• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа: Как распознать «гения» в современном школьнике?

Опубликовано Габдрахманова Галина Николаевна вкл 05.11.2020 - 10:27
Габдрахманова Галина Николаевна
Автор: 
Габдрахманова Галина Николаевна

Исследовательская работа раскрытия темы: Кто же такие гении? Как это определить?Возможно ли развить в себе гениальность? Эти вопросы подвели нас к теме исследования«Как распознать «гения» в современном школьнике?» Объект: одаренность как индивидуальные способности детей. Предмет: психологический портрет одаренного ребенка. Гипотеза: все дети рождаются гениями. Цель: выявить признаки одаренности у учащихся 3 а класс МАОУ прогимназии "Кристина". Задачи: • Раскрыть понятие одаренности • Объяснить родителям особенности эксперимента и собрать согласия на данное исследование • С помощью запатентованной методики Савенкова А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе» исследовать одноклассников, для выявления индивидуальных способностей. • Поделиться с одноклассниками своими достижениями и результатами исследования. Актуальность: Исследование гениальности обусловлена возросшим вниманием Новизна: Исследование заключается в том, что в нем впервые проводится эксперимент на выявление одаренности среди учащихся школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat._rabota_usova_v.v._moy_pervyy_proekt.docx105.79 КБ
PDF icon blagod_za_usovu_moy_pervyy_proekt.pdf1.17 МБ
PDF icon diplom_usovoy_2_mesto.pdf985.5 КБ
PDF icon diplom_usovoy_3_mesto.pdf909.06 КБ
PDF icon rezultat_po_usovoy.pdf598.79 КБ
PDF icon usova_liter_konkurs.pdf437.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение прогимназия

 «Кристина» г. Томска

Открытая исследовательская конференция обучающихся

«Мой первый проект»

Усова Валерия Владиславовна

Класс 3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по направлению Я и моя школа

на тему Как распознать «гения» в современном школьнике?

Научный руководитель: Г.Н. Габдрахманова, учитель начальных классов

Признать, что работа выполнена

и защищена  с оценкой _____________________________________________

Рекомендуется ____________________________________________________

Председатель

экспертной комиссии ________________________  ______________________

                                                                           (подпись)                                                    (дата)

Эксперты                     ________________________  ______________________

                                                                           (подпись)                                                    (дата)

                                  ________________________  _____________________

                                                                           (подпись)                                                    (дата)

Председатель

экспертной комиссии _________________________   ____________________

                                                                           (подпись)                                                    (дата)

г.Томск

2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I.ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ, ТАЛАНТА И ГЕНИАЛЬНОСТИ

5

1.1 ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

5

ГЛАВА II. КАК РАСПОЗНАТЬ ГЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНИКЕ?

6

2.1 ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 А КЛАССА МАОУ ПРОГИМНАЗИЯ «КРИСТИНА» (ПО МЕТОДИКЕ САВЕНКОВА А.И. «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ДОМА И В ШКОЛЕ», ЕКАТЕРИНБУРГ, 2004)

8

2.2.  СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ А.И. САВЕНКОВА И ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 А КЛАССА МАОУ ПРОГИМНАЗИЯ «КРИСТИНА»

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

13

ВВЕДЕНИЕ

«В каждом ребенке – солнце,

Только дайте ему светить…»

Сократ

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Сколько раз подчеркивали ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной мысли. Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя.

Кто же такие гении? Как это определить? Возможно ли развить в себе гениальность? Эти вопросы подвели нас к теме исследования «Как распознать «гения» в современном школьнике?»

Объект: одаренность как индивидуальные способности детей.

Предмет: психологический портрет одаренного ребенка.

Гипотеза: все дети рождаются гениями. 

Цель: выявить признаки одаренности у учащихся 3А класса МАОУ прогимназия «Кристина».

Задачи:

  • Раскрыть понятие одаренности.
  • Объяснить родителям особенности эксперимента и собрать согласия на данное  исследование.
  • С помощью запатентованной методики Савенкова А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе» исследовать одноклассников, для выявления индивидуальных способностей.
  • Поделиться с одноклассниками своими достижениями и результатами исследования.

Актуальность: Исследование гениальности обусловлено возросшим вниманием к данной теме.

Новизна: Исследование заключается в том, что в нем впервые проводится эксперимент на выявление одаренности среди учащихся школы.

Организация и этапы:

  • 2022 год – изучение литературы и подбор методов для исследования;
  • 2023 год – обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи.

При проведении исследования использованы следующие методы: изучение научной литературы, анкетирование, опрос, тестирование, анализ, эксперимент.

Работа относится к прикладному исследованию по поставленной проблематике, по результатам которого выявляются индивидуальные способности одноклассников и даются рекомендации по развитию их талантов.


ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ, ТАЛАНТА И ГЕНИАЛЬНОСТИ

Очень часто, когда люди пытаются объяснить, почему оказавшись в одинаковых или почти одинаковых условиях жизни, достигают разных результатов успеха. Полагаются лишь на способности, предполагая, что разницу в успехах возможно объяснить только этим. Это же предположение используют и тогда, когда исследуют причины быстрого усвоения знаний, умений и навыков одними людьми и долгого, а порой, даже мучительного обучения других.

Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его  широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.

Понятие «гениальность» происходит от латинского – дух, род. Определений очень много, но все они означают лишь то, что это наивысшая степень умственных и духовных сил.

Биологическая (рождение ребенка с особой перестройкой генов).

Историческая (признание человек получает лишь спустя годы).

Психологическая (оригинальность, собственный стиль).

Мистическая (ребенок из высшего мира).

Патологическая (безумие, навязчивые страхи).

К понятию «гениальность» также относятся: сознание, воображение, рассудок, фантазия, бессознательное, стиль, оригинальность, трудоспособность, созерцательность, способность к абстрагированию, интуиция, память, антиципация (способность к предвосхищению), воля, видение мира в целом, стремление к одиночеству, некоторое безумие.

1.1. Виды одаренности

Все дети рождаются гениями. Просто они бывают разными, а родители, не в состоянии этого понять и принять. Особенно трудно это понять и принять, если ребёнок не такой, как родители. Не все родители могут гениальность своих детей рассмотреть, распознать и развить, создавая для этого все условия. Для детей крайне важно, чтобы их родители рассмотрели и поняли, в чём именно состоит их уникальность.

Практики – «Золотые руки». Ваш ребёнок прекрасно работает руками. Такие дети лучше всего учатся на практике - мастерят, изготавливают, проводят практические опыты. Их девиз: «Больше дела, меньше слов!». Объяснять им что-либо устно почти бесполезно. Они учатся и развиваются когда выполняют что-то руками. У таких ребят  звание «Умельцы».

 Академики – «Золотые мозги». Ваш ребёнок прекрасно учится, не испытывает особых проблем с усвоением школьной программы. Правда, не всегда может применять эти знания на практике и в жизни. Такие дети приобретают знания ради знания.

Умельцы жить или «Человек, который умеет жить». Ваш ребёнок, возможно, и не очень хорошо учится, но прекрасно ориентируется в быту. Таких детей раздражают знания, которые нельзя сразу же применить на практике. Они не понимают, зачем надо что-то изучать, если это не пригодится им в жизни.

Спортсмены, силачи или гениальность – «Золотые мышцы». Ваш ребёнок - отличный спортсмен, он успешен во многих видах спорта и спортивных играх. Пусть он не завоевывает олимпийские медали, просто ему комфортно двигаться. Эти дети имеют отличную координацию движений, красивую фигуру, и вообще выглядят красиво. Движения размеренные, быстрая и пружинистая походка, спина — прямая, голова высоко поднята... Сидеть за партой  в школе для них пытка.

Творцы – «Золотое воображение». Ваш ребёнок к любому делу подходит творчески. Он всё время что-то фантазирует, изобретает. Такие дети учатся лучше всего в процессе творчества. Для них обычные задачи и задания — смертная тоска.

Художники – «Золотой художник». Ваш ребёнок успешен в разных видах искусства. Такие дети лучше всего развиваются и учатся, занимаясь разными видами творчества.

Эмоциональные артисты – «Золотые чувства».Ребёнок не всегда знает и понимает, но почти всегда чувствует, сочувствует и принимает. Они лучше всего учатся через чувства и эмоции, через переживания и душевное общение с другими людьми. Им не нужны длинные словесные объяснения. Они многое чувствуют интуитивно.

Так что, не всё то золото, что блестит, а ещё то золото, что мыслит, двигается, чувствует, действует и творит.


ГЛАВА II. КАК РАСПОЗНАТЬ ГЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНИКЕ?

2.1 ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 3А КЛАССА МАОУ ПРОГИМНАЗИЯ «КРИСТИНА» (ПО МЕТОДИКЕ САВЕНКОВА А.И. «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ДОМА И В ШКОЛЕ», ЕКАТЕРИНБУРГ, 2004)

Разные дети имеют разные способности. Они по-своему перерабатывают информацию. И требовать, чтобы все дети учились одинаково невозможно. Это все равно, что требовать рождение только голубоглазых, светловолосых и кудрявых. Представьте, как тяжело ребёнку, когда от него жёстко требуют одаренность совсем другого рода?!

В исследовательской работе нами были выявлены следующие результаты:

Мы с учителем воспользовались методикой А.И. Савенкова, чтобы получить информацию об интересах одноклассников. Это дало нам возможность объективно судить о способностях и о характере каждого исследуемого.

Таким образом, склонности выступают как отправная точка.

Чтобы полученная информация была объективна, мы провели опрос не только детей, но и их родителей. Мы заготовили листы ответов по числу одноклассников и провели обследование коллективно. Инструкции просты. Обработали результаты в течение короткого времени. Форма – анкетирование (80 вопросов, ответы: очень хорошо выражено (+ +); хорошо (+); не всегда хорошо (0); всегда плохо (-).

Выводы показали: что наиболее распространённые способности это музыкальные 68%, спортивные 79%, интеллектуальные 78%, творческие 63%, лидерские 60%. Уступают им академические, художественно-изобразительные, составляя 55% и 51% соответственно. Технические, артистические, литературные составляют  менее 50%  (Приложение 1).

Для тех учащихся, у которых низкая познавательная потребность, необходимо чаще привлекать к исследовательской деятельности и создавать для них «ситуацию успеха». У учащихся со средним уровнем познавательной потребности необходимо проводить занятия по поддержанию и развитию их интересов, а потенциал тех детей, у которых выявлен высокий уровень, необходимо активно использовать в творческой деятельности и поощрять.    

Так же был проведен короткий тест «Правое или левое полушарие» (Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: РПА,1998.) (Приложение 2), игры, тренинги для общей характеристики и для снятия напряжённости исследуемых. Все виды работ исследования проводили в свободное от уроков время (Приложение 3).

2.2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ А.И. САВЕНКОВА И ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ 3А КЛАССА МАОУ ПРОГИМНАЗИЯ «КРИСТИНА»

Диагностика А.И. Савенкова позволила выявить и проанализировать степень развития одаренности детей 3 А класса, составить карты способностей учащихся. Соотносятся ли эти данные с текущей успеваемостью учащихся? В поисках ответа на этот вопрос мы соотнесли результаты диагностики с качеством знаний в предметных областях.

Интеллектуальные способности учащихся класса соответствуют 78% (по методике). Интересно, что  качество знаний  по классу  - 98,6%. Получается, что оценка родителей гораздо ниже, нежели потенциал их детей (Приложение 4).

Творческие способности исследуемых учащихся составили 63%, эти данные были сопоставлены с  результатами посещаемости детей дополнительного образования (кружки, секции с творческим уклоном) и их успешностью – 68%. Возможно, что желание родителей как можно больше «дать» своим детям, приведет к тому, что творческие способности разовьются в большей степени.

Спортивные (79%), литературные (39%), художественно – изобразительные (51%), музыкальные (68%) способности сравнили с качеством знаний образовательных предметов: музыка (100%), физическая культура (100%), литературное чтение (100%), изо (100%). Выводы доказывают, что и самооценка учащихся и мнение родителей сильно уступают реальным возможностям детей.

А в показателях артистических способностей (46%) в сравнении с качеством экспериментального задания (подготовить в группах мини сценку на стихотворение А. Усачёва «Уборка») результаты оказались завышены родителями, т.к. артистизм в экспериментальном методе оценили на 34%. Возможно, это как раз и связанно с заниженной самооценкой.

Для сравнения результатов технических способностей (30%) сравнили с результатами опроса учащихся класса, количеством успевающих (отличников, хорошистов) (Приложение 5).  Выводы опроса:

1 вопрос: Умеешь ли ты играть в шахматы? (17 человек играют в шахматы, что составляет 62% класса)

2 вопрос: Что развивает игра шахматы? (25 человек класса ответили – ум 92%, наблюдательность 14 человек – 52%,  тактика 12 человек – 44%, логика 15 человек – 56%, незначительные показатели ответов: терпение, ловкость, мышление)

Выводы: в шахматы играют те ребята, которые имеют высокие показатели школьной успеваемости (Приложение 6). Анализируемые результаты технической способности показывают, что родители должны больше обращать внимание на высокий потенциал их детей и способствовать их развитию в данной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«В правде сила таланта; ошибочное

направление губит самый сильный талант»

Н.Г. Чернышевский

Выбранные нами методики для исследования помогли ребятам лучше узнать себя, вдохновиться и уже сейчас направить курс вектора в будущую жизнь и выбор профессии. В классе создалась очень дружелюбная атмосфера, мы отвлеклись от суеты рабочих будней и были самими собой. Главное понять и принять, что все дети разные. Каждый ребёнок при рождении всегда обладает какой-то гениальностью, а возможно и несколькими: умелец, академик, умеет жить, физкультурник, творец, художник (артист), шестое чувство.

Выводы:

  • Раскрыли понятие одаренности
  • На классном часе объяснили родителям особенности эксперимента и собрали согласия на данное исследование
  • Сравнили успеваемость по предметам с оценкой родителей степени выраженности у ребенка различных видов одаренности и определили, какой вид у него преобладает в настоящее время.
  • Поделиться с одноклассниками своими достижениями и результатами исследования.

Рекомендация: Утверждения, по которым оценивались дети, можно рассматривать как программу их дальнейшего развития. Усилить внимание к тем сторонам, которые представляются наиболее ценными (метод дефференцированного подхода).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.– М.: РПА,1998

2. Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов)

3. Савенков А. И. Методика «Карта одаренности»

4. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году)

Приложение 1

Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе», Екатеринбург, 2004)

Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
  14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

38

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная;
  • творческая;
  • академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  • артистическая;
  • техническая;
  • лидерская;
  • спортивная.

Приложение 2

Правое или левое полушарие (Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.– М.: РПА,1998.)

1.Большой палец

Переплетите пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец; если левый — вы человек эмоциональный, правый — у вас преобладает аналитический склад ума.

2.Ведущий глаз

Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить один глаз, то «мушка» не смещается относительно «мишени», но если вы зажмурите другой глаз — смещается. Зажмуренный глаз, при котором «мушка» смещается относительно мишени, и есть «ведущий глаз».

Иногда удобно «прицеливаться» сквозь дырочку в листе бумаги. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом характере (а иногда агрессивном), а левый — о мягком, уступчивом характере.

3.Руки на груди

Если при переплетении рук на груди наверху окажется левая рука, то вы способны к кокетству, правая — склонность к простоте и добродушию.

4.Аплодисменты

Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Полученные результаты обозначьте буквами:

а) большой палец левой руки сверху

Л

б) левый ведущий глаз

Л

в) левая рука сверху на груди

Л

г) удобнее хлопать левой рукой

Л

д) большой палец правой руки сверху

П

е) правый ведущий глаз

П

ж) правая рука сверху на груди

П

з) удобнее хлопать правой рукой

П

В результате самонаблюдения получится из этих букв последовательность (одно из 16 возможных сочетаний), которой соответствует описание, психологический портрет (мини-портрет). Но нельзя забывать, что каждый человек — индивидуальность, и реальный портрет будет все же отличаться чем-то от описанного.

Диагноз

ПППП

для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться

ПППЛ

определяющая черта вашего характера — нерешительность

ППЛП

для вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень конкретный тип характера. Этот тип характера у женщин встречается наиболее часто.

ППЛЛ

редкий тип характера, близкий к предыдущему, но мягче, наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП

тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин — тип «деловой женщины», медленное привыкание, осторожность в отношениях — терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ

слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены влияниям. Встречается, как правило, у женщин

ЛППП

такой тип характера довольно распространен. Основная черта — эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми

ЛППЛ

для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого внимательного отношения к себе — тип «маленькой принцессы»

ЛЛПП

вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу

ЛЛПЛ

в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип для мужчин

ЛЛЛП

вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые влекут серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозящий механизм

ЛЛЛЛ

у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому, характерны эмоциональность, упрямство, иногда переходящее в замкнутость

ЛПЛП

самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить, вы с трудом меняете точку зрения, но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей

ЛПЛЛ

похож на предыдущий тип характера, настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого типа характера — люди устойчивые, переубедить их практически невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей

ПЛЛП

у вас легкий характер. Вы умеете избегать конфликты, любите путешествовать, быстро находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения

ПЛЛЛ

вам присущи непостоянство и независимость, желание сделать все самому. Способность анализировать помогает решать вам сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестким, когда речь идет о деле.

Результаты класса 3А

№ п.п

Фамилия,

имя

1

2

3

4

1

Ав ММ

л

л

п

п

2

Аг АД

п

п

п

п

3

Ак ДА

л

л

п

п

4

Ар СМ

л

л

п

п

5

Ба ИП

л

л

п

л

6

Ви СС

л

л

п

п

7

Го АМ

п

п

п

п

8

Еф  ВВ

л

л

л

л

9

Ку  АП

л

п

п

л

10

Ма ТА

л

п

л

л

11

Ме ГЕ

п

л

п

п

12

Ме АА

п

л

п

п

13

Ми  СА

л

л

п

л

14.

На МД

п

п

л

п

15

Ов ГП

л

л

л

п

16

По МИ

л

п

п

л

17

Ре АА

л

л

п

л

18

Ро  ПИ

п

п

л

п

19

Ро АТ

п

л

л

п

20

Са ЛН

п

л

л

п

21

Ск  ПА

п

п

п

п

22

Со СА

л

п

п

п

23

Со  ММ

п

л

л

п

24

Фе ГА

л

п

л

л

25

Ча ВГ

п

л

п

п

26

Ши  КА

л

п

п

п

27

Шм МА

л

л

п

л

28

Ус ВалВ

л

п

л

п

29

Ус ВарВ

п

п

п

п

Приложение 3

Творческое задание  «Три  краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле  "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.  

Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

                


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

  • Мне нравится 
Поделиться:

Есть в осени первоначальной...

Новогодние гирлянды

Рисуем кактусы акварелью

Три коробки с орехами

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)