Проблема молодежного сленга - это одна из самых актуальных тем в наше время. Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Нужно призвать молодёжь соблюдать правила этикета и разговаривать друг с другом литературным, нормальным языком.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Филимоновская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Молодежный сленг учащихся 5,7,9 классов МОУ»ФилимоновскаяСОШ»
Автор:
Болотова Яна ,
учащаяся 9 класса
Руководитель:
Мешкова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Филимоново
2019
Содержание
Введение ……………………………………………………………3- 4
Глава 1.Место сленга в русском языке…………………………..4 - 9
1.1. Теоретический аспект исследования…………………………5
1.2.Определения молодёжного сленга в научной литературе….. 5
1.3.Разновидности молодёжного сленга.…………………………9
Глава 2. Практическая часть………………………………………10 - 14
Глава 3. Вывод……………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………...16 – 17
Приложения…………………………………………………………
2
Введение
Актуальность темы .
Проблема молодежного сленга - это одна из самых актуальных тем в наше время. Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства.
В своем проекте я покажу, что русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками.
Я выбрала эту тему, так как считаю, что надо призвать молодёжь соблюдать правила этикета и разговаривать друг с другом литературным, нормальным языком.
Объект исследования: современный русский язык
Предмет исследования: молодежный сленг как языковое и общественное явление.
Мной была сформулирована гипотеза исследования :
1.Молодежный сленг - самостоятельное явление, следовательно, его нужно рассматривать как отдельную категорию.
2.На мой взгляд, сленг необходим в использовании молодежи, так как он является необходимым элементом стилистики.
Цели моей работы:
1.Изучить информацию о том, что собой представляет молодежный сленг.
2.Показать причины появления молодежного сленга.
3.Показать необходимость существования данного лингвистического явления.
4.Составить толковый словарь молодежного сленга учащихся 5,7, 9 классов МОУ «Филимоновская СОШ».
Задачи работы :
1.Привести примеры различных форм молодежного сленга.
2.Изучить теоретический материал по данной теме.
3.Исследовать уровень употребления сленга учащихся 5, 7, 9 классов МОУ «Филимоновская СОШ».
Мной была использована следующая методика исследования :
а)главным в моей работе является метод анализа научной литературы по теме, а также проведение анкетирования среди учащихся МОУ «Филимоновская СОШ»,
б)обобщение результатов анализа литературы и итогов анкетирования,
в)обработка результатов, составление графиков
3
Этапы работы над проектом:
.
4
Глава 1. Место сленга в русском языке
1.1Теоретический аспект исследования.
Молодежный сленг и полублатной жаргон стали обычным явлением в нашей повседневной жизни. Как будто большая часть населения забыла обыкновенную человеческую речь. Употребляют его молодые люди всюду: на улице, в учреждениях, в местах отдыха, у себя дома, в присутствии всех возрастных категорий людей, невзирая ни на возраст, ни на состояние здоровья. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех: политиков, школьников, депутатов и уголовников. Что же такое сленг?
1.2 Определение молодежного сленга в научной литературе
1.1.История появления и развития молодежного языка (сленга).
Русский молодежный сленг активно изучается.
Первым документом, где этот субъязык (воспользуемся термином Ю.С. Скребнева) зафиксирован, являются "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины прошлого века. Е.Д. Поливанов вспоминает, что в годы его учения, которые пришлись на начало нашего века, среди его гимназических товарищей были в ходу разные специфические словечки: «Я помню, как нам во втором-третьем классе, например, в голову не приходило употребить в разговоре
5
__________________________________________________________________
1 Поливанов Е. Д. Стук по блату. – М., 1989. – С. 28-40
между собой слово "угостить": оно регулярно заменялось через "фундовать", "зафундовать"; вместо "предприятие" или "задуманный план" всегда говорилось "фидуция" ; совершенно не употреблялось и слово "товарищ": надо было сказать "кулей"; "хороший товарищ" - "штрам кулей", и т.д. и т.д.» [Поливанов 1931а: 161].[1]
6
1.2 Изучение молодежного сленга
Русский молодежный сленг 70-80-х годов активно изучается [Копыленко 1976; Борисова-Лукашанец 1980, 1982; Дубровина 1980; Жураховская 1981; Мазурова 1988; Радзиховский, Мазурова 1989; Грачев, Гуров 1989; Волкова 1990; Лапова 1990; Троицкий 1990; Рожанский 1992; Стернин 1992; Щепанская 1992; Зайковская 1993и др.].
«Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика» - словарь – справочник Т. В. Жеребило.
В нем дается так определение молодежного сленга :
«Один из видов групповых жаргонов, используемый в речи молодежи,
характеризующийся:
1) активным употреблением;
2) открытостью;
3) проникновением в разговорную речь других слоев населения;
4) обилием англицизмов и жаргонизмов, созданных на базе английс-
ких или интернациональных корней: мэн(мужчина), присмочить (прикурить).
Внутри молодежного сленга традиционно выделяются:
1) жаргон школьников
2) студенческий сленг.
В последние два десятилетия произошла дифференциация внутри
молодежного сленга, в связи с использованием его неоднородными группами молодежи»
7
В словаре - справочнике Э.М Береговская пишет об этом лингвистическом явлении: «Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - в отдельных более или менее замкнутых референтных группах, как все социальные диалекты, он
представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве»3
Таким образом , мы видим , что все – таки ученые – лингвисты склоняются к такой точке зрения , что этот языковой пласт свойственен молодежи.
8
3 Береговская Э.М. «Молодежный сленг: формирование и функционирование» Вопросы языкознания. 1996. № 3. «Пресса».
1.1.Разновидности молодежного сленга:
Принято различать следующие виды молодежного сленга:
Эмоциональные слова и выражения - особенностью этих слов является то, что они передают эмоциональное содержание в самом общем виде и потому неоднозначны.
Слова и выражения с эмоциональным значением - эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что они не только выражают состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию
Слова с эмоциональным компонентом значения - слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление их в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающего в стремлении снизить его социальную значимость.
Эмоциональные речения - эти речения демонстрируют раздражение говоря-
щего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.
9
Глава 2. Практическая часть
Мной было проведено социолингвистическое анкетирование учащихся 5, 7, 9 классов МОУ «Филимоновская СОШ»
Результаты социолингвистического анкетирования школьников.
Респонденты были распределены на 3 возрастные группы:первая – ученики 5 класса, вторая –ученики 7 класса, третья –ученики 9 класса.
Всего было опрошено 48 учащихся, из них 17 учащихся 5 класса,14 учащихся 7 класса и 17 учащихся 9 класса. Из них 47% - девочек, 53% - мальчиков.
1.Употребляете ли вы жаргонизмы? Почему?
а)хотите лучше выразить свои мысли,
б)не хотите отличаться от сверстников,
в)боитесь быть осмеянным другими,
г) не можете заменить жаргонизмы другими словами
2.Какие жаргонизмы вы употребляете чаще всего ? Ответ
3.Как вы понимаете значение этих слов ? Ответ
10
4.Сколько раз в день вы употребляете жаргонизмы?
а) 1 – 5 раз
б) 5 – 10 раз
в) более 10 раз
5.Как вы считаете, в результате речь становится…
а) лучше,
б) хуже,
г) затрудняюсь ответить
6.Какие слова молодежного сленга вы используете в разговоре. Перечислите их . Что они обозначают? Ответ
7.Используете ли вы слова молодежного сленга при общении со сверстниками?
а) да,
б) нет
8.Какой ваш пол?
а) мужской,
б) женский
9.С какой целью вы употребляете сленг?
а)самоутвердиться,
б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе,
в) обмениваться информацией и узнавать новое,
г) придать своей речи выразительность
11
10.Какие слова молодежного сленга вы используете в повседневной речи?
а) матерные,
б) юмористические,
в) иногда и те, и другие: все зависит от компании и ситуации
11.Поправляют ли учителя вашу речь?
а)да
б) учителя не обращают внимания на мою речь
в) не всегда, но все же делают замечания
12.Как относятся родители к вашей речи?
а) им не важно, как я говорю,
б)они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как говорю,
в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи
Целью проведения которой было следующее:
На вопрос «Употребляете ли вы жаргонизмы?» количество учащихся от 11-12 лет составило : , в возрасте от 13-14 лет - , 15-16 лет % ответили положительно.
Поразило то , что тех , кто не употребляет, значительное меньшинство.
Среди респондентов в возрасте 5 – 7 классов более 50% учащихся ответило, что сленг помогает им лучше выразить мысли,
12
48% респондентов 9 класса считают также , что сленг помогает лучше выразить свои мысли.
33% всех респондентов считают, что не могут заменить сленг другими словами.
На вопрос :»Боятся ли они быть осмеянными другими? Учащихся 5% учащихся 5, 9 классов ответили утвердительно, а в 7 классе количество положительно ответивших на этот вопрос - 21 % , то есть учеников 5 и 9 классов это фактически и не интересует.
Около 10% учащихся в опрошенных классах не хотят отличаться от сверстников, употребляя молодежный сленг.
Чаще всего употребляют сленг ученики 9 класса – 78%, реже ученики среднего звена: 5 класс – 48%, 7 класс – 20%.
Однако несмотря на разную частоту употребления, все респонденты в течение дня так или иначе употребляют этот лингвистический феномен.
По результатам опроса более 50% учащихся указанных классов считают, что речь с использованием сленга становится хуже, 27% респондентов полагают , что речь от этого становится лучше, 22% респондентов затрудняются ответить на данный вопрос.
53% всех опрошенных учащихся используют сленг в общении со сверстниками, хотя около 30% респондентов ответили, что не используют : 5 класс -59%, 7 класс -35%, 9 класс – 47%.
28% учащихся употребляют сленг для самоутверждения , причем в 9 классе учащиеся употребляют его именно для этой цели.
Странно, но в 5,7 классах утвердительно ответили немногие: 5% в 5 классе, в 7 классе – 7%. 24% всех учащихся с помощью сленга обмениваются информацией.
Поражает то , что учащиеся нашей школы очень часто в речи используют и матерные, и юмористические слова: в 5 классе – 78%, в 9 классе – 78%,в 7 классе – 24 %, 8 % всех учащихся употребляют мат, юмористический сленг - также нередкое явление в речи учащихся : 5 класс -17%, 7 класс – 17%, 9 класс – 61%.
И конечно, поразило то , что только 41% всех учащихся ответили , что учителя исправляют их речь, 4% отметили , что учителя не исправляют их речь, 54% учащихся посетовало, что не всегда их речевые ошибки учителями исправляются.
Радует, что 44% всех респондентов ответили , что родители постоянно обращают внимание на их речь, 46% учащихся , что родители не всегда делают им замечания,15 % учащихся 5, 7 классах сожалеют о том , что родителям не важно, как они говорят.
14
Глава 3. Заключение (вывод)
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление молодежного сленга неотъемлемой частью общения среди сверстников. Следует отметить, что отношение к молодежному сленгу различно. Одни относятся к активному употреблению жаргонной лексики равнодушно. Другие, напротив, видят в ней выразительность, яркость словесных образов, чего порой не хватает обыденному языку. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. Сегодня наличие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении учащихся.
Учащиеся пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками. Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.
При разговоре с родителями учащихся не используют сленговые слова и выражения, то есть большая часть обучающихся использует сленг только в разговоре с друзьями.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня сленга в речи среди учащихся.
Сленг был, есть и будет самой распространенной формой общения среди молодежи. Молодежный сленг не только служит для эмоциональной выразительности, упрощения, разнообразия речи, но и является частью истории нашего народа, культуры и языка.
15
Список литературы
1.Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование. // Вопр.
языкознания. - М., 1996 - №3 - с. 32-41.
.Васильева Г. М. О ценностном основании культурных коннотаций в семантических
неологизмах как объекте лингвокультурологии // Русистика и современность:
лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Материалы IV международной
научно-практической конференции 28-29 июня 2001 г. - СПб., 2002 - С. 53-64.
.Гальперин И. Р. Стилистика английского языка / И. Р. Гальперин. - М.: Высшая школа,
1999 - 365 с.
.Голденков М. Осторожно! Hot dog! Современный активный English / - Мн.: ООО
«Инпредо», 1997 -212 с. :ил.
.Головутина В. В. Пойми своего ребенка. - М.: Гелеос, 2009 - 224 с.
.Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное
пособие / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо. - 2007
.Голуб И.Б. Словарь современного молодежного жаргона / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо. - 2007
.Грачев М. А. Арготизмы в молодежном сленге. // Русский язык в школе. 1996 - №1. - с.
78-85.
.Грачев М. А. Русский жаргон. Историко-этимологический словарь. - М.: ПСТ-Пресс Книга,
2009 - 336 с.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: Пилигрим, 2010. — 486 с. — ISBN: 978-5-98993-133-0.
Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка / В. И. Заботкина. - М.:
ВШ, 1999 - 126 с.
.Захарченко Т. Е. Английский и американский сленг. - М.: АСТ, 2009 - 480 с.
.Липатов А. Т. Сленг как проблема социолектики. - М.: Элпис, 2010 - 320 с.
.Маковский М. М. Современный английский сленг. Онтология, структура, этимология. - М.:
Либроком, 2009 - 170 с
16
Марочкин А. И. Лексика - фразеологические особенности молодежного жаргона. -
Воронеж. - 1998 - с. 71-76
.Никитина Т. Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. - М.: АСТ, 2009 - 1104 с.
.Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: словарь молодежного сленга.: М.: «Фолио-Пресс».
- 1998 - 592 с.
.Фомина М. И. Современный русский язык. Лекстикология: учеб. Для филол. спец. вузов /
М. И. Фомина. - М.: Высшая школа. - 2004
17
Приложение 1
[1] "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского
Слайд 1
«Молодёжный Сленг» Автор: Болотова Яна учащаяся 9 класса Руководитель : Мешкова Валентина Николаевна Учитель русского языка и литературы Первой квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное учреждение «Филимоновская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа 2019 годСлайд 2
План исследования В качестве объекта исследования я выбрала сленг учащихся МОУ « Филимоновская СОШ » в сравнении с молодежным сленгом РФ . Предмет исследования – причины возникновения молодежного сленга, исследование того является ли сленг отдельным языком, изучение различных типов сленга, исследование молодежного сленга учащихся МОУ « Филимоновская СОШ».
Слайд 3
План исследования Мной была сформулирована гипотеза исследования : Молодежный сленг самостоятельное явление, следовательно, его нужно рассматривать как отдельную категорию На мой взгляд, сленг необходим в использовании молодежи, так как он является необходимым элементом стилистики.
Слайд 4
Цель и задачи исследования Целю моей работы является : Изучить информацию о том, что собой представляет молодежный сленг Показать причины появления молодежного сленга Показать необходимость существования данного лингвистического текста Составить толковый словарь молодежного сленга МОУ « Филимоновская СОШ» Задача работы : Привести примеры различных форм молодежного сленга Изучить теоретический материал по данной теме Исследовать уровень употребления сленга учащихся 5, 7, 9 классов МОУ « Филимоновская СОШ»
Слайд 5
методика исследования Мной была использована следующая методика исследования : Главным в моей работе является метод анализа научной литературы по теме, а также проведение анкетирования среди учащихся МОУ « Филимоновская СОШ» Обобщение результатов анализа литературы и итогов анкетирования Обработка результатов, составление графиков
Слайд 6
Актуальность темы Проблема молодежного сленга - это одна из самых актуальных тем в наше время. Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства.
Слайд 7
Разновидности сленга Разновидности молодежного сленга: Эмоциональные слова и выражения - особенностью этих слов является то, что они передают эмоциональное содержание в самом общем виде и потому неоднозначны. Слова и выражения с эмоциональным значением - эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию
Слайд 8
Разновидности сленга Слова с эмоциональным компонентом значения - слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление их в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающего в стремлении снизить его социальную значимость. Эмоциональные речения - эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.
Слайд 9
Употребление сленга Употребляется людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Также употребляется в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Слайд 10
Список литературы Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование. // Вопр.языкознания . - М., 1996 - №3 - с. 32-41. Васильева Г. М. О ценностном основании культурных коннотаций в семантических неологизмах как объекте лингвокультурологии // Русистика и современность: лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Материалы IV международной научно-практической конференции 28-29 июня 2001 г. - СПб., 2002 - С. 53-64. Гальперин И. Р. Стилистика английского языка / И. Р. Гальперин. - М.: Высшая школа,1999 - 365 с. Голденков М. Осторожно! Hot dog ! Современный активный English / - Мн.: ООО « Инпредо », 1997 -212 с. :ил. Головутина В. В. Пойми своего ребенка. - М.: Гелеос , 2009 - 224 с.
Слайд 11
Список литературы Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо . - 2007 .Голуб И.Б. Словарь современного молодежного жаргона / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо . - 2007 .Грачев М. А. Арготизмы в молодежном сленге. // Русский язык в школе. 1996 - №1. - с.78-85. .Грачев М. А. Русский жаргон. Историко-этимологический словарь. - М.: ПСТ-Пресс Книга,2009 - 336 с. . Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка / В. И. Заботкина . - М.:ВШ, 1999 - 126 с. .Захарченко Т. Е. Английский и американский сленг. - М.: АСТ, 2009 - 480 с.
Слайд 12
Список литературы .Липатов А. Т. Сленг как проблема социолектики . - М.: Элпис , 2010 - 320 с. .Маковский М. М. Современный английский сленг. Онтология, структура, этимология. - М.: Либроком , 2009 - 170 с. . Марочкин А. И. Лексика - фразеологические особенности молодежного жаргона. - Воронеж. - 1998 - с. 71-76 .Никитина Т. Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. - М.: АСТ, 2009 - 1104 с. .Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: словарь молодежного сленга.: М.: «Фолио-Пресс».- 1998 - 592 с. .Фомина М. И. Современный русский язык. Лекстикология : учеб. Для филол . спец. вузов / М. И. Фомина. - М.: Высшая школа. - 2004
Слайд 13
«Молодёжный Сленг» Автор: Болотова Яна учащаяся 9 класса Руководитель : Мешкова Валентина Николаевна Учитель русского языка и литературы Первой квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное учреждение «Филимоновская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа 2019 год
Приложение 1
Толковый словарь молодежного сленга учащихся 5, 7. 9 классов МОУ «Филимоновская СОШ»
Б
Банда – пацаны
Болван – дурак, идиот
Братцы – ребята
Блин – что –то не получается
Боганы – ноги
Г
Го – идем
Гнида – плохой человек
Д
Даун – дурак
Дебил – дурак
Додик – глупый
До – пошли
ДПС – дискотека пьяных сусликов
Достала – надоела
Е
Е мое –плохо
З
Завали хлебала – замолчи
Заткнись – замолчи
Заява – заявление
Зелень – деньги
Здорово – нормально
К
Капец – плохо
Капуста – деньги
Кд – как дела
Классно – хорошо
Клево – хорошо
Комп – компьютер
Копченый – отсталый человек
Красава –ты молодец
Круто – хорошо
Кулюторный – культурный
Л
Лады – ладно
Лайк – нравится
Лапы – ноги
Лол – смешной человек
Лимон – миллион
М
Магзик – магазин
Мани – деньги
Момо – страшная девочка
Мусор – полицейский
Н
Найс – хорошо
Ноут – ноутбук
О
ОК – хорошо
Офигеть – удивление
Отвали – отстань
П
Падик – подъезд
Паже – пожалуйста
Пакли – руки
Полтос – 50 рублей
Пок – пока
Покедала - пошла
Покедова – пока
Предки – родители
Прив – привет
Прикольно – мило
Птс – патруль трусливых сусликов
Р
Родл – смеяться
С
Салам – привет
Сори – извини
Сотка – 100 рублей
СПС – спасибо
Т
Тачка – машина
Тузик – туалет
Тюкнуть – ударить
У
Угорать – смеяться над чем – нибудь
Угорать – прикалываться
Училка – учитель
Ф
Фигово – плохо
Х
Хавальник – рот
Хай – привет
Хохол – неряшливый, грубый
Хп – хочу
Ч
Чд – что делаете
Чел – человек
Червонец – 10 рублей
Чика – девушка
Чика,как тви дела? – девочка, как твои дела?
Чо у тебя родаки дома – что у тебя родители дома?
Чувак – брат
Юрий Визбор. Милая моя
А теперь — мультфильм
Шелковая горка
Извержение вулкана
Три коробки с орехами