Мы читатели, берёмся за книгу. Перед нами накопление чувств, постижение идей, образов, призывов, доказательство, целое здание духа.. Жизнь, яркость, силу духа-должен добыть сам читатель. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца…в нежном лирическом стихотворении внять выразительным средствам, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать и человек и…читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель, поэт…
Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного,-как бы собранных нами в чтении цветов…
Вложение | Размер |
---|---|
dve_vesny_evgeniya_baratynskogo_2.docx | 45.18 КБ |
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное
Общеобразовательное учреждение
«Средняя школа№26»
Реферат на тему: Две «Весны», две линии в разработке «весенней темы» у Евгения Баратынского (тропы в стихах Е.А. Баратынского)
Выполнила: ученица 8М,
Коркина Анна
Руководитель: Калашникова Людмила Александровна,
Заслуженный работник РБ
Улан-Удэ
2016
Оглавление
Страница 1
Введение.
Мы читатели, берёмся за книгу. Перед нами накопление чувств, постижение идей, образов, призывов, доказательство, целое здание духа.. Жизнь, яркость, силу духа-должен добыть сам читатель. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца…в нежном лирическом стихотворении внять выразительным средствам, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать и человек и…читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель, поэт…
Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного,-как бы собранных нами в чтении цветов…
Целью данной работы является изучение творчества Е.А. Баратынского, как средства выразительности, используемые поэтом, работают на «открытие» духовных ценностей и душеобразующей силы человека, только тогда состоится желанная встреча между чем болел и над чем трудился писатель, оживлять буквы, раскрывать перспективу образов, побеждать одиночество, даль, эпоху.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью помочь в подготовке к видам работ по изучению стилистических фигур (общие, основные сведения, и сведения, необходимые для глубокого осознания сущности тропы, дополнительные сведения для школьных учащихся, для подготовке к олимпиадам, ОГЭ (9класс), ЕГЭ (11 класс).
Объект научного исследования
Стихотворения Е.А Баратынского «Весна» и «Весна, весна! Как воздух чист!..» Исследование темы весны как времени года, приносящем обновление душе человека. А если говорить о практической значимости, то правильно подобранный материал помогает формировать художественное мышление, приёмы выразительности речи.
Задачи:
Страница 2
Методы
Специально-исторический, специально-художественный.
Практическая значимость научной работы заключается:
-в разработке одной из важнейших проблем художественной литературы: разбор особенности видения и языковые ценности.
-показать важность восприятия либры через словесный образ, обладая огромной силой эмоционального воздействия.
Поставленные цели и задачи определили структуру исследования. Научная работа состоит из введения, содержания, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
Страница 3
Одной из центральных тем поэзии Е. Баратынского можно назвать тему индивидуального человеческого бытия в его прямом сопряжении с окружающим миром. Своеобразное воплощение нашла она в стихотворении поэта о весне-времени года, приносящем обновление природе и смятение чувств человеку. В числе этих стихотворений я хочу остановиться на двух, относящихся к разным периодам творчества Баратынского: элегии «Весна» (1820) и лирической миниатюре «Весна, весна! Как воздух чист…» (1831-1832). В них можно обнаружить и сходство и различие в разработке темы, способах ее сюжетно-композиционного и стилистико-языкового решения.
Наблюдения над оживающей весенней природой встречаются уже в некоторых из ранних писем Баратынского. «Вот уже весна,-пишет он матери в апреле-мае 1815 года,-все улицы в Петербурге сухи, и можно гулять сколько угодно. Право, великая радость-наблюдать, как весна неспешно украшает природу. Наслаждаешься с великою радостию, когда замечаешь несколько пробившихся травинок…» Первым опытом собственного поэтического выражения «весенней» темы стало стихотворение «Весна», написанное и представленное на заседании «Вольного общества любителей российской словесности» в марте 1820года:
Мечты волшебные, вы скрылись от очей!
Сбылися времени угрозы!
Хладеет в сердце жизнь, и юности моей
Поблекли утренние розы!
Благоуханный май воскреснул на лугах,
И пробудилась Филомела,
И Флора милая на радужных крылах
К нам обновленная слетела.
Вотще! Не для меня долины леса
Одушевились красотою
Страница 4
И светлой радостью сияют небеса!
Я вяну,-вянет все со мною!
О, где вы, призраки невозвратимых лет,
Богатство жизни-вера в счастье?
Где ты, живое сладострастье?
В дыхании весны все жизнь младую пьёт
И негу тайного желанья!
Всё дышит радостью и, мнится, с кем-то ждет
Обетованного свиданья!
Лишь я как будто чужд природе и весне:
Часы крылатые мелькают;
Но радости принесть они не могут мне
И, мнится, мимо пролетают.
Относящееся к ранней лирике Баратынского, это стихотворение является по своему жанру чистой элегией. Причём жанровая принадлежность его была определена самим поэтом в подзаголовке: элегия. Следуя в целом канонам элегической поэзии, сложившимся в творчестве предшественников, Баратынский выбирает в качестве основы сюжета период большой временной протяженности ( время года, а не время суток) и выстраивает стихотворение с использованием приёма контраста: расцвет природы-увядание жизни. «Пейзажные параллели психологическому состоянию героя,-пишет В. Э. Вацуро,-русские поэты нередко заимствовали из Петрарки». Упоминая в связи с этим Жуковского и Батюшкова, исследователь указывает, что в «Весне» Баратынского, возможно, отразился
Страница 5
310-й сонет Петрарки, «полностью построенный на контрасте мажорного весеннего мотива и мотива скорби об утраченной возлюбленной: …Zefiro torno, e l bel tempo rimena…(«Вернулся зефир и принес с собою прекрасное время года, и цветы и травы-его прелестную семью, и щебечущую Прокну, и стенающую Филомелу, и белую и алую весну… Но для меня, увы! Вернулись ещё более тягостные вздохи»)»
Структурно-композиционная форма выражения контраста носит в стихотворении усложненный характер. Поэт отступает от наиболее распространенной схемы построения элегии подобного типа: сначала пейзажная экспозиция, затем описание внутреннего состояния лирического героя, пребывающего в печальных раздумьях, и тем самым пейзажное введение задерживается на одну строфу. Смена контрастных линий (природа-герой) происходит несколько раз. Заглавие как важнейший компонент стихотворения контрастирует с первой, вводной, строфой (Весна-юности.. Поблекли утренние розы), но в то же время эта строфа вполне соответствует по тональности подзаголовку (вспомним, что элегия-это «печальное стихотворение»). Отношениями прямого противопоставления связаны 2-3 и 5-6 строфы (май воскреснул-Я вяну; Всё дышит радостью-Лишь я как будто чужд).
6 строфа может рассматриваться, с одной стороны, как примыкающая по общей тональности к 3, с другой-как вводная по отношению к 5 и 6.Второй вариант поддерживается аналогией с 1 строфой, которая выражается в содержательной и структурной близости первых строк 1 и 6 строф: Мечты волшебные, вы скрылись от очей! и О, где вы, призраки невозвратимых лет. Сюжетно-композиционное строение элегии составляет, таким образом, смена двух его контрастно окрашенных линий. Рассмотрим подробнее, как осуществляется их движение.
В 1 строфе стихотворения герой углублен в себя. Он предстает человеком разочарованным, испытавшим душевное потрясение, которое вызвано осознанием несоответствия «Волшебных мечтаний» и прозы жизни. Во 2 строфе взор героя устремлен уже на изменившийся с приходом весны внешний мир-мрачная тональность сменяется светлой, радостной. 3 строфа-это композиционный центр стихотворения. Две его линии соединяются здесь на основе прямого отрицания, подчеркивающего отдаленность героя от мира природы: Не для меня долины леса. 4 строфа перекликается, как отмечалось, с 1 : погруженный в себя герой размышляет об ушедшем, безвозвратно
Страница 6
утраченном и несбывшемся. Экстатичность его чувств, отчаяние выражаются цепочкой риторических вопросов, построенных с использованием анафоры, синтаксического параллелизма:
Где ты, младого дня пленительный рассвет?
Где ты, живое сладострастье?
Названные строфы объединяются и тем, что передаваемое ими разочарование героя носит чисто декларативный характер, не раскрывается через конкретные ситуации (последнее характерно для более поздних элегий Баратынского ). 5 строфа противопоставлена по тональности и предыдущему, и последующему четверостишиями. Герой вновь обращён к светлому-исполненному негой, дышащему радостью миру весны. Глубина и сила эмоций передаются здесь восклицательной интонацией, лексическим повтором: все жизнь младую пьёт!.. Всё дышит радостью!.. И, наконец, в 6 строфе элегии сосредоточенный, по логике стихотворения, на себе, герой вновь говорит о том, что ему чужд преображенный весной мир. Однако именно в этом фрагменте стихотворения ощущается слабая надежда на возможность сближения с природой.
Выражается эта надежда частицей как будто и глаголом мнится(устар.), объединенными семой сомнения, неуверенности (глагол, употреблённый безлично, выступает в роли вводного слова).Общая тональность последней строфы слегка осветляется, тем самым и представленная в стихотворении ситуация в целом уже не воспринимается как совершенно беспросветная, безнадежная для героя.
Следует сказать, что сцепление контрастно выстроенных фрагментов осуществляется в стихотворении разными способами. Так, 2 и 3 строфы скреплены выразительным наречием книжного характера вотще (устар.) в значении «напрасно, тщетно», выделенным в самостоятельное предложение, усиленное интонационно. В двух последних строфах всеобъемлющему Все дышит радостью противостоит подчеркнуто ограничительное Лишь я… чужд с последующей противительной конструкцией, содержащей отрицание: но радости принесть они не могут мне.
Перейдём к более детальной характеристике лексического состава стихотворения. В создании его общей элегической тональности определяющая роль принадлежит словам, традиционно закрепленным за
Страница 7
жанром элегии.
Это единицы так называемого элегического словаря, обладающие особым экспрессивным нюансом, который, по мысли Г.О. Винокура, придаёт поэтичность таким единицам, «накладывает своеобразную субъективно-эмоциональную печать на любой предмет мысли», названный ими. Прежде всего отметим обозначения (не только отдельные слова, но и сочетания слов, в том числе описательно-метафорические сочетания традиционного характера), передающие субъективные состояния, ощущения, переживания героя (условные элегические «чувствования»):мечты, нега, сладострастье, вяну; ср. также: юности… Поблекли утренние розы; призраки невозвратимых лет; младого дня пленительный рассвет. Характерны для элегического стиля и прилагательные-эпитеты: тайный, младой, волшебный, пленительный.
Другую группу слов составляют имена, обозначающие предметы внешнего мира. Детали пейзажа, тоже являющиеся в значительной степени условными приметами элегического произведения: луга, долины, леса, небеса. Ср. также иносказательные имена (употреблённые в составе перифраз): Филомела-соловей (по имени афинской царевны, превращенной богами в соловья) и Флора-по-видимому, в значении «весеннее многоцветье» (по имени богини цветов и весны в древнеримской мифологии). Эти имена вместе (парой) употреблены Баратынским лишь единожды-именно в данном стихотворении, а написание их с прописной буквы оживляет первоначальный смысл имён.
Составляющие элегию слова и словосочетания образуют два контрастных по семантике и эмоциональной окраске лексико-фразеологических пласта: один связан с героем, его внутренним состоянием, другой-с весенней природой. Так, с героем соотносятся слова и словосочетания мрачной, тёмной окраски со значением утраты, увядания, безвозвратности ушедшего, отчужденности от мира природы. Ср: мечты… скрылись; Сбылися времени угрозы; Хладеет в сердце жизнь; юности… Поблекли утренние розы; призраки невозвратимых лет; и чужд природе и весне; часы крылатые.. мимо пролетают.
Входящие в этот ряд образные единицы носят традиционно-поэтический характер. Мысль об увядании героя находит прямое выражение в последней строке 3 строфы, построенной на повторе переносно употреблённого глагола вянуть (частного в поэзии Баратынского): Я вяну,-вянет все со мною! Вторя часть этого высказывания связана с идеей всеобщего увядания не как
Страница 8
процесса, объективно протекающего в мире ( вянет все), а как явление, воспринимаемого поэтом сквозь призму своего внутреннего состояния ( вянет все со мною). В контексте стихотворения строка может читаться так: я вяну, поэтому для меня вянет все кругом. Ср. в последующем, когда поэт вновь обращен к природе: Всё дышит радостью.
Семантическое поле, выражающее весенний мотив, образуют слова светлой окраски со значением обновления, радости, красоты. Это, во-первых. Само слово весна со своим светлым эмоциональным ореолом. Оно вынесено в заглавие стихотворения и повторено дважды (в 5 и 6 строфах). (Заметим, что слово весна употреблено в элегии в своём прямом значении, хотя образно-символическое его значение «пора расцвета, молодости», конечно, оживает при чтении строк типа юности моей Поблекли утренние розы. Ср. в стихотворении «Прощанье» (1819): девы наслажденья, И ваша скроется весна.) «Весенний» семантический компонент присутствует также в именах май и Флора. К светлой лексике относятся и существительные радость, красота. Примечательно, что трижды использованное поэтом слово радость дважды встречается в строфах, проводящих линию героя (3 и 4).
Здесь это состояние, отмечаемое героем в природе, настойчиво отрицается им в самом себе, для себя: Не для меня… радостью сияют небеса.. Но радости принесть они мне не могут мне. Светлую семантику и тональность формируют в стихотворении и отобранные поэтом эпитеты: благоуханный май, Флора милая, на радужных крылах, светлой радостью, обетованного свиданья. Устаревшее книжное прилагательное обетованный обычно трактуется в словарях через синоним обещанный; возможно, стихотворении Баратынского данное слово в сочетании с существительным свидание имеет значение «страстно желаемый, приносящий радость, счастье» (ср. семантику сочетаний земля, страна обетованная, край обетованный). Среди приведённых прилагательных есть такие, которые оживляют картину весны, «наполняют» ее запахами, цветом: благоуханный, радужный. Звуковой фон картины создаётся глагольной перифразой пробудилась Филомела (запел соловей). Кстати, глагольная лексика, связанная с весенним мотивом, употребляется преимущественно переносно и передает идею пробуждения, оживления природы, обретения ею красоты, света: май воскреснул, Филомела пробудилась, леса одушевились красотою, небеса сияют.
В весенних фрагментах стихотворения поэт неоднократно использует
Страница 10
различного рода повторы, придающие строкам семантическую и эмоциональную насыщенность. Кроме приведенных примеров лексического повтора, отметим случаи корневого, семантического повтора:
В дыхании весны- Все дышит радостью; негу тайного желанья-обетованного свиданья; И светлой радостью сияют (излучают яркий свет, светятся) небеса.
Ср. также повторяющиеся звуки в словах: весна-воскреснул-светлый.
Элегию «Весна» называют мелодической элегией (И. Л. Альми). Это связано, в частности, с проявлением в стиля Баратынского, как повышенное внимание к интонированию стиха. Состояние внутреннего напряжения, вызванного размышлениями героя о несбывшемся-мечтах, счастье, о необретённой радости, передается в стихотворении восклицательными и вопросительными конструкциями. Из восклицательных конструкций состоят вся начальная и 5 строфы, из вопросительных-вся 4строфа. Интересно, что восклицаниями оформляются содержательно контрастные фразы, таким образом выражаются, с одной стороны, удивление и сдержанный восторг героя от наполненной жизнью проснувшейся природы, с другой-осознание им собственной опустошенности, исчерпанности, безверия.
Элегия Баратынского «Весна» заключает в себе элементы элегии пейзажной и медитативной. Внешний мир природы и внутренний мир человека предстают в этом раннем, во многом подражательном стихотворении как находящиеся в отношениях дисгармонии, как звучащие диссонансно.
Иная картина возникает перед нами при чтении стихотворения той же тематики «Весна, весна! Как воздух чист!..», относящегося к зрелому периоду творчества Баратынского:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
Страница 11
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она-ручей
И с птичкой –птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!
Страница 12
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! Счастлив, кто на нём
Забвенье мысли пьёт,
Кого далеко от неё
Он, дивный. унесёт!
Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: в одних изданиях находим указание: весна 1832 год, в других отмечается 1834 год, в третьих-год первой его публикации-1835. По свидетельству «Летописи жизни творчества Е.А. Баратынского», стихотворение написано «ок. 1831-1832год.»
Из произведений Баратынского, построенных на светлых мотивах и образах, это стихотворение является наиболее известным. Именно его приводят в пример в споре, с теми, кто односторонне характеризует музу поэта как скорбную и печальную. Из жанровых определений произведения наиболее удачливыми кажется термин песнопение (И. Н. Медведева): он лучше других передает заключенную в стихах идею торжества весны, ярко выраженную мажорную тональность. Присутствует в этом стихотворении и элегическое начало, появляющееся как на идейно-эмоциональном, так и на лексическом уровне. См., с одной стороны, 6строфу, разимое-переменчивое состояние своей души; с другой-такие лексические приметы элегического стиля, как слова роща, ручей, ветерок… Подтверждением сказанному служит и очевидная перекличка стихотворения с элегией Жуковского «Весеннее чувство» (1815):
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Страница 13
Очарованный поток?
Чем опять душа полня?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Основу стихотворения Баратынского составляет картина весеннего преображения природы. Её детализированное, с упоминанием различных реалий описание занимает большую часть произведения: пять строф из восьми. Поэт воссоздаёт в них пробуждение природы в разных ее проявлениях через собственное восприятие зрением, слухом, обонянием (небосклон!.. Слепит мне очи он; ветхий лист… под моей ногой). В первых двух строфах поэт описывает игру весны в небесной сфере. Его восторг вызывают чистота воздуха, ясность и живая лазурь неба, высокий полет(на крыльях ветерка) облаков. Обратив свой взор к земле (3 строфа), автор-герой видит блеск ручьев, слышит их шум и шум пробудившейся реки; этот фрагмент стихотворения впечатляет своей яркой метафорикой:
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед…
Звуками и запахами наполнена и весенняя роща (ветхий лист.. И шумен, и душист), в которой ещё древа обнажены (4 строфа); использование здесь старославянского древа придаёт строфе высокое звучание. В 5 строфе взор, жаворонок, поющий ей заздравный гимн (для сохранения ритма поэт употребил в этой строфе «сжатый»-трёхсложный вариант слова: жавронок.) Эмоция восторга, вызванного приходом весны, пронизывает все начало стихотворения. Первые три строфы состоят преимущественно из восклицательных предложений, экспрессия которых усилена повтором конструкций (полным и частичным): Весна, весна!-анафора в двух первых строфах; Как воздух чист! Как ясен небосклон! Как высоко… Летают облака1 Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Вторая часть стихотворения-это уже размышления поэта, анализ состояния души, которая переживает причудливые метаморфозы, вызванные картиной
Страница 14
ожившей природы. Гармонию, созвучность состояния души с природным миром несут уподобления: С ручьём она-ручей. И с птичкой-птичка! (тире здесь выступает как семантически соединяющий знак), а также отнесенность души к миру природных стихий, передаваемая перифразой дочь стихий.
Последняя строфа решена в свойственном Баратынскому афористическом ключе. Содержащаяся в ней мысль носит характер обобщения и соотносится не только с субъектом самого стихотворения (ср.: счастлив, кто… кого). Если ранее поэт был приближен к объекту своего описания, то здесь он несколько отдаляется от него, чтобы сделать такое обобщение. Основная мысль строфы сложна по своему оформлению. Это связано, несомненно, с юбилеем местоименных форм (кто, на нём, кого, от неё, он). Содержание строфы, вероятно, можно интерпретировать так: счастье заключается в умении отвлечься от работы ума, от умственных сфер и отдаться чувствам, погрузиться в мир природы, неизменно дающий радость. Размышления Баратынского о счастье в одном из его «философских писем»: «Может быть. Счастье-это только случайное сопряжение мыслей, не позволяющее нам думать ни о чём другом, кроме того, чем переполнено наше сердце,- не позволяющее осмыслить то, что чувствуешь?..?
Восторг, радость, составляющие основной эмоциональный тон первой части стихотворения, продолжают звучать и во второй его части. Здесь эти эмоции осложняются интонацией удивления, заключенной в сменяющих друг друга вопросительных и восклицательных конструкциях ( Что с нею, что с моей душой?; зачем так радует её..; Ликует ли…она?).
В словарном составе стихотворения существенное место занимают названия различных природных реалий-явлений и предметов, создающих в своей совокупности весеннюю картин мира. Это воздух, небосклон и небо, солнце, ветерок, облака, ручей, река, древа, роща, лист, жавронок, птичка. И хотя большинство слов несёт на себе печать элегизма (а соответственно и романтизма), именно из обилие придает конкретность, реалистичность изображаемой картине. Светлую эмоциональную тональность задают в стихотворении слова весна и солнце (см. в 7 строфе: И солнце и весна!). Каждое из этих имен повторяется. Ключевое слово весна встречается 6 раз,причем в первых двух строфах оно выступает в сильной позиции начала строфы (и строки), в 5 и 7-в рифменной позиции: вышине-весне, весна-она. Существительное солнце повторяется дважды, дополняется однокоренным
Страница 15
прилагательным солнечный (Ласкаясь к солнечным лучам). Светлая тональность поддерживается далее словами разных частей речи с очевидной и чрезвычайно разнообразной положительной семантикой-чистоты, света, радости и т.п,:
Воздух чист; ясен небосклон; лазурию живой; ласкаясь к солнечным лучам; блестят ручьи; на торжествующем хребте; лист…душист; в яркой вышине; заздравный гимн; так радует её; ликует на пире; счастлив; дивный (пир солнца и весны).
Приведённые сочетания участвуют в создании образной основы стихотворения. Особенно наглядно она проступает во второй его части, описывающей психологическое состояние автора-героя. 6 строфа стихотворения строится на образных параллелях душа-птица (традиционный образ), душа-ручей. Причем сначала упоминается реалии ручей (в форме ручьи), жавронок, а затем уже уподобления души ручью и птичке. Усиливается идея созвучности, гармонии мира природы и внутреннего мира героя.
Две линии в разработке «весенней» темы обнаруживаются и в других произведениях Баратынского. Например, фрагменты стихотворений, также принадлежащих разным периодам творчества поэта:
Когда с небес роскошная весна Повеет негою воскреснувшей природе…В весенний ясный день я сам, друзья мои, У брега насажу лесок уединённый…(«Я возвращуся к вам, поля моих отцов..»); Опять весна; опять смеётся луг, И весел лес своей младой одеждой…Но нет уже весны в душе моей, Но нет уже в душе моей надежды. («Н посев леса»).
При этом сама весна всегда предстаёт животворное начало, способное наполнить бытие человека светом, радостью и (вспомним строки Баратынского: Две области: сияния и тьмы Исследовать равно стремимся мы), безусловно. Принадлежащее к области «сияния»:
Толпой забав окружена,
Летит прекрасная весна…
Восторги дух мой пробудили!
(«На звук цевницы голосистой..»); Весна игриво засветлела… волшебная весна… («Эда»); Слетая с неба, все растенья Равно весна животворит…
Страница 16
(«Глупцы не чужды вдохновенья..»).
Заключение
Я поставила перед собой цель изучить, на примере стихотворений Евгения Баратынского, стилевую систему художественных средств и приемов поэта, тем, что Д.Д. Благой называет «крыльями слова» графический рисунок поэта. Каждый писатель тревожиться о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце?
Мне, кажется, что эти стихотворения надо обязательно читать и изучать в 8-9 классах на уроках и русского языка, и литературы. Они учат понимать и любить слово, русскую природу, наш язык.
Страница 17
Литература
Страница 18
Как нарисовать зайчика
А теперь — мультфильм
Прекрасная химия
Притча о гвоздях
И тут появился изобретатель