Проект посвящён исследованию колыбели, принадлежащей роду Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича, титулованного как «Живое сокровище шаманизма». Эта колыбель была создана в 1947 году его отцом и имеет глубокое культурное значение, символизируя связь поколений. Первым ребёнком, который спал в данной колыбели, стал Сат Биче-оол Содунамович. Он стал важным объектом наследия, передаваемого из поколения в поколение. В рамках проекта планируется исследование не только колыбели, но и изучение культурного и исторического контекста её значения для народа Тувы, а также подготовка материалов к юбилею Монгуша Бораховича в этом 2025 году для практического применения в музейных уроках и в учебно-воспитательных мероприятиях школы.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 246.82 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект на тему
«Колыбель -кавай
из рода Монгуш Кенин-Лопсана Бораховича»
Выполнил: ученик 10 класса Кара-сал Долума Дмитриевна Руководитель: Сат Чейнеш Казак-ооловна, социальный педагог. |
2025 г.
Введение………………………………………………………………………………………2
Исторический контекст колыбели 5
Культурное значение колыбели 7
Биография Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича 11
Современное состояние культурного наследия Тувы 16
Заключение: Важность сохранения 21
Проект посвящён исследованию колыбели, принадлежащей роду Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича, титулованного как «Живое сокровище шаманизма». Эта колыбель была создана в 1947 году его отцом и имеет глубокое культурное значение, символизируя связь поколений. Первым ребёнком, который спал в данной колыбели, стал Сат Биче-оол Содунамович. Он стал важным объектом наследия, передаваемого из поколения в поколение. В рамках проекта планируется исследование не только колыбели, но и изучение культурного и исторического контекста её значения для народа Тувы, а также подготовка материалов к юбилею Монгуша Бораховича в этом 2025 году для практического применения в музейных уроках и в учебно-воспитательных мероприятиях школы.
Идея работы:
Создание платформы для изучения и распространения информации о культурном наследии Тувы через призму одного конкретного артефакта — колыбели.
Продукт исследования:
Научная публикация и цифровая выставка, включающая истории, фотографии и представление колыбели как культурного символа.
Актуальность проекта заключается в праздновании столетия со дня рождения Монгуша Бораховича и в необходимости сохранения и популяризации культурного наследия Тувы. а также к наследию Монгуша Кенин-Лопсана.
Цель работы:
Изучить культурное значение колыбели в традициях и наследии народа Тувы.
Задачи:
1. Провести исследование истории колыбели и её значимости в культуре Тувы.
2. Подготовить выставку и публикацию о жизни и творчестве Монгуша Бораховича.
3. Сформировать мультимедийный контент для популяризации темы.
В условиях глобализации и стремительного развития технологий многие уникальные культурные элементы оказываются под угрозой исчезновения. Поэтому важно не только сохранить, но и популяризировать такие объекты, как колыбель Монгуша Бораховича, которые являются важными носителями культурной идентичности и исторической памяти народа.
В рамках данной работы мы планируем рассмотреть несколько ключевых аспектов, связанных с колыбелью и её значением. Во-первых, мы проведем исследование исторического контекста колыбели, что позволит понять, как она вписывается в более широкий культурный и исторический контекст Тувы. Мы проанализируем, какие традиции и обычаи связаны с рождением и воспитанием детей в тувинской культуре, а также как колыбель стала символом этих традиций.
Во-вторых, мы уделим внимание культурному значению колыбели, исследуя её роль в жизни семьи и общества. Колыбель не только служила местом для сна младенца, но и была важным элементом ритуалов, связанных с рождением и воспитанием. Мы рассмотрим, как колыбель стала символом надежды и продолжения рода, а также как она отражает ценности и верования народа Тувы.
Третьим важным аспектом нашего исследования станет биография Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича. Мы постараемся осветить его жизнь и творчество, а также его вклад в сохранение и развитие тувинской культуры. Монгуш Борахович, как носитель уникальных знаний и традиций, стал важной фигурой в культурной жизни Тувы, и его наследие требует более глубокого изучения и популяризации.
Кроме того, мы исследуем процесс передачи наследия, который имеет место в тувинской культуре. Как происходит передача знаний и традиций от одного поколения к другому? Какие формы и методы используются для этого? Мы постараемся ответить на эти вопросы, опираясь на примеры из жизни семьи Монгуша Бораховича и других представителей народа Тувы.
Современное состояние культурного наследия Тувы также станет предметом нашего анализа. Мы рассмотрим, какие усилия предпринимаются для сохранения и популяризации тувинской культуры, а также какие вызовы стоят перед ней в условиях современного мира. Важно понять, как современные технологии и мультимедийные проекты могут помочь в сохранении и передаче культурного наследия, и какие примеры успешных инициатив уже существуют.
В заключение, мы подготовим выставку и мультимедийные проекты, которые помогут донести до широкой аудитории важность сохранения культурного наследия народа Тувы. Мы уверены, что такие инициативы могут способствовать повышению интереса к тувинской культуре и её традициям, а также помочь в формировании уважительного отношения к культурному многообразию.
Таким образом, данная работа направлена на исследование колыбели Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича как важного элемента культурного наследия Тувы, а также на популяризацию знаний о тувинской культуре и её традициях. Мы надеемся, что результаты нашего исследования будут способствовать более глубокому пониманию и уважению к культурному наследию народа Тувы, а также вдохновят будущие поколения на его сохранение и развитие.
Колыбель Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича представляет собой уникальное культурное явление, отражающее богатую историю и традиции тувинского народа. Понимание контекста её создания и значимости предполагает знакомство с историческими и культурными аспектами, окружающими её. Монгуш Кенин-Лопсан, как выдающийся представитель своей эпохи, олицетворяет собой слияние древних традиций и современности, что делает его наследие настолько ценным для изучения.
Колыбель, как объект, имеет глубокие корни в тувинской культуре. Она не просто утилитарный предмет, используемый для укладки детей; это символ преемственности поколений, потаённых желаний родителей и взглядов на будущее. Традиционно считается, что колыбель, в которую помещают младенца, наполняется молитвами и благими пожеланиями, что делает её почти священной реликвией [1]. Этот аспект подчеркивает важность колыбели как неотъемлемой части ритуалов и обычаев, которые передавались из поколения в поколение.
В жизни Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича колыбель занимает особое место. Оказавшись в центре культурной жизни Тувы, он стал не только хранителем, но и транслятором культурных кодов, связанных с традициями, включая изготовление и использование колыбели. Пропагандируя тувинскую культуру, он демонстрировал, как важно сохранять и передавать эти знания и практики [2].
На протяжении столетий тувинская колыбель претерпела изменения под влиянием окружающего мира и социальных условий. Например, переход от традиционного натурального материального окружения к более современным формам жизни отразился и на её дизайне. Однако прикосновение к древним традициям остаётся одним из ключевых элементов, соединяющим контекст прошлого с современностью [3].
Важной составляющей изучения колыбели является её эстетическая и функциональная сторона. Эстетика, конечно же, несет в себе культурное значение, визуально отображая традиции и символику. В то же время практика использования таких предметов всегда была очень практичной,, и это требует особого внимания. Как известно, колыбели изготавливаются из природных материалов, что подчеркивает связь человека с природой и уважение к ней [4].
В современных условиях исследование колыбели как культурного феномена становится особенно актуальным в свете глобализации и стирания культурных границ. Важность подобных объектов к актуализации национального самосознания и сохранению самобытной идентичности общества не вызывает сомнений. Множество выставок и проектов, посвященных культурному наследию Тувы, обращают внимание на уникальность таких элементов народного искусства, как колыбель [5].
Монгуш Кенин-Лопсан Борахович стал не только хранителем, но и инициатором исследований и мероприятий, направленных на популяризацию тувинских традиций. Он выступает не только как личность, но и как символ борьбы за сохранение культурных ценностей и идентичности. Напоминает о том, что даже простые, на первый взгляд вещи, такие как колыбель, несут в себе глубокий смысл и огромную значимость для формирования идентичности целого народа.
Таким образом, изучение колыбели Монгуша становится возможностью не только осознать её историческую и культурную значимость, но и вписать её в картину современности, осмысляя в ней глубину связей между прошлым и настоящим. Колыбель, как нельзя лучше, отражает дух времени и служит напоминанием о том, что культурное наследие требует заботы и внимания, чтобы продолжать жить и развиваться.
Тувинская колыбель, известная как "кавай", занимает важное место в культуре народа Тувы, выступая символом семейных уз и традиций, которые передаются из поколения в поколение. Колыбель служит не только необходимым бытовым предметом, но и важным элементом обрядовой практики, подчеркивающей духовные связи между родственниками. По словам Александры Ивановны Березкиной, заведующей музеем русского быта в селе Черби, колыбель является неотъемлемой частью традиционной культуры тувинцев, олицетворяя память о предках и социальные связи в семьях [1].
Уникальность колыбели в Туве заключается в её многогранной роли в жизни сообщества. Изготовление и использование кавай связано с различными ритуалами, которые начинаются с момента рождения ребенка и продолжаются на протяжении всей его жизни. Эти обряды способствуют установлению социальных связей между членами семьи, а также сохраняют традиции и обычаи народа [2]. Исследования подчеркивают, что колыбель служит местом, где осуществляется первая социализация младенца, что имеет немаловажное значение для формирования его идентичности.
К примеру, в традиционных тувинских семьях колыбель принимается как пространство, где новорожденный не только спит, но и получает первую порцию заботы и внимания. Обычай укладывать ребенка в колыбель сопровождается различными ритуалами, направленными на защиту малыша от злых духов, что повторяет другие элементы духовной практики тувинцев, основанные на вере в силы природы и предков. Этот подход к обрядам, связанным с колыбелью, рассматривается как важный аспект сохранения культурной идентичности тувинского народа [3].
Участие в культурных мероприятиях, таких как фестиваль "Колыбель моя", позволяет глубже понять значение колыбели как хранителя культурной памяти. На таких выставках представляются уникальные экспонаты, которые показывают, как колыбели развивались и передавались из поколения в поколение. Например, одна из выставленных колыбей, датируемая 1920 годом, олицетворяет связь между прошлыми и настоящими поколениями, что подтверждает уважение к предкам и их традициям [4].
Процесс передачи колыбели в семье становится важным ритуалом, отмечая значимость не только самого предмета, но и тех семейных ценностей, которые он символизирует. Каждая колыбель, переданная от одного поколения к другому, несет в себе истории, переживания и традиции, которые являются частью живой культуры тувинского народа. Эти элементы не следует недооценивать, поскольку они представляют собой нематериальное культурное наследие, требующее охраны и популяризации на современном уровне.
Современные проекты, связанные с изучением и популяризацией тувинской колыбели, направлены на повышение интереса к местной культуре и её традициям. Такие усилия способствуют сохранению не только материальной, но и духовной культуры Тувы, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для дальнейшего изучения и эффективной передачи знаний о традициях молодому поколению [5]. Каждая колыбель и связанные с ней практики становятся важными культурными артефактами, способствующими пониманию уникальности и ценности тувинских традиций.
Рисунок 1. Культурное значение колыбели в традициях народа Тувы
Рисунок 2. Культурное значение колыбели в традициях народа Тувы
Монгуш Кенин-Лопсан Борахович родился 10 апреля 1925 года в селе Чаш-Тал Тувинской Народной Республики. Он вырос в семье, где культивировались традиционные занятия — скотоводство и кузнечное ремесло. Эти корни оказали значительное влияние на его личность и творческий путь. Его детство проходило на фоне самобытной культуры и шаманских практик, что также отразилось на его будущем творчестве [7]. С раннего возраста проявлялись способности к шаманизму, что стало одним из центральных мотивов его жизни и творчества.
В образовании Монгуша Кенин-Лопсана прослеживаются важные этапы, начиная с учебы в родной республике и заканчивая обучением в Ленинграде и Хондергее. Это разнообразие мест обучения позволило ему сформировать уникальную творческую идентичность, сочетая традиционное и современное восприятие мира [8]. В разные периоды своей жизни он был наделен различными титулами и наградами, которые подчеркивали его вклад в развитие культуры и литературы Тувы. В 1991 году он стал народным писателем Республики Тыва, а также заслуженным работником культуры Тувинской АССР, что подтверждало его высокую значимость в культурной сфере региона [6][2].
Монгуш Кенин-Лопсан также выделялся работой в области этнографии и этнологии. Его научные интересы охватывали изучение тувинских традиций, фольклора и шаманских практик. Он оставил значительное наследие в этих областях, его труды эволюционировали в площадку для исследований многих последующих ученых [9]. Его глубокие знания и понимание традиционной культуры Тувы помогли сохранить и передать это наследие будущим поколениям.
Его произведения, как прозаические, так и поэтические, охватывают тематику шаманизма, мифологии и тувинских обычаев. В его литературных работах читатели могут увидеть отражение не только личного отношения автора к традициям, но и попытку сохранить культурное наследие своего народа в меняющемся мире. Монгуш Борахович использовал свой поэтический дар, чтобы объединить древний опыт своего народа с современными реалиями, тем самым благотворно сказываясь на процессе передачи знаний и культурных традиций [7].
Важным элементом жизни Монгуша Кенин-Лопсана было его мастерство интерпретировать шаманские практики и обычаи для более широкой аудитории. Он стал одним из тех, кто смог донести до людей, как шаманизм пронизывает все аспекты жизни тувинского народа, и как эти элементы остаются актуальными и в современном контексте [2]. Это участие в сохранении культурных традиций, а также развитие новых форм взаимодействия с ними, позволили ему быть не только ученым, но и мудрым вельможей своего времени.
Монгуш Борахович ушел из жизни 10 февраля 2022 года, оставив после себя не только литературное наследие, но и целую галерею идей о том, как важно сохранять и передавать культурное наследие нации. Его жизнь и работа послужили мощным импульсом для будущих поколений, стремящихся к познанию и сохранению своего культурного кода. Уникальность его наследия заключается в способности сочетать научное видение с поэтическим творчеством, что делает его фольклорное и этнографическое наследие по-прежнему актуальным и значимым в современных условиях [9].
Передача культурного наследия происходит через объекты, которые представляют собой сочетание материальных и нематериальных элементов, формируя уникальную идентичность народов. Колыбель кавай из рода Монгуш Кенин-Лопсана Бораховича является культурным артефактом и олицетворением традиции, переданной через поколения. Она не просто предмет быта, но символ веры и эстетических предпочтений своего народа, отражая специфику идентичности тувинского народа.
Одним из важнейших аспектов передачи наследия является сохранение подлинного состояния объектов, что позволяет поддерживать традиции и эстетические нормы. В соответствии с современными правовыми нормами, например, новыми правилами, установленными в России, приватизация таких объектов должна учитывать их состояние и культурное значение [10]. Законодательство подчеркивает, что объекты культурного наследия могут находиться в разных формах собственности и, в зависимости от состояния обладателя, могут быть подвергнуты различным механизмам передачи, что влияет на их сохранение и использование [13].
Важность культурной реституции заключается не только в физическом возвращении артефактов. Это процесс, который способствует восстановлению исторической справедливости и улучшению культурной идентичности сообществ, особенно таких, как народ Тувы. Колыбель кавай может служить отправной точкой для изучения культуры, обычаев и языковых традиций этого народа. В таком контексте она становится средством не только для передачи материального наследия, но и важным элементом воспитания и образования для будущих поколений [14].
Режим передачи культурного наследия также насыщен сложными процессами. Включает в себя как физическую передачу, так и перемещение знаний о традициях. Без передачи знаний о ритуалах, связанных с колыбелью и ее значением в жизненном цикле, объект теряет часть своей сущности. Сообщество, особенно пожилое население, играет ключевую роль в закреплении этих знаний. Мастера тувинских традиций передают навык подготовки и украшения колыбели, обучая молодое поколение уважать и сохранять свою культуру [11].
Контекст передачи культуры также может быть коммерциализирован. Применение различных экономических механизмов, таких как создание музеев или выставок, может привлекать туристов и общественное внимание, при этом охраняя наследие от разрушительных изменений. Однако важно, чтобы коммерциализация не перевела культурные объекты в разряд просто товарных предложений, поскольку это может привести к утрате их исторической ценности. Даже в условиях рынка акцент должен оставаться на сохранении культурной значимости и идентичности [12].
С точки зрения науки и исследований, колыбель кавай представляет интерес как объект для изучения не только как физический предмет, но и как символ взаимодействия различных культурных пластов и социокультурной динамики, происходящей в Туве. Поднятые вопросы о материальных и нематериальных аспектах культуры помогают лучше понять, как объекты могут передавать идентичность и как они могут быть защищены от разрушительных влияний современности, таких как глобализация и культурная ассимиляция [14].
Таким образом, важно рассматривать колыбель кавай как не просто объект, а как активного участника в историческом и образовательном процессе. Она связывает прошлое и будущее, соединяя культурное наследие с современными вызовами, постепенно адаптируясь к новым условиям, но сохраняя свою основную идентичность. Эта передача исторического и культурного наследия непосредственно зависит от понимания и уважения традиций, которые формируют облик культурных общностей.
Сохранение культурного наследия в Республике Тыва представляет собой многоуровневую задачу, решаемую в рамках различных программ и инициатив. Важную роль в этом процессе играет исторический контекст и опыт охраны памяти, начиная с работы Всероссийского общества охраны памятников, действовавшего в регионе с 1974 по 1990-е годы. С течением времени акценты в охране культурного наследия сместились, что отразилось на создании новых структур, таких как Служба по охране объектов культурного наследия, основанная в 2008 году. Эта организация активно занимается подписанием и реализацией программ, касающихся охраны культурного наследия, включая республиканскую программу "Сохранение историко-культурного наследия народов Республики Тыва на 2023 - 2026 годы", которая направлена на защиту и популяризацию культурных традиций региона [15][16].
Одной из отличительных черт нынешнего этапа охраны культурного наследия является активное вовлечение молодежи через различные проекты, такие как передвижные выставки и культурные марафоны. Например, выставка «Тувинская Народная Республика: факты, события, люди» предназначена для повышения интереса молодого поколения к традициям и культурным особенностям Тувы. Такие инициативы помогают создавать эмоциональную связь между молодежью и ее культурным наследием, открывая окно в прошлое [17].
Республика Тыва также делает акцент на сохранении и развитии языков, культур и традиций коренных народов. Создаются специализированные учебные пособия для студентов и исследователей, которые включают материалы о культурном наследии. Это позволяет глубже понять и сохранить богатое наследие региона, формируя тем самым теоретическую базу для дальнейших исследований и практического применения полученных знаний [19].
Культура Тувы имеет свои уникальные черты и традиции, которые через призму современности продолжают передаваться следующим поколениям. Успех в этом вопросе зависит от активного участия местных сообществ, образовательных учреждений и государственных органов, что поможет обеспечить преемственность культурной идентичности в рамках многонационального обществ.
Сохранение культурного наследия Республики Тува становится важнейшей задачей, над которой работают различные государственные и частные организации. Поддержание традиций и уникальных культурных элементов, таких как колыбель - кавай из рода Монгуш Кенин-Лопсана Бораховича, является важным шагом к формированию культурной идентичности народа и его самосознания. Эта работа требует комплексного подхода, охватывающего как материальный, так и нематериальный аспекты культурного наследия [17].
Ключевым элементом в данном процессе являются археолого-этнографические экспедиции, которые проводят исследования и фиксируют культурные объекты, входящие в наследие народов Тувы. Такие экспедиции, как Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция, способствуют выявлению и сохранению исторически значимых артефактов и культурных практик [23]. Они помогают не только исследовать культурные корни, но и вовлечь местное население в акты сохранения своего наследия.
Важным аспектом является реализация республиканских программ, таких как программа "Сохраненные историко-культурные наследия народов Республики Тыва на 2023-2026 годы". Эта программа направлена на развитие мероприятий по охране, популяризации и сохранению нематериального культурного наследия, к которому относятся традиции и обычаи тувинского народа [16]. Программа также предусматривает финансирование проектов по восстановлению и консервации материальных объектов культурного наследия, которым требуется внимание и комплексный подход к их сохранению.
Государственные и общественные организации играют важную роль в этой сфере. К примеру, Тувинское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников активно участвует в продвижении идей защиты культурного наследия. Вместе с другими организациями, такими как Служба по охране объектов культурного наследия, они помогают формировать и поддерживать культурные инициативы, что способствует популяризации и использованию культурного наследия Тувы в современном контексте [24].
Научные исследования и образовательные мероприятия также имеют огромное значение. Поскольку они обеспечивают передачу знаний о культурном наследии от старшего поколения к молодежи, это создает основу для формирования интереса и ответственности за сохранение уникальности тувинской культуры. Краткосрочные и долгосрочные проекты, направленные на самоидентификацию молодежи через сохранение наследия, должны продолжать существовать и развиваться [15].
Сохранение колыбели -кавай, как уникального элемента тувинской культуры, позволяет не только понять прошлое, но и создавать связи между поколениями, сохраняя тем самым характерные черты всего тувинского народа. Важно не просто хранить, но и активно использовуют эти элементы в образовательном процессе, творчестве, а также в рамках культурных мероприятий. Объединение технологий и традиционных методов поможет создать благоприятные условия для сохранения и возрождения интереса к культурному наследию в будущем.
В конечном итоге, укорененность культурного наследия в современном обществе зависит от общественной активности и участия местного населения в этой деятельности. Каждый шаг в сторону консолидации усилий на сохранение уникальности и самобытности Тувы создает предпосылки для более глубокого осознания и уважения к культуре, что важно для будущих поколений.
Заключение работы, посвященной колыбели из рода Монгуш Кенин-Лопсана Бораховича, подводит итоги многогранного исследования, которое охватывает не только саму колыбель, но и более широкий культурный контекст, в котором она существует. В ходе работы было выявлено, что колыбель, созданная в 1947 году, является не просто предметом быта, а важным символом, который олицетворяет связь между поколениями, традициями и культурным наследием народа Тувы. Она служит напоминанием о том, как важно сохранять и передавать знания, обычаи и ценности, которые формируют идентичность народа.
Исторический контекст колыбели позволяет глубже понять, как она вписывается в культурный ландшафт Тувы. В условиях глобализации и стремительных изменений, происходящих в обществе, такие артефакты, как колыбель Монгуша Бораховича, становятся особенно ценными. Они представляют собой не только материальные объекты, но и носители исторической памяти, которые помогают сохранить уникальные черты культуры, передавая их будущим поколениям. Исследование истории колыбели показало, что она была создана в период, когда традиционные ценности и обычаи сталкивались с новыми вызовами, и именно в этом контексте её значение становится особенно актуальным.
Культурное значение колыбели выходит за рамки её физического существования. Она является символом материнства, заботы и любви, а также важным элементом ритуалов, связанных с рождением и воспитанием детей. В этом смысле колыбель становится не просто предметом, а важным участником культурных практик, которые формируют общественные отношения и укрепляют связи внутри семьи и сообщества. Исследование биографии Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича, титулованного как «Живое сокровище шаманизма», также подчеркивает важность передачи наследия. Его жизнь и творчество служат примером того, как индивидуальная судьба может быть неразрывно связана с культурными традициями и историей народа.
Современное состояние культурного наследия Тувы требует особого внимания. В условиях, когда многие традиции и обычаи находятся под угрозой исчезновения, важно не только сохранять материальные объекты, такие как колыбель, но и активно работать над популяризацией культурного наследия. Подготовка выставки и мультимедийных проектов, направленных на привлечение внимания к жизни и творчеству Монгуша Бораховича, является важным шагом в этом направлении. Эти инициативы помогут не только сохранить память о выдающихся личностях, но и вдохновить новое поколение на изучение и уважение к своим корням.
В заключение, работа над проектом, посвященным колыбели из рода Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича, подчеркивает важность сохранения культурного наследия как неотъемлемой части идентичности народа Тувы. Сохранение и популяризация таких объектов, как колыбель, становятся важными задачами для всех, кто стремится к пониманию и уважению культурного многообразия, а также к укреплению связей между поколениями. Важно помнить, что каждое поколение несет ответственность за сохранение и передачу культурного наследия, и именно от нас зависит, каким образом это наследие будет восприниматься и цениться в будущем.
1. Бережный хранитель времени | Тувинская правда [Электронный ресурс] // tuvapravda.ru - Режим доступа: https://tuvapravda.ru/novosti/berezhnyj-hranitel-vremeni /, свободный. - Загл. с экрана
2. Монгуш Борахоевич Кенин-Лопсан. Ученый этнограф [Электронный ресурс] // web.archive.org - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080506070727/http://www.tuvamuseum.ru/lopsan.htm , свободный. - Загл. с экрана
3. Республиканская научно-практическая конференция "Наследие..." [Электронный ресурс] // vk.com - Режим доступа: https://vk.com/wall-196774941_15621 , свободный. - Загл. с экрана
4. Наставник, пытливый собиратель и яркий просветитель... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
5. "наследие м. б. кенин-лопсана в образовании и воспитании детей..." [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2025/04/14/nasledie-m-b-kenin-lopsana-v-obrazovanii-i-vospitanii , свободный. - Загл. с экрана
6. Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович — Википедия [Электронный ресурс] // ru.wikipedia.org - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki /кенин-лопсан,_монгуш_борахович, свободный. - Загл. с экрана
7. Монгуш Кенин-Лопсан — биография, книги, отзывы, цитаты [Электронный ресурс] // www.livelib.ru - Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/358851-mongush-keninlopsan , свободный. - Загл. с экрана
8. Кенин-Лопсан Монгуш Борахович, биография — РУВИКИ [Электронный ресурс] // ru.ruwiki.ru - Режим доступа: https://ru.ruwiki.ru/wiki /кенин-лопсан,_монгуш_борахович, свободный. - Загл. с экрана
9. 100 лет со дня рождения великого мыслителя и хранителя... [Электронный ресурс] // www.tuvaonline.ru - Режим доступа: https://www.tuvaonline.ru/2025/04/12/100-let-so-dnya-rozhdeniya-velikogo-myslitelya-i-hranitelya-tuvinskih-tradiciy-mongusha-kenin-lopsana-1925-2022.html , свободный. - Загл. с экрана
10. Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения... [Электронный ресурс] // www.consultant.ru - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_37318/f15d919619e3d7ba3de2199b93d925cd3c9f4414 /, свободный. - Загл. с экрана
11. Способ передачи культурного наследия [Электронный ресурс] // molotokrus.ru - Режим доступа: https://molotokrus.ru/sposob-peredachi-kulturnogo-naslediya /, свободный. - Загл. с экрана
12. «законы развития культуры. культурные традиции и инновации.» [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2014/06/06/zakony-razvitiya-kultury-kulturnye-traditsii-i-0 , свободный. - Загл. с экрана
13. Культурная реституция Возвращение музейных ценностей... | Дзен [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/z_0tgy4yjwde0uho, свободный. - Загл. с экрана
14. Информация по охране объектов культурного наследия [Электронный ресурс] // license.rtyva.ru - Режим доступа: https://license.rtyva.ru/taxonomy/term/71 , свободный. - Загл. с экрана
15. Бичелдей Ульяна Павловна Об основных направлениях деятельности по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2012. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-deyatelnosti-po-sohraneniyu-ispolzovaniyu-populyarizatsii-i-gosudarstvennoy-ohrane-obektov-kulturnogo (11.04.2025).
16. КНТ: Культурное наследие Тувы [Электронный ресурс] // kntuva.ru - Режим доступа: https://kntuva.ru /, свободный. - Загл. с экрана
17. Нематериальное культурное наследие Республики Тыва... [Электронный ресурс] // zaimka.ru - Режим доступа: https://zaimka.ru/samushkina-heritage /, свободный. - Загл. с экрана

Ёлочная игрушка "Новогодняя калитка"

Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле

Три загадки Солнца

Загадочная система из шести экзопланет

Полярные сияния: о явлении с научной точки зрения