• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация на тему "Устаревшие речевые обороты"

Опубликовано Деманова Наталья Борисовна вкл 16.10.2022 - 10:35
Автор: 
Сайманов Александр

Актуальность данной работы:за последние сто пятьдесят лет великий и могучий русский язык претерпел много изменений. И нельзя сказать, что эти перемены к лучшему. Всё это отодвигает на задний план грамотную речь. Мы сталкиваемся с тем, что обороты речи упрощаются, забывается «красивый» разговорный язык, который использовали наши предки в XIX – начале XX вв.

Цель работы:Проанализировать личные дневники, письма и воспоминания жителей села Павлова Горбатовского уезда Нижегородской губернии XIX – начале XX столетия для выявления устаревших, но актуальных и понятных оборотов речи для обогащения ими устной и письменной речи современного школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация на тему "Устаревшие речевые обороты"2.12 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 6 г . Павлово Нижегородской области Учебно-исследовательская работа « Устаревшие речевые обороты » Работу выполнил : Учен ик 9 класс «А» Сайманов Александр , возраст 16 лет . Научный руководитель : учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 6 Деманова Н.Б.

Слайд 2

Актуальность работы: …А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка. (лингвист В.В.Виноградов) За последние сто пятьдесят лет великий и могучий русский язык претерпел много изменений. И нельзя сказать, что эти перемены к лучшему. Всё это отодвигает на задний план грамотную речь. Мы сталкиваемся с тем, что обороты речи упрощаются, забывается «красивый» разговорный язык, который использовали наши предки в XIX – начале XX вв.

Слайд 3

Цель работы: Проанализировать личные дневники, письма и воспоминания жителей села Павлова Горбатовского уезда Нижегородской губернии XIX – начале XX столетия для выявления устаревших, но актуальных и понятных оборотов речи для обогащения ими устной и письменной речи современного школьника. Задачи работы: - дать теоретические основы речевых оборотов; - исследовать письменные источники XIX - XX вв. на предмет выявления устаревших речевых оборотов; - провести анкетирование среди школьников 7 и 9 классов.

Слайд 4

Материал исследования: Письменные источники из фондов Павловского исторического музея: - Документы семьи Фаворских; -Дневник семьи Страховых ; - Дневник А.А. Вагина .

Слайд 5

Методы : Библиографический, исторический, краеведческий, эмпирический (изучение и анализ литературы по данной теме), анкетирование, статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования). Этапы исследования: 1) Выбор темы; 2) Постановка актуальности; 3) Цели и задач; 4) Сбор материала: 5) Обобщение полученных данных; 6) Подведение итогов работы.

Слайд 6

I глава. Теория. Что такое речевые обороты? Речевые обороты – это стандартные, устойчивые обороты речи (часто употребляемые фразы), отличаются от свободных словосочетаний, используются для аргументации и грамматической связи.

Слайд 7

Стили речи: 1 ) В официально – деловом стиле в XIX веке: - «по отчёту неисправность», что означает «найдена ошибка»; - «должна быть принадлежностью», означает «должна принадлежать»; - «в чём подписан с приложением печати»; - «подать просимость », то есть «подать заявление с просьбой»; - «отказать в просимости »; - «об укреплении за ним», что означает «закрепить за ним землю»; - «подал просьбу», т.е. подал заявление; - «назначаю деньгами».

Слайд 8

2) В разговорном стиле в конце XIX столетия: - «совершенно утешились», то есть успокоились; - «все тебе кланяются»; - «позвольте выразить»; - «приношу Вам мою благодарность»; - «мой братский поклон»; - «шлёт Вам задушевный поклон»; - «моё особенное почтение»; - «благословения от меня недостойного»; - «добрался я благополучно»; - «в том мало пользы»; - «благоприобретённый дом»; - «наша родительница», так называли маму. Эти «красивые» обороты речи встречаются при прочтении писем Андрея Евграфовича Фаворского, которые он писал своей жене Ольге Владимировне и брату Алексею.

Слайд 9

А для характеристики самого Алексея Евграфовича в Аттестате зрелости использовались следующие выражения: - «исправность в посещении и приготовлении уроков»; - «в исполнении письменных работ достаточная»; - «прилежание довольно удовлетворительное ».

Слайд 10

Во всех стилях речи при указании на что-то и кого-то: - «означенные выше», которое следует понимать как «указанное ранее»; - «оценка оной», то есть «её оценка»; - «при сём», то есть «при этом». А для указания продолжительности времени : - «на третий день Пасхи»; - « житиё его было 37 лет 4 дня»; - «в супружестве прожила 3 года 6 месяцев 2 дня».

Слайд 11

Выводы по I главе: Проанализировав письменные источники, были выявлены устаревшие обороты речи, которые в настоящее время мало употребляются или вообще не употребляются. В устной и письменной речи взрослого современного человека, особенно в речи школьника мало можно встретить эстетичных, грамотных, правильных и «красивых» оборотов речи.

Слайд 12

II глава. Экспериментальное исследование. Цель исследования : определение уровня знаний школьников о значении устаревших речевых оборотов. Объект исследования : дети подросткового возраста (51 человек). База экспериментального исследования : МБОУ СШ № 6 г. Павлова Нижегородской области. 51 человек 7 класс 9 класс 27 человек 24 человека

Слайд 13

Методы исследования: - анкетирование, сочинение; - сообщение, чтение; - наблюдение, сравнительный анализ. 1. Анкетирование Лингвистическое исследование речи школьников, представление об устаревших речевых оборотах идет через объяснение значения следующих речевых оборотов (см. Анкету в приложении) Цель: получить информацию для предварительного анализа.

Слайд 14

Итоги проведённого анкетирования таковы: 1.Методом сравнительного анализа был определён уровень знаний об устаревших речевых оборотах у учащихся 7 класса. Да – 12% Нет – 88%

Слайд 15

2.Методом сравнительного анализа был определён уровень знаний об устаревших речевых оборотах у учащихся 9 класса. Да – 15 % Нет – 85% Вывод по анкете: как видно из диаграмм уровень знаний школьников об устаревших речевых оборотах достаточно низкий. Наиболее понятными для 7-классников оказался оборот «Все тебе кланяются». Для 9-классников оказались понятными такие речевые обороты как «наша родительница», «все тебе кланяются»

Слайд 16

2)Сообщение для учащихся 7 и 9 классов. Цель сообщения : для обогащения устной и письменной речи современного школьника устаревшими речевыми оборотами мною на уроке русского языка было сделано сообщение на данную тему с разъяснением значения оборотов. 3) Сочинение и итоговое анкетирование для учащихся 7 и 9 классов. Цель сочинения: выявить насколько увеличился уровень знаний учащихся 7 и 9 классов после изложенного мной сообщения и умение применять устаревшие речевые обороты. Оборудование: написать мини-сочинение на тему «Моя родительница», употребив устаревшие обороты речи.

Слайд 17

После проверки научным руководителем сочинений выявлен такой уровень: Да – 26% Да – 37 % Нет - 74 % Нет – 63% Выводы по II главе: Анкетирование , проведённое мной среди учащихся 7-9 классов выявило достаточно низкий уровень знаний устаревших речевых оборотов. Уровень знаний у 7 и 9 классов разный. После сделанного мной сообщения, уровень знаний поднялся у 7 класса на 14 % (с 12 до 26 %), у 9 классов увеличился на 22 % (с 15 до 37%).

Слайд 18

ё Заключение: Для первой части были выявлены устаревшие речевые обороты из документов семей Павловского района – Фаворский, Страховых, Вагиных . В устной и письменной речи современных школьников очень мало эстетичных и «красивых» оборотов речи, ещё реже можно встретить в ней устаревшие обороты речи. В результате проведенного анкетирования стало понятно, что уровень знания и понимания этих оборотов очень низок. После представления сообщения и написания мини-сочинения итоговое анкетирование показало увеличение процента уровня знаний. Можно высказать предположение, что мне удалось заинтересовать и обогатить речь школьников устаревшими речевыми оборотами.

Слайд 19

Список литературы: 1. В.В. Виноградов . А. С. Пушкин — основоположник русского литературного языка // Известия академии наук СССР. Отделение литературы и языка , 1949, том ѴШ, вып . 3. 2. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи . М. , 2000. 3. ПКМ № 13118. Письмо директора Павловской мужской гимназии А.Е. Фаворскому . 4. ПКМ № 13211. Удостоверение Павловского волостного правления . 1877г. 5. ПКМ № 13124. Копия аттестата зрелости А.Е. Фаворского . 1878г. 6. ПКМ № 13127. Письмо А.Е. Фаворского брату Алексею . 1885г. 7. ПКМ № 13126. Духовное завещание Е.А. Фаворского . 1775г. 8. ПКМ № 5460-3. Памятная книжка для разных событий А.А. Вагина . 9. Дневник семьи Страховых .

Поделиться:

Рисуем ананас акварелью

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Горячо - холодно

Что есть на свете красота?

Неньютоновская жидкость