• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа Тема: "Методологическая культура в системе физического воспитания школьников" Автор работы: Салихова Альфия Маратовна Руководитель: Шабуров Ильяс Рафаилович учитель физической культуры, высшей квалификационной ка

Опубликовано Шабуров Ильяс Рафаилович вкл 29.08.2021 - 19:38
Шабуров Ильяс Рафаилович
Автор: 
Автор работы: Салихова Альфия Маратовна Руководитель: Шабуров Ильяс Рафаилович учитель физической культуры, высшей квалификационной категории

 

Исследовательская  работа

 

 

Тема: "Методологическая культура в системе

физического воспитания школьников"

 

 

 

 

 

Исследовательская  работа

 

 

Тема: "Методологическая культура в системе

физического воспитания школьников"

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор  работы:

Салихова Альфия Маратовна

 

 Руководитель:

Шабуров Ильяс Рафаилович

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Автор  работы:

Салихова Альфия Маратовна

 

 Руководитель:

Шабуров Ильяс Рафаилович

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologicheskaya_kultura_v_sisteme_fizicheskogo_vospitaniya_shkolnikov1.docx100.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 "Гимназия №25"

 

Исследовательская  работа

Тема: "Методологическая культура в системе

физического воспитания школьников" 

Автор  работы: 

Салихова Альфия Маратовна

 Руководитель:

Шабуров Ильяс Рафаилович

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

г. Нижнекамск

2016 г.

Содержание

Введение

Основная часть.

Глава I. "Система физического воспитания".

  1. Физическое воспитание.
  2. Взаимодействие различных видов воспитания.
  3. Система физического воспитания.

Глава II. "Технология воспитательной деятельности"

  1. Общая систематика.
  2. Методы воспитания.
  3. Техника физических упражнений.
  4. Специфические принципы.
  5. Классификация физических упражнений.
  6. Средства воспитательской деятельности.
  7. Педагогическая деятельность.

Глава III. Анализ экспериментальной части исследования.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Физическая культура является важным средством воспитания человека, укрепления его здоровья, всестороннего развития, подготовки к труду и защите Родины.

Актуальность данного исследования обусловлена общей демографической ситуацией в стране, для решения которой необходимо снижение уровня смертности населения, привлечения молодого поколения к занятиям физической культурой, поддержания интереса школьников к занятиям спортом.

Целью данной работы является: выявление наиболее эффективных педагогических методов в системе физического воспитания школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Исследовать исторически сложившиеся принципы физического воспитания.
3. Провести наблюдение за применением теоритических методов на практике.
4. Выявить наиболее эффективные принципы и методы физического воспитания.

Объектами исследования являются - школьники и преподаватель.

Предметом исследования - педагогические методы в процессе обучения школьников.

Методы работы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент, анализ.

Гипотеза исследования: Результативность физического воспитания школьников и их физическое развитие зависит исключительно от методов и принципов, применяемых в работе педагогом. При их развитии возможно повышение общего уровня физической подготовленности юного поколения.

Практическая значимость исследования заключается в выявленных наиболее эффективных методах физического обучения школьников. 


Глава I. "Система физического воспитания".

1.1. Физическое воспитание.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. 

Цель системы физического воспитания - оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе при необходимости развития и совершенствования человеческих физических способностей — силы, выносливости, быстроты. Постепенно, в ходе исторического процесса люди пришли к выводу о том, что ежедневная повторяемость действий приводила к совершенствованию качеств человека, то есть развитие зависело от "упражняемости", ставшей, в результате, основой физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются :

  • практика общественной жизни: потребность общества в физически подготовленных людях, выявление закономерностей физического воспитания;
  • практика физического воспитания: практическая проверка теоретических положений;
  •  идеи о путях воспитания гармонически развитой личности, высказываемые философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
  • постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
  • результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

1.2. Взаимодействие различных видов воспитания.

«Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

П.Ф.Лесгафт

Становление человека, личности подразумевает собой взаимодействие различных

факторов. Физическое развитие человека достигается путем совершенствования его

данных и физических способностей. Однако воспитание человека включает не

только  укрепление здоровье, но становление его как личности, что невозможно без

взаимодействия различных видов воспитания: физического, нравственного,

умственного, эстетического и трудового.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. Правильно организованное

физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального

облика человека. Напряженная тренировочная деятельность развивает такие черты

характера, как терпение, выносливость, воля, способности преодоления трудностей.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным.

Взаимодействие проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания

оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей

занимающихся.  На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации,

связанные с овладением тех никой физических упражнений, ее

совершенствованием, овладением приемами практических действий.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических

сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для

нормального умственного развития детей. Воздействие на определенные центры

коры головного мозга детей стимулирует работу всей нервной системы; повышает

эффективность других отделов головного мозга, отвечающих, к примеру, за

способность к логическому мышлению, т.к. головной мозг человека представляет

собой сложную, связанную систему.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. В процессе занятий

формируется

красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения,

воспитывается понимание красоты и изящества движений.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия

физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость,

способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в

конечном итоге воспитывают трудолюбие.

1.3. Система физического воспитания.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Мировоззренческие основы. Совокупность взглядов и идей, определяющих направленность
человеческой деятельности. Установка: содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся.

Теоретико-методические основы. Научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук.

Программно-нормативные основы. Обязательные государственные программы по физической культуре и спорту, перечень конкретных норм и требований, конкретизирующихся применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии).

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

  • оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Глава II. "Технология воспитательной деятельности".

2.1. Общая систематика.

Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок использования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.

Стратегия воспитания - общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в учебном заведении, учреждении, на предприятии и с каждым конкретным человеком.

Техника воспитания характеризует совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности.

Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других.

2.2. Методы воспитания.

В процессе становления физического воспитания как отдельной дисциплины изобретались и практиковались различные методы воспитания. Каждый из них имеет свой ряд преимуществ и недостатков, однако лишь при их взаимодействии возможно гармоничное развитие ребенка, достижение результата.

Наиболее эффективными методами являются (общая характеристика):

  • традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
  • инновационные: обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий);
  • межличностные: влияние людей близкого окружения, обладающих уважением и авторитетом;
  • тренингово-игровые: социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
  • рефлексивные: самоанализ и осознание собственной ценности в реальной действительности.

Методы физического воспитания в соответствии с принципами воздействия подразделяются на:

  • метод убеждения;
  • метод поощрения;
  • метод принуждения;
  • наглядный пример;
  • метод приучения.

Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков — их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.

Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, что активно помогает человеку в достижении поставленной задачи.

В физической культуре и спорте к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий и перед строем, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и др.

Метод принуждения или метод наказания призван исправить поведение ребенка, в случае невыполнения им установленных правил и норм. Данный метод также включает анализ причины подобных поступков с целью предотвращения их в будущем.

Наглядный пример - прием, основанный на естественном стремлении молодых людей к подражанию. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Метод практического приучения позволяет каждому преподавателю и самому занимающемуся быстрее достичь желаемого результата. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результат повышения сознательности.

В общем процессе преподавания используются различные методы физического воспитания, в число которых входят: словесный, игровой, соревновательный.

Словесные методы: дидактический рассказ, описание (создание представления о действии), объяснение (строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов), беседа (вопросно-ответная форма обмена информацией).

Игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, а также умения работы в команде.

Соревновательный метод стимулирует максимальное проявление двигательных
способностей и выявляет уровень их развития.

2.3.Техника физических упражнений.

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

  • Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия.
  • Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия.
  • Заключительная фаза завершает действие.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

  • Пространственные характеристики: положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
  • Временные характеристики: длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия. Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.).

  • Пространственно-временные характеристики: скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве.
  • Динамические характеристики: взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений.

В процессе работы каждый аспект техники поддается оценке с целью выявления наиболее эффективного способа в достижении необходимого результата. Различают следующие критерии оценки техники:

  • результативность физического упражнения;
  • параметры эталонной техники;
  • разница между реальным результатом и возможным.

2.4. Специфические принципы физического воспитания.

Физическое воспитание - это обширная, сложно структурированная система, обладающая строгим порядком, методами и принципами построения занятий и всей программы физического развития ребенка.

Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях:

 Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.

Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться, что приведет к истощению ресурсов организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок (Приложение). Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.

  • суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье;
  • необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки;
  • использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

2.5. Классификация физических упражнений.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются ' педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания.

2.        Классификация физических упражнений по их анатомическому
признаку. Все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса,
спины и т.д.

3.        Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

  • скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
  • упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
  • упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
  • упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
  1. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
  2. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  3. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

2.6. Средства физического воспитания.

Физическое воспитание в отдельных формах направлено на улучшение и развитие физических навыков и умений, каждый из которых обладает собственными особенностями и принципами.

Средства воспитания силы - физические упражнения с повышенным отягощением, которые стимулируют увеличение степени напряжения мышц (Приложение).

Основные средства:

  1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
  2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
  • упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
  • упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
  • упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
  • ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
  1. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья).

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления.

Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений).

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.

2.7. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

  1. подготовка к процессу физического воспитания;
  2. практическая деятельность на уроке;
  3. контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды

деятельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

  • основных, подводящих и специальных упражнений;
  • определение количества повторений каждого упражнения;
  • определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;
  • выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

  • целостного учебно-воспитательного процесса;
  • каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся.Также включающая в себя подготовку предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий),необходимого для урока оборудования и инвентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

  • организационные мероприятия на уроке;
  • непосредственно педагогические воздействия;
  • текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

  • построение класса;
  • сообщение учащимся задач урока;
  • проведение перестроений, необходимых для руководства классом;
  • выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами);
  • организация дисциплины;
  • установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;
  • организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;
  • рациональное распределение учебного времени;
  • уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);

—        подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
(индивидуального или для всего класса).

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:

  • объяснение учебного материала;
  • показ упражнений;
  • демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п.;
  • непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств.

На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

  1. формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;
  2. отбор и последовательное расположение учебного материала;
  3. составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;
  4. программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.


Глава III. Анализ экспериментальной части исследования.

В процессе исследования был задействован метод эксперимента. Цель эксперимента - выявить наиболее эффективные методы физического воспитания при обучении школьников.

В ходе исследования были задействованы 25 учеников, учащиеся 10 класса, от 16 до 17 лет.

Применяемые методы: наглядный пример, метод убеждения, метод принуждения, словесный метод (разговор), соревновательный метод, игровой метод обучения.

Выводы.  В ходе эксперимента выяснили, что наиболее эффективными методами являются : наглядный пример, игровой метод обучения. При применении данных методов наблюдается повышение уровня заинтересованности учащихся в выполнении заданий, следованию указаниям учителя, выполнения упражнений с целью получения лучшего результата.

Таким образом, Применение словесного метода, наглядного личного примера, контакт со сверстниками обеспечивают наиболее благоприятную обстановку обучения подростков, что повышает общее стремление к тренировке. Применение соревновательного метода, основанного на реализации собственного потенциала каждого ученика, позволяет ускорить процесс получения результата всей тренировки.


Заключение

В современном мире ввиду малоподвижного образа жизни, общей компьютеризации и индустриализации, вопрос физического здоровья людей становится остро обсуждаемым и попадает в число проблем, требующих незамедлительного решения. В особенности это связано с подрастающим поколением, рост, формирование и развитие которого происходит в данных условиях. Потому отдельное внимание в данный момент уделяется поиску наиболее эффективных способов привлечения детей и подростков к занятиям спортом, ведению здорового образа жизни.

Собрав большое количество информации из литературы и по результатам исследования занятий физической культурой учащимися МБОУ "Гимназия №25", были сделаны следующие выводы:

  1. Существует большое количество педагогических методов физического воспитания, возникавших на протяжении нескольких столетий.
  2. Ввиду наличия у каждого метода собственных преимуществ и недостатков использование их при отсутствии общей системы не представляется целесообразным.
  3. Однако, можно выделить наиболее эффективные из них: метод наглядного примера, а также игровой метод, рассчитанные на широкое число обучающихся.

Педагогическая система образования школьников сложна и многогранна, ввиду особенностей и уникальности каждого ученика. Потому поиск методов, обеспечивающих достижение быстрого и качественного результата в обучении подростков и детей чрезвычайно важно. Ведь способствуя развитию каждого ребенка и подростка, можно способствовать становлению и процветанию не только отдельной личности, но и всего народа, общества, всей страны.


Список использованной литературы

  1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  2. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2003.
  3. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.
  4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.
  5. Пензулаева JI. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003.
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник, 2 тома / под ред. Евсеева СЛ. - М., 2008

Интернет-ресурсы:

  1. http://spo.1september.ru/article.php?ID=200402303
  2. http://multiurok.ru/hamid09-12/blog/piedaghoghichieskaia-kul-tura-priepodavatielia-fizichieskoi-kul-tury.html
  3. http://econf.rae.ru/article/4826


Приложения


Поделиться:

Снежная сказка

Извержение вулкана

Лягушка-путешественница

Рисуем подснежники гуашью

Дымковский петушок