Данная исследовательская работа дает полный анализ образа совести в произведениях А. С. Пушкина, позволяет рассматривать его с позиции автора, выделить отличительные особенности образа и определить его роль для всего творчества писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
a._s._pushkin_obraz_sovesti.doc | 91.5 КБ |
Введение
Актуальность моей работы заключается в том, что она сосредоточена на раскрытии одного из главных нравственных понятий, являющегося духовным наполнением всей русской литературы. Ведь, как известно, совесть и совестливость – это отличительные особенности русской литературы, ее характерные черты, также как и, скажем, проблема «маленького человека», или проблема «лишнего человека», «обломовщина», «базаровщина», «хлестаковщина» и т.п.. Вспомним, к примеру, Аркадия Петровича Гайдара и его рассказ «Совесть», с которым все мы знакомы едва ли не с первых дней, когда мы начинаем посещать школу: Нину Карнаухову грызет беспощадная совесть за неудачную шутку над беззащитным малышом. Совесть – это вечная проблема как отдельного человека, так и общества в целом, корнями уходящая в глубокую древность. А все, что связано с нравственной стороной человека и общества, не имеет однозначного решения и определяется теми или иными особенностями, зависящими от ряда факторов ( человек, окружающая среда, эпоха и т.д..)
Новизной данного исследования является рассмотрение образа совести с позиции классической художественной литературы, в частности А. С. Пушкиным, который считается представителем «золотого века» (Н. Оцуп) русской литературы: как он смотрит на это понятие и какое место отводит совести среди духовных ценностей человечества.
С его взглядом на это понятие связана и проблема данной работы: А. С. Пушкин – это писатель, один из немногих, который смотрел далеко в будущее и его мировоззрение часто не соответствовало взглядам современников. Может быть, это и стало одним из факторов признания его гением русской литературы. Мне важно в своей работе проследить соотношение эпохи Пушкина с его мировидением и его осознанием важности и ценности понятия «совесть»: какой она предстает на страницах его произведений и почему она такая, какой Пушкин ее изображает.
Цель моей работы – определить специфику образа совести в цикле рассказов А. С. Пушкина «Повести Белкина».
Для достижения поставленной цели я реализовала следующие задачи:
Для того чтобы полнее раскрыть образ совести, я использовала в качестве основных методов исследования анализ литературных текстов и частичное цитирование. Работа с литературой позволила применять также методы реферирования и составления библиографии, что и было использовано для достижения поставленной цели.
Основная часть
1.Понятие совести как художественного образа.
Известный отечественный филолог С. И. Ожегов в своем словаре так представляет понятие «совесть»: совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
По В. Далю: совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
В словаре синонимов мы можем найти немало слов, входящих в круг понятия «совесть»: это стыд, стыдливость, застенчивость, позор, срам.
Говоря о совести как о художественном образе, отметим, что образ, по мнению Л. И. Тимофеева – « это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». Образ совести в этом плане привлекал внимание еще античных авторов, к примеру, Эсхил использовал образ Эриний, которые олицетворяли угрызения совести и выражали представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного; интересные образы совести представляли некоторые философы: Гегель писал, что совесть – это моральный светильник, освещающий хороший путь; Л. Фейербах считал, что совесть – микроскоп, который увеличивает вещи для того, чтобы сделать их четкими и заметными для наших притупленных чувств.
Кроме того, многие русские пословицы также являются яркой иллюстрацией образа совести, которую, судя по ним, можно и спрятать (Стыд под каблук, а совесть под подошву), и загубить (У него совесть еще в прошлом году в бутылке задохлась), и разбудить (Напала совесть и на свинью, как отведала полена).
2.Специфика концепта «совесть» в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
В чем же особенности образа совести в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина?
Обращаясь к вступительной статье «От издателя», можно назвать среди обозначенных черт характера самого Ивана Петровича Белкина и совесть, что представляет для моей работы особый интерес: «…Иван Петрович вел
жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств…стыдливость была в нем истинно девическая…»1 Вопрос об авторстве «Повестей Белкина» неоднозначен: то ли это был друг А. С. Пушкина, то ли сам А. С. Пушкин прикрывался этим именем, чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, но так или иначе очевидным является факт, что совесть - это своего рода автобиографичная черта: сам повествователь обладает этим качеством.
2.1. Образ совести в повести «Выстрел».
Рассмотрим образ совести в первой повести – «Выстрел». Она здесь предстает орудием возмездия в руках Сильвио, главного героя этой повести: «…предаю тебя твоей совести…»2, - говорит он обидчику, графу, для которого приберег свой выстрел. Этот выстрел был отсрочен, потому что Сильвио не может по своим принципам стрелять в безоружного или в человека, равнодушного к собственной жизни. Вспомним, что граф во время дуэли, ожидая выстрела, наслаждался спелыми черешнями. Это взбесило Сильвио: как тот может не дорожить своей жизнью? Ни тени беспокойства! Для Сильвио дуэль не имела значения, когда противнику было все равно. И он решает, руководимый злобой, отсрочить свой выстрел до подходящего момента: когда жизнь приобретет ценность.
Герой каждый день думает о мести и вот пришел час расплаты: через письмо
2 – Там же, с. 22
Сильвио узнает о намеченной свадьбе обидчика и хочет посмотреть, «…так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!..»3 В ожидании возмездия Сильвио ходит по комнате, «…как тигр по своей клетке…»4
Так как Иван Петрович Белкин является в произведении представителем авторской позиции, то отмечу, что такое поведение Сильвио кажется ему странным и вызывает противоположные чувства. Сначала, когда Сильвио не отреагировал на запущенный в него графом шандал (подсвечник), Белкин разочарован поведением Сильвио: «…после несчастного вечера мысль, что честь его замарана и не омыта по его собственной вине, эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему; мне было совестно на него глядеть…»5 Хоть это и было замечено самим Сильвио, хоть это и огорчало его, но он все же не объяснялся до определенного момента, пока ему не пришлось уехать.
Здесь можно говорить о равенстве таких понятий как честь и совесть: для военного человека не ответить обидчику и даже не объясниться было равно бесчестью и бессовестности. Все ждали дуэли, наказания обидчика по военным порядкам, но Сильвио, к всеобщему удивлению, драться и не собирался, даже и не упоминал о случившемся, а просто объяснился с обидчиком и помирился. Поэтому у окружающих все это вызывало смущение.
Для современного читателя такое поведение считается нормальным: в наше время решить проблему через объяснение с обидчиком является показателем высокого интеллектуального развития и мы можем считать Сильвио достойным человеком, но тогда, во времена А. С. Пушкина, это было неприемлемым. Отсюда и авторский взгляд вперед: читатели 21-го века не осуждают Сильвио, он является примером для остальных офицеров.
Что же касается отмщения, возмездия, то и тут Сильвио проявил достоинство высшего пилотажа: его жизненные принципы, не военные, а именно жизненные, диктуют ему иначе посмотреть на сложившуюся тогда ситуацию. Чтобы заставить противника ценить жизнь, Сильвио выжидает момент, дает ему шанс спастись (не второй выстрел, а выбор:
стрелять или не стрелять), но – опять промах. Граф промахнулся с выбором, судьба распоряжается так, что и с выстрелом он промахивается.
По совести, по нравственным приоритетам, граф должен был отказаться от повторного выстрела. И даже когда его жена Маша бросается к ногам Сильвио, графу стыдно за ее поведение, а не за то, что она пытается спасти его.
Но Сильвио достаточно было увидеть смятение и робость графа, с него хватило и того, что он заставил противника вновь стрелять, видел, как тот хватается за жизнь, как, по признанию графа Белкину, «волоса стали на нем дыбом», и Сильвио не замедлил с приговором: «…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести…»6 С тем и ушел, пустив пулю в картину, куда попал граф, стреляя в Сильвио. Пуля в пулю: «…картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую…»7 Свою-то совесть Сильвио успокоил: отомстил, наказав противника, - перед лицом женщины, с которой был в отношениях.
Да, кажется, такое граф не забудет никогда, поэтому и признается: «…я обидел…»8
Сильвио, что говорит о том, что совесть его неспокойна. И это и есть та расплата за обиду, за решение, за выбор. Он это понимает, живет с этим, и не может ничего изменить, а это есть наиболее суровое наказание, чем просто смерть.
Следовательно, можно говорить о приравнивании таких понятий, как совесть и честь, но данное определение претерпевает ряд колебаний под воздействием таких эмоций, как злоба, ненависть и отчаяние, которые едва не приводят к катастрофе. И дальнейшие действия Сильвио – 1) уступил первенство выстрела; 2) медлил со своим выстрелом, пытаясь разглядеть в сопернике хоть тень беспокойства; 3) отсрочка выстрела до подходящего момента – говорят о том, что он хотел дать себе остыть, то есть Сильвио хотел побороть в себе эти вспышки злобы, потому что внутренне он понимал, что он сам виноват в сложившейся ситуации, он сам спровоцировал графа на пощечину, за которой последовал вызов. Чтобы как-то примириться со своей совестью, Сильвио пытается отсрочить этот никому не нужный выстрел. А то, что он через несколько лет возвращает сопернику должный выстрел, говорит только о том, что он и не собирался стрелять, а только искал выход из положения, поэтому и дает противнику второй шанс, так как не привык, по личному кодексу чести и совести, целиться в безоружного.
Сильвио, чтобы отстоять свою честь и достоинство, надо было утвердиться в глазах
6 – Там же, с. 22
7 – Там же, с. 18
8 – Там же, с.16.
противника, надо было заставить его исполнить свою волю, прикрываясь собственными принципами («…Я не привык стрелять в безоружного..; кинем жребий…»9). Быть отомщенным – единственная цель, достижение которой ведет к успокоению совести. То, что он – прекрасный стрелок, не нужно было доказывать. Сильвио надо было только самоутвердиться в глазах противника, чтобы усыпить в себе этого зверя (тигра в клетке) – совесть.
Кроме того, о совестливости героя говорит и его отношение к Белкину: только перед ним он считает своим долгом объясниться за поведение с офицером, который запустил в него шандал, а Сильвио все уладил простым объяснением. Сильвио любил Белкина как человека и считал, что «…было бы тягостно оставить в вашем уме несправедливое впечатление…»10, то есть он не хотел, чтобы его друг считал его за бесчестного и стыдился за него (до мнения света ему было все равно, он мало уважал постороннее мнение).
Итак, в каком образе предстает совесть в данной повести? Как видим, совесть здесь является и орудием возмездия, и представляет собой ответственность за свое поведение перед другом, и приравнивается к чести, но все же главный образ, связанный с этим понятием, на мой взгляд, относится к тому тигру в клетке, который рвется наружу. Ведь недаром сам А. С. Пушкин писал о совести, что она является когтистым зверем, скребущим сердце. И это высказывание становится сегодня афористическим. А на примере данной повести мы увидели, как герой мучается возмездием, он не может обрести покой, пока не заставит противника хвататься за жизнь.
2.2. Образ совести в повести «Метель».
Перейдем к другой повести – «Метель». Единственное упоминание о стыде есть в эпизоде, когда гусарский полковник Бурмин признается Марье Гавриловне в чувствах: «…Я вас люблю…я вас люблю страстно…»11 (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже.) Сравним описание самого Ивана Петровича Белкина во вступительной статье «От издателя»: «…Иван Петрович…избегал всякого рода излишеств…стыдливость была в нем истинно девическая…»12
9 – Там же, с.16;
10 – Там же, с. 14;
11 - Там же, с. 33;
12 – Там же, с.8.
Что значит «девическая стыдливость»? Если опираться на анализ данной повести, то можно сказать, что это значит прийти в замешательство от неловкого положения (перед объяснением Бурмина); это также значит и бережное отношение к памяти о возлюбленном, пусть его уже нет в живых: «…Память его оказалась священною для Маши; по крайней мере она берегла все, что могло его напомнить…»13; кроме того, под стыдливостью здесь еще определяется и яркое проявление чувств самой героини. При прощании со своей тихой девической жизнью героиня, сознавая свою вину перед родителями, чувствует печальную развязку затеянного за спиной у родителей, а метель – преграда к осуществлению задуманного – все не утихала: «…как будто силясь остановить молодую преступницу…»14
Также под стыдливостью можно понимать здесь и романтическое воображение, основанное на прочитанных французских романах: страсти, тайные свидания, клятвы в вечной любви, сетование на судьбу. Сравним героиню в конце повести, когда Бурмин находит ее в саду: «…Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, перед ивою, с книгою в руке и в белом платье, настоящей героинею романа…»15 Стыдливость здесь связана с соответствием героиням французских романов, подражанием их поведению, как мне кажется. То есть Маша, оказавшись на месте излюбленных ею французских героинь, в реальном для нее времени испытывает стыд, чисто девический, связанный с внутренними переживаниями.
В «Выстреле» совесть приравнивается к чести, это зверь, скребущий сердце, а в «Метели» совесть – проявление самых глубоких душевных качеств, которые одни только и не позволяют скрыть Бурмину, и Маше то, что они не могут соединить свои судьбы, так как оба уже повенчаны. И за это автор дарит им счастье.
2.3. Образ совести в повести «Гробовщик».
Проанализируем еще одну повесть – «Гробовщик». В ней совесть является неотъемлемой частью нравственности, а точнее, безнравственности главного героя, гробовщика Адрияна Прохорова. Он якобы отвечает за свою работу, за исправность всех похоронных его совесть. Удивительно, что он, при намеке о совести, божился, что лишнего не возьмет и начинал хлопотать…
13 – Там же, с. 29-30.
14 – Там же, с. 25
15 – Там же, с. 32.
Но все это продолжалось до определенного времени: один из покойников, Петр Петрович Курилкин, призывает его к ответственности перед остальными мертвецами за то, что свой первый гроб он продал по цене как дубовый, хотя он был сосновый. Реакция на обвинение – закричал и оттолкнул так, что тот рассыпался – возмутила остальных: «…все вступились за честь своего товарища…»16, бранили его и угрожали, доведя его до того, что Адриян «…потерял присутствие духа…»17, а когда очнулся, то все оказалось сном. Значит, совесть в этом произведении – ответственность за работу. А весь этот случай – сон – намек на то, что совесть гробовщика была явно не чиста, поэтому-то, наверное, «…нрав гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу…»18, и «…сердце его не радовалось»19 приобретенному дому, на который он давно «соблазнялся» и потратил приличную сумму.
Вполне можно говорить здесь о совести как о моральном светильнике: во сне она напоминает герою о себе, а наяву он не получает радости от своих авантюр: наживался за счет чужого горя. Автор в этой повести не оставляет читателя без надежды и упования на образ Божий в человеке, живущей в силу торгашеских отношений по бесчеловечной морали (чтобы жить лучше, он должен желать, чтобы умирало больше). Но никакая самая бесчеловечная мораль не может заглушить голоса совести, который рано или поздно через подсознание пробивается сквозь толщу испорченного сознания героя.
2.4. Образ совести в повести «Станционный смотритель».
Обратимся к следующей повести – «Станционный смотритель». Еще в начале произведения Иван Петрович Белкин призывает читателей воспринимать станционных смотрителей по их сути, по справедливости, что у него приравнивается к совести и просит войти в их положение: это было сословие людей мирных «… от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые…»20 Действительно, трудно поспорить с тем, что все эти качества являются достойными звания человека.
16 – Там же, с. 42.
17 – Там же, с.42
18 – Там же, с. 36
19 – Там же, с.35
20 – Там же, с. 44
Здесь понятия совесть и честь расходятся: разве можно верить честному слову ротмистра Минского, который обманом завладел Дуней? Да еще откупался от старика, выставляя его на улицу! А бедного лекаря-немца до того запугал нагайкою, что тот сговорился с ним о болезни и назначил лечение, чтоб реализовать свое злобное намерение.
Здесь, скорее, речь идет о бессовестности, бесчестии, бесстыдстве; у Минского не было никакой моральной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми: он подло воспользовался расположением Самсона Вырина, который, ослепленный любезностью своего постояльца, фактически сам позволил дочери уехать с гусаром.
Эта поучительная повесть говорит нам об излишней доверчивости «маленьких людей», даже их наивности. Герой даже представить себе не может, насколько расчетлив окажется Минский. Ничто не может призвать его к совести: ни отцовские слезы, ни переживания самой Дуни, ни свои личные убеждения. Для него главное – получить желаемое, а что творится в душах других людей – его мало интересует.
Совесть его так и не проснулась. Одной из проблем повести является отсутствие моральных принципов, нежелание проникнуться состраданием, проявление бесчеловечности по отношению к станционному смотрителю. Однако Дуня все же приезжает к отцу на могилу, о чем-то плачет, но теперь это напрасные слезы и раскаяние ее мало что меняет.
Мне кажется, что автор нам своим произведением намекает на своевременную совесть, подчеркивает несправедливость человеческую по отношению к «маленьким людям». Их сердце открыто людям, а кто-то этой доверчивостью подло пользуется. Через антитезу совесть – подлость раскрывается образ совести, воплощением которой в данной повести является ничем не примечательный образ наивного, доверчивого станционного смотрителя.
2.5. Образ совести в повести «Барышня-крестьянка».
Итак, какой же образ совести предстает перед нами в последней повести – «Барышня-крестьянка»? Главная героиня произведения, Лиза-Акулина, обманом познакомившись с Алексеем (любопытство взяло верх), мучилась совестью: «…Напрасно возражала она
самой себе, что беседа их не выходила из границ благопристойности, что эта шалость (утреннее свидание) не могла иметь никакого последствия, совесть ее роптала громче ее разума…»21 И, естественно, на другой день она говорит Алексею о легкомысленности своего поступка, о раскаянии и хочет прекратить их встречи. Но напрасно.
Чистосердечный порыв взять на себя ответственность за решение (отказаться от наследства отца ради любви) перед любимой девушкой – приводит к счастливому финалу. И этот порыв говорит о его добросовестности, добропорядочности, о способности нести ответственность за подаренную надежду.
Именно присутствие совести помогло герою разобраться в себе, найти правильное решение: «…Он (Алексей) ушел в свою комнату и стал размышлять о пределах власти родительской, о Лизавете Григорьевне, о торжественном обещании отца сделать его нищим и наконец об Акулине. В первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен;…мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия…»22
Он объявил Акулине о грозящей им нищете, и тут же делает ей предложение. Именно любовь и благоразумие позволяют сделать правильный выбор, за что судьба награждает их счастьем, и не только их: все остаются довольны.
Здесь образ совести соприкасается с образом, описанным в повести «Метель»: совесть является проявлением самых глубоких душевных качеств главных героев. Однако, можно добавить, что выбор человека зависит очень часто от того, насколько человек рассчитывает на свои силы и готов ли он принять на себя ответственность. Образ совести здесь представлен через описание высоких душевных порывов и еще раз подчеркивается мысль, что все-таки совестливые люди чаще обретают счастье.
3.Заключение.
Подводя итоги вышесказанному, отмечу, что герои проанализированных мною повестей преступают законы морали, но так или иначе стремятся исправить положение, так сказать, успокоить свою совесть. Один из российских литературоведов-пушкинистов, Валентин Семенович Непомнящий, отмечал, что в произведениях А. С. Пушкина «…роль совести чрезвычайно важна – не только как постоянной темы, но и как творческого элемента,
21 – Там же, с. 64
22 – Там же, с. 74
позволяющего озарять светом правды падший мир без помощи моральных оценок, как бы в полном молчании.»
По мнению русского литературного критика, Юлия Исаевича Айхенвальда, который является автором широко известной книги «Силуэты русских писателей», совесть является мерилом всего в мире в произведениях А. С. Пушкина. В проанализированных повестях мы увидели, что совесть – понятие, которое заставляет пересматривать свое отношение к сложившимся порядкам.
Итак, образ совести в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина представлен как автобиографический, во-первых. Это тигр в клетке, зверь когтистый, скребущий сердце, который не дает героям относиться равнодушно к страданиям окружающих, диктует героям действия, ведущие к осознанию ценности жизни, как мы увидели это по повести «Выстрел»: Сильвио заставляет графа, по велению совести, цепляться за жизнь, опустив его в глазах жены. Для него важнее, чтоб он жил с этим осознанием, чем просто умер.
Во-вторых, это моральный светильник, заставляющий задуматься о своей жизни, посмотреть на нее другими глазами.
В-третьих, это и , как может показаться, ничем не примечательный, страдающий из-за излишней доверчивости, образ станционного смотрителя, который является образцом высокой морали. Качества, которыми обладает Самсон Вырин, являются отображением сути этого понятия и напрямую связаны с его образом.
К тому же, как я отметила выше, совестливые люди чаще обретают счастье.
Список литературы
1.Абрамов С.//Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Русские словари. АСТ «Астрель. Хранитель» 2006. – с.582.
2.Непомнящий В. С.//О Пушкине и его художественном мире. «Литература в школе» 1996, №1, №2, №3.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.//Словарь русского языка. М., 2005. – с.741.
4.Пушкин А. С.//Повести. Романы. М: «Дрофа» 2002. – с.8, 11, 12, 13,14, 16, 18, 20,21, 22, 25, 29-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 51, 74.
Интернет-ресурсы:
5.http://poesias/ru/proza/gaidar-arkadiy/gaidar1027.shtml;
6.http://ntk.kubstu.ru/file/920;
7.https://moluch/ru/archive/76/13074/;
8.https://studopedia.org/5-104846.html;
10. lib.pushkinskijdom.ru.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Круговорот воды в пакете
Карты планет и спутников Солнечной системы
Самый богатый воробей на свете
Северное сияние