• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Опубликовано Лашманова Екатерина Владимировна вкл 23.04.2019 - 14:37
Автор: 
Обучающиеся объединения "Будь здоров"

Проект "Курение и здоровье" выполнен учениками 7 класса, и содержит исследование знаний и отношения подросков к вопросу курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenie_i_zdorove.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Оглавление

  1. Введение                                                                                      3
  2. Обзор литературы                                                                       4
  3. Материалы и методы исследования                                          6
  4. Результаты и их обсуждение                                                      7
  5. Выводы                                                                                        13  
  6. Список литературы                                                                     14
  7. Приложения                                                                                

Введение

   Уже несколько веков курение является частью жизни людей многих стран. В настоящее время повсеместно продают сигареты, а во многих городах десятки рекламных щитов превозносят табачные изделия.  

    По мнению психолога Сизанова А.Н. в  сознании молодых людей курение не считается отклонением от общепринятой нормы поведения.(7)  Общественная мораль в нашей стране терпима к курению.    

  Предупреждение Минздрава о вредных последствиях курения большинством людей игнорируются. Молодым свойственно полное отрицание возможности стать когда-то больными и старыми, а вместе с этим и невосприимчивость информации о возможных заболеваниях, связанных с курением.

   По данным статистики среди школьников 12-15 лет пробовали курить 67 % мальчиков и девочек, регулярно курят 33,5 %. Уже сформировалась выраженная зависимость от табака у 12% опрошенных мальчиков и 4% девочек. Пик приобщения к курению у мальчиков в возрасте до 10 лет, у девочек – 13 – 14 лет. (4)

     

   Таким образом, цель нашего проекта сводится к тому, чтобы выяснить отношение подростков к вопросу курения, а также, знают ли подростки о вреде курения.  

    Достижение цели предполагается посредством решения следующих задач:

1. Составить анкету «Курение и здоровье».

2. Провести анкетирование в МОУ СОШ № 37 и обработать результаты.

3. Подготовить информационный лист о вреде курения «Крутые перцы не

    курят».

   

Обзор литературы

  Курение сигарет широко распространилось в Европе – и вообще в странах  европейской культуры – в начале 19 веке (до этого здесь жевали и нюхали табак, курили трубку или сигары). В 20 веке сигарета вошла в моду. После Второй мировой войны курение стало массовым явлением среди молодых людей и женщин.

    Лишь в 70-х гг. врачи подняли тревогу: курение табака вредит здоровью людей! Усвоение никотина происходит через слизистую оболочку полости рта и через лёгочные пузырьки. Из лёгких никотин чрезвычайно быстро – уже через 7 -11 секунд – попадает в мозг. Проникновение никотина в кровь вызывает немедленное сужение кровеносных  сосудов, длящееся до полутора часов. Кровеносные сосуды заядлого курильщика постоянно сужены, их пропускная способность на 25% ниже, чем у сосудов некурящего человека. В результате клетки и ткани тела курильщика получают меньше кислорода и питательных веществ. Мозг и кожа испытывают постоянное кислородное голодание. (8)

    Кровь у курильщика гуще, чем у некурящих людей, вследствие чего возрастает  риск образования тромбов, развитие склероза и инфаркта. Многим заядлым курильщикам грозит некроз ног, хуже заживляются раны.

    Уменьшается выработка коллагена, разрушаются эластичные волокна, что приводит к преждевременному образование морщин.

    Табачный дым уничтожает слизистую оболочку верхних дыхательных путей и в результате ослабляет иммунитет. В связи с этим курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями и болезнями горла. Их труднее лечить от воспаления лёгких и бронхита, а также от туберкулёза. Нередко их мучает хронический кашель.

    Особенно грозным осложнением курения является рак. Считается, что курящие заболевают раком лёгких примерно в 30 раз чаще, чем некурящие. В 6-10 раз чаще у курящих бывает рак гортани, в 2-6 раз чаще – рак пищевода, мочевого пузыря, поджелудочной железы, груди и шейки матки, кариесом и пародонтозом. Усиливается кровоточивость дёсен. Голос изменяется, становится хриплым. (7)

    Установлено вредное влияние никотина на яйцеклетку и на зародыш. Общее количество яйцеклеток в женском организме предопределено уже  в момент рождения, они лишь поочередно созревают, вредному же воздействию никотина подвержены все яйцеклетки. Поэтому курение женщины в любой из периодов её жизни опасно для потомства. Сигареты опасны для беременных женщин тем, что табачный дым увеличивает вероятность выкидыша. Дети курящих женщин рождаются с меньшей массой тела, чем дети некурящих матерей; они отличаются запаздыванием нервно-психического развития, испытывают недостаток кислорода.(7)

   Разнообразное неблагоприятное действие курение оказывает на центральную нервную систему и органы чувств. Точными наблюдениями установлено, что через 5 – 10 минут после выкуривания сигареты замедляется скорость реакций, скорее развивается физическое и умственное утомление. Это может привести к травматизму. Австрийские учёные подсчитали, что курение ежегодно становится причиной более 2 500 серьёзных автомобильных катастроф. К этому стоит добавить, что курильщики несколько хуже различают цвета, снижается острота зрения в сумерках. (7)

   Неблагоприятно курение влияет на вкус и обоняние, так как постоянное раздражение нервных окончаний притупляет их чувствительность.

    Курящий наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет её никотином, смолами и другими вредными веществами. Подсчитано, что пребывание в течение часа в накуренном помещении равносильно выкуриванию 4 сигарет. Американский учёный Миллер подсчитал, что жёны активных курильщиков умирают в среднем на 4 года раньше, чем жёны некурящих. Особенно плохо переносят табачный дым дети. Они становятся бледными, беспокойными, плохо спят, у них снижен аппетит. Для самочувствия пассивных курильщиков характерны головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, учащенное сердцебиение. (1,2,5)

   Среди основных причин курения исследователи называют умышленное подражание членам компании, подражание нравящемуся человеку, стремление к самоутверждению. (3) Также выделяют неосознанное подражание. Когда курят родители, курение входит в систему ценностей человека и рассматривается как нечто естественное. Помазова Ю.В., врач психиатр – нарколог нижегородского областного наркологического диспансера, главным мотивом считает именно влияние родителей и приводит тот факт, что дети употребляющих наркотики родителей злоупотребляют наркотиками чаще, чем их сверстники.(6)  А.Г.Стойко приводит мотивы «чтобы поднять работоспособность», «с тоски», «с горя».(7)

   Установлено, что среди подростков 12 – 15 лет  очень многие хотя бы раз пробовали курить и достаточно большое число (по некоторым данным до 42%) являются постоянными курильщиками. (7)

   А.Н.Сизанов утверждает, что современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии табака на здоровье, однако мифы о том, что курение снимает стресс и повышает авторитет подростка, играют решающую роль в выборе подростка в пользу курения. (7)

 

Материалы и методы исследования

   

   Используемый метод исследования – анкетирование. Нами была составлена анкета «Курение и здоровье» (приложение 1.). Анкетирование проводилось среди учащихся школы № 37 возрастом от 12 до 14 лет.

   Школа № 37 – общеобразовательная средняя школа с уклоном «Информатика». Наполняемость школы – 830 человек (полная). Учащиеся школы имеют среднюю успеваемость. В школе зарегистрировано 17 неблагополучных семей, 3 ученика состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, 5 человек на внутришкольном учёте.

   В школе активно ведётся работа по пропаганде здорового образа жизни: проводится конкурсы стенгазет, рисунков, сочинений, спектаклей с тематикой здоровья.

Результаты и их обсуждение

   В анкетировании приняли участие 100 человек в возрасте от 12 до 14 лет.

   На вопрос «Как вы относитесь к курению?»:

 «осуждаю» - ответили 50 % опрашиваемых,

 «безразлично» - 38 %,

 «нормально» - 12 %. (рис. 1)

   На вопрос «Курите ли Вы?»

 «да» - ответили 8 % опрашиваемых,

 «нет» - 64 %,

 «пробовал» - 28 %. (рис. 2)

   Опрошенные выделяют следующие причины курения:

«считают, что курение не причиняет вреда их здоровью» - 20 %,

«курят друзья» - 35 %,

«курят родители» - 4 %,

«это модно, современно» - 27 %,

также были названы такие причины как «курение снимает стресс», «курение успокаивает нервы». (рис. 3)

   На вопрос «Опасно ли курение для здоровья человека» ответили:

«курение не опасно для здоровья» - 6 % опрашиваемых,

«курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день более одной сигареты» - 6 %,

«курение опасно, если человек сильно затягивается» - 25 %,

« курение опасно для здоровья, не стоит даже пробовать» - 57 %,

«затрудняюсь ответить»  - 6 %. (рис. 4)

   На вопрос «Считаете ли вы, что находиться рядом с курящим человеком опасно для здоровья?»были получены следующие ответы:

10 % опрашиваемых считают, что находиться рядом с курящим человеком не опасно для здоровья,

65 % согласны с этим утверждением,

25 % затрудняются с ответом на этот вопрос. (рис. 5)

   По результатам анкетирования получилось, что информацию о влиянии курения на здоровье подростки получают:

«от родителе» - 52 %,

«от друзей» - 12 %,

« от учителей» - 24 %,

 « из теле и радио передач» - 26 %,

«самостоятельно, из книг и газет» - 37 % опрашиваемых.(рис. 6)

   Среди причин, которые заставили бы людей бросить курить

14 % опрашиваемых назвали «осуждение друзей»,  

14 % - «осуждение родителей»,

57 % - «болезнь»,

13 % - « отсутствие денег»,

также были предложены такие варианты как «ничего», «отсутствие потребляемого товара». (рис. 7)

        

Рис. 1. Как Вы относитесь к курению?

        

Рис. 2. Курите ли Вы?

        

Рис. 3. Почему люди курят?

Рис. 4. Опасно ли курение для здоровья человека?

        

Рис. 5.Считаете ли Вы, что находиться рядом с курящим человеком опасно для здоровья?

Рис. 6. Откуда Вы получаете информацию о вреде курения?

        

Рис. 7. Что заставило бы людей бросить курить?

   Проанализировав результаты анкетирования, приходим к выводу, что курение среди школьников – явление привычное, не вызывающее отрицательных  эмоций (50 % опрашиваемых ответили, что относятся к курению безразлично, не осуждая).

   Данные показали отрывочность и неполноту знаний подростков, поскольку многие не были в состоянии ответить на вопросы о вреде курения и вреде нахождения рядом с курящим человеком (31 %), а 16 % опрашиваемых ответили, что никакой опасности нет. Также довольно большое число верит в мифы о том, что курение опасно только при активном затягивании, если человек выкуривает в день более 1 сигареты, что курение снимает стресс и успокаивает нервы.

    Это говорит о недостаточности проработки этой проблемы - только 52% опрашиваемых получают информацию о вреде курения от родителей.  Всего 26% опрашиваемых говорят о том, что получают информацию о вреде курения от учителей, хотя в школе регулярно проводятся профилактические мероприятия. Делаем вывод, что дети не понимают глубины проблемы, и поэтому не слышат или не хотят слышать о вреде курения.

    Но отмечаем довольно хорошую самостоятельную активность подростков в приобретении знаний по этой теме (37 % ищут информацию самостоятельно).

  Таким образом, полученные нами данные расходятся с мнением А.Н.Сизанова о том, что подростки имеют хорошие знания о курении и его влиянии на организм.

   В сравнении с данными 2004 года некоторых исследователей уровень курящих подростков значительно снизился (всего 8% при приводимых 42%), однако довольно большое число опрашиваемых (28 %) пробовали курить.

    Основными причинами курения были названы курение друзей (35 %), следование моде (27 %), а также предположение, что курильщики не верят во вред курения (20%). Следование же примеру родителей, которое особо выделяла Ю.В.Помазова, набрало лишь 4 %.

   Опираясь на данные анкетирования, приходим к решению о необходимости просвещения подрастающего поколения. Мы выяснили, что поведение подростка строится  в основном с учётом веяний моды и авторитета друзей. Поэтому в пропаганде здорового образа жизни мы предлагаем делать упор на моде здоровья в современном обществе и возможности быть независимой личностью, быть лидером. Примером нашей концепции служит информационный лист «Крутые перцы не курят» (приложения 2.).

   

Выводы

   На основе проведённого анкетирования делаем вывод о том, что отношение к курению учащихся школы № 37 неоднозначно. Половина опрошенных осуждают курение, а другая половина признаёт курение нормальным явлением и относиться к этой проблеме безразлично.

   Почти половина опрашиваемых не имеют достаточных знаний о вреде курения (31 % не ответили на вопросы о вреде курения, 16 % предполагают, что такого вреда нет).

   В целях проведения профилактической работы нами был подготовлен информационный лист о вреде курения «Крутые перцы не курят».

   

Список литературы

  1. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5 –7 классов. – Санкт-Петербург: Петроградский и Кº, 1996.
  2. Валеология. Справочник школьника./ Сост. С.Н.Заготова. – Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС,2001.
  3. Карен Брайант – Моул. Серьёзный разговор. Курение. – Москва: Махаон, 1998, стр.1.
  4. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З.  Самозащита от курения. Образовательно–воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань: Изд-во «ДАС», 2001, стр.4.
  5. Курение/ под ред. Акимова Ю.Б. – Нижний Новгород, 1994.
  6. Методические рекомендации по организации профилактики ВИЧ и наркомании в общеобразовательных учреждениях/ под ред. О.С.Гладышевой, Н.Н.Носовой, Е.Е.Кузоватова. – Н. Новгород, 2004, стр.40.
  7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 –11 классы, ПТУ. -  М.: ВАКО, 2004, стр. 3, 185-188, 199.
  8. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.- Москва: Просвещение, 1985, стр.67.

                                 

                                                             


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Фильм "Золушка"

Солнечная система. Взгляд со стороны

Есть в осени первоначальной...

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018