В современном кинематографе на протяжении последнего десятилетия наибольшей популярностью пользуются мультипликационные фильмы анимационной студии «Мельница». Мультфильмы про «Трех богатырей» неизменно собирают полные зрительные залы в кинотеатрах по всей стране.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_bogatyrey.docx | 523.87 КБ |
Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах
Тематика: Литература
Автор работы: Юсупова Альбина
Руководитель проекта: Доржинова Г.К.
ОУ: «Бага-Тугтунская СОШ» Яшалтинского района Республики Калмыкия
Класс:
6
Оглавление
Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.
Заключение
Введение
В современном кинематографе на протяжении последнего десятилетия наибольшей популярностью пользуются мультипликационные фильмы анимационной студии «Мельница». Мультфильмы про «Трех богатырей» неизменно собирают полные зрительные залы в кинотеатрах по всей стране.
Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.
Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов
Предметом исследования: являются образы богатырей
Задачи нашего исследования:
Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».
Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.
Жанровая специфика былин
Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Мультипликационные фильмы
Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они - современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?
Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.
Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.
Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.
В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.
Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.
Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».
В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.
У Алеши Поповича есть жена. Она является персонажем как былины, так и мультфильма.
В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».
Конь богатырский - это и вовсе новое изобретение! В былинах это просто добротное средство передвижения, а в мультфильме, на мой взгляд, это центральный персонаж: говорящий, всё время «умничающий» конь.
В целом можно отметить, что к героизму и патриотизму былинных героев авторы мультфильма добавили огромное количество необычного юмора и очень оригинально «осовременили» персонажей. Что сделало повествование о трёх богатырях ещё более интересным и добрым.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.
Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.
Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.
Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.
Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».
По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.
Одни из них:
По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.
Сравнение сюжетов былин и мультфильмов
Текст былины | Мультфильм |
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами | Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами |
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово | Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану |
Похищение племянницы для князя - полная неожиданность | Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву |
Добрыня спасает Забаву один | Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей |
Змей - заклятый враг богатыря | В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне |
Заканчивается спасением Забавы | Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы |
Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.
Илья Муромец
Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи. Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…
В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.
В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.
У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.
История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:
«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького. Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец
Седлал добра коня, зауздывал...»
Дома Илью ждет верная жена Настасья.
Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.
На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».
Заключение
В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».
Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.
Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.
Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Акварель + трафарет = ?
Горка
Заяц, косач, медведь и весна