• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Евсеев: реальность и образ»

Опубликовано Мифтахова Надежда Ипполитовна вкл 29.09.2024 - 1:55
Мифтахова Надежда Ипполитовна
Автор: 
Скулкина Ксения, Михайлова Людмила

В наше время не так велико количество молодых людей, охотно посещающих музеи и выставки, тем самым совсем забывая историю своего народа. Авторы проектной работы утверждают, что музеи сохраняют и представляют культурное наследие того или иного народа, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Цель проектной работы - популяризация исторических знаний, освещающих деятельность марийского краеведа и этнографа Тимофея Евсеевича Евсеева по созданию музея.

Авторы проекта, изучив и проанализировав источники, литературу и статьи об истории создания Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева и познакомившись  с биографией марийского этнографа, краеведа Т.Е. Евсеева, показали значимость изучения истории родного края для воспитания чувства гордости за свою малую Родину. Девушки не только оценили вклад Т.Е. Евсеева в работу по организации музейной работы в республике, но и организовали посещение обучающимися нашей школы выставок и экспозиций Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evseev_-_chelovek.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»

Секция
Исследовательский проект

«Т.Е. Евсеев - человек, этнограф, педагог»

Выполнили:

обучающиеся 10 класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа №3г. Йошкар-Олы»

Скулкина Ксения, Михайлова Людмила

Научные руководители:

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 3 г. Йошкар-Олы»

Н.И. Мифтахова

Заведующая отделом музейной педагогики

Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева,

к.и.н. И.Г. Губанова

Йошкар-Ола,

2022

Содержание:

Введение………………………………………………………………….……......3

Основная часть:

Глава 1. Тимофей Евсеев - человек ……………………………………….…...5

Глава 2. Тимофей Евсеев – педагог…………………………………………….8

Глава 3. Тимофей Евсеев – марийский этнограф……………………………9

Практическая работа…………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………..……….……….12

Список использованных источников и литературы……….……...…...…...13


Введение

В жизни общества в настоящее время происходят глубочайшие изменения. Мы становимся свидетелями того, что утрачиваются народные традиции, любовь к Родине, любовь к ближним. Мы думаем, что потеря народных корней может привести к росту бездуховности и черствости у современной молодежи. Поэтому мы считаем необходимым знать и уважать историю своей страны, своего родного края.

Наш город Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл, имеет богатую историю и духовную культуру. Узнать прошлое своего родного края – это очень увлекательная и полезная познавательная работа. В нашем городе находится один из больших музеев Республики Марий Эл - Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева. История основания музея тесно связана с именем Тимофея Евсеевича Евсеева, известного краеведа, исследователя культуры и быта народа мари.

Актуальность темы исследования:

Знакомясь с некоторыми страницами истории нашего города и республики, мы решили более подробно изучить деятельность марийского этнографа и краеведа Тимофея Евсеевича Евсеева и оценить его вклад в историю нашего народа.

Цель исследовательской работы: популяризация исторических знаний, освещающих деятельность марийского краеведа и этнографа Тимофея Евсеевича Евсеева.

Задачи исследовательской работы:

  • Познакомиться с биографией марийского этнографа, краеведа Т.Е. Евсеева.
  • Изучить и проанализировать источники, литературу и статьи об истории создания Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева.
  • Оценить вклад Т.Е. Евсеева в работу по организации музейной работы в республике.
  • Организовать посещение обучающимися нашей школы выставок и экспозиций Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева.
  • Способствовать распространению информации о самом музее и его создателе – Т.Е. Евсееве.
  • Показать значимость изучения истории родного края для воспитания чувства гордости за свою малую Родину.

Предмет исследования: деятельность Т.Е. Евсеева и знания моих сверстников об этом.

Объект исследования: Национальный музей РМЭ им. Т.Е. Евсеева как источник знаний по истории родного края.

Методы исследования:

  • Изучение и анализ литературы и источников по теме исследования
  • Интервью с работниками Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева
  • Опрос и анкетирование обучающихся МБОУ СОШ №3 г. Йошкар-Олы

Гипотеза: знакомство с историей создания Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева и деятельностью Евсеева поможет нашему поколению осознать свою причастность к истории родного края и почувствовать потребность в сохранении самобытности родного города.


Глава 2. Тимофей Евсеев - человек

        Тимофей Евсеевич Евсеев – марийский этнограф, фольклорист, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.

Тимофей Евсеевич родился 1 февраля 1887 года в деревне Азъял Моркинской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (сейчас это Моркинский район Республики Марий Эл) в бедной крестьянской семье.

Мать умерла, когда Тимофей еще был грудным ребенком, и его воспитывала бабушка, а когда и она скончалась — один отец, познал всю тяжесть повседневного крестьянского труда, мечтал о получении образования. В родной деревне успешно окончил церковно-приходскую школу. В 1902—1904 годах учился в Ронгинской второклассной школе, во время летних каникул пастушил или батрачил.  Природа родного края, задушевные песни и поучительные сказки с детства запали в сердце любознательного мальчика. Впоследствии, когда молодой человек начнет профессионально заниматься изучением культуры и быта своего народа, отец всегда будет рядом, помогая ему и словом, и делом.

В 30-х годах по стране прокатилась волна политических репрессий, которая обрушилась и на марийский народ, уничтожив впоследствии лучших представителей нации. Это были тяжелые времена для краеведов и музейных работников. Была сочинена версия о финских и эстонских "шпионах". В эту волну попал и Евсеев. Работа Т. Е. Евсеева и руководимого им музея этому в полной мере не соответствовала и начала подвергаться жёсткой критике. Одновременно с этим в партийно-политической линии большое место стала занимать борьба с местным «буржуазным национализмом». Это, в свою очередь, сопровождалось обвинениями в «смыкании с интервенционистскими кругами зарубежных держав». В финно-угорских регионах СССР такой «державой», грозившей «интервенцией» против страны, была объявлена «фашистская» Финляндия. Взоры ОГПУ в первую очередь обратились к гуманитарной интеллигенции, пропагандировавшей финно-угорское родство и поддерживавшей контакты с Финно-угорским Обществом Финляндии. Удобной фигурой для «разоблачения» в этом отношении стал заведующий Марийским областным музеем Тимофей Евсеев. Он был арестован 25 января 1931 года и заключён в Йошкар-Олинскую тюрьму. Его обвинили в шпионских связях с Финляндией. Он пытался доказать, что имел с финнами чисто научные связи. Но следователям удалось сломить его и вынудить к «признанию», что он является «финским агентом». При этом он сообщил, что о своих положительных впечатлениях от увиденного в Финляндии он рассказывал В. М. Васильеву, Ф. Е. Егорову, Л. Я. Мендиярову и другим близким коллегам. Они тоже были арестованы и объединены в группу «федералистов», которые якобы хотели Марийскую автономную область и другие финно-угорские регионы оторвать от СССР и создать Финно-угорскую Федерацию под протекторатом Финляндии. По приговору Особого Совещания при ОГПУ СССР от 14 декабря 1931 года «федералисты», в числе которых оказался и Евсеев, были приговорены к высылке из области на три года. Ему было предъявлено обвинение в том, что он с 1906 года поддерживал связь с финскими учеными, а в 1908 и 1927 годах ездил в Финляндию и там якобы получил задание вести пропаганду националистических идей среди марийской интеллигенции и подготовительную работу по созданию Финно-Угорской Федерации. Он был выслан в Нижний Новгород. В феврале 1933 года его досрочно освободили от ссылки и разрешили проживать вместе с семьей в Марийской автономной области.

В конце 1936 — начале 1937 года снова пошла волна арестов «врагов народа». Евсеев был снят с работы в музее, а 25 сентября 1937 года Тимофей Евсеев вновь был арестован. 10 ноября 1937 года «тройка» НКВД Марийской АССР приговорила его в числе нескольких десятков «врагов народа» к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 ноября 1937г. И только в 1956г. он был реабилитирован.

Нам стало понятно, что Национальный музей не зря носит имя этого замечательного человека, который с такой любовью собирал материалы о своем народе. И этому он посвятил свою жизнь. Несмотря на жизненные трудности, сложные страницы истории, он оставался верным и преданным своему делу, делу сохранения и изучения традиционной культуры марийского народа. Евсеев очень любил своё дело – каждую вышивку он подписывал вручную, этим он показывал свою причастность к культуре.  Он был неким иллюстратором повседневного быта народа, он стоял у истоков становления марийской этнографии и музейного дела.

Мы решили подробнее рассмотреть биографию Евсеева и увидеть, каким он был человеком, учителем, этнографом и основателем музея.

3 глава. Тимофей Евсеев – педагог

После окончания школы в числе лучших учеников, сдав экзамен на звание учителя начальной школы, Т. Евсеев приступает к педагогической деятельности, которой он посвятил 19 лет (с 1905 по 1924 год) работал в Кужнурской и Поланурской школах Царевококшайского уезда. До революции будущий этнограф учительствует в Эсекейкинской, Кужнурской, Поланурской школах Царевококшайского уезда, а после революции – в родной деревне Азъял около двух лет, затем в селе Ронга Краснококшайского кантона Марийской автономной области. После гражданской войны, Евсеев вновь вернулся к учительскому труду и принялся за сбор примет и народной поэзии, а также материалов по языческим молениям. Параллельно с этим он начал заниматься изучением традиционной марийской культуры.

2.2 Тимофей Евсеев – марийский этнограф.

Во время первого своего учительского отпуска, он вдруг неожиданно для себя получил приглашение явиться в волостной центр Морки. Оказалось, что для изучения быта, языка марийцев из Финляндии прибыли ученые-языковеды Юрье и Юлия Вихманн. Финским ученым для общения с местными жителями, нужен был переводчик с хорошим знанием не только языка, но и обычаев марийцев. Ему и порекомендовали молодого учителя Евсеева. С этого и началась его краеведческая и исследовательская деятельность.

Супруги Вихманн собирали в 1905—1906 годах материал по языку, фольклору и материальной культуре марийцев в Марийском крае. Профессор Юрьё Вихманн и Юлия Вихманн встретились с Евсеевым в Морках в июне 1906 года. Шесть недель Евсеев работал консультантом по моркинскому диалекту у Вихманна. Собирательская работа не всегда шла гладко, местное население очень настороженно относилось к исследовательской работе, даже запугивало Евсеева и его отца, помогавшего ему. Тем не менее Евсеев с воодушевлением собирал и записывал народные традиции. Профессор Вихманн остался доволен работой молодого учителя, он подметил его хорошие собирательские способности и умение общаться с людьми. Поэтому, уезжая, он договорился с Евсеевым, что тот самостоятельно продолжит сбор материалов и будет отправлять их Финно-угорскому обществу. Впоследствии он познакомился и с другими финскими учеными — Ууно Сирелиусом, Акселем Хейкелем. Эта встреча послужила толчком для исследования культуры марийского народа.

С 1908 по 1929 гг. Евсеев посылал Финно-угорскому обществу собранные им предметы крестьянского быта, марийские фольклорные тексты. Пять томов рукописей фольклорных материалов Евсеева содержат сказки, легенды, пословицы, молитвы, песни и описания обрядов народа мари.

В 1909г. Евсеева пригласили на учебу в Финляндию, там он обучился рисованию и прошел этнографическую музейную практику. Возвратившись домой, по совету финских ученых и на деньги Финно-угорского общества, приобрел в Казани фотоаппарат и быстро научился новому мастерству. Фотоаппарат Евсеев хотел использовать прежде всего при сборе материала об одежде. Но фотографирование вызвало в собирательской работе Евсеева новые проблемы: для марийцев это было совершенно новым опытом. Никто не желал перед фотоаппаратом снять, например, с головы платок. Евсеев справился и с этой трудностью. Бывало, что он предлагал деньги фотографируемым людям деньги, чтобы запечатлить культуру. Он сделал большое количество фотографий местного населения в повседневной и праздничной одежде. В собирательской работе Евсееву помогала вся его семья: Жена Евсеева собирала и вышивала узоры окрестностей Царевококшайска, его сестра - в моркинских краях, а себе Евсеев выбрал отдаленные деревни Царевококшайского уезда. В результате кропотливой работы всех членов семьи была собрана целая коллекция вышивок.

Евсеев также собирал вещи, некоторые из них покупал сам. При этом он столкнулся с суеверием марийского населения. Многие отказывались продавать вышитые скатерти и одежду, считая, что продав одежду незнакомому человеку, после смерти окажутся в его власти.

Работа Евсеева с Финно-угорским Обществом и Финским национальным музеем продолжалось 22 года. Он посылал туда собранные им пять томов рукописей фольклорных материалов - предметы крестьянского быта, а также марийские сказки, легенды, пословицы, загадки, шутки, молитвы, песни и несколько описаний обрядов народа мари.

Евсеев принимал участие во многих экспедициях, изучавших быт, культуру и язык марийцев. Например, во время экспедиции 1927 г. в Звениговском кантоне изучались особенности языка, костюма и песенного творчества местных марийцев. Экспедиция 1928 г. была посвящена изучению традиционного рыболовства и бортничества марийцев в Моркинском и Звениговском кантонах. В 1929 г. Т. Евсеев собрал материал по традиционной охоте марийцев. Наконец, в 1930 г. им была совершена поездка по Маробласти с целью сбора марийских народных музыкальных инструментов и выявления исполнителей на них. Этнографический отдел музея стал хранилищем множества уникальных предметов быта и культуры марийского народа. Ему удалось создать коллекцию не только самих предметов, характеризующих материальную и духовную культуру народа мари середины XIX – начала ХХ века, но еще были сделаны фотографии, зарисовки, собраны рукописи, которые описывают праздники, обряды марийцев, предметы быта.


3 Глава Национального музея

История основания музея тесно связана с именем Тимофея Евсеевича Евсеева, известного краеведа, исследователя культуры и быта народа мари. 

4 марта 1920 г. коллегия Краснококшайского уездного отдела народного образования приняла решение об организации Центрального музея в Краснококшайске.

С этой целью из Петрограда прибыли агроном Пётр Алексеевич Зелецкий и зоолог Ядвига Грациановна Зелецкая. 13 марта 1920 года их концепция организации музейного дела в Краснококшайском уезде была одобрена внешкольным подотделом уездного отдела образования. Концепция предполагала создание сначала Центрального уездного музея естественно-исторического профиля с сельскохозяйственным отделом, а затем сети районных музеев аналогичного профиля.

К этому времени был открыт небольшой музей в Кулле-Киминской волости (летом 1920 года волость перешла в состав новообразованной Татарской АССР). П. А. Зелецкий стал заведующим музейной секцией Краснококшайского уотобра и сельскохозяйственным отделом музея, а его супруга Я. Г. Зелецкая – заведующей Центральным уездным музеем и естественно-историческим отделом этого музея.

Краснококшайский Центральный уездный музей разместился в 2-х комнатах дома Суворова на улице Советской (к сожалению, здание не сохранилось). В течение нескольких дней был проведён ремонт помещения. Зелецкие подготовили для экспонирования схемы и таблицы по анатомии, ботанике, зоологии, агрономии, гербарии, препараты, скелеты, чучела птиц и животных, энтомологический материал, минералы, камни, а также картины, полученные из Государственного музейного фонда. Началось формирование музейной библиотеки.

17 октября 1921г. коллегия народного образования Марийской автономной области приняла решение о преобразовании уездного музея в областной краеведческий. Заведующим назначен преподаватель марийского языка и этнографии Марийского педагогического техникума Ф.Е. Егоров. Музей разместили в здании педтехникума.

В 1922г. государство отказалось от финансовой поддержки, и музей был закрыт. Все имеющиеся экспонаты были переданы на хранение в этнографический отдел Марийского педтехникума.

5 декабря 1924г. музей возобновил свою деятельность, но, не имея при этом собственного помещения. Именно тогда по рекомендации съезда учителей Марийской автономной области в музей был направлен учитель Тимофей Евсеевич Евсеев.

В 1925 г. музей был переименован в Центральный марийский музей, в 1927г. был переведен в отдельное каменное небольшое здание. Выставочные залы занимали три комнаты.

В июне 1932г. музей был переведен в здание закрытой церкви. После капитального ремонта здесь были созданы условия для восстановления исторической ценности музея, оборудован этаж для картинной галереи.

Музей взаимодействовал с московским Центральным музеем народоведения, Вятским институтом краеведения и с Хельсинским этнографическим музеем в Финляндии.

Тимофей Евсеевич Евсеев в 1934г занял должность директора музея.

В годы Великой Отечественной войны музей был временно закрыт, а фонды были вывезены и хранились в маленьком каменном помещении колхоза Ронгинского района Марийской АССР.

По инициативе дирнектора М.Б. Матуковой Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 1992г. Марийский научно-краеведческий музей был переименован в Национальный музей РМЭ, ему были присвоены статус «Национальный» и имя основателя Тимофея Евсеева.

Сегодня Национальный музей РМЭ им.Т. Евсеева является крупным культурным и историческим центром, который имеет республиканское значение.  

1 февраля 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения Т. Е. Евсеева, именем которого назван Национальный музей Республики Марий Эл.

Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева  расположен в г. Йошкар-Оле и является региональным краеведческим музеем. Это один из старейших музеев Марий Эл и первый музей в России, получивший статус «Национальный».

Культурное заведение отображает историю и этнографию марийской земли в различных экспозициях. Коллекция музея очень богата, она включает в себя такие разделы, как археология, средневековая и древняя история Поволжья, этнография, предметы интерьеры 18-19 вв, оружие, нумизматика, музыкальные инструменты и др. Здание музея, возведенное в 1903г., имеет два этажа. На протяжении длительного времени строение использовалось, как арестный дом. В 1960г. здание было подвержено реконструкции.

Для краеведов и музейных работников в конце 1920-х — начале 1930-х годов наступили нелёгкие времена. Основными в их деятельности стали политико-идеологические принципы, главным требованием стал показ успехов социалистического строительства. Работа Т. Е. Евсеева и руководимого им музея этому в полной мере не соответствовала и начала подвергаться жёсткой критике. В начале 1930 года оставил работу в музее по обвинению причастности к «старым краеведам» и отбывал 3-летнюю ссылку в Нижнем Новгороде.Затем работал сотрудником Моркинской районной газеты «Коммунизм верч» («За коммунизм!»), счетоводом колхоза в родной деревне, переписчиком фольклорных материалов в секторе языка и литературы МарНИИ, сотрудником Марийского областного отдела народного образования и Марийского областного музея вплоть до ареста в 1937 году.

После гражданской войны, он начал говорить о создании краеведческого музея для марийцев, который открылся позже - в 1920 году. Но у него не было своего здания, поэтому экспонаты собирали в небольшом количестве. Но вскоре из-за отсутствия средств на содержание музея он был закрыт. В 1924 году музей был вновь открыт, и Евсеев стал работать в нем научным сотрудником, а впоследствии и заведующим. Евсеев хотел создать хороший музей, поэтому собирал материалы и экспонаты как из Марийской области, так и из соседних территорий. Он провел огромную работу также по укреплению материальной и финансовой базы музея. Благодаря экспедициям, на которых он собирал материалы, многие уникальные предметы быта и культуры марийского народа разнообразили Этнографический отдел музея.

Практическая работа.

Свою работу по популяризации знаний об истории Национального музея РМЭ и деятельности Евсеева мы начали с того, что провели опрос среди обучающихся 8-х (60 человек),10-х (20 человек) классов и среди взрослых людей. Всем были заданы следующие вопросы:

1). Знакома ли вам личность Тимофея Евсеева?

50% опрошенных среди восьмиклассников ответили положительно, а среди десятиклассников знают Т.Евсеева только 20%. Большинство опрошенных взрослых также знают кто такой Евсеев (80%).

2). На вопрос кто такой Т.Евсеев – художник, этнограф-краевед, поэт или учитель, многие обучающиеся верно отметили, что он был этнографом-краеведом (8-е классы – 80%, 10-й класс – 20%, взрослые  - 80%)

3). Для многих стал неизвестен тот факт, что Т. Евсеев занимался фотографией (90% опрошенных).

4). На вопрос, посещали ли опрошенные в последнее время Национальный музей им. Т. Евсеева, восьмиклассники ответили, что да – 50%, десятиклассники – 20%, взрослые – 10%.

Таким образом, мы поняли, что молодые люди, чаще, чем взрослое население, посещают музей, но меньше знают о том, чем занимался Тимофей Евсеев. Среди восьмиклассников оказалось больше тех, кто дал положительные ответы на наши вопросы. Объясняется это тем, что эти ребята уже не первый год занимаются внеклассной работой в кружке «Краевед», куратором которого является Заведующая отделом музейной педагогики Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева, И. Г. Губанова

Для того, чтобы все опрошенные ребята узнали, кем же всё-таки является Евсеев, мы посетили выставку в Национальном музее «Тимофей Евсеев. Призвание», а также приняли участие в квиз-игре, где команды восьмого и десятого класса прошли в финал, который состоится 12 марта.

Чтобы популяризовать творчество Евсеева, мы разместили информационные посты в социальной сети ВК в группе «Средней общеобразовательной школы №3 г.Йошкар-Олы», где наши ученики активно отвечали на вопросы.

Кроме этого мы запланировали на 3 четверть и уже начали проводить классные часы на тему «Знаменитый земляк» в классах начальной школы, где мы рассказываем о жизни и деятельности  Тимофея Евсеева.

Практическая направленность исследования: материалы нашей работы могут быть полезны на уроках литературы, истории, при проведении классных часов краеведческой и патриотической направленности, помогут в воспитании любви и привязанности обучающихся к родному краю, пробудить их интерес к его культуре и истории.


Заключение.

Именем Тимофея Евсеева назван Национальный музей РМЭ. Собранные им коллекции, отражающие богатство марийской традиционной культуры, находятся сейчас в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) и Национальном музее Республики Марий Эл.  Часть материалов, в том числе оригиналы фотографий Евсеева, находятся в музейных фондах Финляндии.

Изучив литературу о жизни и деятельности Т. Евсеева, познакомившись с биографией знаменитого краеведа, побеседовав с работниками Национального музея им. Т. Евсеева, мы пришли к выводу о том, что он является для молодого поколения примером любви и преданности своему народу, человеком, который, несмотря на жизненные проблемы, продолжил свое дело по сбору и коллекционировании материала о жизни, быте и культуре народа мари.

Наша гипотеза подтвердилась. Деятельность основателя музея заинтересовала и была высоко оценена нами и обучающимися нашей школы. Ребята 10, 8-х классов не только посетили выставку в Национальном музее, посвященной Т.Евсееву, но и продемонстрировали свои знания в интеллектуальном сражении с Национальным музеем.

Благодаря его трудам, мы можем лучше понять жизнь и быт марийцев в прошлые века. Знакомясь с экспонатами Национального музея РМЭ, нам и моим одноклассникам, удалось прикоснуться к прошлому, другими глазами посмотреть на настоящее, с волнением заглянуть в будущее.

Мы надеемся, что наша работа поможет моим друзьям и одноклассникам осознать себя частичкой великой страны – России, потому что Россия состоит из малых родин каждого человека, а город Йошкар-Ола - наша малая родина.

Список литературы.

  1. «Краевед», Евсеев Тимофей Евсеевич
  2. Официальная группа Национального музея Марий Эл им. Евсеева Вконтакте
  3. Официальный сайт Национального музея им. Т. Евсеева.
  4. Страницы истории», Национальный музей Республики Марий Эл.
  5. Тимофей Евсеев: трагические страницы биографии. – Марийский археологический вестник, 1995, №5. С.77-99
  6. Тимофей Евсеев. Этнографические коллекции. - Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2002
  7. Электронная выставка. И марийское краеведение. Государственный архив Республики Марий Эл, 2007.


Поделиться:

Усатый нянь

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Развешиваем детские рисунки дома

Композитор Алексей Рыбников

Колумбово яйцо