• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческое исследование по литературе " Подарок и есть жизнь?"( по рассказу Т.Н. Толстой " Река Оккервиль")

Опубликовано Гарнист Любовь Евгеньевна вкл 12.02.2015 - 20:48
Гарнист Любовь Евгеньевна
Автор: 
Клеткина Мария ученица 9 класса

Усеница исследует содержание рассказа Т.Н. Толстой "Река Оккервиль", пытаясь ответить на вопросы: Что такое жизнь?В чём смысл жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_masha_okkervil.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Гусь-Хрустальный Владимирской области

Творческое исследование по литературе ученицы 9 «А» класса

                      Клетниной Марии

Тема исследования:  «  Подарок и есть жизнь?» ( по      рассказу Т.Н. Толстой «Река Оккервиль»).

Цель исследования:

Через исследование текста рассказа Т.Н. Толстой «Река Оккервиль» найти ответ на вопросы:

          Что такое жизнь?

           В чём смысл жизни?

Задачи исследования:

  1. Выделить по тексту рассказа мечты и реальность в жизни главного героя.
  2. Определить отношение автора к своему герою.
  3. Моё отношение к проблеме, поднятой в рассказе.

Гипотеза:

           Жизнь каждого человека уникальна и неповторима.

            У каждого человека должна быть мечта, но она не должна уводить  от реальной жизни. Мечта должна помогать каждому из нас становиться лучше, добиваться определённых целей, с пониманием относиться к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть.

Ход исследования:

           В детстве я много раз читала   книгу  про забавного деревянного человечка. Многие эпизоды приключений главного героя знала наизусть.  «Золотой ключик» так называется эта книжка. Она знакомила  с миром, с жизнью сказочных персонажей. Я   с уверенностью могу сказать: «Это моя первая книжка».  Автором этого замечательного приключения  является Алексей Николаевич Толстой. В нашей литературе авторов, носивших фамилию Толстой, было трое: Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Толстой.

       Когда на уроке литературы мы знакомились с Татьяной Толстой. Меня заинтересовало, не является ли она родственницей одному из известных в мировой литературе. И узнала, что Татьяна Толстая внучка Алексея Константиновича Толстого, того самого, кто подарил нам «Золотой Ключик». Значит, в отечественной литературе творит  четвёртый автор со знаменитой фамилией.  

         Я  видела  её несколько раз в передаче «Минута славы», она была членом жюри. Судила строго, даже сурово, но, наверно, объективно. Участники передачи её побаивались, а члены жюри относились с уважением и почтением.

             Татьяна Толстая вошла в литературу в восьмидесятые годы и сразу же стала знаменита своими рассказами.

             В  них она сочетает точность рисунка

 с полетом фантазии, психологизм с гротеском,

 постижение духовных тайн с изощренной писательской техникой.

           На уроке литературы мы читали и анализировали рассказ  Т. Толстой « Река Оккервиль».

           На этом рассказе я и строю своё исследование.

Вот как говорит писательница о себе: «Мне интересны люди «с отшиба»; т.е. к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного и, уходя, недоумевают, как дети: праздник окончен, а где подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».

         Оккерви́ль — река на востоке Санкт-Петербурга,

левый приток реки Охты, впадающий в неё в 1,8 км выше устья. Вытекает из болот южнее Колтушских высот. Протекает по Всеволожскому району Ленинградской области и Красногвардейскому району Санкт-Петербурга.

           Что для  героя   река   Оккервиль ?        

       Эту реку он выдумал, знает, где она находится, но ни разу там не был. Для него – это символ прекрасного!

          Реальный  мир, окружающий главного героя Симеонова, был сер, мрачен, в нём «ветрено, дождливо», неуютно и одиноко. Но как только раздавался в его неуютной комнатке «божественный, кружевной» голос с пластинки, голос Веры Васильевны , он оказывался в другом мире, где чувствовал себя счастливым. Этот мир закрывал его от действительности, от реального мира, которого он не хотел, боялся. Прятался от него.

            Поэтому в мечтах он и  поселяет  придуманную Любимую на придуманной в своём воображении реке Оккервиль и наслаждается жизнью в этом придуманном мире.                           

Кто же такая Вера Васильевна?

           Певица, обладающая «божественным» голосом, который уносил Симеонова из этой пугающей его реальности в другой, идеальный мир, где царила красота. В его воображении она всегда оставалась молодой и красивой, его богиня. Хотя иногда в его голову приходили другие, мрачные мысли, но он их тут же гнал.

   «Симеонов … стирал пыль со стола, расчищал от книг, устанавливал граммофон, … извлекал из рваного, пятнами желтизны пошедшего конверта Веру Васильевну…» и, заворожённый , слушал:

                    Нет, не тебя так пылко я люблю,

                 Не для меня красы твоей блистанье;

                Люблю в тебе я прошлое страданье

                И молодость погибшую мою.

                    Когда порой я на тебя смотрю,

                В твои глаза вникая долгим взором:

                Таинственным я занят разговором,

                 Но не с тобой я сердцем говорю.

                     Я говорю с подругой юных дней,

                В твоих чертах ищу черты другие.

                В устах живых уста давно немые,

               В глазах огонь угаснувших очей.

«…бережно снимал замолкшую Веру Васильевну, покачивал диск, обхватив его распрямленными, уважительными ладонями и, перевернув его, снова слушал, томясь, »

                  Отцвели уж давно хризантемы в саду

                  А любовь всё живёт в моём сердце больном…

         Но однажды   выдуманный, иллюзорный мир Симеонова  рушится  до основания. Он  столкнулся с реальностью. Вера Васильевна оказывается жива, и он не рад, что есть реальная Вера Васильевна, и нет той , которая наполняла его мир красотой.

           Какой была реальная Вера Васильевна? 

      Живая, весёлая, не потерявшая вкуса к жизни, она в окружении поклонников и близких людей празднует свой День рождения. Видя её, слыша её, Симеонов чувствует отвращение. Более того, ему противно, когда она мылась в его ванне, но он всё же моет за ней ванну, смывает последние следы своих иллюзий.

         Сумел ли он защитить свои идеалы? Борется ли он с отвратительной ему реальностью?

           Он бежал от жизни, затворял перед ней дверь, но полностью отгородиться от неё не смог. Он не смог сопротивляться реальности, поэтому жизнь нанесла удар по его иллюзиям. И он вынужден принять этот удар.

     Отношение к герою  смешанное, неоднозначное. С одной стороны, ему хочется посочувствовать: плохо человеку, когда с ним случается беда и он одинок, с другой, нельзя жить только иллюзиями, хотя мечтать не вредно; надо уметь жить на нашей грешной земле, и в нашей жизни есть радости.

     Герой  напоминает мне гоголевского  Акакия Акакиевича, для которого единственная радость в жизни - красиво выводить буквы (и только всего!) в канцелярии, где он служит в одной должности уже много лет, не имея друзей.

    Симеонов похож и  на чеховских героев, которые живут как бы в футляре, ограничив себя самым малым (Беликова люди не любят и… радуются его смерти; подобен ему и другой горой – Алёхин из рассказа  « О любви»).  Я считаю, что герой рассказа живёт скучной и странной жизнью: ведь от человека самого в основном зависит, как он построит свою жизнь, чем будет интересоваться, кто будут его друзья, без кого и без чего он не сможет прожить.

     Про Симеонова я бы сказала, что он не живёт, а существует.      

А как Татьяна Толстая  относится  к своему герою? Какие детали помогают  ответить на этот вопрос.        У героя нет имени, только фамилия. Мне кажется, что в нашей жизни такое бывает, когда к человеку относятся не совсем уважительно.

      Труд не приносит ему никакой радости: «он переводил нудные книги, ненужные книги с редкого языка» (а других занятий у него не было), и этого ему хватало только лишь для того, чтобы «за большую цену» купить редкую пластинку опять же с голосом его Веры Васильевны да на плавленые сырки.

   По-моему, автор ему сочувствует, потому что он, Симеонов, ни с кем не общается, у него нет друзей, он живёт одиноко; продавцов, у которых он постоянно покупает старые пластинки, он называет почему-то крокодилами.  Полагаю , в нашем окружении есть люди, похожие на героя рассказа, они не  только плод авторского воображения?

Вслушаемся в строки стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»,  они помогли  мне  найти   ответ на поставленный вопрос.

         

Людей неинтересных в мире нет.

         Их судьбы – как истории планет.

          У каждой всё особое, своё,

         И нет планет, похожих на неё.

          А если кто-то незаметно жил

         И с этой незаметностью дружил,

         Он интересен был среди людей

         Самой неинтересностью своей.

             У каждого – свой тайный личный мир.

              Есть в мире этом самый лучший миг.

             Есть в мире этом самый страшный час.

              Но это всё неведомо для нас…

     

В толковом словаре мы находим два значения слова «интересный»:

 1. Красивый, привлекательный.

2. Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный.

     Какое из определений, бесспорно, имеет отношение к Симеонову?

      Конечно, к нашему горою подходит второе определение слова «интересный» - «возбуждающий интерес». Думаю, что такие в реальной жизни есть. И среди взрослых, и среди моих ровесников. Это люди «с отшиба», как называет их Т.Толстая, я бы назвала их «маленькими людьми» сегодняшнего времени ( эта тема не новая в литературе). Они отличаются от окружающих образом жизни, отношением к людям и даже своей внешностью, живут в одиночестве, без друзей, а иногда и без родных, не общаются с соседями, редко улыбаются, чаще угрюмые, молчаливые.

      Такие люди непривлекательны, неинтересны; они есть, и в то же время их как бы нет. Мы их «воспринимаем как нелепых», называем чудаками или ещё как-нибудь побольнее для них.

    Я нахожу в словах Т.Толстой глубокий смысл: мы не должны быть равнодушными к таким людям, и её мысли совпадают с точкой зрения поэта Евтушенко:

                Людей неинтересных в мире нет…

     У каждого «всё особое, своё». Я соглашусь с этим; но люди, похожие на Симеонова, несчастные, потому что они многого в жизни не видят, не замечают, не испытывают, «недопонимают чего-то важного», живут своим выдуманным, виртуальным миром, который в любой момент может рухнуть. А что потом?!..

     Этот рассказ многому учит: быть внимательнее к людям (и к чудакам в том числе), понимать их и помогать хотя бы добрым словом или вниманием, не быть чёрствым.

     Народная мудрость гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти; всякое случается в пути…» И если мы есть в этой жизни, то и жить нужно радостно, идти к своей заветной, реальной цели, иметь надёжных друзей, товарищей. Писатель Александр Куприн отметил, что «ценность жизни определяется тем, что человек оставил после себя».

    Конечно, все мы мечтаем, и каждый о своём. Иногда мечты уносят нас очень высоко, но как бы высоко мы не поднимались в мечтах, надо всё-таки каждый раз опускаться на землю, чтобы приучать себя осмысливать свои поступки, перенимать житейский опыт у умных людей, встречаться с друзьями, спорить, ссориться и мириться – одним словом, учиться у жизни. Потому что жизнь даёт нам много радостей: радость искать, радость открывать, радость любоваться прекрасн

Мне хочется привести очень правильные мысли  академика Д.С.Лихачёва: «В каждом почти человеке совмещаются разные черты. Конечно, одни черты преобладают, другие скрыты, задавлены. Надо уметь разбудить в людях их лучшие качества и не замечать мелкие недостатки».

     Анализируя  рассказ « Река Оккервиль»  я  размышляла  о человеке, его характере, поступках, образе жизни и отношении к жизни.

     Как жить? Каким быть? Эти вечные вопросы жизнь ставит перед каждым человеком, перед каждым из нас. И ответ на него : «Надо жить! Надо только умно жить. Потому что подарок и есть жизнь!»

В заключении мне несколько слов хотелось бы сказать о Татьяне Никитичне Толстой. В процессе своего исследования я поняла, что это непростая писательница. Её книги вызывают много споров. Отношение читателей к ним неоднозначное. Кому-то не нравятся, кажутся непонятными её книги. Кто-то поражается мастерству и безграничной фантазии писательницы.  Но то, что она за   роман "Кысь",

  была удостоена премии "Триумф" за 2001 год,

 а также является победителем конкурса

"Лучшие издания XIV Московской

международной книжной выставки-ярмарки"

 в номинации "Проза-2001", говорит о том, что за творчеством этой писательницы большое будущее, и её надо читать.

Содержание.

  1. Тема исследования…………………………………………………..

Цель исследования……………………………………………………

Гипотеза исследования……………………………………………

  1. Ход исследования……………………………………………………..
  2. Биография Т.Толстой……………………………………………….
  3. Рассказ Т.Толстой…………………………………………………….
  4. Кто такая Вера Васильевна……………………………………
  5. Кто была реальная Вера Васильевна……………………..
  6. Как Т.Толстая относится к своему герою……………..
  7. Определение слова «Интересный»…………………………

Какое определение подходит к нашему герою……..

  1. Мысли Д.И.Лихачёва………………………………………………..
  2. Заключение………………………………………
  3. Используемая литература…………….


Поделиться:

Прекрасная арфа

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Свинья под дубом

Почему Уран и Нептун разного цвета

Привередница