• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследоветельская работа "Сказки народов Севера"

Опубликовано Ягудина Нажия Гафуановна вкл 25.02.2019 - 17:56
Ягудина Нажия Гафуановна
Автор: 
КАЛИНА ЛИДИЯ

В данной проектной работе  проведено исследование сказок, как источник информации жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в сказках отражается быт, традиции и нравственные ценности данного  народа.

 Тема исследования: «Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок?»

 Цель исследования:  изучение сказок народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и быте в старину.

     Задачи: Выявить,  чему нас учат сказки  народов ханты.

1.      Выявить особенности хантыйских сказок.

2.      Исследовать какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок.

3.      Придумать свою сказку .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_narodov_severa._kakuyu_informatsiyu_o_zhizni_predkov_mozhno_uznat.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

XIII районная научно-практическая конференция

молодых исследователей

«XXI век. В поисках совершенства»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

Исследовательский проект.

«Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок»

Калина Лида

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

пгт.Излучинск,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

1 В класс

Аннотация

        В данной проектной работе  проведено исследование сказок, как источник информации жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в сказках отражается быт, традиции и нравственные ценности данного  народа.

 Тема исследования: «Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок?»

 Цель исследования:  изучение сказок народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и быте в старину.

     Задачи: Выявить,  чему нас учат сказки  народов ханты.

  1. Выявить особенности хантыйских сказок.
  2. Исследовать какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок.
  3. Придумать свою сказку .

       4. Вызвать интерес у одноклассников к  творчеству народов Севера.

    В работе использовались следующие методы исследования: сбор и изучение информации по теме, подбор фотографий, обработка информации, создание презентации по собранным материалам, изготовление куклы в национальном костюме, сочинение сказки, оформление печатной работы, защита проекта.

     Практическая ценность исследования: Пробуждение интереса к сказкам, к культуре

в частности, к сказкам народов Севера.

          В ходе исследования был сделан вывод: Каждый этап эволюции человека находил  отражения и в сказках. Ханты живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы.                                      

«Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать

из сказок»

Калина Лида

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нижневартовский район

пгт.Излучинск,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

1 В класс.

Содержание

  1. Чему учат сказки?
  2. Особенности хантыйских сказок.
  3. Информация о жизни предков, извлеченная из сказок.
  4. Выводы.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

                                                            Научная статья

      Актуальность темы:

Я учусь в 1 «В» классе  школы №1 посёлка Излучинск. В моем классе 16 учеников. Класс многонациональный. На уроках литературного чтения, окружающего мира мы изучали тему «Народные сказки». Мы читали русские народные сказки, провели исследования на темы: «Чему учат сказки», «Какую информацию о жизни людей в старину можно извлечь из сказок».Мы узнали, как жил русский человек в старину, чем занимался, во что одевался и многое другое. Я задумалась, а как жили мои предки. Можно ли узнать об этом из наших сказок.

Мне захотелось узнать больше о сказках  своего народа.

Так предметом исследования стали сказки народов Севера, а объектом – Сказки, как источник информации о жизни предков . 

Цель исследования: изучение сказок народов Севера, как источник информации   о   жизни, традициях, культуре и быте в старину.  

.Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

  1. Выявить,  чему нас учат сказки  народов ханты.

2.Выявить особенности хантыйских сказок.

3.Исследовать какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок.

4.Придумать свою сказку .

  5. Вызвать интерес у одноклассников к  творчеству народов Севера.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

  • изучение теоретической литературы;
  •  чтение сказок
  •  сравнение;
  •  обобщение;
  •  анализ.
  • беседа с родителями и учащимися; анкетирование; собственные наблюдения.

Гипотеза исследования: : Из сказок можно извлекать жизненные уроки и информацию о жизни предков.

В моем классе учатся дети разных национальностей. Это русские, ханты, таджики, украинцы, армянка и башкир. 

Мне стало интересно, знают ли они сказки своего народа. Я решила провести опрос.

Вместе со своей учительницей я придумала вопросы для одноклассников и родителей.

Анкета №1.(Для детей)

1.Напишите названия знакомых вам сказок.

2.Напишите названия знакомых сказок вашего народа.

Анкета №2. (для родителей).

1.Напишите названия сказок вашего народа.

2.Напишите названия сказок вашего народа, которые вы читали или рассказывали вашим детям.

 Было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 16одноклассников и 16 родителей .

Результаты анкетирования.

Вопросы

Дети

Родители

Напишите названия знакомых вам сказок.

16

16

Напишите названия знакомых сказок вашего народа.

4

11

читали или рассказывали вашим детям.

-

6

После анкетирования я сделала следующий вывод:

 Я и мои одноклассники знаем  мало сказок своего народа, а родителям нужно  читать и рассказывать детям о своих традициях, знакомить со сказками своего народа.

 Я решила прочитать как можно больше сказок народов Севера. Это сказки хантов и манси, ненецкие сказки. Читали сказки всей семьей. Это оказалось  очень увлекательно. Мы даже нарисовали рисунки к некоторым сказкам. Это рисунки мамы, сестры и брата. 

  • Сказки народов Севера посвящены  самым различным событиям.
  • В них отражена жизнь народа с ее радостями и горестями, мудростью и оплошностями, показано умение жить в согласии с природой. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.  

Например, хантыйская народная сказка «Морошка» учит нас слушаться родителей и помогать им, а сказка «Золотой топор» учит честности и трудолюбию. Ещё мне понравилась мансийская народная сказка «Берестяной нос»,в этой сказке

смекалка старика, позволила ему обхитрить лесных чудищ и вернуться домой с добычей.

О сказках можно рассказывать много. Из прочитанного и услышанного я сделала такие выводы:

Сказки коренных народов учат нас милости ко всему живому;

 брать у природы лишь самое необходимое;

уважать старших и  почитать заветы предков;

трудиться в поте лица;

 не отступать перед трудностями;

 не  совершать дурных поступков.

Народы Севера живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы. Из сказок я узнала, что мои предки издревле занимались оленеводством, рыбалкой и были прирожденными охотниками. Хантыйский мужчина  один мог  добыть   медведя.

Детей с малых лет приучали к труду. Сыновья ходили на промысел с отцами, а дочери помогали матери. Женщины  хранили очаг, обрабатывали продукт охоты и рыбалки, собирали шишки, орехи и ягоды. Все предметы быта изготавливали сами. Например, я узнала ,что женщины выделывали шкуры, а потом из них шили одежду и обувь ,обделывали нарты и чум (жилище хантов), утепляли его. Из шкур делали украшения, игрушки.

Всё это настолько увлекло меня и мою семью, что мы с мамой решили сшить куклу в национальном костюме.                                
В процессе работы я узнала, что мои предки верили в добрых и злых духов. Они считали, что духи живут рядом. Одни помогают людям, а другие вредят. Они задабривали их. Это нашло отражение в культуре. В изображениях людей, животных ,в игрушках  не рисовали лица, так как боялись, что в них могут поселиться злые духи.

Все это оказалось очень интересно и я решила попробовать придумать свою сказку. Я решила, что это будет сказка о животных, так как  мои предки были охотниками и хорошо знали повадки животных.У моего народа  много сказок о животных

Настоящий друг.

          В одном лесу жили Белочка и Зайчик. Они  были друзьями. Вместе играли то в прятки, то в догонялки. Им было так весело, что они забывали об осторожности.

  •       Однажды, когда Зайчик убегал от Белочки ,попал прямо  в лапы Лисы. Белочка, увидев ,что друг попал в беду, от отчаяния прыгнула Лисе на голову. От боли и неожиданности Лиса выпустила Зайчика. Его только и видели. Белочка прыгнула на сосну и стала бросать шишки в Лису. Лиса так испугалась, что перестала ходить в этот лес.
  •     А Белочка и Зайчик стали дружить еще крепче.
  • Моя сказка учит:
  • Быть честным, не бросать друзей в опасности.
  • Я прочитала свою сказку одноклассникам,она им понравилась и они нарисовали рисунки.

         

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, я узнала, что мои предки жили в чумах, были охотниками, оленеводами, рыбаками. Из шкур изготавливали практически всё: строили чум, утепляли его, украшали, шили одежду и обувь, обделывали нарты, делали игрушки-куклы.

Я считаю цель достигнута, гипотеза подтверждена. Все сказки народов учат людей «полезному»; в них опыт, мудрость многих поколений, а если еще внимательнее читать, то можно узнать больше: о культуре, традициях, быте этого народа.

Следующая работа будет посвящена быту народов Севера: жилище и одежда.

За время работы над проектом я выполнила все поставленные задачи:

  1. Узнала  чему нас учат сказки  народов ханты.
  2. Выявила    особенности хантыйских сказок.
  3. Нашла информацию о жизни предков .
  4. Придумала свою сказку о народах ханты.
  5. Вызвала интерес к хантыйским сказкам у одноклассников.


Поделиться:

Учимся ткать миленький коврик

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Знакомимся с плотностью жидкостей

Аэродинамика и воздушный шарик

Галка в чужих перьях