• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Екатерина Вторая и эпидемия оспы в России

Опубликовано Ильютченко Ольга Евгеньевна вкл 07.09.2021 - 17:17
Ильютченко Ольга Евгеньевна
Автор: 
Тимонина Ксения 8 класс

Проект по истории  о действиях императрицы в России по преодолению эпидемии оспы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_istorii.docx230.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Проектно-исследовательская работа

«Политика Екатерины II по борьбе с эпидемией оспы в России»

Выполнила:

ученица 8 «В» класса

Тимонина Ксения Сергеевна

Руководитель:

Учитель истории

Ильютченко Ольга Евгеньевна

Железногорск – 2021

Содержание

Введение

I.Теоретическая часть

    1. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.

    2. Примеры из всеобщей истории и истории России по борьбе с эпидемией.

    3. Борьба с эпидемией оспы в России в 18 веке.

II.Практическая часть

Заключение

Список литературы и Интернет-ресурсов

Приложение

Введение

Актуальность выбранной темы

     Я выбрала данную тему к исследованию, так как считаю ее важной, актуальной, интересной для рассуждения, вижу масштабность проблемы для современного мира.

   На протяжении почти всего прошлого 2020 года и в настоящее время наш мир сражается с пандемией коронавируса. Нынешняя пандемия – далеко не первый для России опыт противодействия эпидемиям, ряд из которых были вызваны инфекциями гораздо опаснее COVID-19.

    Как Россия и мировое сообщество выходили из этого кризиса?

Гипотеза: способы борьбы современной России с covid-19 схожи с вариантами преодоления эпидемии оспы в России при Екатерине II.

Цель исследования:

   изучить методы и средства борьбы императорской России с эпидемией оспы, которая вела к тяжелым экономическим, политическим, социальным и духовным последствиям.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть позицию Екатерины II по спасению российского общества от последствий эпидемии оспы.
  2. Выявить методы, средства, способы борьбы властей России по борьбе с эпидемией оспы.
  3. Определить причины возникновения в России в 18 веке эпидемии оспы.
  4. Изучить последствия вакцинации населения и сделать выводы об эффективных мерах государства по преодолению негативных последствий.

Проблема исследования:

 С целью эффективности решения проблемы эпидемии в России 18 века и 21 века должно осуществляться взаимодействие государства и общества.

Предмет исследования:

  Общественные отношения 18 века  и 21 века в России.

Теоретическая часть

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.

И славно быть тому тираном,

Кто благостью велик, как Бог?

        Екатерина II – императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

        Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

        Просвещённый абсолюти́зм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

Примеры из всеобщей истории и истории России по борьбе с эпидемиями.

  Важные термины:

  Вакцина́ция — введение вакцины или анатоксина с целью создания активного специфического иммунного ответа иммунной системы организма против возбудителя инфекции. 

  Эпидемия - прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.

         В истории известны три колоссальные пандемии чумы. Если при эпидемиях натуральной оспы, холеры, сыпного тифа, испанского гриппа, гриппа H1N1, COVID-19 и многих других — погибало, за редкими исключениями, не больше 30 % заболевших, то заболевание чумой означало верную смерть. Заболевший неминуемо умирал через несколько дней, поэтому ужас эпидемий чумы затмевал ужас всех войн.

         «Юстинианова чума» началась в Египте, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 году только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Всего погибло около 100 миллионов человек, Византия потеряла примерно половину населения.

        «Чёрная смерть» — зародилась в Азии и в 1346—1348 годах бушевала в Европе, где её жертвами стали 25 миллионов человек.

         В более широком смысле вторая пандемия «наложила свой зловещий отпечаток на всё европейское средневековье». 

        Эпидемия чумы 1654—1655 годов — самая крупная эпидемия XVII века в России. Летом 1654 года чума была занесена в Москву. Город охватила паника, бежавшие из него люди разносили болезнь вглубь страны, и уже в сентябре эпидемия охватила почти всю центральную часть России. Точное количество жертв неизвестно, источники дают огромный разброс в оценках: от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

        Испа́нский грипп или «испа́нка» был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества как по числу заразившихся, так и по числу умерших. Эпидемия длилась с января 1918 года по 1920 год; во всём мире испанкой было заражено не менее 550 миллионов человек (около 30 % населения планеты). Число умерших оценивают от 17 млн до 50—100 млн человек или 0,9—5,3 % населения Земли, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. 

Борьба с эпидемией оспы в России в 18 веке.

Кровожадная оспа

         В XVIII веке оспа была одним из самых массовых и страшных заболеваний. В отличие от иных моров и пандемий, эта болезнь тлела постоянно. Если вспышки куда более смертоносной чумы случались далеко не каждое десятилетие, то оспа не уходила никогда. То разгораясь, то затухая, она в том столетии ежегодно убивала на Европейском континенте в среднем полмиллиона человек – это при всем населении от Урала и Каспия до Ирландии с Португалией не более 200 млн.

         Вирус оспы вызывает обильную сыпь на коже, вскоре переходящую в пузырьки с гноем – те самые летописные прыщи. Эта зараза не щадила все сословия снизу доверху – именно оспа в 1730 году убила второго русского императора с именем Петр. Это при том, что власти тогда предприняли беспрецедентные меры карантина, блокировав Васильевский остров при первых известиях о новой вспышке «оспенной болезни».

Вакцинация

           Метод вакцинации, который был разработан, кажется крайне небезопасным, но тогда — вполне приемлемым, ведь смертность привитых таким методом людей составляла всего около двух процентов, в 20 раз меньше, чем у непривитых. Метод, называемый вариоляцией, заключался в том, что на руке пациента делали надрез, куда помещали оспенный материал, взятый от больного человека (безопасную вакцину на базе коровьей оспы английский врач Эдвард Дженнер разработал лишь в 1796 году). Если все проходило удачно, привитый болел оспой в легкой форме, после чего уже не мог заразиться. Этот метод был открыт турками, затем его изучили английские врачи.

           Из Лондона был выписан врач Томас Димсдейл, «оспенную материю» он взял у шестилетнего Саши Маркова. На случай своей смерти императрица распорядилась держать наготове упряжку почтовых лошадей, чтобы врач мог срочно уехать из страны и избежать самосуда. Через шесть дней после прививки у Екатерины начались признаки недомогания, она уединилась в Царском Селе. Но все окончилось благополучно: еще через неделю императрица поправилась.

          Екатерина сделала прививку от оспы тайно, в присутствии лишь самых доверенных приближенных. "Прививание оспы считалось делом опасным, и императрица не могла без одобрения двора рисковать своим здоровьем, - рассказывает кандидат исторических наук Вадим Эрлихман. 

          Екатерина откровенно признавалась в письме прусскому королю Фридриху II:

 "С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года (1768 - Авт.), когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное..."

«Обрадовав изумленную Россию выздоровлением»

          Императрица повелела обнародовать описание своей болезни, «чтоб и другие, употребляя те же средства, удобно предохраняли себя от опасностей». В честь первого оспопрививания была выбита памятная медаль с изображением Екатерины II и подписью «Собою подала пример». И на лицевой стороне медали «За прививание оспы», которой в XIX веке награждали врачей, прививавших от оспы, был портрет Екатерины II.

          Кульминацией стало законодательное введение всеобщего государственного праздника – отныне 21 ноября каждого года отмечалось в Российской империи как «память подвига привития оспы». Закон специально подчеркивал, что праздник этот не только светский, но и «духовный» – каждое 21 ноября обязали начинать «всенощным бдением» с «божественными литургиями о здравии», и каждый православный храм в России обязан был «продолжать колокольный звон во весь оный день». Светским властям приказали ежегодно обеспечивать в тот день праздничную иллюминацию каждого города. В столице же такая обязательная по закону иллюминация продолжалась трое суток.

          Массовую прививочную кампанию не просто продолжил, а значительно усилил внук Екатерины, император Александр I. К тому времени, в последние годы XVIII века, на западе Европы появился новый метод прививания от оспы, не менее эффективный и куда более безопасный – прививка коровьей оспы. Именно тогда впервые возник для всех нас и сегодня актуальный термин «вакцина» – от латинского слова vaccinus, «коровий».

Практическая часть

         Я провела опрос по теме «Отношение людей к коронавирусной инфекции и вакцинации ». Было опрошено 5 взрослых людей, и вот какие были ответы:

                                                 АНКЕТА

  1. Что вы знаете о вакцине против Covid-19?
  2. Прививались ли вы/или будете прививаться?
  3. Почему (да/нет)?
  4. Как вы отреагировали, если бы вакцинация проводилась принудительно?
  5.  Какие методы преодоления эпидемии можете предложить вы из наиболее эффективных на ваш взгляд?
  6. Должно ли государство брать на себя заботу о здоровье населении во время пандемии, или это личное дело каждого?

Итоги анкетирования:

  1. 100% опрошенных имеют информацию о вакцине «Спутник V».

          В настоящее время в России уже официально зарегистрировано две вакцины от новой коронавирусной инфекции – Гам-Ковид-Вак (торговая марка "Спутник V") и "ЭпиВакКорона".

          "Спутник V" был разработан НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени академика Гамалеи Минздрава России и зарегистрирован 11 августа 2020 года. Он стал первой в мире вакциной от COVID-19 и начиная с 10 декабря уже применяется для проведения масштабной вакцинации в стране. "

           "Гам-Ковид-Вак" состоит из рекомбинантных частиц аденовируса человека, в которых имеется протеин S – белок оболочки коронавируса, в отношении которого вырабатываются антитела. Но сама вакцина не содержит вызывающий COVID-19 коронавирус, что исключает возможность заболеть им после прививки. Вакцина вводится двукратно внутримышечно с интервалом в три недели. По последним данным, ее эффективность составляет 91,4%, а против тяжелых случаев заболевания – 100%.

  1. 50% опрошенных сделали прививку, 20% - намерены сделать.
  2. Люди доверяют вакцине, беспокоятся о здоровье, знают о тяжелых последствиях вируса.
  3. 100% опрошенных ответили отрицательно.
  4. 100% опрошенных ответили одинаково – изоляция, вакцина, маски.
  5. 100% опрошенных сказали, что государство обязательно должно.

        Таким образом, в современной России люди имеют много информации о составе и последствиях вакцины против коронавирусной инфекции.

Способы борьбы с эпидемией в современной России:

- красные зоны в больницах

- маски

- изоляция

- вакцинация

- тесты на антитела

- пропаганда вакцинации на примере авторитетных людей

- СМИ

- дезинфекция помещения

- добровольные прививки

- интерес государства в массовой вакцинации людей

- разработка вакцинации отечественных ученых

- карантинные меры ограничения

Способы борьбы с эпидемией при Екатерине II в 18 веке:

- вакцинация

- изоляция

- принудительные (массовые) прививки

- запрет посещать дома больных оспой

- выпуск печатной литературы, которая разъясняла важность вакцины и что это такое

- мода прививок

- разработка вакцинации английскими врачами

- пиар вакцинации на примере авторитетных людей

Вывод: способы борьбы современной России относительно схожи с методами преодоления эпидемии при Екатерине II в 18 веке в России, но есть некоторые отличия:

  1. В 21 веке больше возможностей в связи с тем, что медицина развивается.
  2. В 18 веке очень серьезно относились к вакцинации, поэтому население принуждали прививаться от оспы, в 21 веке это можно сделать по желанию.
  3. Люди в 18 веке почти ничего не знали про вакцинацию, так как в газетах не было написано, что представляет собой вакцинация, и население верило только слухам.

Заключение

          У меня получилось доказать выдвинутую мною гипотезу, и я могу сказать что, несмотря на такой длинный промежуток времени между 18 и 21 веком, многое осталось неизменным, например вакцинация.

         Екатерина II пыталась спасти себя, своих приближенных и множество других людей от заболевания оспы методом вакцинации, потому что смертность привитых людей составляла около двух процентов, в 20 раз меньше, чем у непривитых.

        Я считаю, что метод вакцинации является самым эффективным способом для борьбы с опасной болезнью, ведь это делается для того, чтобы спасти народ и государство от негативных последствий. Также для эффективной борьбы с эпидемиями важны как научные достижения, так и государственная политика, так как без решения высших властей государство ничего не добьется.

       Такие способы борьбы как изоляция, запреты на выезды и въезды в страну, маски и карантинные меры лишь замедляют процесс распространения любой инфекции.

       

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. https://profile.ru
  3. Павленко Н.И. «Екатерина Великая», Москва, «Молодая гвардия», 2004
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории (от Петра I до Александра Освободителя), Москва, Просвещение, 2005

Приложение

Медаль

https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/49/09e7484a1b545955a38d8cf83c6d304d19e4e6b6.jpeg

Указ Екатерины II

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/189/01/30/kniga_ospa.jpg


Поделиться:

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Тигрёнок на подсолнухе

Любили тебя без особых причин...

Рождественский венок

Как нарисовать осеннее дерево акварелью