• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Гостевой экотуризм: северное чудо -Бызовая (Р. Коми)»

Опубликовано Ирина Николаевна Шебунова вкл 07.05.2019 - 12:22
Ирина Николаевна Шебунова
Автор: 
Рустамова Илона

Данная проектная работа предназначена для развития и популизации экотуризма в России. Проект выступает как средство поддержки природных территорий, содействует социальному и экономическому развитию местного населения, а также позволяет сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма.

Проектная работа позволяет использовать собранный материал на уроках экологии, географии,  биологии и краеведения.

Материалы проекта являются дополнительными фактическими и наглядными сведениями к урокам экологии, географии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proektnoy_raboty.docx27 КБ
Файл tezisy.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Паспорт проектной работы
  1. Титульный лист.

Наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская  средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Наименование конкурса

НПК «Старт в науку»

Вид работы

Проектная работа

Тема проекта

«Гостевой  экотуризм: северное чудо -Бызовая (Р. Коми)»

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Экология.

Раздел «Социальная экология»

Сведения об авторе или составе проектной группы

Рустамова Илона 8 класса

Руководитель проекта

Шебунова Ирина Николаевна, учитель географии

  1. Аннотация к проекту.

Данная проектная работа предназначена для развития и популизации экотуризма в России. Проект выступает как средство поддержки природных территорий, содействует социальному и экономическому развитию местного населения, а также позволяет сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма.

Проектная работа позволяет использовать собранный материал на уроках экологии, географии,  биологии и краеведения.

Материалы проекта являются дополнительными фактическими и наглядными сведениями к урокам экологии, географии и биологии.

Цель и задачи проекта.

Привлечение широкого внимания как российской, так международной общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам нашей страны для интенсивного развития экотуризма в России.
Развитие бережного отношения учеников к природе, углублению знаний, воспитанию экологической культуры. 
Сформировать понимание зависимости  здоровья человека от состояния окружающей среды и развить стремление охранять окружающую среду.

  1. Целевая аудитория.

Целевой аудиторией данной проектной работы являются учащиеся школ, состоящие в  экологическом ,краеведческом кружке, учителя географии, биологии и  краеведчества, а так же туристы и гости в деревне Бызовая .

  1. Этапы и методы работы над проектом.

Этапы работы над проектом:.

  • Посещение руководителем проекта «Северное чудо-Бызовая».
  • Ознакомление учащихся школы №4, 8-9 класса с собранным материалом
  • Сбор дополнительных сведений о деревни Бызовая из бумажных и электронных ресурсов.
  • Подведение итогов полученного и собранного материала, обработка имеющейся информации, составление презентации по теме и продукта проектной работы (Приложение№1,2). 
  • Выступление на научно-практической конференции школьников «Старт в науку».
  1. Отзыв руководителя.

Работу Рустамова Илона выполняла самостоятельно, используя фотографии, материалы музея деревни Бызовая и интервью со сторожилами деревни, рекомендованной ей для исследования. Вместе с ученицей мы подобрали нужный материал для обработки. Илона самостоятельно подвела итоги имеющегося материала, составила презентацию  на качественном уровне. При выполнении работы проявила: самостоятельность, творчество, инициативу, ответственность, способность исследовать полученный материал. Чётко выполняла все рекомендации научного руководителя и вовремя устраняла замечания в процессе работы над проектом. 

Приняла участие во Всероссийском  конкурсе «Надежды России» в номинации «Научные исследования и  проекты»,где заняла 1 место.


  1. Описание процесса исполнения
  1. Посещение руководителем проекта «Северное чудо-Бызовая». Продолжительность составила 3 дня. Цель данного этапа- Ознакомление учащихся школы №4, 8-9 класса с собранным материалом. Продолжительность данного этапа-1 день. Цель этапа- передача информации учащимся .
  2. Сбор дополнительных сведений о музее и деревни Бызовая из фотографий бумажных и электронных ресурсов. Продолжительность поиска материалов на протяжении 2-х месяцев. Цель этапа- обучить учащихся самостоятельно заниматься поиском материала и отбирать нужное.
  3. Подведение итогов полученного и собранного материала, обработка имеющейся информации, составление презентации по теме и продукта исследовательской работы Продолжительность составила 1-2 месяца. Целью этапа является самостоятельная работа учащегося с материалом, подведение итогов выполненной работы.
  4. Выступление на научно-практической конференции школьников «Старт в науку».

  1. Выводы и самоанализ работы над проектом.

По результатам всей проделанной работы был сделан вывод: деревня Бызовая действительно представляет собой  уникальный памятник истории и культуры не только Республики Коми, но представляет интерес в ходе изучения истории становления мировой цивилизации.  За новыми открытиями не обязательно ехать за тридевять земель, они могут находиться совсем рядом, стоит только внимательно посмотреть вокруг. Наша земля хранить еще много неразгаданных тайн. Очень скоро в деревню Бызовую потянутся туристы из разных уголков мира, чтобы насладиться нашей прекрасной природой, удивительными памятниками культуры и щедрым северным  гостеприимством.

 Я с большой ответственностью отнеслась к выполнению данной проектной работы. С удовольствием и увлечением мною была разобрана и проработана имеющийся материал о деревне Бызовая. Я заметила, что к концу выполнения данной работы мои знания в области   экотуризма, географии и биологии, краеведения стали значительно лучше и объемнее. Выполнение проектной работы стало интересным не только для меня, но и в последующем на протяжении проекта привлекло внимание и интерес моих друзей из школы и одноклассников.

Я стала внимательнее относиться и больше интересоваться уникальными памятниками истории и культуры России. Я считаю, что моя проектная работа удалась. Если у меня что-то не получалось на протяжении работы, мне с удовольствием помогала руководитель проекта Шебунова Ирина Николаевна. Анализируя все мои удачи и неудачи в выполнении исследовательской работы, я поняла, что нет ничего невозможного при поиске информации, тем более, когда это интересно самой и при необходимости есть педагог, который всегда готов помочь.


  1. Список источников информации.

1.Русский Север.М, 2016 г.

2.МАУ «Этнокультурный парк «Бызовая»

3. Павлов Ю.П.  Деревня Бызовая- «Самобытная» Р Коми.

4. Тимофеев Е. М. «Стоянки древнего человека на территории России.»М,2010

5.Павлов П.А.» Человек на севере в эпоху палеолита.»

6. stihi-na-zakazik.ru

7.Фото и видео» Северное чудо-Бызовая» 2018г.

8. Ссылки:

      http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • http://www.ecosystema.ru/08nature/world/76.htm
  • http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/4/79/
  • http://nordural.ru/article/yugyd_va


Предварительный просмотр:

  1. Паспорт проектной работы
  1. Титульный лист.

Наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская  средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Наименование конкурса

НПК «Старт в науку»

Вид работы

Проектная работа

Тема проекта

      «Гостевой  экотуризм .  

    «Северное чудо-Бызовая»(Р Коми)

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Экологи .

Раздел «Социальная экология»

Сведения об авторе или составе проектной группы

Рустамова Илона 8 класса

Руководитель проекта

Шебунова Ирина Николаевна, учитель географии

Цель проекта
Развивать и популяризировать экотуризм в России, как средство поддержки природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения, а также сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма. 

Задачи проекта
*Привлечение широкого внимания как российской, так международной общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам нашей страны для интенсивного развития  экотуризма в России.
*Привитие бережного отношения к природе, углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры 
*Сформировать понимание зависимости  здоровья человека от состояния окружающей среды и развивать стремление охранять окружающую среду.

ТЕЗИСЫ:

  • Печорский район республики Коми известен природными достопримечательностями. Путешественников привлекают Уральские горы, бескрайние леса, крупнейшая река европейского севера — Печора. Но тот кто хоть раз побывал здесь, вряд ли станет спорить, что особое богатство этого края — самобытные творческие люди, которые всегда рады гостям. И сегодня я решил провести один день среди таких людей в деревне Бызовая.
  • Деревня Бызовая в республики Коми известна во всем мире — в середине двадцатого века рядом с ней была открыта стоянка древнего человека, которую так и назвали — Бызовая. В археологических раскопках участвовали ученые разных стран. Они установили, что люди жили здесь еще 30 тысяч лет назад. А сегодня эти места привлекают любителей гостевого экотуризма
  • Интересно, что не только живут в деревне Бызовая у реки Печора, содержат значительное хозяйство но и самое главное - тем, что на их участке расположен настоящий экомузей под открытым небом, культуры народности Коми, создана инсталляция, имитирующая быт местных жителей. Здесь можно увидеть настоящий чум, нарты, лодку, рыбацкие сети и даже оленя. Разумеется, все это имеет явный налет искусственности, однако, если говорить об изучении, поддержании и популяризации национальной культуры коми.
  • Экомузей под открытым небом .Отправляясь в дом Опанасенко-Шаховых где встречают по всем правилам традиционного в Коми гостеприимства. Конечно не в каждом бызовском доме гостей ожидает столь торжественная встреча с этнографическим уклоном и в старинных нарядах сегодня по деревне редко кто щеголяет. Просто эти люди увлеченны  историей и культурой своих предков. Точно так же, не для туристов, а для себя хозяева держат на сельском дворе в северных оленей. Северные олени своеобразная дань памяти деду — Мартыну-оленеводу, который первым обосновался в деревне Бызовой.
  • «Шек» - игра коми народов  затягивает с первого хода. Хотя правила простые — выбить щелчком подходящую косточку оказалось совсем не просто. Нетренированный новичок в сражении с такими ловкими профессионалами обречен, но понял я это слишком поздно. Игры, обряды, традиционные занятия коми-народа недалекое прошлое, а часть увлекательный современной жизни. Деревеный дома оборудован под музей. Одежда, предметы быта и труда и все здесь подлинное, всем этим пользовались их предки. Семья Опанасенко-Шаховых хорошо помнит свою родословную.
  • Открытие стоянки Бызовая стало сенсацией в научном мире. До этого считалось, что человек начал осваивать субарктические широты Евразии только после окончания ледникового периода – около 10 тысячилетий тому назад. Возраст же стоянки Бызовая 27-25 тысяч лет. Это одна из древнейших стоянок Европейского Севера.
  • С 1963 по 1965 года археолог Вячеслав Ильич Канивец и геолог Борис Исаакович Гуслицер проводили здесь первые раскопки, в результате которых на глубине около трех метров археологи обнаружили целый слой, тянущийся вдоль реки на восемьдесят метров.
  • . Следующие исследования начались в 1983 году, под руководством Павла Юрьевича Павлова, известного российского археолога, крупнейшего специалиста по эпохе палеолита, заведующего отделом археологии Института языка, истории и литературы Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук.
  • Стоянка Бызовая имеет ряд особенностей в составе коллекций каменного инвентаря и фауны, а также в топографическом положении, которые позволяют ставить вопрос о специфическом типе памятника. Прежде всего, обращает на себя внимание значительное количество изделий с вторичной обработкой в коллекции стоянки Бызовая - 45% от всего инвентаря. Такое соотношение более всего соответствует показателям временных охотничьих лагерей.
  • Очень похожие орудия были найдены на памятниках начала верхнего палеолита центральных районов Русской равнины и центральной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия). Также не характерен для временных охотничьих лагерей состав фауны памятника: более 4 тыс. преимущественно целых костей животных. Среди них абсолютно доминируют кости одного вида – мамонта.
  • Обращает на себя внимание и топографическое положение стоянки. Она расположена на крутой излучине Печоры в устьевой части лога, расположенного на её вершине, т.е. в топографических условиях, весьма характерных для природных ловушек, где формировались естественные «кладбища» крупных млекопитающих, в том числе и мамонтов.
  • Последние исследования российских и французских археологов заставят ученых пересмотреть прежний научный взгляд на неандертальцев, которые якобы исчезли из-за изменения климата или своей недоразвитости по сравнению с человеком разумным. Возможно эти виды существовали вместе и новые раскопки в районе деревни Бызовой и города Печоры подтвердят это.
  • Деревня Бызовая действительно представляет собой  уникальный памятник истории и культуры не только Республики Коми, но представляет интерес в ходе изучения истории становления мировой цивилизации.
  • За новыми открытиями не обязательно ехать за тридевять земель, они могут находиться совсем рядом, стоит только внимательно посмотреть вокруг. Наша земля хранить еще много неразгаданных тайн. Очень скоро в деревню Бызовую потянутся туристы из разных уголков мира, чтобы насладиться нашей прекрасной природой, удивительными памятниками культуры и щедрым северным гостеприимством.

Актуальность
Экологический туризм – это такой вид туризма, который выражается в активном время препровождении человека в природной среде не только с использованием ее рекреационных, познавательных и иных возможностей, но и с учетом их сохранения и приумножения, как на сознательном, так и на практическом уровне. Актуальность работы определена тем, что в настоящее время в Россия экотуристическое направление представляет собой потенциально важнейший сегмент как туристического рынка,  так и для  сохранении природы.


Социальная значимость. 


Экология сейчас прочно внедряется в туристическую сферу. Рост антропогенно измененных площадей увеличивает туристический спрос на отдых в мало нарушенной или вовсе дикой природе. Развитие  экотуризма  происходит за счет сильной мотивированности  экотуристов, их тяги к приключениям, к приобретению нового знания и опыта. Огромное количество людей в нашей стране не знают, что красивого и интересного есть в России и как туда добраться. Наш проект призван вдохновить людей на любовь к Родине и природе.

Результат работы: Презентация. Буклет.

Вывод:

Этот населенный пункт и его окрестности вошли в мировые исторические анналы благодаря уникальным археологическим находкам, как раз здесь и обнаруженным. Уже на протяжении четырех с лишним десятилетий этот берег Печоры притягивает к себе как ученых со всего мира, так и туристов. Обустройство здесь туристической базы еще предстоит. Это место сегодня призванное стать одним из самых привлекательных туристических мест  в республике, России и мире!

У северных народов, которые жили в полном согласии с природой, не было писаных правил и законов поведения человека в природе, целенаправленного экологического воспитания в современном его понимании. Все осуществлялось через обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы. Они позволяли людям оптимально адаптироваться к окружающей среде, не нарушая природного равновесия, что предполагает соразмерность и целесообразность их действий с учетом возможностей хрупкой северной природы.


Поделиться:

Ель

Щелкунчик

Девчата

Загадка Бабы-Яги

Как нарисовать ветку ели?