• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Использование геометрических форм в быту народами ханты и манси

Опубликовано Новолодская Лариса Владимировна вкл 24.11.2017 - 22:10
Новолодская Лариса Владимировна
Автор: 
Бреус Екатерина 6И

"Использование геометрических форм в быту народами ханты и манси"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.ispolzovanie_geometricheskih_form_v_bytu_narodami_hpnty_i_mansipdf.io_pdf.io_3.pdf2.77 МБ
PDF icon 2._ispolzovanie_geometricheskih_form_v_bytu_narodami_hpnty_i_mansipdf.io_pdf.io_2.pdf2.89 МБ
Файл ispolzovanie_geometricheskih_figur_.docx17.01 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

МБОУ  Школьная Научно-Практическая «Шаг в будущее»

Проект

«Использование геометрических фигур

в быту

народами ханты и манси»

Автор:

Бреус Екатерина

Ученица 6 «И» класса

МБОУ СОШ №7

Научный руководитель:

Новолодская Л.В.,

учитель математики МБОУ СОШ № 7.

Аннотация к выступлению:

1.  Введение;

2. Цель и задачи;

3.Из истории;

4. Народные промысла;

5. Основные определения;

6. Библиография.

Введение.

Я, Бреус Екатерина, ученица 6 «И» класса, представляю вашему вниманию свой проект « Использование геометрических фигур в быту народами ханты и манси».

В прошлом году мы с семьёй съездили на праздник хантов и манси-«День Оленевода», который проходил в посёлке Русскинские. Там мы увидели множество людей в национальных костюмах, предметы быта, их жилища и средства передвижения. Так как в нашей школе уже три года не преподается такой предмет, как «История ХМАО»,  я практически ничего не знаю о культуре и об истории народа севера, а в частности - народов ханты и манси. Ведь народное искусств - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определённым критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Поэтому, живя на территории Ханты-Мансийского Автономного округа, мы обязаны знать о менталитете и истории бытия народов, живших здесь ранее.

Кто говорит, что народ мой умрёт

Или растает, как вешний лёд,

Или вода с берегов его смоет?

Кто говорит такое?

Кто говорит, что под снегом холодным

Насмерть замёрзнет песня народная

И даже ветер- странник болтливый-

Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?

Беседуя с Новолодской Л.В., я рассказала ей о нашей поездке в посёлок  Русскинские. После чего, она мне предложила создать проект. Недолго думая, я согласилась. Посетив библиотеки, поискав информацию в интернете, я нашла необходимый нам материал. И работа, можно сказать «закипела». В процессе работы, меня заинтересовало, что лежит в основе жилища, по какому принципу создаётся одежда и орнаменты. Придумали тему проекта «Использование геометрических фигур в быту народами ханты и манси». Поставили перед собой определённые цели. А  так же задачи для их осуществления.

Но самое главное, я расширила свой собственный кругозор, познакомилась с культурой и бытом народов ханты и манси. Собранный мною материал я бы хотела предложить использованию учителями математики на уроках, при изучении таких тем, как: симметрия в пространстве, конус, изучение фигур на плоскости, изучение объёмных геометрических фигур в пространстве.

Цели:

1) узнать о применении геометрических понятий в быту народами ханты и манси;

2) расширить  собственный кругозор, познакомится с культурой и бытом народов   Севера;

3) изучить формы узоров национальной вышивки и выявить способы их создания;

4) рассмотреть использование этого материала на уроках математики.

Задачи:

1) научиться решать задачи, взяв за основу жилище-чум;

2) овладеть методами построения симметричных орнаментов народов Севера с помощью программы Power Point;

3) узнать,  какие геометрические фигуры взяты за основу покроя одежды.

4)  провести анкетирование среди учащихся 5-6 классов, учителей нашей школы, родителей, хантыйских детей.

Из истории

Эй, подожди хоронить меня!

Лёд исчезнет в пасти огня.

Воды покроются коркою льда.

Я - человек,  я - не лёд, не вода!

 Я – человек… И когда-нибудь тоже

В землю сырую меня положат,

В землю навечно положат…

Нет!

Не для того я рождён на свет.

   Лёд исчезнет в пасти огня.

      Воды покроются коркою льда.

Я - человек,  я - не лёд, не вода!

Немного из истории.

Коренные малочисленные  народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси- два родственных народа. Для обозначения хантов  и манси как единого целого в научной литературе утвердился ещё один термин – обские Угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра, Югория». Так называлась в русских летописях XI-XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители. Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (Югорским); в эту же группу  входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Проблема происхождения ханты и манси очень сложна и учёные до сих пор не могут придти к одному мнению. Будь у этих народов собственная письменность, было бы легче, но единственные письменные источники – это отрывочные сведения их дальних соседей. Так что учёные выдвигают свои версии на основе лингвистики, археологии и этнографии (фольклорные сведения).

Часть племён сдвинулась ближе к югу и в подследствии стала венграми, а другая переселилась по Оби к Северу, где продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством. Это были предки современных хантов и манси. В результате очерёдного похолодания эти две ветви разделились окончательно: будущие венгры двинулись к югу, а предки хантов и манси оказались в таёжной зоне, которую и начали осваивать. После разгрома Сибирского хантства Кучума в конце XVI западная часть Сибири- по Оби и Иртышу с притоками- была присоединена к Московскому государству, и татары стали уходить с некоторых угорских земель. В  XVII в. Началось освоение Западной Сибири русскими. В начале здесь были сооружены остроги (небольшие крепости с отрядами казаков и служилых  людей), позднее превратившиеся в города ( Берёзов, Обдорск, Тюмень, Сургут, Нарым, Томск и др.). Основной интерес, конечно, представляла пушнина:  соболь, белка, бобёр, лиса и т.п. Начавшееся затем переселение крестьян привело к тому, что к концу XVII в. Численность русского населения стала выше, чем коренного. Однако  огромные богатства, добытые из недр и на территории округа, проходили сквозь руки людей, создавших эти ценности. За 65 лет промышленность округа  поставила народному хозяйству: нефти-6,1 млрд тонн, газа-470 млрд кубометров, леса- 287,7 млн кубометров, рыбы- 808,7 тысячи тонн, электроэнергии- 731 млрд киловатт-часов.

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть - в Томской, Свердловской и Пермской областях.

Кто говорит, что народ мой умрёт

Или растает, как вешний лёд,

Или вода с берегов его смоет?

Кто говорит такое?

Кто говорит, что под снегом холодным

Насмерть замёрзнет песня народная

И даже ветер- странник болтливый-

Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?

Эй, подожди хоронить меня!

Лёд исчезнет в пасти огня.

Воды покроются коркою льда.

Я - человек,  я - не лёд, не вода!

 Я – человек… И когда-нибудь тоже

В землю сырую меня положат,

В землю навечно положат…

Нет!

Не для того я рождён на свет.

 Лёд исчезнет в пасти огня.

Воды покроются коркою льда.

Я - человек,  я - не лёд, не вода!


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Рукавичка

Две лягушки

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Пустой колос голову кверху носит