• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Живы ли дразнилки в современном мире?

Опубликовано Гаврилкова Татьяна Викторвна вкл 05.03.2012 - 19:49
Гаврилкова Татьяна Викторвна
Автор: 
Пахатнов Артём

 

 

Эту тему я решил исследовать  после изучения  фольклора на уроках  литературы . Мне было интересно узнать побольше  именно о детском фольклоре. Изучая  тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon draznilki_dokument.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная конференция «Первые шаги в науку»

Кировский район г.о.Самара

Живы ли детские дразнилки в современном мире?

Секция «Литературоведение»

Выполнил

ученик 3 Б класса

МБОУ-кадетская школа №95

Пахатнов Артём

Руководитель:

Гаврилкова Т.В

2012 год


План

Введение        

Глава 1. Дразнилка как один из жанров детского фольклора        

1.1. Понятие о детском фольклоре        

1.2. Дразнилки как самостоятельный жанр детского поэтического творчества        

Глава 2. Изучение места и роли дразнилок в жизни современных детей и их родителей        

2.1. Социологический опрос и его результаты        

Список использованной литературы        


Введение

Эту тему я решил исследовать  после изучения  фольклора на уроках  литературы . Мне было интересно узнать побольше  именно о детском фольклоре. Изучая  тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Предмет исследования: детский фольклор.

Объект исследования: знание и использование дразнилок людьми разных возрастов.

Цель: Установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений.

Задачи:

1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта.

2. Сбор необходимых материалов .

3. Анкетирование учащихся и родителей 4 б класса, их родителей, бабушек и дедушек.

4. Определение наиболее актуального для школьников направления в сравнении со взрослыми.

5. Подведение итогов работы над проектом.

Гипотеза: предполагаем, что дразнилка как жанр детского фольклора, по-прежнему активно используется моими сверстниками.

Проблемный вопрос: Действительно ли дразнилка является одним из способов общения в детском сообществе?

Глава 1. Дразнилка как один из жанров детского фольклора

1.1. Понятие о детском фольклоре

Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.

Детским фольклором принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми. К детскому фольклору относятся колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, нелепицы и др.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества. 

Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В речи детей ученые отмечают как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.

Традиционно изучаемые фольклористами, исторически сложившиеся жанры в речи современных детей находятся на грани вымирания. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Почти неизменным в текстовом отношении остаются заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику («Дождик, дождик, перестань…»), к солнышку («Солнце, солнце, выгляни в оконце…»), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частота употребления закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра.

Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками. Фольклорные записи последних лет содержат довольно большой блок частушек. Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они «приспосабливаются» к возрасту исполнителей, например: 

Меня девки обижают,

Говорят, что ростом мал,

А я в садике Иринку

Десять раз поцеловал. 

Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. Современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из «уст в уста», что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора. 

Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки. Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах («Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл», «Ленка-пенка»), так и в новых вариантах и разновидностях («Зимой и летом одним цветом» – негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.).

1.2. Дразнилки как самостоятельный жанр детского поэтического творчества

Такую разновидность детского фольклора, как дразнилка, некоторые исследователи причисляют к низкому жанру и относятся к ней негативно. То ли дело, нежная колыбельная или какая-нибудь милая считалка! Однако задача этих текстов — уязвить оппонента, выставив его в смешном свете.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. Вот, например, именные дразнилки:

Андрей-бармалей Сделал шапку из гвоздей. Идет хвалится, Гвозди валятся.

Борис - барбарис, Председатель жирных крыс!

Здравствуй, Вася, Жуй опилки. Я директор лесопилки.

А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан!  Кто на нем играет? Вовка — таракан!

Ябеда-корябеда, соленый огурец, На полу валяется, никто его не ест! 

Плакса-вакса-гуталин — На носу горячий блин!

Есть «девчачьи» дразнилки, которые они используют по отношению к мальчикам, например:

(Такой-то) дурак, Курит табак, Дома не ночует, Спички ворует, 

Спит под забором, Зовут его вором!

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. 

Итак, дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. 

С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора. Есть мнение, что именно из дразнилок вырастают эпиграммы.


Глава 2. Изучение места и роли дразнилок в жизни современных детей и их родителей

2.1. Социологический опрос и его результаты

Для того, чтобы установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений (родителями, бабушками и дедушками) был проведен социологический опрос.

В опросе участвовали 104 человека: 26 учеников 3 Б класса, 50 родителей, 28 бабушек и дедушек.

Мы задавали участникам следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты дразнилки? Какие?

2. Используешь ли ты дразнилки в своей речи?

3. Дразнят ли тебя? За что?

Приведем обобщенные результаты исследования.

При ответе на первый вопрос: «Знаешь ли ты дразнилки? Все 104 человека ответили утвердительно.

При этом мы наблюдали существенную разницу в ответах на вторую часть вопроса, где требовалось перечислить дразнилки, которые известны.

Таблица 1. Распределение известных дразнилок по категориям

На имена

На внешние признаки

На отрицательные поступки

Кол-во

В среднем

Кол-во

В среднем

Кол-во

В среднем

Ученики

31

1,2

48

1,8

54

2,1

Родители

64

1,3

66

1,3

72

1,4

Бабушки и дедушки

38

2,1

40

2,2

59

3,3

Итак, как видно из таблицы 1, мои одноклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:

Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, Балалаечка упала, быку ноженьку сломала (бабушка Игольникова Димы)

Антошка-картошка, соломенная ножка, Сам с ноготок, голова с локоток (бабушка Губарева Никиты).

Взрослые также называли дразнилку «Тили-тили-тесто, жених и невеста», которую не указал ни один из детей, так как дружба мальчика с девочкой не считается зазорной в нашем классе.

Дразнилки на имена – наименее распространенные у всех возрастных групп. Так, чаще всего назывались следующие:

Алка (Галка) - палка, -скакалка. 

Андрей – воробей.

Вовка - морковка.

Инка (Нинка) – свинка (картинка)

Ленка - пенка.

Машка (Наташка) –какашка.

При этом взрослые не назвали такие дразнилки, как:

Борис - предводитель дохлых крыс. А жена его, Лариса, - замечательная крыса. А сынок его, Иван, - замечательный болван. 

Очень много дразнилок, характеризующих внешность, знают взрослые, в речи детей из намного меньше. Так, родителями, бабушками и дедушками назывались такие дразнилки:

Беззубая карга, Тебя кошка родила, Тебя поп крестил И штаны спустил. 

В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер! 

Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался! 

Дорогой, дорогой, Почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, Будешь толстый, как ишак. 

Дядя Степа с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, Чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу И приставьте его к носу, Ковыряйте долотом - Нос отвалится потом. 

Жирная бочка родила сыночка, А сыночек без ушей, Хоть завязочки пришей. 

Жирная бочка Родила сыночка, Не успела пятого - Родила десятого. А десятый без ушей, Кричит: "Мамочка, пришей!" А одиннадцатый лысый, Бегает за крысой! 

Жирный пончик, Дай талончик: Нечем печку растопить! 

Жирный, жирный, Поезд пассажирный! 

Жир-пром-комбинат! 

Косой, косой, Подавился колбасой! 

Очкарик, в жопе шарик, Поехал на футбол. Очки ему разбили, Сказали, это гол. 

Очки, очки, Мы с тобой не дурачки! 

Толстая бочка Родила сыночка, А сыночек говорит: "Ты не мама, а бандит". 

Толстая бочка Родила сыночка, Посадила в люльку И дала козюльку! 

Толстый пончик Съел батончик, А потом и говорит: "У меня живот болит". 

Толстый, жирный, поезд пассажирный! 

У кого рубашка в клетку- Тот похож на психтаблетку. 

Вторая по наполняемости группа дразнилок, которые знают наши испытуемые – это дразнилки, высмеивающие дурные поступки или черты характера. Так, среди них упоминались:

Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил. 

Воброжуля первый сорт Сейчас поедет на курорт. 

Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста! 

Дурочка-снегурочка Лежала на печи, Ела кирпичи! 

Дядя хрюша, повторюша, А по имени Индюша. Все помойки облизал, А спасибо не сказал! 

Жадина соленая, На костре вареная! 

Жадина, говядина, Пустая шоколадина! 

Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест! 

Жадина-говядина, Соленый огурец, На полу валяется- Никто его не ест. Муха прилетела- Понюхала и съела. 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей! 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей! 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до дивана, А сам, как обезьяна! 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до забора, А сам, как помидора! 

Командир полка - Нос до потолка, Уши до лампочки, А сам лезет к мамочке!

Кто хвалится, Тот в яму провалится! 

Любопытной Варваре Нос на рынке оторвали.

Любопытному на рынке Прищемили нос в корзинке.

Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк! 

Обманули дурака На четыре кулака, А еще один кулак - Получается дурак! 

Обманули дурака На четыре кулака, А пятый сдуло, Чтоб тебя раздуло! 

Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин! 

Плакса, вакса, мандарин, На носу горячий блин!

Так тебе и надо, Курица-помада! 

Трус, трус белорус, На войну собрался, Как увидел первый танк - Сразу испугался! 

Ты дурочка-снегурочка, Твой папа - Дед мороз, Нам мешок соплей принес! 

Умная - тряпка полоумная, А дурочка - снегурочка. 

Хвались, хвались, В яму провались. Яма, закройся, Больше не откройся. 

Я скажу тебе на ушко Про зеленую лягушку. Никому не говори, Потому что это ты. 

Ябеда соленая, На костре вареная! 

Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется Никто его не ест! 

Ябеда-корябеда, Турецкий барабан, Кто на нем играет, Тот противный таракан. 

Для удобства анализа мы расположили дразнилки по алфавиту, и сразу стало видно, что в дразнилкой чаще всего порицаются воображалы, жадины, трусы и ябеды, то есть высмеиваются те черты детей и их поступки, которые больше всего вредят хорошим отношениям и мешают дружбе.

При ответе на второй вопрос: «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?» ответы моих одноклассников распределились следующим образом.

Таблица 2 – Частота использования дразнилок в общении с другими детьми

Часто

Иногда

Никогда

11

13

2

Как видим, большинство учеников нашего класса использует дразнилки в общении с другими детьми, половина класса – иногда, а 11 человек – часто.

При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.

Таблица 3 – Распределение дразнилок, используемых в классе, по категориям

На имена

На внешние признаки

На отрицательные поступки

11

4

17

Таким образом, мои одноклассники в целом сохраняют традицию в использовании дразнилок, их выбор соотносится с опытом их родителей, бабушек и дедушек, то есть дразнилка как жанр детского фольклора сохранила свое предназначение – быть регулятором отношений в детском сообществе.

Выводы

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. 

Исследование показало, что мои одноклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:

Большинство учеников нашего класса использует дразнилки в общении с другими детьми, половина класса – иногда, а 11 человек – часто.

При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.

Таким образом, мои одноклассники в целом сохраняют традицию в использовании дразнилок, их выбор соотносится с опытом их родителей, бабушек и дедушек, то есть дразнилка как жанр детского фольклора сохранила свое предназначение – быть регулятором отношений в детском сообществе.

Наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в нашем классе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. 

Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. 

Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. 


Список использованной литературы

  1. Василенко В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: педагогика, 1991.
  2. Лурье В.Ф. Детский фольклор. Младшие подростки. -М. 1983
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
  4. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st004.shtml


Поделиться:

Прощание с летом

Рисуем зимние домики

Эта весёлая планета

Большое - маленькое

Как нарисовать ветку ели?