Наши прадеды, с именем и без имени, вошли в историю страны своим участием в Великой Отечественной войне - боями и трудовыми буднями - а нам, их потомкам, следует задуматься о своем следе в истории.
Вложение | Размер |
---|---|
Вклад моей семьи в историю страны. | 34 КБ |
Вклад моей семьи в историю страны.
И тридцать лет, и триста лет пройдет –
Никто из нас войны забыть не сможет.
(из песни)
Хорошие слова, когда-то мельком услышанные, запали мне в душу и остались в памяти. И как у Давида Самойлова: «И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось!»
Так поэт-фронтовик напишет спустя двадцать лет после войны, как и Виктор Петрович Астафьев в книге «Прокляты и убиты», осознавая, что остался жив после «кровавой мясорубки» двадцатого столетия. Да, неизгладимый след оставила Великая Отечественная война в истории страны.
А мы, их «жалкие потомки», что мы знаем об этой войне, как история моей семьи отразилась в истории народа? Об этом мы можем узнать только от наших бабушек и дедушек. Но в наше время нет тесной связи между внуками и дедами, мы чаще живем отдельно, плохо их знаем, да и что скрывать: неинтересны нам они - «предки»! А вот когда я расспросила своих «предков», узнала столько интересного об их жизни, что стыдно стало и за себя, и за ровесников.
Мне повезло: я знала своих прародителей со стороны деда (отца папы). Прабабушка и прадедушка прожили долгую жизнь, умерли недавно. Прадед, Котков Иван Васильевич, инвалид детства, не был на войне, но ему достались все трудности тыла: сначала работал на оружейном заводе города Ижевск, затем трудился на селе. Вместе с бабушкой, Марией Андреевной, они работали, не покладая рук, выжили в это страшное и голодное время. Нам, молодым, трудно представить, что они ели и как на этом выжили. Видимо, эти трудности и закалили организм: они прожили более восьмидесяти лет, до конца жизни оставаясь живыми, энергичными, помогали детям растить не только внуков, но и правнуков. В детстве я любила слушать прабабушку, она была интересная рассказчица, шутница. Жаль, что быстро мы забываем «преданья старины глубокой» в суете жизни.
Мы с друзьями обсуждали эту тему и понимаем, что незаметно превратились в «Иванов, не помнящих родства». И не только мы, ведь даже наши молодые папы и мамы не знают своих корней, не берегут их, не говорят об этом с детьми.
Хорошо, что есть школьный музей, где силами учителей-ветеранов еще с конца шестидесятых годов собирались материалы об истории села, его жителях. Большое место в нем занимают материалы о годах войны. Много стендов, фотографий, альбомов, вещей быта, воспоминаний старожилов села. Хранится в нем и «Книга памяти», из которой я и почерпнула некоторые сведения о «своей родине».
Брат моего прадеда, Котков Василий Васильевич, был призван на службу еще до войны. Служил в Сибири. Ему пришлось проехать через город Бугульму воинским эшелоном в Москву летом сорок первого года (был рядом с домом, а побывать не пришлось!). Под Москвой он и погиб. Там же погиб и брат прабабушки - Железков Николай Андреевич. Он был снайпером.
Отец бабушки, Кривошеев Степан Петрович, ушел на фронт в начале войны. Но долго воевать ему не пришлось - его тяжело ранило. После долгого лечения в госпитале его комиссовали, и он приехал в родной Шуган, где тоже был свой фронт. Прадед был за председателя, он тоже давно умер. Мне приятно слышать воспоминания о нем. Когда мы в музее встречаемся с «детьми войны», они тепло говорят о прадеде как об очень требовательном (время было такое!) и чутком человеке. Он понимал подростков, на долю которых выпал непосильный труд взрослых, по-своему старался помочь им, поддерживал шуткой, старался улучшить их питание - одним словом, вспоминают хорошо. Это ведь важно, какую память ты оставил о себе!
Оставило свой след в истории и поколение со стороны моей мамы. Отец деда, Лобанов Петр Егорович, ушел на войну с первых ее дней. Дома остались шестеро детей и жена. Один из этих шести детей – Иван Петрович, тоже прошедший всю войну, был ранен несколько раз, имел награды. Петр Егорович дошел до Берлина, имел множество наград. Вернувшись с войны, трудился в родном селе. Работал он шофером на самой распространенной, но редкой в то время в селе машине – «Полуторке». На ней прадед возил зерно, ездил в дальние рейсы. Выйдя на пенсию, возил почту в Муслюмово на лошади. Его жена (моя прабабушка), Елизавета Ивановна, была из грамотной семьи Сухановых. Их семья была репрессирована, а бабушка случайно осталась в деревне.
Труженица тыла, она так же, как и все женщины работала в колхозе. Подруги, соседи вспоминают ее хорошим словом.
Мама бабушки, Басорина(Коткова) Евдокия Павловна, тоже трудилась в тылу. Во время войны она осталась одна с двумя детьми. Прадедушка с войны не вернулся – погиб на фронте. После войны Евдокия Павловна единственная плела веревки, которые так необходимы были для всего района. За это ей выплачивалась премия.
Вот так, расспрашивая старших, листая документы музея, я узнала о вкладе моей семьи в Великую Отечественную войну. И как, оказывается, мы мало знаем о своих корнях. Как мало знают мои бабушки и дедушки, мама и папа о своих корнях. Я думаю теперь: «А что я расскажу о своих корнях своим детям, внукам?» Опять на ум приходят строчки Лермонтова. Не только о себе, своем поколении говорил он:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Нам миром мы пройдем без чувства, без следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда!
Наши прадеды, с именем и без имени, вошли в историю страны своим участием в Великой Отечественной войне - боями и трудовыми буднями - а нам, их потомкам, следует задуматься о своем следе в истории.
Сказка "Узнай-зеркала"
Сочини стихи, Машина
Лиса-охотница
Ветер и Солнце
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью