• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ птицы в произведениях УНТ

Опубликовано Киселева Ирина Олеговна вкл 06.12.2017 - 18:01
Киселева Ирина Олеговна
Автор: 
Нечаева Юлия

В мифологии и русском фольклоре можно найти множество произведений, связанных с образом птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа Нечаевой Юлии475.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МОУ «Семинская ОШ»

Образ птицы в произведениях устного народного творчества.

                                                            Выполнила: Нечаева Юлия

                                                                                 ученица 8 класса

                                                             Руководитель: Киселева И.О.

                                     д. Семино 2015

                             Содержание.

1. Введение.

1.1 Актуальность.

1.2 Тема.

1.3 Цель и задачи.

1.4 Этапы исследования.

 2. Основная часть.

2.1 Исторические сведения.

2.2 Исследование (сбор и обработка информации).

2.3 Результаты исследования.

3.Заключение( вывод).

4. Список литературы.

5. Приложение( фотографии, рисунки и т.д).


                                         1.Введение.

                                                    1.1 Актуальность.

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В мифологии и русском  фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. О роли птиц в народном творчестве и повседневной жизни народа можно говорить очень много. Выбранная тема исследования актуальна. Опрос учащихся показал, что  фольклор является самым любимым разделом литературы. К сожалению, объём предлагаемого материала мало нацелен на изучение разных жанров фольклора, а именно они предоставляют нам богатейший материал для понимания мировоззрения наших предков.

    Мы надеемся, что результаты нашего труда будут иметь практическую направленность, собранные материалы может использовать и учитель на уроке, и учащиеся при выполнении домашнего задания. В нынешний век компьютеров люди мало читают книг, плохо знают историю нашей страны и не заботятся о тех, кто рядом с нами. Изучая данную тему, я узнала много нового и интересного, связанного с птицами и их роли в фольклоре.


Тема  «Образ птицы в произведениях устного народного творчества».

Цель: Собрать     информацию о роли птиц в жизни славян, народном творчестве, систематизировать найденные  фольклорные произведения.

Задачи:  1) Изучить литературу о жанрах фольклора, хохломской росписи.

    2) Изучить архивные документы.

  3) Подобрать материал по теме в фондах школьнойбиблиотеки,   школьного и краеведческого музеев, при помощи Интернета.

  4) Интервьюирование родственников.

5)Познакомиться с народными промыслами нашей местности.

Этапы  исследования:

1) Составить библиографию по данной теме.

2) Изучение литературы.

3)  Составление вопросов к интервью.

5) Написание работы .


                         2.Основная часть

2.1 Исторические сведения.

…В изразцах на печке в ряд
  Птицы райские сидят… 
Н.Кончаловская.

Народное творчество – особый вид искусства, вид духовного освоения действительности человеком и своими корнями лежит глубоко в древности.  Оно связано с вековыми традициями древнеславянских верований. Украшение жилища, домашней утвари, одежды имело не только эстетическое, но и мифологическое значение, это была дань человека природе во всех её проявлениях.
С доисторическихвремен во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали. В народном сознании сложились и передаются из поколения в поколение образы-символы, образы народной фантазии, которые живут в устном и письменном слове обрядах, изображениях, игрушках, вышивке.  С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.  

        Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре карнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними — дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.

         Встречаются и изображения птиц с ярко выраженным «плохим» характером. Их располагали по бокам наличника глядящими в разные стороны от центра или с повёрнутыми назад головами, хищно кусающими свои хвосты.  Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет — стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы.  Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.    Прибавление света означало прилёт птиц – наступление весны.  Живые поэтические ассоциации становятся ключом для понимания содержания образа. В народных сказках и поверьях нередко сравнивали зарю с блестящей  златокрылой птицей, несущей каждый  день по золотому яйцу –  солнце. Это образ птицы – петуха соединяется с мыслью о свете.  В одной украинской загадке сказано: «Сидит пивень (петух) на вербе опустив косы (лучи) на землю». Поэтому петух – один из основных элементов в вышивке и орнаментах у многих народов. Народные мастера не редко находили адекватное данному содержанию образное решение, выйдя на образ крыла-огня. (Хохлома). Часто художники вводили в роспись декоративных рыб, насекомых и птиц. Птица — один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках , посуде, игрушках, наличниках можно было встретить разнообразных птиц.
Городецкая роспись. Этот народный художественный промысел сложился к середине Х1Х в.  в старинном волжском городе Городце. 
Городецкие мастера изображают в росписи не только растительный орнамент, но и сказочные персонажи: птицы и кони.
  Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России.Чудо-птица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве Хохломских мастеров. Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в гармоничном сочетании с окружающей природой. В окрасках птиц преобладают желтый, оранжевый, красный -теплые тона. За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание их изображению в своих росписях? За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта. Жар-птица   пылает огненным жаром, отличается золотым оперением.   Ведь не зря на Руси считалось поймать Жар-птицу – значит поймать своё счастье.  В одной из легенд говорилось, что будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. «Чудо-птица» - птица сказочная, которая несёт в себе добро, свет и веру в чудо  . Диковинные птицы-символы соединяют в себе наглядную выразительность с глубокой мыслью о первоосновах бытия, причем так, что обе эти стороны символа слитны до неразличимости, полного взаимопроникновения.  В традиционных мотивах росписи не только растительный узор, иногда  появляются  фигурки животных и птиц.

  К первой группе необходимо отнести мифических существ – полуптиц, полулюдей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.  Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Алконост. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок).       Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.  Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.  Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.   В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю. Сирин. Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.  Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!Стратим. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. Феникс(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

      Жар-птица. Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями (“как жар горят”). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого.  Из птиц - сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Жар-птица на Руси была символом огня и исполнения желаний.

  Птицы, наделенные свойствами разговаривать, помогать или вредить

             Так  в волшебной сказке о Жар-птице  русский народ выразил лучшие  качества своей души, своего характера,  показывающие его  подлинную  силу, достоинство и гордость. В сказках птицы наделены способностью понимать человеческий язык, мыслить, выполнять различные поручения. Существует множество  сказок,  которых упоминаются птицы: «Финист- ясный сокол», «Гуси –лебеди», «Жар-птица», «курочка Ряба» и др      К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей - бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

. Как и в народных ,в  авторских сказках много образов птиц: «Гадкий утенок», «Лягушка путешественница» и др. У И.А Крылова на одних страницах уживаются и лисица с Вороной, и Соловей с Ослом, и даже Лебедь , рак и щука.
      Много притч,  мудрых пословиц и поговорок,  метких крылатых выражений  связаны с образами птиц. Например:  «Птица красна перьями, а человек делами». Существуют песни о птицах. «Черный ворон»-одна из известнейших. Изображение диковинных птиц вместе с причудливым растительным орнаментом входят в тот сказочный мир, которым богата поэзия, колыбельные песни, прибаутки, заклички. С детства нам знакомы «Сорока-сорока», «Гули-гули» и др.
        В народном календаре упорядоченная природная стихия представала в виде старика-годовика с его световыми птицами: «Вышел старик-годовик. Стал он махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождик, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно. (Птица – месяц, крыло – неделя, перо – день, сутки).       


                                       2.2Исследование.

В ходе данной работы мной было прочитано много произведений устного народного творчества: сказок, пословиц, поговорок, загадок, закличек. Я познакомилась с народными играми, знаменитыми мастерами хохломской росписи, побывала в музее хохломы, школьном музее, посетила библиотеки. В выходные мы с мамой смотрели волшебную сказку, я нарисовала птицу.

                               2.3 Результаты исследования.

Мне очень понравилось заниматься исследовательской деятельностью. Еще раз я прочитала произведения фольклора, со многими познакомилась впервые. Я узнала много нового и интересного для себя из жизни птиц и их образах. Я даже не могла предположить, что существует столько различных образов и видов птиц. Мне захотелось сделать что-то полезное для птиц, живущих рядом с нами. Я решила, что зимой я буду подкармливать птиц. Мне кажется. Что данная тема помогла мне по-другому взглянуть на окружающий меня мир, она воспитывает любовь и уважение к родной природе.

                               3.Заключение.

  Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь «за сине море». Мечта о свободе и счастье отождествлялась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.

         Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними:

«Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел»,

- птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.

     -по древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку, частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.

 Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.Птицы – одни из главных героев в рассказах, сказках, пословицах, поговорках, песнях, прибаутках.  Птицы защищали человека данной им силой.  Кроме известных в природе птиц, древними людьми были созданы образы фантастических птиц, которые очень значительны в Русских Ведах. Птицы всегда, помогали людям, во всем были переносчиками писем. В далекие времена люди, когда не было гидрометцентров, люди наблюдали за птицами и знали когда будет дождь, когда будет солнце. Во все времена люди поклонялись птицам.

                               Список литературы

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3-х т.. В. Новикова. М., 1984-1985 Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX в.  М.; Л.,  1961.

Пословицы  и  поговорки Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII - XX вв. М., 1961. Рыбникова М. А.

Сборник великорусских частушек. Под ред. Е. Н. Елеонской. М., 1914.

Сборник русских народных сказок.

Сборник русских пословиц и поговорок. В. И. Даль


Приложение1

                                                                                       Приложение2

I:\Новая папка (2)\Firebird_Heaven_and_Earth_Designs.jpgI:\Новая папка (2)\89157773_preview_3079.jpg

I:\Новая папка (2)\1428123_html_m7db59dcc.png Приложение3


Приложение4

I:\Новая папка (2)\image_1823261.jpgI:\Новая папка (2)\image_1981531.jpgПриложение5



Поделиться:

Растрёпанный воробей

Как нарисовать зайчика

Если хочется пить...

Мастер-класс "Корзиночка"

Белый лист