• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ - ВОСПИТАНИЕ ДУШЕВНОГО РОДСТВА

Опубликовано Щербакова Эльвира Анатольевна вкл 08.03.2012 - 12:08
Щербакова Эльвира Анатольевна
Автор: 
СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ, УЧЕНИК 11А КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1 Г.ПОРОНАЙСКА

ЗАМЕТКА В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ГАЗЕТУ О ПРОВЕДЕНИИ В ШКОЛЕ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА В 3А КЛАССЕ "ЛУЧШАЯ ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ". АВТОР - КОРРЕСПОНДЕНТ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ "ТОВАРИЩ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_chtenie_v.sokolov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение – воспитание душевного родства.

Как это ни странно, но в XXI веке люди все меньше и меньше читают. И если старшее поколение не представляют свою жизнь без книги, то молодежь сегодня практически не читает. Кризис чтения детей и подростков вызывает тревогу и опасения общественности и государственных деятелей России. В высказывании Елены Лаховой, Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей затронут вопрос о детском чтении: "Мы забыли о роли книги в образовании и воспитании детей".

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. А ведь чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение очень плохо сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Это прекрасно понимает учитель начальных классов  средней школы №1 Окунева Лидия Сергеевна. В нашем разговоре о значимости семейного чтения она рассказала о том, что ее очень волнует: « Почти все учащиеся младших классов любят читать. Как это не потерять и развить глубже? Без участия родителей эту задачу решить очень сложно».

 По мнению Лидии Сергеевны, семья - начало детского чтения. Первые книги покупает мама, первые книги читает мама, учит ребенка читать и уважительно относиться к книге тоже мама.  Детство - самый главный период в воспитании потребности в чтении, семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре. Именно семейная среда, (ее моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного) воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь. Лидия Сергеевна считает, что  необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания своих детей, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

И неслучайно именно в ее 3 «А» классе прошел конкурс-праздник «Лучшая читающая семья», в котором приняли участие дети и их родители. Целью данного мероприятия было приобщить родителей к школьной жизни детей, а также расширить кругозор детей, воспитать интерес и любовь к книге. В течение всего праздника  дети отгадывали загадки, подбирали пословицы и собирали иллюстрации по книгам известных советских детских писателей. Все дети были в костюмах литературных героев и защищали их. В мероприятие были включены концертные номера, песни. Программа была очень насыщенная.

Но самое главное это то, что активное участие принимали в конкурсе и родители. Они помогали детям, вспоминали ранее прочитанные любимые книги детства. Этот праздник сплотил детей и их родителей, в классе царила атмосфера дружбы и усердной работы. А я, глядя на воодушевленные лица ребят и их родителей, вспоминал о том, как когда – то,  учась в начальной школе, мы тоже были участниками таких мероприятий, которые проводила наша первая учительница Щербакова Эльвира Анатольевна. И сегодня, я думаю, нам крупно повезло, что в 10-м классе литературу нам преподает замечательный учитель  - Горлова Алла Васильевна. Правда, читаем- то мы меньше, чем тогда в начальных классах, чем очень огорчаем Аллу Васильевну.  Мои воспоминания  и грустные размышления  прервало подведение итогов конкурса в 3 «А» классе. В результате лучшими читающими семьями были по праву признаны семьи Павлинковича Дениса, Давлетбаевой Насти, Пуликовой Наташи, Лешедько Маши, Сидихина Миши.

 А меня все-таки заинтересовало, почему же подростки так не любят читать, хотя когда были маленькими с удовольствием читали сказки, учили наизусть детские стихи. И, конечно, я обратился к помощи … нет ни книги, а выручающего всех и всегда Интернета.   И вот какую интересную информацию я получил. Результаты исследований чтения: "Книга и чтение в жизни небольших городов", "Роль семьи в формировании читательских запросов детей, их отношение к книге и чтению", показали, что книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Она перестала приносить им радость общения с любимыми героями. Компьютерные игры - "стрелялки" завораживают мальчиков больше чем сюжет приключенческой книги. Создания семей или романтических встреч на компьютерной игре для девочек важнее, чем поучительные сюжеты книжных историй.

А все-таки именно книга во все времена была одним из лучших средств воспитания души, познания жизни. Существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали.

Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, вспоминает: «Счастьем были вечера, которые мы проводили вместе у стола, освобождённого от еды и посуды, уютного, и торжественно возглавленного керосиновой лампой с блестящим стеклом... С тех пор и навсегда весь Гоголь, Диккенс слышатся мне с отцовского голоса и чуть припахивают керосином и вытопленной хворостом печкой».

Известно, что вовремя прочитанная книга может иногда определить будущую судьбу ребёнка. В семье Достоевского родители увлекались чтением вслух романов; они и не догадывались, что своим увлечением этой авантюрной и чувствительной литературой предопределили великую деятельность своего сына.

Многие выдающиеся люди своими воспитателями в детские годы считали знакомство с лучшими произведениями литературы посредством семейных чтений, их неизгладимое воздействие на становление личности отразилось в автобиографиях. Биографические источники очень интересны. Они побуждают читающего вспоминать о своём детстве, служат примером для подражания. И.А. Бунин в "Жизни Арсеньева" вспоминал: «Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей жизни… Мать иногда читала мне (певуче и мечтательно, на старомодный лад, с милой томной улыбкой": "Цветок засохший, безуханный, забытый в книге, вижу я" - и я видел этот цветок в ее собственном девичьем альбоме, … Что же до моей юности, то вся она прошла с Пушкиным».

Сергей Львович, старший сын Л.Н. Толстого в воспоминаниях писал: «Отец читал нам путешествия Жюля Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки и с нетерпением ждали следующего вечера».

Да, так вот в чем важность именно семейного чтения.  Если бы наши родители обсуждали дома вместе с нами героев «Войны и мира», читали бы по ролям «Ревизора», то наверное мы бы были  духовно ближе со своими родителями.  И я подумал о том, что если Лидия Сергеевна воспитает любовь к книге не только у своих учеников, но и у их родителей, то это будут не просто культурные читающие семьи, но самое главное – счастливые семьи.

Читайте вместе с детьми. Нужно читать вместе с ребятами. Просто брать книжку, садиться рядышком и читать вслух. И никакой мудрец не придумает более прямого и верного пути для того, чтобы узнать детские книги, читательские вкусы детей и – что значительно важнее – узнать, о чем они думают и мечтают.

Василий Соколов,

ученик 10 «А» класса МОУ СОШ №1,

корреспондент школьной газеты «Товарищ»


Поделиться:

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Золотой циркуль

Сказка "Узнай-зеркала"

Рисуем "Осенний дождь"

Тигрёнок на подсолнухе