• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная деятельность на уроках кубановедения.

Опубликовано Тимофеева Людмила Сергеевна вкл 02.04.2013 - 22:10
Автор: 
Демченко Арина

Проектная деятельность на уроках  кубановедения на тему "Ремёсла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_kubanovedeniya.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 города Крымска

муниципального образования Крымский район

Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения.

Проект по теме:

« Мастерство гончара не забыто!»

выполнила ученица

4 «А» класса

Демченко Арина,

руководитель работы

      учитель начальных классов

Тимофеева Людмила Сергеевна

Крымск - 2013 г.  

Цель проекта:

  1. В ходе исследовательской работы  узнать историю возникновения гончарного дела на Кубани.
  2. Узнать секреты гончарного мастерства.
  3. Составить словарь терминов и понятий гончарного дела.
  4. Практическое изготовление изделия из глины.

Гипотеза: в век компьютеризации и информатизации,  современная молодёжь, увлеченная гаджетами, айфонами перестала интересоваться  мастерством кубанских гончаров, искусством, которым увлекались,   жили наши деды и прадеды.

Ход исследования. 

В силу специфики своего исторического развития, Краснодарский край является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

На Кубани существует четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре (Краснодаре) в 1900-1903 годах.

Для меня, как и для любого ребенка моего возраста, всегда чудо, когда кусок глины на круге превращается в предмет утвари. Я могу часами любоваться на простые гончарные горшки, без глазури. Цвет, фактура, форма - все неповторимо! Интересно наблюдать, как горшок живет своей жизнью - сначала его, как ребенка, надо обучить - научить держать воду, это главное. Дальше он справляется сам - бережно хранит помещенные в него продукты, дает им дышать, охлаждает. При этом он, как человек, меняется - притирается, меняет цвет, становится родным. Может поэтому старые, даже надбитые и треснутые горшки никогда не выбрасывали - их приспосабливали под сыпучие продукты, ставили под водостоки. Новый точно такой-же, в жизни никогда не купишь.

И это почти правда - гончаров осталось не так уж много, и даже те, кто умеет крутить гончарный круг, стараются для заработка в массовое производство запускают литье - это выгоднее и проще. Эти горшки какие-то мертвые, их не приручишь! Их не крутили на кругу, не грели руками мастера, не придали кусочек души и тепла.
Наряду с терракотовыми, мои любимые  - черно -  лощеные горшки - они изготавливались древними кочевыми племенами на территории Кубани, в частности, ну, и в других гончарных центрах тоже. Они имеют неповторимый черный металлический отблеск. Это свойство обжига. Он не намного сложнее обычного, но его часто "имитируют" - затирают глину чем-нибудь темным, или просто коптят. Правильно обожженный черепок на разломе имеет серый цвет. Ну, а глазурованная посуда хороша тем, что яркая, гладкая, и проще в обращении - мыть, в частности.
Некоторые свойства глиняной посуды, которыми не обладает фаянс и фарфор. Главное их отличие - это зернистость. У глины частицы крупнее, даже у хорошо процеженной, у "белых" глин - фарфора в особенности, эти частицы в десятки раз мельче. Это обуславливает пропускную способность жидкости, а так же амортизацию изделия - при ударе у фаянса отколется кусочек и пойдет трещина, причем место скола будет неровным и острым, а хорошо обожженное глиняное изделие такую же силу удара может выдержать без ущерба, оно просто "самортизирует", пройдет волна благодаря более рыхлой структуре материала. В крайнем случае, отколется кусочек верхнего слоя, скол будет ровный и "мягкий".  Это мне рассказал гончар. Но, повторюсь, все это касается глиняной посуды гончарного производства.

Мастера, который обучал меня, зовут Роман и проживает он поселке Молдаванском. К нему, с родителями,  я приезжала ни один раз. Мне он рассказал о свойствах глиняной посуды, о ее приручении и работе с ней. Многие люди, покупая глиняный горшок или другое глиняное изделие спрашивают:

- А воду в него наливать можно?

- Если горшок обожжен, то да. 

  После того, как они,  принесли горшок домой, и налили в него жидкость, происходит естественный для всех глиняных вещей процесс – они пропускают воду.

В ужасе покупатели хватают этот горшок и бегут к продавцу с возмущением! А что продавец? Он не в состоянии объяснить сложные процессы, происходящие в обожженной глине. Мне же удалось узнать, что , протекание -   это нормально! Иначе быть не может! Глина - пористое вещество (или существо). Глина всегда пропускает воду, пока она не напиталась и не начала жить своей жизнью. Для предотвращения протекания можно помазать внутри растительным маслом, или ополоснуть молоком, и поставить в духовку, градусов на 100. Именно так и делали наши прабабушки. Или вариант - налить сладкого чаю, подержать некоторое время, вылить-высушить, потом повторить процедуру пару раз. Когда начинаешь посуду использовать, через 2-3-4 раза она течь перестает, это факт. Наши предки боялись грозы и молнии, и прочих стихийных явлений. Современный же человек боится протекающего горшка. Основа одна - непонимание... Может, приручение горшка   покажется вам долгим и скучным, но поверьте, потом вы станете друзьями, и это будет любимая ваша вещь! И еще вопрос:

- А горячее в него наливать можно?

- Ну а как же! Он обжигается при t=900C, уж t=100C он выдержит, без сомненья! В гончарные изделия можно наливать горячее, ставить их в микроволновку, в духовку (только не на открытый огонь), заваривать и пить чай, есть суп, хранить что-нибудь сыпучее и ставить цветы. Даже закапывать в землю! Любое изделие можно делать 1 день или недели, месяцы, смотря какой результат  гончар преследует, 7 дней - это сушка и обжиг. 

Я узнала: 1) кубышка – узкогрудая посудина с раздутыми боками; 2) махотка – низкий кувшин с широким горлом (крынка); 3) глэчик – крынка предназначалась для хранения молока, масла, сметаны, горшок с высоким широким горлом; 4) макитра – большой широкий горшок, предназначался для солений, варенья; 5) макитерка – кувшин для кваса; 6) жбаны были предназначены для засолки огурцов; 7) бардан – большой горшок с широким отверстием; 8) кувшин – вытянутый сосуд с ручкой, носиком и крышкой. Глиняная посуда изготавливалась разных цветов: 1) светлая – для молока; 2) темная – для пива и кваса; 3) с узким горлышком – для постного масла; 4) черная – для приготовления пищи в русской печи.


Наш материал – глина – позволяет его использовать бесконечно и без малейших дополнительных затрат. Достаточно смять всю проделанную работу в комок и начать все заново. Но для этого необходимо приготовить глину, говорил мне мастер, надо запомнить характерные признаки:

1) с водой или маслом она должна образовывать пластичную массу;

2) при обильном увлажнении глина способна настолько прочно всасывать растворимые в воде вещества, что при высушивании или испарении удерживает их в своей массе, не покрываясь налетом порошков, как происходит при засаливании обычной почвы;

3) увлажненная глина становится водонепроницаемой и издает специфический запах.

В процессе приготовления я узнала, что глина должна быть достаточно пластичной, растягиваться без разрывов. Нужно раскатать комок в жгут, взяться за один конец и поднять над столом. Хорошая глина должна выдерживать свой вес, не обрываясь в середине жгута.

Чтобы освоить секреты гончарного ремесла необходимо научиться видеть сотни разных фигурок и предметов, таящихся в любом комке глины, и более или менее отчетливо представлять себе, каким образом их можно было бы выделить из общей массы.

Секреты изготовления:

 Сосудов:

1) не забывать, что отделять глину нужно с помощью проволоки;

2) никогда не продолжать работу, когда ваши силы и терпение на исходе;

3) помнить, что изменить форму должна глина в ваших ладонях, а не ваши пальцы;

4) во время работы сжимайте глину медленно и аккуратно;

5)  всегда нужно плавно подносить и убирать руки. 

Чаш:

1) расположить и установить глину в центре гончарного круга, продвигать пальцы по всему изделию, оттягивая его бортовую кромку от центра, чтобы сделать дно углубленным;

2) большим и указательным пальцем продолжать вытягивать глину от центра вверх, чуть сдавливая пальцы и направляя ими верхний валик массы, стараясь закруглять внутреннюю поверхность;

3) довести высоту стенок до намеченного размера, нельзя излишне истончать стенки изделия;

4) внутреннюю поверхность готовой формы необходимо разгладить с помощью гончарного ребра;

5) необходимо уточнить глубину изделия;  

6) убрать излишнюю массу у основания;

7) снимать готовую форму изделия нужно чистыми руками.

Ваз: 

1) установить необходимое количество глины в центр гончарного круга;

2) положить левую ладонь на край и придерживать внешнюю стенку большим пальцем, медленно направляя тремя пальцами глиняный массив в строну большого пальца. Мизинец в этом процессе не участвует;

3) далее обхватить обеими ладонями заготовку и легкими плавными движениями надавить на ее стенки;

4) затем медленно очень небольшими усилием сдавливать стенки обеими пальцами, руки нужно очень осторожно убирать, чтобы не деформировать ни стенки, ни верхние кромки;

5) закончив обработку поверхностей стенок, сразу приступать к разглаживанию верхней кромки изделия;

6) с помощью губки, прикрепленной к удлиненной палочке, аккуратно уберите воду изнутри цилиндра;

7) ответственный момент - срезание изделия с поверхности круга. 

Вывод:        
Гончары обучали своему ремеслу, которое передавалось из поколения в поколение. В настоящее время возрождение казачества на Кубани способствует восстановлению почти утраченного естественного механизма освоения традиционных кубанских ремесел от поколения к поколению
. Чтобы увидеть, как было в те далекие времена, нужно приехать в гончарную мастерскую, к мастеру. Любой ребенок и взрослый могут поучиться гончарному ремеслу, самим выполнить работу на гончарном круге под присмотром мастера. 

Встреча с искусством всегда приносит радость. Я получила массу положительных эмоций, побывав в мастерской гончара. Я считаю, счастлив бывает тот, кто хоть раз прикоснется к народному и декоративно-прикладному искусству и пронесет это через всю свою жизнь. Послушав мастера, я поняла, что кубанской молодежи интересен этот промысел. И у гончарного мастера есть свои ученики, которые изучают  секреты промысла, придумывают свои дизайны, не забывая искусство старых мастеров. Они отображают свой мир,  воплощают в произведениях гончарного искусства свои  мысли и  чувства, вкладывая частицу своей души в комок глины. И пока есть молодёжь, заинтересованная, творческая - это традиционное для Кубани ремесло не забудется никогда.

Тематический словарик:

ПОЛИВА   - темно-зеленая или коричневая глазурь, которой покрывались  миски, ситечки, кружки, рукомойники.

КУБЫШКА  – узкогрудая посудина с раздутыми боками

МАХОТКА    – низкий кувшин с широким горлом (крынка)

ГЛЭЧИК       – крынка предназначалась для хранения молока, масла, сметаны, горшок с высоким широким горлом

МАКИТРА     – большой широкий горшок, предназначался для солений, варенья, для теста

МАКИТЕРКА - кувшин для кваса

ЖБАН             - сосуд, предназначен для засолки огурцов

БАРДАН        – большой горшок с широким отверстием

КУВШИН     – вытянутый сосуд с ручкой, носиком и крышкой


Поделиться:

Девчата

Девочка-Снегурочка

Кто грамотней?

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Почта