Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sibirskoy_kazachey_izby.docx | 178.81 КБ |
Содержание
Введение
1.Возрождение казачества Забайкалья.
2. Быт и обычаи Забайкальских казаков .
3.Жилище казаков.
4.Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Тема моей исследовательской работы: «Особенности сибирской казачьей избы:характеристики внешнего вида ивнутренних составляющих ».
Эта тема мне близка, потому что из родословного древа в моей крови течёт казачья, мой прадед был младшим урядником, принимал участие в освоении Забайкалья, образовании казачьих станиц.
Актуальность работы: История родины начинается с истории родной семьи, родного села, района, области, края. История забайкальского казачества является частью истории нашего края. Многие страницы ушедшей истории невосполнимы, в том числе и история казаков Забайкалья. Моя работа обусловлена интересом к истории и литературе родного края и желанием сохранить нашу историю для подрастающего поколения. Данную работу можно использовать на уроках истории при изучении темы "Гражданская война". Сегодня предпринимаются попытки возрождения казачьей культуры, люди охотно вспоминают казачий быт (песни, творчество), восстанавливаются казачьи полки (войска). Возникла необходимость более пристального внимания к казачеству, поэтому я решил заняться исследованием данной темы.
Цель работы заключается в изучении особенностей сибирской казачьей избы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Изучить внешний вид и внутренние составляющие избы ;.
Объектом изучения является Сибирская казачья изба Забайкалья.
Предмет изучения жилище казаков Забайкалья.
1.Возрождение казачества Забайкалья.
Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов 17 века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владения территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства- это контроль с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а так же подконтрольность местных жителей- тунгусов и бурятов. Так можно восстановить историю большой страны, которая связана с именами простых казаков. В составе Забайкальского казачества числилось 63 станицы и 516 казачьих поселков. Большинство Забайкальских казаков были православными, казаки-буряты исповедовали ламаизм. Служили в Забайкальском казачьем войске и поляки-католики. Забайкальское казачье войско объединяло людей различных вероисповеданий, и это было его отличительной чертой. Мы узнаем историю народа, когда изучаем историю наших казаков. Если посмотреть, их быт, то, как они жили, мы будем понимать, как жили наши предки, в каких условиях. История Забайкальских казаков очень интересная, они многое пережили , их убивали они убивали, они сражались , как могли, тратили последние силы, чтобы защитить свой народ. Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей родины. Их смелость, решительность делали их грозной силой, способной противостоять лучшим подразделениям противника. В настоящее время литература о казачестве многочисленна и освещает самые разнообразные вопросы. История казачества в различных версиях неоднократно повторялась во многих исторических и художественных произведениях. Итак, как мы уже говорили казаки, которые жили в Забайкалье, принимали самое активное участие в жизни страны, они непосредственные участники нашей истории, или правильнее будет сказать: ее творцы.
Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России. Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско. Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» — наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось.
Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет. Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.
2. Быт и обычаи Забайкальских казаков.
Согласно традициям, о казаке судили по его лихости, оставляя быт за рамками войны. Однако, быт составлял немалую часть казачьей жизни, ведь казаки тоже были вынуждены возделывать землю, строить дома и разводить скот.
Забайкальское казачество сформировалось из вольных казаков-первопроходцев, промышленников, посадских людей и беглых крестьян и было разнородно по достатку. В конце XIX века этнограф Карп Дмитриевич Логиновский описывал быт забайкальцев мрачно. Большую часть избы занимала печь, на ней спали, под ней держали птицу, у двери в загородке – поросят и ягнят. Из-за этого «дух» в избе стоял невыносимый. Ели самую простую пищу – кашу с салом, с молоком, студень, потроха, брюкву, капусту, рыбу, пряники с черемухой.
Кроме воинской на сибирских казаков также возлагались почтовая и ямская службы, постройка и охрана дорог и крепостей, сопровождение торговых караванов и арестантов, сбор ясака (дани), охрана частных золотых приисков, заготовка леса. Хозяйственная деятельность также отличалась многообразием: животноводство, рыболовство, охота, земледелие и др. Казаки разводили лошадей, крупный рогатый скот, реже свиней, овец, коз; из домашней птицы - кур, уток, гусей, индеек. Выращивали зерновые культуры, а также капусту, картофель, огурцы, редьку, свёклу, репу, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, бобы, арбузы, дыни, мак, подсолнечник, лён, коноплю. Вполне доход-
ными и распространёнными являлись пчеловодство и табаководство. Домашние промыслы у сибирского казачества не получили особого распространения, так как всё необходимое казаки могли купить на ярмарках, базарах, в лавках. Тем не менее многие казачки занимались прядением и ткачеством, а также шитьём, вышивкой и вязанием . Большую роль в казачьем хозяйстве имела торговля.
По вероисповеданию подавляющее большинство сибирского казачества являлись православными. Спецификой сибирских казаков было наличие «походных церквей», которые называли также «Ермаковыми часовнями», и старообрядческих икон
Считалось, что погибший за правое дело казак попадает в рай. Обычно в центре казачьей станицы располагался православный храм, в котором хранились боевые знамёна. Все важнейшие события начинались с молитвы и благословения.
Типы поселений сибирских казаков были различными: крепости, форпосты, редуты,
станицы. Располагались они в стратегически выгодных местах: вдоль рек и по берегам озёр, у трактовых дорог. Жилища, в зависимости от географического положения, существенно отличались планировкой, размерами, строительным материалом. Но всегда их украшали оружием и конской сбруей, иконами и портретами членов царской семьи.
У казаков все усадьбы планировались, строились и украшались по единым народным традициям и включали дом и двор, который в свою очередь включал летнюю кухню, амбар, сарай, баз, загон для скота и погреб.
Наличие жилья, его размеры, внешний вид были показателем жизненного статуса.
Жилища казаки строили сообща, иногда им помогали солдаты линейных батальонов. Для строительства использовали лес, очень редко камень. Однако бревенчатые стены, в отличии от «семейских», встречались чрезвычайно редко. Обыкновенно мужчины ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали снаружи и белили. Затем сбивали печь, сколачивали рамы и затягивали их кожей или бумагой, так как стекла не было. Крышу покрывали корой, позже жестянкой . У зажиточных казаков встречались двухэтажные усадьбы, непременной особенностью которых был балкончик – «балясник». Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Сегодня в современных жилищах мы можем часто наблюдать некоторые элементы архитектуры XIX века.
Дома казаки строили добротные и красивые, с резьбой и наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Часто ставни и карнизы делали синими.
Обычно дом делили на две секции, летнюю и зимнюю с печкой, где пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, мылись и лечились. Как кто заболеет, сразу на печку спать отправляли. У хороших хозяев была баня и конюшня. У казаков было принято договариваться с родственниками о том, кто какую неделю баню у себя топит. Был и подвал, его вырубали в теневой стороне, и ставили толстые деревянные двери на засовах. Подвал делился на две части. Одна часть была для продуктов, которые не требовали заморозки. В другую укладывали запасы рубленного с реки льда, который из-за тени и толстых дверей не таял, создавая эффект холодильника, там летом можно было хранить мясо.
3.Жилище казаков.
Внутренне убранство хаты также имели свои характерные особенности.
Все комнаты располагались по кругу. В доме имелась главная комната (зала), которая всегда была готова к приему гостей.
Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: красный угол с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках. Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.
Заключение.
Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов.
Казак – это защитник, казак – бесстрашный воин, казак – это крестьянин, земледелец… казак – герой народных песен. Они сызмальства понимали свое предназначение - защита Отечества. Казаками были их деды и прадеды. Казаками будут их дети, внуки и правнуки. Но жизни приготовила всем им ещё одно великое испытание: после революции казачество было уничтожено как класс и только теперь возрождается снова, уже в наше время и наличие в нашем литературном наследии такого романа, как "Даурия", является бесценным вкладом в это возрождение. Читая такие произведения, мы чувствуем гордость за себя, за свой народ и уважение к историческому прошлому нашей страны. Память о ратных подвигах, культуре и традициях казачества остается жить в семьях родовых казаков и позволило в 1980-хгг. зародиться движению за возрождение казачества. По инициативе прямых потомков казаков стали создаваться казачьи общины, землячества. Исходной датой возрождения казачества в Бурятии считается июнь 1990г., когда состоялся Большой Восстановительный Круг Забайкальского казачьего войска. Касьянов Ю. Л. назначен атаманом-организатором, он учредил две казачьи организации: Союз казаков Бурятии и первый (Верхнеудинский ) казачий отдел Забайкальского казачьего войска. Без казачества Россия утратит часть своего прошлого, настоящего и будущего . Наша культура богатейшая, сильная своим духом. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков .
Список использованной литературы
1.Высотина Е.А . Казачество в истории России, Забайкалья и Бурятии
2.Алмазов Б.А. Военная история казачества. – М.: Яуза, 2008. – 480
3.Гордеев А.А. История казачества. М. – 1992 г.
Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С.35–36.
Мышко Е. О.Часть I // Забайкалье в XX - начале XXI вв. — Чита: ФГУП «Читинская областная типография», 2007. — С. 33-34. — 196 с. — 3696 экз.
А.Е. Маковкин "1-й Нерчинский полк Забайкальского Казачьего войска 1898-1906" (исторический очерк)
Гарковая Л., статья Забайкальские казаки: история, традиции, обычаи, жизнь и быт.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001. С.9.
Кузнецов В. М. — диссертация, посвященная семейно-брачным отношениям народов Южного Урала, 1998. С. 152; Лоргус Андрей, Дудко Михаил. Книга о Церкви. М.: Паломник, 1997.
Российское казачеств, серия книг «Российское казачество»
Апрелков В.Ю , серия книг «Георгиевские кавалеры»
1) « Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего Войска в китайском походе 1900-1902 годов»
2) «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего Войска в русско-японскую войну 1904-1905 годов»
3) «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего Войска во Второй Отечественной войне 1914-1918 годов»
Интернет – ресурсы:
URL: nsportal.ru
URL: ruszizn.ru
kultura/traditsii-i-obychai-kazakov
До этого сохранить вставить фото и добавить свое
Глава 2.
Практическая часть
Практическая часть исследовательской работы посвящена разработки пособия, которое будет в помощь, как обучающимся, так и педагогам, и тем, кто заинтересован, ознакомлению с историей, традициями, перспективами развития забайкальского казачества.
Пособие содержит материал по изучению быта, обрядов и традиций Забайкальских казаков: теоретический материал, фото, иллюстрации.
У нас в селе на базе сельской библиотеки работает музейный комплекс. «Казачья усадьба». Здесь собран богатый материал о жизни и быте забайкальских казаков.
В музее воссоздан интерьер старинной казачьей избы. В переднем красном углу – иконостас с иконами, под ним – стол-угловичок, на котором лежат Библия, папаха, стоят свечи. Рядом на старинной фигурной подставке стоит патефон. У стены – красиво убранная старинная кровать с узорным подзором и горкой подушек в кружевных наволочках. Перед кроватью висит зыбка. Есть сундук, где казачки хранили приданое; походный сундук, с которым казак уходил на службу, в поход. По стенам развешаны вышивки, а также портреты и фотографии в рамках под общим названием «История желтуринского казачества в фотографиях»
Большой интерес у посетителей вызывают предметы домашней утвари – туески, кувшины, самовары, утюги, ступки и др. все эти предметы быта собраны у нас в селе.
Библиотека-музей развивается, его книжные и музейные фонды пополняются новыми материалами.
Своим существованием библиотека-музей поддерживает духовную связь поколений, работая не только с пожилыми людьми, но и с подрастающим поколением. Ведется переписка с различными музеями и архивами Бурятии и России.
«Казачья изба» вызывает интерес не только у соотечественников.
1.Обоснование проекта.
.
2. Схема обдумывания.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все этапы работы.
Казачья усадьба состояла из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода. Как правило, обязательным постройками были: баня, амбар, сарай, хлев для скота, колодец. Все это огораживалось забором из досок, бревен, жердей или частоколом.
Однако, в некоторых караулах из-за отсутствия леса изгородь не Казачья усадьба состояла из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода. Как правило, обязательным постройками были: баня, амбар, сарай, хлев для скота, колодец. Все это огораживалось забором из досок, бревен, жердей или частоколом.
Однако, в некоторых караулах из-за отсутствия леса изгородь не делали, а
из надворных построек был только небольшой амбар.
Улицы в станицах были широкие, протяженностью на две-три версты. Дома, как правило пятистенные, из толстых бревен, покрывались берестой, а сверху драньём.
У зажиточных же казаков дома крылись тёсом, а хозяйственные постройки (стайки т т.п.) покрывались соломой или лиственной корой. Дом делился на две половины, одну из которых делили перегородками. Вход в избу, как правило, был со двора. При входе в дом располагалось высокое крыльцо, половицы которого делали из широких, толстых плах.
Незаменимым в хозяйственных делах местом были сени. Здесь хранились домашние заготовки, припасы. Так, с правой стороны была кладовка («казёнка»), для освещения которой в стене делали узкую прорезь. Здесь стояли лари для зерна, на стене устанавливали парки для вяления мяса. Также в сенях располагался погреб, где летом хранился картофель, капуста, молоко в глиняных крынках. Из сеней на чердак вела лестница из толстых плах, где хранили и сушили черёмуху, яблоньку.
Избы были светлыми, просторными, с высокими потолками. Убранство комнаты было простым и практичным : вдоль стен стояли лавки. В переднем углу- красный угол, украшенный иконами и расшитым полотенцем. В «кутном» углу широкая полка для посуды или небольшой шкафчик. На самом видном месте, на стене висела шашка. В горнице обычно было восемь окон, одно из которых выходило на крыльцо. Окна в доме завешивались ситцевыми занавесками. Зажиточные казаки делали в своих домах окна большие с закругленным верхом. Дверные и оконные косяки внутри и снаружи украшались узорами. Покрашенным стенам развешивали киоты-фотографии в рамках, картинки с птицами, цветами, нарисованными на стекле. У стены стоял сундук с вещами. Если в одно время в доме жили две семьи, то у каждой был свой сундук.
Рисуем "Осенний дождь"
Весёлая кукушка
Рисуем кактусы акварелью
Три загадки Солнца
Горка