Изучить литературу по теме Провести анкетирование и проанализировать данные Составить памятку «Советы покупателям»
Слайд 3
Гипотеза Потребитель не всегда ведёт себя правильно. При покупках многие совершают ошибки. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Права потребителей
Слайд 4
Рациональное поведение потребителя – это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ
Слайд 5
Полезность – это способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности
Слайд 7
Покупательские мотивы: 1) Рациональные : стремление сэкономить деньги; 2 ) Эмоциональные: чувство превосходства или желание быть лучше других ;
Слайд 8
Несколько общих советов о том, как должен себя вести разумный потребитель
Слайд 9
Советы покупателю Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Правильно оформляйте покупку. Не торопитесь во время покупки. Знайте свои права и будьте готовы за них постоять. помните !!!
Слайд 10
Посмотрите, какие товары длительного пользования есть в вашем доме Проверьте, сохранились ли у вас инструкции по эксплуатации , гарантийные талоны , товарные чеки Выбирайте магазин: любой магазин должен иметь вывеску с названием
Слайд 11
Если вы приобрели некачественный товар, то имеете право на бесплатный ремонт; замену на новый, качественный той же модели, замену на новый другой модели с перерасчётом цены; возврат денег; соразмерное уменьшение покупной цены. Причём выбор - за вами!
Слайд 12
Учись покупать грамотно! Кто из нас не возмущался обвесами, обсчётами, низким качеством купленного товара? А ведь очень часто виноваты в этом мы сами – наша невнимательность, наша потребительская безграмотность.
Слайд 13
Как правильно покупать продукты
Слайд 14
Выбирайте магазин
Слайд 15
Время посещения
Слайд 16
Только ваша внимательность и готовность отстаивать свои права гарантированно уберегут вас от обсчёта и обвеса. знайте !!!
Слайд 17
Результаты опроса.
Слайд 23
Выводы: 1. Не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке. Все это бессмысленная трата денег. 2. Каждому следует лучше изучить теорию рационального потребления и запомнить главные правила поведения рационального потребителя и применять их на практике. Желаю успеха и правильных покупок!!!
Слайд 24
Использованная литература Основы потребительских знаний Экономика для всех http://uchebniki.ws/17190512/marketing/povedenie_potrebiteley https ://studopedia.ru/6_148367_ratsionalnie-i-emotsionalnie-motivi.html
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Северное сияние
Снежная сказка
Басня "Две подруги"
Астрономический календарь. Февраль, 2019