Конкурсная работа для международной олимпиады "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность"
Вложение | Размер |
---|---|
a._borodenko._belarus.doc | 45 КБ |
Бороденко Анжелика (16 лет). Выпускница 2009 г.
Победитель регионального этапа международной олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»(2008г.)
Будущее народов определяется культурой.
Звенят колокола, поют, волнуют душу…
Зовут на праздник, на торжество. Колокола веры, надежды нашей.
Стоит звон над вольным Днепром, собирая тысячи людей, в миллионы сердец пробиваясь своим напутственным голосом: «Вот Вера, вот Правда, вот Сила, Благо, Добро…»
Стройной мелодией звучат колокола, чисты и радостны их голоса, тревожны и беспокойны. Поют, волнуют, заходят в души человеческие, зовут в другие, дальние места. И тогда начинается их историческая перекличка:
- Славен город Киев!
- Славен Великий Новгород!
- Славен древний Рыльск!
- Славен город Владимир! Славны все города Древней Руси!
- Славен город Москва!
* * *
Славянские государства. Одни корни. Одна вера. Одни чувства: жить в содружестве, в одном общем доме, помогая друг другу, проповедуя одну истину – только в братстве славянских народов залог нашего успешного будущего.
Древнерусское государство Киевская Русь стало исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Пока жива память поколений, мы всегда останемся едиными, связанными духовностью, общностью культур.
Мы братья по крови, мы братья-славяне.
О том непрестанно Творцу я молюсь…
Мы вместе с тобою, Великая Русь,
Да будет в державном величии светел
Союз, где с тобою моя Беларусь!*
Эти строки из стихотворения известного белорусского поэта Михаила Миронова открывают поэтический сборник «Междуречье». А сначала было «Рыльское Присеймье», альманах, собравший, как река в своём течении, десятки новых и уже известных имён.
А река течёт, становится полноводнее. Сверкают над нею золотые купола, разливается серебряный звон, будит, зовёт, собирает окрестные земли. И вот уже «Междуречье» знакомит читателей с творчеством авторов из Брянской и Московской областей, расширяет свои горизонты в Гомельской,
* «Междуречье». Литературно-художественный альманах. Книга двадцать третья. Курское информационно-издательское агентство «Пресс-факт», г. Курск, 2004, с.11.
Витебской областях (Беларусь), Сумской, Донецкой областях (Украина). Ведь реки не знают границ, как не знает границ Слово.
«Все реки текут к нам» - не без гордости говорят курские писатели. Каким будет культурное пространство славянских народов – покажет время. Но одно очевидно: не только политика и экономика определяют наше будущее.
* * *
Никогда не прерывались братские культурные связи между Россией и Беларусией. За многие столетия белорусский народ создал богатую, разнообразную культуру. Особенно поэтичны и красочны у белорусов, как и у других славянских народов, были семейные и календарные обряды.
Любимым весенним праздником была семуха, или троица. В народных гуляниях особое значение придавалось молодой зелени, обладающей, по древним поверьям, благодатной силой. С обрядностью семухи был связан известный в Пинском Полесье обычай вождения куста. Молодую девушку украшали зелёными ветками и с этим «кустом» обходили деревню с величальными песнями.
На Руси седьмой четверг после Пасхи назывался сёмик. В деревнях Владимирской губернии накануне сёмика девушки рубят берёзку, украшают её лентами, а в самый сёмик они вместе с парнями, которые несут берёзку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают её в реку:
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
Сёмик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки венок плетут.
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково: каждая губерния и даже каждая деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при этом основные элементы обряда сохранялись.
Берёза, пожалуй, самое любимое дерево у славян. На карте современной Беларуси столько наименований связано с ней! Река Березина, Березинский заповедник, город Берёза, а ещё Берёзовка, Березино, Заберезь…
В России, «стране берёзового ситца», берёзку (и это можно сказать без преувеличения!) считают национальным деревом. Сергей Есенин, Игорь Шаферан, Николай Заболоцкий и многие другие посвятили ей сотни проникновенных строк. Среди них известные курские авторы: Алексей Щитиков, Иван Зиборов, Евгений Латаев.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
Люблю её нарядную,
Простую, ненаглядную…
- такие задушевные строчки посвятил берёзе тонкий лирик, русский поэт Александр Прокофьев.
Образ «белой берёзки» - один из тех ярких наднациональных примеров-символов, который всегда соединял наши культуры. А по-другому и не может быть: «белая берёза» - это и Россия, и Белая Русь. Культуры двух наших стран, как яркий, дорогой венок, составленный из самобытных цветов, всегда обогащали друг друга.
Прославленный российский ансамбль «Берёзка» исполняет белорусские танцы, знаменитые белорусские «Песняры», «Верасы», «Сябры» активно сотрудничают с российскими поэтами и композиторами. Не случайно песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Беловежская пуща» стала вторым национальным гимном Беларуси.
Труден и тернист путь самоопределения народа, формирования его национального языка. С конца XVII века в Речи Посполитой белорусский язык был изгнан из всех сфер культурной жизни и сохранялся только в народе. В царской России указом от 18 июля 1840 года было запрещено слово «Белоруссия», не разрешалось издание книг на белорусском языке.*
В конце XIX – начале XX веков укрепление территориальной и экономической общности привело к формированию единого литературного языка, этнической и культурной консолидации белорусов, завершался процесс формирования белорусской нации.
Тяжелым испытанием для наших народов стала Великая Отечественная война. Живое образно-эмоциональное слово, обращенное к истории, к национальным истокам патриотизма мы находим в публицистике М.Шолохова («Наука ненависти»), Л. Леонова («Слава России»), А.Толстого («Родина»). Вот как пишет Алексей Толстой о значении первой победы под Москвой: «Неужели можно даже помыслить, что мы не победим! <…> Москва – это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва – это идея, охватывающая нашу культуру во всём её национальном движении».**
В годы Великой Отечественной войны белорусский поэт Янка Купала, страстный публицист, всё своё мастерство отдает делу победы над ненавистным врагом. В начале января 1942 года он выступает с призывом к белорусскому народу: «Белорусы, братья и сёстры мои!.. Захватчики хотели взять Москву, а нашли под Москвой свою погибель и начало своего позорного конца <…> Близок час, когда снова мы соберемся, счастливые и радостные, великой своей семьёй на родной земле – для великого труда обновления и для творчества»***
*Страны и народы: Науч.-популяр. геогр.-этнограф. издание в 20-ти т. Советский Союз. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдовия. /Редкол.: Лаппо Г.М. и др. – М.:Мысль,1984, с. 197.
**Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 класса средней школы. В 2-х ч.
Ч. 2 /Сост. А.В. Баранникова и др. – М.: Просвещение, 1993, с. 11.
*** Купала Янка. Собрание сочинений. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1982. Т. 3. Драматические поэмы.Пьесы. Публицистика. Пер. с белорус. /Сост. Ж. Допкюнас. Коммент. И. Соломевича. 1982, с. 328.
Жизнь продолжается! Историей становится каждый новый день нашего бытия. И каждый новый день укрепляет дружбу двух братских народов. У Республики Беларусь и Российской Федерации общие радости и беды, общие праздничные и поминальные дни.
Разве может кто-нибудь забыть страшные жертвы Хатыни? Как напоминание о ней гудит тревожный колокол Скорби…
Афганский излом, чеченские войны болью стучатся в наши сердца. По ком звонят колокола? По мёртвому Чернобылю, по зараженной Припяти, по уничтоженным полям, лесам, лугам… по душам, напрасно убиенным…
… Литье колоколов издревле считалось на Руси почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Серебряный звон церковных колоколов, звучавший на десятки вёрст, был своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
Так пусть же Колокол звонит всегда! Всегда волнует душу, всегда поёт! Пусть собирает для добрых, полезных дел!
Курская Коренная ярмарка – одно из значительных событий в жизни Соловьиного края – всегда проходила под покровительством Божией Матери. Ярмарочный « Город Мастеров – 2008 » и на сей раз удивил всех: и курян, и многочисленных гостей. Как можно было соединить торговлю с народным творчеством, с самым настоящим фольклорным искусством! Современные купцы, представлявшие Суджу и Золотухино, Щигры и Железногорск, Прямицыно и Курчатов, Льгов и Обоянь, сумели талантливо объединить слово и дело, торговлю с национальной культурой и высокой духовностью. Тысячи людей – наших соотечественников, гостей из дальнего и ближнего зарубежья – собираются на праздник под стройное звучание колоколов. Малиновый серебряный звон тихой радостью вливается в каждое сердце. Как много веков назад вновь и вновь звучит историческая перекличка наших городов, земель, наших колоколов и наших судеб! Ибо здесь Вера наша, Правда наша, здесь Любовь, Добро и Надежда!
- Славен древний Курск! – поют колокола. – Город Воинской Славы и мирного труда!
- Пусть процветает Витебск – город Международных фестивалей «Славянский базар»!
- Славен город – Герой Минск! Столица Беларуси!
- Славна российская столица! Город – Герой Москва!
Мать-и-мачеха
Что есть на свете красота?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Нас с братом в деревню отправили к деду...