• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по русскому языку "Говори, говори, да не заговаривайся"

Опубликовано Елена Анатольевна Ушакова вкл 27.09.2013 - 18:39
Автор: 
Толкунова Дарья, Горбатенко недежда - 6б класс

Учащиеся 5 класса в своей работе пытались проследить историю  происхождения и особенности произношения слова "говорить",  частоту его употребление, определив его место в словарном запасе учащихся 5- 9 классов. Результат был

  1. Мы составили словарь, в котором собрали весь собранный материал  о слове «говорить»,  в котором:
  1. Мы подобрали 36 однокоренных слов;
  2. Найдено 104 синонима, плюс  один антоним – молчать.
  3. 23 устойчивых сочетания и 5 поговорок.
  4. Исследовали его морфологические грамматические признаки;
  5. Выяснили  Лексическое значение слова по двум словарям Ожегова и Даля.

        2. Результат эксперимента выявил, что слово говорить является самым употребляемым на уроке, так его в отличие от всех слов чаще всего произносят – 14 раз.

        3. Провели творческую работу, написали сказку, в которой использовали 43 однокоренных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к исследовательской работе1.62 МБ
Microsoft Office document icon govori_govori_da_ne_zagovarivaysya.doc51 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа по русскому языку учитель: Ушакова Е.А. выполнили: учащиеся 5 б класса Горбатенко Н. и Толкунова Д. Г. карасук 2012 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 4

Слайд 2

В русском языке около 500 тысяч слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. Слова — это то единственное, что остается на века. Хэзлитт У.

Слайд 3

Тема исследования : «Говори, говори, да не заговаривайся » Цель: определить степень популярности слова «говорить» в современном языке учащихся 5-9 классов Задачи проекта: - познакомиться с происхождением и формами произношения слова; - отследить лексический, морфологический и словообразовательный состав данного слова - рассмотреть частоту употребления слова «говорить» в речи школьников 5- 9 классов;

Слайд 4

о бъект исследования: Слово «говорить» Гипотеза : уйдет ли когда – нибудь из речи слово «говорить» предмет исследования: слово «говорить» и его место в речи школьников Методы исследования : - исследовать этимологию и происхождение слова; - рассмотреть слово как часть речи; - исследовать словарные статьи «Толкового словаря», словарь «Синонимов и Антонимов», и «Фразеологического» словаря; - опрос учащихся 5 – 9 классов: 1. Какое место по популярности, по вашему мнению, занимает слово «говорить»? 2. Как часто вместо слова «говорить» вы употребляете другие слова? - эксперимент: «Сколько раз в течение часа прозвучало слово говорить?» - ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СКАЗКА.

Слайд 5

Слово берет свое начало от праславянской формы «говор», от которой произошли: украинское слово « говорити », болгарское « го́вор » «разговор», гово́ря «говорю», «речь, разговор», гово́рити «разговаривать» и многие другие слова славянских народов. Происхождение слова «говорить»

Слайд 6

Произношение слова Чистый звук «Г» в основном в сельской местности звучит по – иному. Это можно объяснить историей произношения звука Г, который называется фрикативным. Первое употребление этого звука было обнаружено в новгородских берестяных грамотах 12 века. В разных районах славянской земли фрикативный звук г произносили по – разному, например: г – к, Г – Х, а в некоторые народы его вообще упускали и не произносили: осподь , овори , оснодинъ

Слайд 7

Морфология и морфемика слова Настоящее время прошедшее время повелительное наклонения Морфемный состав слова -Корень: - говор -; суффикс: -и-; глагольное окончание: - ть 1 л. Я говорю́, Мы говори́м ; говори́л , говори́ла ; говори́ли 2 л. Ты говори́шь Вы говори́те ; говори́л , говори́ла , говори́ли ; говори́ 3 л. Он, она, оно говори́т , Они говоря́т ; говори́л , говори́ла , говори́ло ; говори́ли Будущее буду/будешь... говори́ть

Слайд 8

К слову «говорить» мы подобрали 36 однокоренных слов

Слайд 9

Толковый словарь с. И. ожегова говорить - владеть, пользоваться устной речью, языком + 7 значений

Слайд 10

Толковый словарь в. И. даля ГОВОРИ́ТЬ , гова́ривать что, речи, сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить , голдить , голчить , вологодск . го́вчить , произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова + 12 Л\з

Слайд 11

подобрали 104 синонима, 23 устойчивых сочетания и 5 поговорок. Базарить, трепать, молоть, чесать языком… говорить под руку говорит само за себя, говорить загадками… дурак – кто говорит не так…

Слайд 12

В опросе приняло участие 52 учащегося 1. Какое место по популярности занимает слово «говорить»? а) 1; б) 2, в) 3; 2. Как часто вместо слова говорить вы употребляете другие схожие по смыслу слова? а) никогда; б) иногда; в) часто;

Слайд 13

Эксперимент на уроках русского языка и литературы В течение 1 часа 20 минут мы подсчитывали: сколько раз прозвучит слово «говорить»? В итоге: 4 раза прозвучало слово «говорить» + 10 однокоренных слов. Всего 14 раз

Слайд 14

первый вопрос На первое место поставили 38 человек, на второе – 9 человека, на третье - 5. Результат опроса учащихся

Слайд 15

Второй вопрос 1. «часто» ответили 6 человек; 2. «иногда» - 20; 3. «никогда» - 26 человек

Слайд 16

Провели творческую работу. написали сказку, в которой использовали однокоренных слова 43

Слайд 17

Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что слово «говорить» занимает очень важное место в речи людей. И популярность его с годами меньше не станет, если мы только не разучимся говорить. В результате нашего исследования цель достигнута. Всем спасибо за внимание!!! Вывод:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная образовательная школа № 4

Тема исследовательской работы «Говори, говори, да не заговаривайся»

                                                                   Выполнили:

                                                                                              Учащиеся 5 б класса:

                                                                                          Горбатенко Надежда,                 Толкунова Дарья

                                                                                                 

                                                                                 

                                                                                 Руководитель:

Учитель русского языка и

литературы

Ушакова Елена Анатольевна

                                                         г.  Карасук 2012 г.

С. 2.  I  Введение.

 Мы живем в России и говорим по-русски. Русский – самый  великий и самый могучий, который  считается одним из самых сложных языков мира. На нём разговаривают и творят великие люди.  И мы  гордимся тем, что  разговариваем  на этом прекрасном языке, читаем книги, слушаем песни  и с радостью познаем  его.

Язык – это средство общения людей, средство их воспитания. Без хорошего знания русского языка, без умения грамотно писать, говорить, пользоваться большим запасом слов – нельзя быть грамотным человеком. Поэтому мы каждый день  пополняем свой словарный состав, чтобы свободно общаться на разные темы.

С.3. В русском языке около 500 тысяч слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина  в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи.

 Об одном из таких слов нам хотелось бы рассказать.  Слово «говорить» - история его происхождения и особенности произношения, употребление слова и его место в словарном запасе учащихся 5- 9 классов.

С. 4. Тема  исследовательской работы звучит так «Говори, говори, да не заговаривайся!»

Актуальность этой темы заключается в том, чтобы выяснить, какое место в нашей речи занимает слово  «говорить», уйдет ли оно когда – нибудь в историю или будет актуальным всегда.

Так как слово «говорить» одно из популярных  слово в русском языке. Каждый из нас несколько десятков раз  в день произносит его. Но мы даже не задумываемся о том, откуда появилось это слово, какими способами употребления и произношения обладает, какое место  занимает в нашей речи и как порой заменяется  на  слова  – жаргонизмы,  и мешает нашей речи звучать красиво и лаконично.

С.5. Цель работы: определить степень популярности слова «говорить» в современном языке  учащихся 5-9 классов.  

С.6.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с происхождением и формами произношения слова;

- отследить лексический, морфологический и  словообразовательный состав  данного слова

- рассмотреть частоту употребления  слова «говорить» в речи школьников 5- 9 классов;

С.7. Объект исследования: Слово  «говорить».

Гипотеза: уйдет ли когда – нибудь из употребления слово «говорить»

Предмет исследования: слово «говорить» и его место  в речи школьников. 

Обзор литературы:  для подборки материала мы поработали со словарями:  Толковые  словари С.И. Ожегова и  М.И. Даля, Словарь Синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова ; Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный -  Т.Ф. Ефремовой ; Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия), Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова  (онлайн версия).

С.8. В работе использовались следующие  методы исследования:

- Исследовать этимологию и происхождение слова;

- Рассмотреть  слово как часть речи;

- Изучили словарные   статьи  «Толкового словаря», словаря «Синонимов и Антонимов», и «Фразеологического»;

- Опрос учащихся 5 – 9 классов: 1. Какое место по популярности, по вашему мнению, занимает слово «говорить»? 2. Как часто вместо слова «говорить» вы употребляете другие слова?

- Эксперимент: частота употребления слова.  «Сколько раз в течение часа прозвучало слово говорить?

 - Творческая работа: сказка «Говори, говори, да не заговаривайся»

С.9.  II  Исследование.

Слово «говорить» является одним из самых употребляемых слов в русском языке.  Происходит  оно от слова              «говор», и тянет  свои корни от праславянской формы «говор», от которой произошли: украинское слово  «говорити», болгарское  «го́вор» «разговор», гово́ря «говорю», «речь, разговор», гово́рити «разговаривать» и многие другие слова славянских  народов. {1} ссылки.

С.10.  Даже на сегодняшний день городского жителя от деревенского отличает произношение. Чистый звук Г в сельской местности звучит по – иному. Это можно объяснить историей произношения звука Г, который называется фрикативным.

Первое употребление фрикативного г было обнаружено в новгородских берестяных грамотах 12  века.

В разных районах славянской  земли фрикативный звук г произносили по – разному. В одном месте он звучал как К, у другом – как Х, в некоторые народы его вообще упускали и не произносили. Поэтому,  о фрикативном произношении г может свидетельствовать и пропуск этой буквы. Можно отметить  достаточно часто встречающиеся написания осподь,  овори,  оснодинъ. В нашей местности в основном в деревнях еще сохранилось употребление этого фрикативного звука. Например: говорить, говорю, говорим, говоришь, говорит.

С.11. Рассматривая   морфологические  свойства  слова, мы выяснили, что глагол  «говорить» - глагол несовершенного вида, 2 спряжения, изменяется по лицам и имеет форму настоящего, прошедшего и будущего времени, в прошедшем времени изменяется по родам. Может употребляться в форме повелительного наклонения.

С.12.  К слову «Говорить» мы  подобрали  однокоренные слова. Вот как это выглядит в диаграмме.

С.13-14.  Слово «говорить»  самое употребляемое и встречается в речи повсеместно.  Поработав с толковыми  словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля, мы рассмотрели словарный состав и выяснили, что этот глагол – многозначное слово, т.к. В словаре Ожегова -  восемь лексических значений, а в словаре Даля - 13. Результат исследования мы поместили в словаре.

С.15  В  отличие от многих слов русского языка слово «говорить» имеет огромное количество синонимов, крылатых выражений, пословиц и поговорок, которые мы часто не только слышим, но и употребляем. Самые употребляемые из них это болтать, базарить, молоть, трепать.

Опрос учащихся 5-9 классов

С .16.  Следующая работа по исследованию слова была проведена среди учащихся 5 – 9 классов. Это опрос. Он состоял из двух вопросов, к которым предлагалось три варианта ответа.

  1. Какое место по популярности занимает слово «говорить»?  три варианта ответа: а) 1; б) 2, в) 3.
  2. Как часто вместо слова «говорить»  вы употребляете другие схожие по смыслу слова?  варианты ответа: а) никогда; б) иногда; в) часто;  

С.17.  Результаты этого опыта вы  можете увидеть на экране. Из пятидесяти двух опрошенных ребят слово «говорить» на первое место поставили 38  человек, на второе – 9 человека, на третье -  5.

Вот таблица употребления слова. Из тех  же  52 человек «часто»  ответили 6  человек; «иногда» -  20; «никогда» - 26 человек

С.18. Следующее исследование было сделано на уроках  русского языка и литературы.  В течение 1 часа 20 минут  мы подсчитывали:  сколько раз за урок прозвучит слово «говорить»?  В итоге:  слово «говорить» прозвучало 4 раза, и еще 10 однокоренных слов. Всего 14 раз.

С, 19. А еще мы попробовали составить сказку, используя слово «говорить». Послушайте, что у нас получилось.

«Говори, говори, да не заговаривайся»

В одной деревне Разговорное жила семья. Да такая разговорчивая, что  не  в сказке сказать, ни пером описать. И фамилия у них была подстать им – Говорухины. Отец – Говорун, мать – Говорунья и  детки – говорятки. Вот раз Говорун и Говорунья на рынок отправились за продуктами, а говорят своих дома оставили, да строго – настрого наказали им на со двора не выходить и с чужими не разговаривать.  А говорятам так с родителями захотелось поехать, что они украдкой, никому не говоря, в телеге схоронились. Вот едут они полем, едут лесом.  Смотрят - впереди старец идет . Говорун и говорит:

- Здравствуй, дедушка. Садись, мы тебя подвезем.

- Спасибо, люди добрые. Дорога дальняя, а за разговором, да с хорошими говорунами и время быстро пролетит. Очень люблю  с людьми поговорить на темы разные.

- И не говори, дедушка. Каждое слово хорошее говорит само за себя. А хорошее слово только хорошим человеком молвится.

Спрашивает Говоруха:

- А ты, стар человек, куда путь держишь?

Отвечает старец:

-  Загадкам говорить не буду, а так скажу: путь мой лежит не далеко – не близко, а название само за себя говорит «Поговоркино», село такое. Слыхали, али нет?

- Да, как не слыхать? Мы как раз туда путь держим, на базар, за покупками разными. – сказала Говоруха.

Некоторое время ехали моча, ни слова не говоря. Тут старец говорит:

- А детки у вас есть?

- Есть – отвечает Говорун, - Дочка Говорена, да сынок  - Говорок.

- А чего вы их в соломе прячете? – спрашивает старичок.

- Ты что , стар человек? Ты ж говори, говори, да не заговаривайся.  Дети наши дома остались. – раскричалась  Говоруха.

 - Говорить на ветер не буду, хозяюшка,  а то, что вижу ,  само за себя говорит.

Говоруха сено разгребла, а ребята там тихохонько лежат. Что и говорить, обидела зря старого человека. Стали они ребят своих бранить, а те оправдываются, да перепираются. Правду говорить себе досадней. Что и говорить, а простить пришлось говорят. Ведь детки любимые. Перед старичком извинилась Говоруха.  А старичок сказал:

- Молода ты еще, да глупа.  Совет тебе дам:  тот дурак, кто говорит не так.

Улыбнулась женщина и сказала:

- я запомню, дедушка. Больше зря говорить не буду.

Посмотрела она  на говорят своих , да как рассмеется. Весело ей стало, что эти чертенята, почти всю дорогу молчком проехали. Ведь так их и секундочки помолчать  не заставишь. А тут столько времени прошло. А вместе с ней и все рассмеялись. А Говорун сидел улыбался и думал хорошо, что старичок им на пути попался, да бабу уму разуму научил. А еще думал, как хорошо, что говорята его с ними  едут. Ведь, когда вместе, оно и спокойнее».  Когда в село заехали, старичок слез, поклонился, да дальше отправился. А Говорухины на базар отправились за покупками.

III Результат исследования (Надя)

С. 20. В конце исследования мы достигли таких результатов:

  1. Мы составили словарь, в котором собрали весь собранный материал  о слове «говорить»; в котором:
  1. Мы подобрали 36 однокоренных слов;
  2. Найдено 104 синонима, плюс  один антоним – молчать.
  3. 23 устойчивых сочетания и 5 поговорок.
  4. Исследовали его морфологические грамматические признаки;
  5. Выяснили  Лексическое значение слова по двум словарям Ожегова и Даля.
  1. Диагностический материал опроса учащихся 5-9 классов представлен в диаграммах. Они показали, что слово «говорит»  занимает первое место в речи школьников диаграмма 1., …% ребят никогда не заменяют слово, словами синонимами. Диаграмма 2.
  2. Результат эксперимента выявил, что слово говорить является самым употребляемым на уроке, так его в отличие от всех слов чаще всего произносят – 14 раз.
  3. Провели творческую работу, написали сказку, в которой использовали 43 однокоренных слова.

Вывод:

Исходя из выше сказанного, мы  сделали такой вывод, что слово «говорить» занимает очень важное место в речи людей. И популярность его с годами меньше не станет, если мы только не разучимся говорить.  В результате нашего исследования цель достигнута.

Литература:

1. В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка - с. 394

2. Из книги Б. А. Успенского "История русского литературного языка (ХІ-XVII вв.)" Москва 2002

3. В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка - с. 108 - ссылка на Шахматова

4. Толковый словарь С.И Ожегова

5. Толковый  словарь В.И. Даля

6.  Фразеологический словарь

7. Словарь синонимов.

8. интернет - Википедия


Поделиться:

Сказка "Морозко"

Астрономический календарь. Март, 2019

Ветер и Солнце

Почта

Денис-изобретатель (отрывок)