• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Без друга в жизни туго" "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе

Опубликовано Шемберева Наталья Сергеевна вкл 14.10.2025 - 11:04
Шемберева Наталья Сергеевна
Автор: 
Шемберева Наталья Сергеевна

Речевые задачи:

Связная речь: продолжать развивать диалогическую речь.

Словарь: предметный – друг, дружба, доброта, отзывчивость, честность; качественный – верный, добрый, отзывчивый; глагольный – уважать, любить, дружить.

Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Звуковая культура речи: развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_oz_shemberevoy_21_bez_druga_v_zhizni_tugo_.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Новомичуринский детский сад №1»

Конспект занятия по ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

в средней группе

«Без друга в жизни туго »

Воспитатель: Шемберева Н.С.

2021

Цель: Содействовать формированию дружного коллектива группы.

Задачи:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
  • Создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: называть друг друга ласковыми именами, использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям.
  • Закрепить умение внимательно слушать, сосредотачивать внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения.
  • Продолжать приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь.
  • Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
  • Совершенствовать координацию речи и движений, чувство ритма, имитационные движения.
  • Развивать ценностные культурные ориентиры: доброжелательность, справедливость, культурность, сострадание.
  • Способствовать развитию креатив - идей, творчества, воображения.
  • Способствовать психологическому развитию и социализации детей.
  • Уточнить и расширить представление детей о дружбе, товариществе, дружеских взаимоотношениях между людьми.
  • Развивать коммуникативно-речевые способности.
  • Вызвать положительные эмоции, используя элементы игровых упражнений.
  • Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
  • Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
  • Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг.
  • Обучать простым способам выхода из конфликта.
  • Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы». Активизировать в речи детей качественные прилагательные, характеризующие друзей.
  • Использовать комплекс здоровьесберегающих технологий: точечный массаж, коррекционная и дыхательная гимнастика, музыкотерапия, релаксация.
  • Повышать уровень бесконфликтного общения, развивая доброе отношение к окружающим. Способствовать формированию основных ценностных ориентиров – толерантности и эмпатии.
  • Развивать собственные ценностные ориентиры: доброжелательность, справедливость, культурность, сострадание.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами.

Речевые задачи:

Связная речь: продолжать развивать диалогическую речь.

Словарь: предметный – друг, дружба, доброта, отзывчивость, честность; качественный – верный, добрый, отзывчивый; глагольный – уважать, любить, дружить.

Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Звуковая культура речи: развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Индивидуальная работа: упражнять в использовании вежливых оборотов речи

Методы и приёмы; образовательные технологии:

Практические: сюрпризный момент – звон колокольчика; танец под песню «Встанем дети…»; игра «Найди друга».

Наглядные: рассматривание карточек с изображением хороших и плохих поступков. Словесные: игра «Скажи добрые слова»; чтение стихотворений о дружбе; игра «Да - нет», упражнение «Веселый и грустный смайлик ».

Здоровьесберегающие технологии («физкультминутка»);

ИКТ (ЦОР: мультимедийная презентация, аудиозапись песен).

Адресат: средняя группа детского сада.

Форма: группа дошкольников.

Материалы к занятию: видеоклип «Дружба», аудиосистема и музыка релакс, набор смайликов, сюжетные картинки о добрых поступках и дружбе - (по количеству детей на занятии.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое дружба», дидактическая игра «Кто с кем дружит?», хороводно – подвижная игра «В этом доме мы семья», рассматривание иллюстраций на развитие эмоций и эмпатии. Беседа по сказке «Как собака друга искала». Чтение русских народных сказок. Чтение рассказов В. Осеевой «До первого дождя» и «Добрая хозяюшка», рассказов «Два товарища», «Вместе тесно, а врозь скучно». Чтение стихотворений О. Чекашовой «Мой друг», Г. Боргуль «Подружка Маша», И. Моднина «Давайте дружить», Беседа по ним. Толкование пословиц и поговорок о дружбе. Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня». «Угадай, кто это». дидактическая игра «Хорошо – плохо ». Разбор ситуаций на нравственные темы, игры, пение песен, прослушивание песен о дружбе. Игры: «Четвёртый лишний», «Сказочный сундучок», «Ступеньки доброты». Игры с загадками: «Узнай по описанию». Игра по потешке «Черный ворон» и др.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит мелодия песни «Мы дружные ребята».

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Солнышко». Вы будете маленькими «солнышками». Солнышки спят – сидят – сидят – просыпаются – тихо поднимаются. Солнышки поднялись – встали - улыбнулись, всем стало весело, хорошо. Но вдруг туча – солнышко нахмурилось, стало не весело, но туча прошла – все улыбнулись. Обнимитесь друг с другом.

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.

Настал день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, друг другу, и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: возьмите друг друга за руки, закройте глаза, и передайте друг другу тепло и любовь, что живет в нашем сердце. 

Массаж «Добрые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу. (звучит тихая музыка для релаксации)

У друга мягкая и теплая ладошка.

Погладим друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Замечательно. Давайте теперь повернёмся к нашим гостям и улыбнёмся им, подарим наши улыбки, чтобы наше хорошее настроение им тоже передалось (дети улыбаются гостям).

Каждое утро мы говорим друг другу «Здравствуйте», «Доброе утро», чтобы весь день был у нас добрым и радостным. Давайте скажем эти утренние и волшебные слова.

Дети: «Доброе утро»

Дети садятся на стульчики

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, когда мы при встрече говорим  «Доброе утро», «Здравствуйте», что мы желаем этим приветствием?

Правильно, здоровья всем. Если произнести это слово приветливо и улыбнуться, то мы доставим человеку радость. Он обязательно улыбнется в ответ. Вот какое это волшебное слово. (Иллюстрация с изображением солнышка с улыбкой).

Воспитатель: Дети, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (кто-то не выспался, было грустно расставаться с мамой, кто-то плохо себя чувствует и прочее.)

Но сейчас, я вижу по вашим глазам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, отгадаю, почему? (Хотим.)

Наверное, у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь встретились со своими друзьями.

Игра «Мозговой штурм» Беседа на тему «Что такое дружба?»

Воспитатель: Нам с вами придётся попробовать ответить на все вопросы, которые я вам приготовила. Готовы? (по очереди снимает с деревца вопросы и дети отвечают)

  • Кто такие друзья? Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем. Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Другом может называться тот, кто готов разделить с тобой и радость и горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам и т.д.
  • А что такое дружба? Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и ссорятся. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Друг готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту. Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся своими тайнами, секретами, игрушками, угощениями и т. д.
  • С чего начинается дружба?

Правильно, ведь даже в песне поётся. «С голубого ручейка начинается река ну, а дружба начинается с улыбки!»

  • С кем можно дружить?

(С кем интересно играть, кто никого не обижает, кто делится игрушками)

  • А сколько можно иметь друзей? (одного, два, много…)
  • Для чего нужны друзья? Что вы любите делать вместе с друзьями? Скучаете ли вы без друзей? (Ответы детей)
  • - Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, заботливыми, веселыми, вежливыми и т. д.).
  • Можно ли прожить без друзей?

(Нет. Без друзей скучно, не с кем играть, поговорить.)

  • Друзья познаются в беде или счастье?

(Настоящие друзья помогут в беде)

  • Что можно делать с друзьями?

(Учиться, работать, играть, шутить, отдыхать, помолчать)

  • А вы — дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга). Ребята, взрослые часто говорят: «Нужно быть дружными». Подумайте и расскажите, что значит «дружить»? (Делиться игрушками, конфетами; не ссориться, не кричать, не драться, разговаривать вежливо, помогать друг другу…)
  • Ребята, а как вы думаете, только дети могут быть друзьями? А взрослые могут быть друзьями? (Могут.) Правильно, вы все мои друзья (обнимаю детей) и я ваш взрослый друг. А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка). Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты
  • Как вы думаете, может ли собака быть вашим другом?

Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

  • А если кто-то из вас придёт в плохом настроении, будет плакать, не захочет играть с детьми, можно назвать такого ребёнка другом? (ответы детей) Просто у людей бывает грустное настроение, но это не значит, что в такую минуту все друзья от него должны отвернуться и не захотят с ним дружить.
  • А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, дать игрушку и т. д.)
  • Когда мальчики дружат, как их называют? (друзья). А когда девочки дружат? (подруги) А у вас есть друг?
  • А можно, чтобы вся группа детей была друзьями?

Всем советую дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давайте,

В любом несчастье, помогайте!

Проблемная ситуация.

Воспитатель. (иллюстрация с изображением ссоры между детьми) Итак, самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что – то или когда хотите делать одно и то же.

Ребята, представьте себе двух друзей: Ёжик и Зайчик.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. (или обыгрывает с помощью кукол  би-ба-бо ) Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию. 

С ними произошла вот такая история. Инсценировка стихотворения

В тихом лесу среди кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне морковку нашли.

Ёжик навстречу к морковке шагнул,

Заяц морковку к себе потянул.

Заяц: Я первый!

А Ёжик: Нет. Я!

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Дети: Ёжик не уступил ему морковку.

Воспитатель: Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Я верю, что дружные мальчики и девочки никогда не будут ссориться, а если случится спор, то быстро простят друг друга и помирятся. А ведь мы с вами знаем мирилку

Мирилка (физминутка)

Больше ссориться не нужно (сцепились мизинцами)

Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить, (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить. (подносят руки к сердцу)

Мир, мир – навсегда (сцепились мизинцами)

Ссора, ссора – никогда (грозим пальчиком).

Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик с Ёжиком договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Заяц и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне морковку нашли.

Ёжик навстречу морковке шагнул,

Заяц морковку ему протянул.

Заяц сказал: «Угощу я  тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Воспитатель: Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уметь договариваться, делится друг с другом.

Воспитатель: А если у меня будет плохое настроение, вдруг вы отвернетесь от меня, не захотите со мной играть?

Воспитатель: Дети, что вы делаете, если заметите, что у вашего друга плохое настроение? (Пожалеем, посидим рядом, успокоим, дадим игрушку...)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Если дети дружат, то они всегда придумают, как развеселить друга. Наши дети знают много игр.

А как вы думаете, всегда можно смеяться над тем, что видишь? Все ли может быть смешным?

(ответы детей) И мне хотелось бы ответить на этот вопрос.

Беседа «Над чем можно смеяться?»

Радоваться можно только по-доброму, тогда это по-настоящему радостно и смешно, если смех не обижает другого. Вот я помню, зимой к нам заходила медсестра – тетя Марина в группу, она была в медицинской маске (достаю из волшебной коробки). И некоторые дети громко засмеялись. Для чего надевают эту маску? Если человек заболел и не хочет заразить других, или если человек оберегает себя от болезней. Разве это смешно?

А если надеть такую маску (достаю маску клоуна) – тогда… смешно.

Физкультминутка «Настроение»

Настроение упало, (развести руки в стороны и вниз, пожать печально плечами)

Дело валиться из рук... (руки поднять и плавно опустить)

Но ещё не всё пропало, (пальчиком влево - вправо)

Если есть хороший друг. (показать на друга)

С делом справимся вдвоем, (положить руки на плечи друга)

С облегчением вздохнем – эх. Настроение поднимем

(присели, встали на носочки и подняли руки вверх)

И от пыли отряхнем! (отряхивают руки)

Упражнение «Инсценировка»

Воспитатель: Кто выступает в театре? (ответы детей?) Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Давайте с вами попробуем разыграть сценки, в которых покажем хорошие и плохие поступки. Может в них кто-то узнает себя и захочет изменить что-то в себе, в своем характере.

Дети в парах должны показать фразы: (импровизация) «Жадный ребенок», «Капризная девочка», «Помощь другу». «Друзья встретились», «Играем вместе», «Не поделили игрушку», «Мы поссорились», «Помирились», «Помогаем друг другу», «Прощаемся». Кто хочет показать эти фразы?

Воспитатель: Ребята очень важно уметь порадовать друга. Чем вы можете порадовать своих друзей? (ответы детей). Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово. Дети, встаньте в круг и мы с вами поиграем.

Проводится игра «Назови друга ласково». (Дети в кругу передают мяч и ласково называют друга по имени).

Работа с сюжетными картинками

Воспитатель: Теперь я достаю еще две картинки, про таких же детей, как и мы (картинки размещаются на магнитной доске)

- Что делают дети на первой картинке? (ссорятся, дерутся, отбирают игрушки)

- А на второй картинке? (дружат, обнимаются, поют)

- Какая из этих двух картинок вам нравится, почему? А какие мы с вами? Какими вы хотите быть?

А теперь садимся на палас «султанчиками» и подружим наши пальчики.

Проводится физкультминутка:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса - с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

(Руки вверх и их качание)

(Руки на пояс, присесть)

(Плавные движения руками, затем поднять руки вверх: кисти в стороны)

(Шаг на месте).

Воспитатель: В нашей группе все дети дружат друг с другом, не ссорятся, не обижают друг друга. Подумайте, кого можно назвать хорошими друзьями. Хорошими друзьями можно назвать таких детей, которые вместе дружно играют, занимаются. Трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу, никого не обижают, не отнимают игрушки, а просят. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо ли, плохо ли?»

Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли?»

Аудиозапись песни «Дорогою добра» минусовка .

Цель: Дать представление о хороших и плохих поступках, поведении; учить правильно, оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. Они должны разложить картинки на 2 стола, которые накрыты разными скатертями. На красной скатерти дети должны поместить картинки с изображением плохих поступков, а на зеленой скатерти разложить картинки с изображением хороших поступков.

Воспитатель: Какое надежное и емкое слово… Дружба! А пословицы о дружбе вы знаете?

Игра «Закончи пословицу»

  • Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
  • Человек без друзей, что дерево…(без корней).
  • Друга ищи, а найдешь…(береги).
  • Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
  • Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).
  • Друг познается… (в несчастье).
  • Без друга в жизни… (туго).
  • Ссора до добра (не доводит).
  • Друзья познаются (в беде).
  • Новых друзей наживешь, но старых (не забывай).
  • Помогай другу везде, не оставляй его (в беде).
  • Дружба — как стекло, разобьёшь – (не склеишь).
  • Нет друга — ищи, а нашел — (береги).
  • Старый друг лучше (новых двух).
  • Для друга ничего (не жаль).
  • Дружба — (великая сила).

Воспитатель: Ну и чтобы запомнить, какими должны быть настоящие друзья, давайте поиграем в интересную игру.

Игра. Разбор ситуаций

Сейчас я буду говорить о разных поступках. Если я буду говорить о хорошем поступке – то какой смайлик вы поднимите? (который – улыбается и скажете «Да»). А если о плохом поступке, тогда какой? (смайлик который грустит) и скажете «НЕТ».      - У вас есть смайлики: веселый и грустный. Слушаем меня, думаем. Если согласны с моим утверждением, то поднимаете веселый смайлик, если не согласны – то грустный.

  • .Будем дружно мы играть и друг другу уступать.
  • .Есть одному в шкафу без света, апельсины и конфеты.
  • .Будем дружбой дорожить.
  • .Будем драки затевать, всех в округе обижать.
  • .Мы не струсим никогда, если помощь вдруг нужна.
  • .Со всеми честные всегда, не вруны, не ябеды.
  • Друга стоит обижать?
  • Если друг попал в беду, не помогай ему.
  • . Другу будем помогать.
  • Друга нужно разозлить?
  • Чай с друзьями будем пить?
  • Будем крепко мы дружить?

«Письмо Леопольда»

Воспитатель: Ребята, а герой из какого м/ф предлагал всегда жить мирно и дружить?

А вы знаете, что кот Леопольд прислал нам письмо. Такие письма он разослал во все детские сады. Хотите послушать, что он пишет?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже вовсе незнакомые люди, всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно!»

Кот Леопольд.

Давайте же с этой минуты твердо решим, быть всегда вежливыми и воспитанными людьми, чтобы у нас появилось много замечательных друзей, чтобы все близкие: мама, папа, бабушки и дедушки, воспитатели и вовсе незнакомые люди, все уважали тебя! Договорились?

На экране заставка с котом Леопольдом.

Воспитатель: Кот Леопольд дает вам советы:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

Заключительная часть

«Планета мира и дружбы».

Ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. У нас есть ваши ладони, на которых вы вместе с родителями, написали пословицы и поговорки о дружбе. Приклеим их рядом с планетой. Если взрослые и дети будут дружить, тогда мы сможем назвать нашу планету - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ.

Вот какой красивый плакат у нас с вами получился, настоящая планета мира и дружбы.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете

Ведь с друзьями веселей

На любой планете.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали?

Дети: О друзьях и дружбе.

Воспитатель: Сегодня мы с вами учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, старались быть артистами, помогали друг другу, все делали дружно, были одной большой семьей.

Я ещё раз убедилась в том, что правила дружбы вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

Мне приятно, что вы были активны, внимательно слушали меня, не перебивали своих товарищей. Я надеюсь, что все вы всегда и везде будете дружными.

Песня «Всем советуем дружить»


Поделиться:

Рисуем кактусы акварелью

Огонь фламенко

Мост из бумаги для Киры и Вики

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

"Морская болезнь" у космонавтов