• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Конь - бурятское богатство

Опубликовано Шагиева Ирина Борисовна вкл 08.05.2025 - 11:21
Шагиева Ирина Борисовна
Автор: 
Шоболов Никита ученик "МБОУ Хохорская СОШ"

Конь для бурята – не только был помощником в хозяйстве, а скорее другом, которого уважали и берегли. Конь входит в пять почитаемых животных наших предков. Табан хушуун мал (пять видов скота). Лошадь стоит на первом месте. Его называли «морин эрдэни» - «конь драгоценный». Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. Буряты считали коня небесным  существом. Недаром лошадь представлялась крылатой. Предки верили, что место его на небе, Млечный Путь по представлению древних бурят, - это молоко небесной кобылицы. Также буряты верили, что дом, у порога или над дверью которого прибита подкова, недоступен для злых духов. Чтобы обезопасить себя от змей, место стоянки окружали верёвкой, сплетенной их конских волос. Лошадь – символ добра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_-_buryatskoe_bogatstvo.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохорская средняя общеобразовательная школа»

 «Конь – бурятское богатство»

Автор работы: Шоболов Никита,

ученик 3 класса, МБОУ «Хохорская СОШ»

Руководитель: Шагиева Ирина Борисовна,

учитель  МБОУ «Хохорская СОШ»

с. Хохорск, 2021г.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Глава I. Значение коня в жизни бурят…………………………………….4

3. Глава II. Коновязный столб………………………………………………..5

4. Глава III. Значение конских волос……………………………………………6

5. Результаты анкетирования «Значение коня в жизни бурят»……………7

Заключение …………………………………………………………………….8

Литература ……………………………………………………………………...9

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Шоболов Никита. Я ученик 3 класса Хохорской школы.

В начале года, на уроке, наш учитель бурятского языка рассказала, что буряты очень чтили и уважали домашнее животное коня. Даже воду буряты не пили в том месте, в котором конь отказывался пить. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове. Считали, что в гриве коня прячется душа человека. Мне стало очень интересно. И я решил больше узнать об этом.

Цель работы – узнать о значении коня в жизни наших предков.

Задачи: 1) изучить различную литературу по данной теме, найти исторические данные;

              2) провести беседы с учителями, родителями, с моей бабушкой по данной теме;

               3) узнать у моих одноклассников, что они знают о коне;

               4) оформить исследование и выступить перед одноклассниками.

Объект исследования – жизнь наших предков.

Предмет исследования – значение коня в жизни бурят.

Гипотеза: Я предположил, что конь является для наших предков одним из главных помощников в жизни, поэтому они относились к нему, как к другу, с большим почтением.  

Глава I. Значение коня в жизни бурят

Я побеседовал со своими родителями. И узнал очень много интересной информации.

Конь для бурята – не только был помощником в хозяйстве, а скорее другом, которого уважали и берегли. Конь входит в пять почитаемых животных наших предков. Табан хушуун мал (пять видов скота). Лошадь стоит на первом месте. Его называли «морин эрдэни» - «конь драгоценный». Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. Буряты считали коня небесным  существом. Недаром лошадь представлялась крылатой. Предки верили, что место его на небе, Млечный Путь по представлению древних бурят, - это молоко небесной кобылицы. Также буряты верили, что дом, у порога или над дверью которого прибита подкова, недоступен для злых духов. Чтобы обезопасить себя от змей, место стоянки окружали верёвкой, сплетенной их конских волос. Лошадь – символ добра.

Конь всегда был с бурятом. Он спасал во время кочевания. Из конского волоса делали верёвки, из кожи шили обувь, а из сухожилий изготавливали нити. В условиях суровой зимы, лошадь сама могла добыть себе корм из-под толстого слоя снега. По следам коня шли овцы и козы. Все лошади считались чистыми животными.

До сих пор сохранился у бурят обычай хий морин (воздушный крылатый  конь). Предки верили, что воздушный конь, развеваясь на ветру, принесут счастье, удачу, богатство. Сейчас, в наше время, буряты перестают вешать хий морин, объясняя это тем, что они наносят большой вред природе.

Также я узнал, что существует даже музыкальный инструмент под названием «моринхур». Очень интересна история его появления. Одна из легенд говорит, что моринхур изобрёл мальчику по имени Сухэ. После того как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из его тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, мальчик создал первый моринхур из лошадиной кости, струны — из конского волоса, а корпус из конской шкуры, а головку грифа сделал в виде головы коня.
Существует и другая легенда. Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог победить его в бою. Однажды, враги подождали, когда они заснут и отрубили крылья коню.  Крылатый конь погиб, и в память о нем богатырь сделал из его волоса, шкуры и костей первый моринхур. Он заиграл на инструменте, и в его звуках вновь услышал в его звуках голос любимого коня.

Глава II. Коновязный столб

Далее я поговорил с учителями в школе. И вот, что мне стало известно:

Коновязный столб – сэргэ, являлся обязательным элементом. Предки устанавливали сэргэ рядом со своими домами. Столб служил коновязью, а также с ним проводили обряды. Разведение коней всегда считалось мужским делом. Во дворе правая сторона считалась мужской: здесь находились постройки для лошадей и жеребят, а также хранили конскую упряжь, телеги, сани. На левой части размещались стайки, сараи для скота – коров, телят, ягнят, овец, поэтому эта сторона считалась женской.

Для изготовления сэргэ использовали стволы лиственницы, берёзы. Перед установкой коновязи в яму клали деньги, драгоценные камни, зерно. Верили, что столб хранитель богатства и плодородия. Вершина сэргэ была конусообразной. Под конусом вырезали две зарубки: верхняя для коней, божеств, а нижняя для коней обычных людей. К сэргэ, завязывать коня могли только мужчины. Буряты верили, что существует бог лошадей, Солбон. Ему посвящали самого красивого и здорового коня. Наряжали его, вешали ему зала. Далее на коне можно было ездить, работать только мужчинам. Когда этот конь становился старым, его уводили в тайгу и совершали обряд жертвоприношения. Предки верили, что таким образом провожают коня к своему богу.

Глава III. Значение конских волос

После, я отправился в библиотеку, чтобы найти информацию по моей теме. И вот, что мне удалось узнать:

Самым почётным подарком у бурят считается хадак (лоскуток ткани), а хадак изначально был их конских волос, и человек, даря его гостю, передавал добрую энергию. До сих пор можно видеть на бурятских шапках, на макушке украшение из ниток.  Изначально, это украшение делалось из конских волос. Каждую весну буряты снимали коням гривы и хвосты, оставляя небольшой хохолок. Только почитаемому жеребцу не снимали гриву и хвост. Далее из собранных волос изготавливали верёвки, ошейники для телят, душки для вёдер, рыболовные сети. Женщины из волос ткали ковры, покрывала.

Интересный факт я узнал из новостей. В Иркутской области Ефим Осипов создаёт картины из конских волос.

После изучения темы, я решил провести анкетирование в своем классе. Всего в анкетировании приняли участие 16 человек.

Анкета «Значение коня в жизни бурят»

№

Вопросы

да

нет

1

Знаешь ли ты, какое значение имел конь в жизни наших предков?

16 (ездили на нем, получали мясо, молоко)

0

2

Знаешь ли ты, что такое коновязь?

0

16

3

Что можно сделать их конских волос?

4 (веревки)

12

Вывод, многие одноклассники знают, какое значение имел конь в жизни бурят. Но перечислили совсем немного. Не знают, что такое коновязь. Четыре ученика предположили, что это для связывания коней. Четыре одноклассника ответили, что из конских волос можно сделать верёвки. По результатам анкетирования, я решил выступить перед своими одноклассниками, чтобы и они знали больше о значении лошади в жизни наших предков.

Заключение

Таким образом, проделав большую работу, я пришёл к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. Также, я узнал, что конь всегда был рядом с нашими предками. Он не только спасал во время кочёвок, но и давал кумыс, мясо. Конский волос шёл на изготовление веревок, из кожи шили обувь, а из сухожилий прочные нити. Все лошади, говорили буряты, - чисты. Над дверью юрты вешали подкову на счастье, конский волос отгонял злых духов. Нельзя было бить или ругать коня. Млечный путь, верили буряты, - это молоко небесной кобылицы.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ: изд-во Улзы, 2001.

  1. Бабуева И. Б. Буряты на рубеже ХIХ-ХХ веков. – Улан-Удэ: Общественно – научный центр «Сибирь», 1992.

  1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. - Улан- Удэ: изд-во Улзы,2004.
  2. Цыдынжапов Г., Бадуева Е. Бурятская кухня. -Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1991.


Поделиться:

Снежный всадник

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Самый главный и трудный вопрос

Четыре художника. Осень

Кто самый сильный?