Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.
Вложение | Размер |
---|---|
5.2._issledovatelskaya_rabota.docx | 28.83 КБ |
МАОУ «Технологический лицей»
Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы
Выполнила Кетова Александра,
ученица 10А класса
Научный руководитель –
Микушева Т.А.,
учитель русского языка и литературы
Сыктывкар 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I……………………………………………………………………….4
Глава II………………………………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………..32
Введение
В последнее время интерес к Серебряному веку значительно возрос, ведь долгие годы российский читатель не имел возможности в полной мере изучать творчество многих великих поэтов: Гумилева и Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Особенно привлекает творчество Анны Андреевны Ахматовой. В 2012 году исполнилось 100 лет со дня выхода ее первого поэтического сборника «Четки». С этого времени в русской поэзии появилось новое великое имя. Ранние стихи Ахматовой отражают глубокий внутренний мир и индивидуальность поэтессы. Многие исследователи называют первые сборники Анны Андреевны лирическим дневником. В основе ранней лирики Ахматовой лежит акмеизм— литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Главным критерием акмеизма стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.
Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.
Для достижения цели нужно было выполнить следующие задачи:
В работе выдвинута следующая гипотеза: Анна Ахматова использует многие поэтические приемы и средства для создания особой интимности и камерности стихотворений, то есть для создания лирического дневника.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, интерпретация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I
1.1.Биография
Анна Андреевна Ахматова — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева, многие ее стихотворения посвящены ему. Поэтесса самого начала семейной жизни отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые их публикуют. Когда Гумилев возвращается из африканской поездки (март 1911),Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение мужа своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. В 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В то же время ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.
Поэтессу признали отечественным классиком еще в 1920-х годах, однако она была подвергнута репрессиям и травлей как при жизни, так и более двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Перейдем к истории создания первых сборников поэтессы.
1.2.Сборник «Вечер»
Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.
Случилось непредвиденное: "Вечер", сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.
Вечер — время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.
1.3.Сборник «Четки»
Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.
«Четки» – интимные переживания героини. Четки - это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.
1.4.Работа с терминами
На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.
Для анализа стихотворений в сборниках Ахматовой необходимо рассмотреть такой жанр литературы , как дневник.
Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.
Обратимся к дневнику как литературной форме. Он представляет из себя литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её.
Особенность дневника как литературного жанра:
Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности
Для анализа стихов Ахматовой необходимо еще обратиться к таким понятиям теории литературы, как характер, интимность, деталь.
Характер - художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.
Интимность — близость, задушевность, сокровенность, исповедальность , личность , дружественность , закадычность (Словарь русских синонимов)
Деталь.
Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
Рассмотрим приемы создания лирического дневника в сборниках Ахматовой во второй главе .
ГЛАВА II
Сборники «Вечер» и «Чётки» отличаются особой интимностью и камерностью, что позволило нам назвать их лирическим дневником. Мы рассмотрим следующие средства его создания: предельная искренность; достоверность, выражение своих чувств; хронологическая последовательность изображения событий; отображение бытовых деталей, мира вещей.
1.Предельная искренность.
В своих произведениях поэтесса откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую пропитаны криком ее души, в них прослеживается состояние автора.
2.Достоверность, выражение своих чувств.
Настроение лирической героини выражено через глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.
Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам…
Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Хочешь знать, как всё это было? -
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это всё... Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Ещё тогда!» -
«Да».
Молюсь, задыхалась, крикнула, отхлынула, любила - все эти глаголы рассказывают о внутренних переживаниях поэтессы, передают ее боль и страдания, радость и волнение, тоску и смятение.
3. Хронология
Биографические события | Стихотворения | Год |
Училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов | Молюсь оконному лучу | 1909 |
Вышла замуж за Николая Степановича Гумелева и жила с ним в Царском селе | Первое возвращение | 1910 |
Первые публикации под именем «Анна Ахматова» | Любовь покоряет обманно | 1911 |
Путешествовала с мужем по Парижу и Италии |
| 1910-1912 |
Вышел первый сборник стихов «Вечер» и родился сын Лев Николаевич Гумелев | Сегодня мне письма не принесли | 1912 |
Личная драма поэтессы и поэта(Н.С.Гумелева) |
| 1913 |
Фактически распался брак с Гумелевым; вышел сборник «Чётки» |
| 1914 |
Переживания о пошатнувшемся браке | Будешь жить, не зная лиха | 1915 |
4. Детали и мир вещей.
Особенностью лирики Ахматовой являются то, что поэтесса обычные вещи, предметы быта превращала в предмет поэзии.
Предмет | Отрывок из стихотворения | Значение | Вывод |
Малина | Не любил чая с малиной И женской истерики. ...А я была его женой. | любовь, защита, верность | Гумелеву было не по душе жить в любви и гармонии. |
Перчатка | Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. | Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца | Ахматова переживала эмоциональное потрясение |
Вуаль | Сжала руки под тёмной вуалью... | Символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению | Поэтесса выбиралась из тьмы к свету |
Трубка | Трубку свою на камине нашёл И на работу ночную ушёл | Символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений | Муж забирает земные наслаждения с собой, оставляя героиню одну |
Юбка | Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней | Символ женственности | Анна Андреевна старается быть женственнее и элегантнее, пытаясь сохранить отношения с мужем |
Вывод: ранние сборники стихотворений «Вечер» и «Четки» Анны Ахматовой действительно являются личным дневником поэтессы, отображающим события ее жизни, личные переживания и мир вещей, в окружении которых она находилась.
Заключение
Судьба Анны Ахматовой была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
В своих самых ранних произведениях поэтесса была откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую становятся криком ее души, в них прослеживается состояние автора. Настроение лирической героини помогают выразить глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.
Мы установили хронологическую последовательность в сборниках. Ахматова делает обычные вещи, бытовые детали предметом высокой поэзии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что первые сборники Анны Ахматовой действительно являются ее лирическим дневником, т.к. соответствуют таким критериям как предельная искренность, достоверность выражения своих чувств, хронологическая последовательность, отображение бытовых деталей, мира вещей.
Библиографический список
1. А.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000
2. История русской литературы ХХ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х томах. – М.: Мнемозина, 2013
3. http://litved.rsu.ru;
4. http://uchitel-slovesnosti.ru;
5. http://referatwork.ru
6. http://literatura5.narod.ru
7. http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/
8. http://anna.ahmatova.com
Сказка "12 месяцев". История и современность
Два петушка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Юрий Алексеевич Гагарин