• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект на тему «Особенности употребления односоставных предложений в творчестве Л. Чарской (на примере повести «Записки маленькой гимназистки»)

Опубликовано Ларионова (Артикова) Евгения Борисовна вкл 15.11.2023 - 0:28
Ларионова (Артикова) Евгения Борисовна
Автор: 
Макарова Дарья

О секрете обаяния произведений Лидии Алексеевны Чарской литературоведы спорят до сих пор, мнения о ее творчестве противоречивы и неоднозначны. Тем еще более интересно было использовать ее повесть «Записки маленькой гимназистки» для исследования особенностей употребления односоставных предложений.

В исследовательской работе Макаровой Дарьи «Особенности употребления односоставных предложений в творчестве Л. Чарской (на примере повести «Записки маленькой гимназистки») рассматриваются особенности употребления односоставных предложений, автором предложена классификация предложений внутри каждого вида односоставных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_2019_proekt_charskaya.docx78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЧАРСКОЙ

(на примере  повести «Записки маленькой гимназистки»)

МАКАРОВА ДАРЬЯ АНТОНОВНА

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

8-Б класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Актуальность исследования определяется тем, что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе,  в периодической печати,  в разговорной речи,  в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Цель работы  - исследовать особенности односоставных предложений в художественном тексте, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким, лаконичным и динамичным, выявить наиболее употребительные  группы односоставных предложений, проанализировать их  использование в произведении Л. Чарской «Записки Маленькой гимназистки».

Предмет исследования – односоставные предложения в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».

Объект исследования – особенности употребления односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».

Гипотеза исследования.  Использование односоставных предложений дает возможность автору более выразительно описать обстановку, внутреннее состояние героев, сделать текст ярким, лаконичным и динамичным.

Для достижения цели были поставлены задачи:

 -ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;

- выявить их основные характерные признаки;

- рассмотреть использование односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»

- сделать выводы о роли односоставных предложений в художественном тексте.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. теоретический анализ научной литературы;
  2. описательный метод;
  3. анализ художественного текста,
  4. метод классификации.

Основным методом исследования является описательный, предполагающий описание языковых фактов, их классификацию, типологическое обобщение. С его помощью осуществлялся последовательный анализ материала. Были выбраны и проанализированы 540  односоставных предложений из повести Л. Чарской.

В практической части работы представлена классификация односоставных предложений с примерами употребления в художественном тексте, сделаны выводы по каждому виду односоставных предложений.

В ходе исследования  сделан вывод о преобладании определенно-личных предложений в повести Л. Чарской: 265 из 540 предложений. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своей повести Л. Чарская. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – сироты Леночки Иконниковой, поэтому описание ее внутреннего состояния в произведении выходит на первый план.

С помощью метода классификации  распределены односоставные предложения каждого вида на подгруппы, отражающие способ выражения сказуемого и роль в художественном тексте, описана каждая группа, подобраны примеры, сделан вывод.

Библиография. 

Основным источником информации стали научные работы лингвистов, исследующих особенности употребления односоставных предложений в художественном тексте. Это прежде всего работа Бабайцевой В. В. «Система односоставных предложений в современном русском языке», а также научные статьи, например: Набиуллин Р.Р. «Односоставные глагольные предложения во внутренне речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений Л.Н. Толстого)»; Долин Ю. Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Очень интересные наблюдения, воспоминания современников, критические статьи,  связанные с жизнью и творчеством Л. Чарской, прочитаны автором на сайте Электронной библиотеки диссертаций: http://www.dissercat.com/content/stil-skazochnoi-prozy-lidii-charskoi.

Также при написании исследовательской работы была использованы словари, учебники и энциклопедии:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб.для общеобраз. Учреждений филолог.профиля/ В.В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2006

  2. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА М, 1999. – 560 с. Словари на академике : [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/.(Дата обращения: 13.02.2019).
  3. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило, 2010.
  4. Ушаков Д. Н. Русский язык : Учеб.пособие для студентов ун-тов и ин-тов по спец. "Рус. яз. и литература", М.: Просвещение: Учеб. лит., 1995.

Основным языковым материалом для написания работы стали 540 односоставных предложений, проанализированных автором работы, из повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».

Практическая значимость этой работы заключается в том, что собранные материалы об односоставных предложениях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и помогут при сдаче ЕГЭ.

ГЛАВА I. О ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

JI. А. Чарская (1889 - 1937) - один из самых популярных писателей, работавших для детей в России начала XX века. За 17 лет (с 1901 по 1918 год) ею было написано и издано восемьдесят повестей, двадцать сказок, двести стихов. Произведения JL А. Чарской уже почти сто лет вызывают споры критиков и литературоведов. В разные времена имели место нередко противоположные трактовки и оценки её творчества. Нравственная и эстетическая позиция писателя рассматривалась как резко критически, так и позитивно.[4]

Мне захотелось узнать об этой удивительной писательнице,  о ее  произведениях, поэтому материал для лингвистического анализа односоставных предложений я взяла из ее повести «Записки маленькой гимназистки»

Родилась 19 января 1875 года в Царском селе; в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ, также есть упоминания о том, что на самом деле писательница родилась в 1876 году. Сведений о ее семье мало; отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры.

Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 18 лет, с отличием окончив институт, Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»).

        «Записки…» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %). Журнал «Русская школа» в девятом номере за тот же 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему «Любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: «Нет книг Чарской». По словам Ф. Сологуба, «…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряженности и пылкости…» Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской.

В 1917 г. грянула революция, и Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — все говорило не в пользу писательницы. В 1918-м закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Алексеевны «Мотылек», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом «Н. Иванова». Повести Чарской изымались из библиотек как «не соответствующие идейным и педагогическим требованиям», учителя не рекомендовали (а то и запрещали) школьникам читать ее книги. В 1924 г. она ушла из театра, жила на актерскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским. Умерла Лидия Чарская в 1937 г. в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли около 80 произведений.[5]

          Для анализа мы выбрали произведение «Записки маленькой гимназистки», так как нам, гимназистам 21 века, интересно узнать, как жили гимназистки прошлого столетия.

  1. О повести «Записки маленькой гимназистки»

На наш взгляд, «Записки маленькой гимназистки» - это книга о маленькой светлой девочке, которой пришлось пережить в свои девять лет многие радости и горести жизни. Сиротка выстояла издевательства сверстников, необоснованные обвинения и наказания, познала, что такое дружба и семья. Повесть Чарской учит нас ценить проведённое время с семьёй, сопереживать окружающим людям, даже тем, кто не ценит сделанные для них хорошие поступки. «Добро обязательно к нам вернётся!» - говорит нам Чарская этим произведением.

Каждый из нас в детстве отчаянно нуждается именно во всепоглощающей доброте и ласке, чтобы, взрослея, не зачерстветь, не озлобиться, не упасть духом ни при каких обстоятельствах, и обязательно сохранить в себе хоть небольшой отголосок своей детской чистоты. Пусть очень просто, сентиментально, эмоционально, но именно об этой чистоте и писала Чарская, добавляя от себя в незатейливый сюжет долю волшебства, неизменно приводящего к счастливому финалу. Может, именно этой незамутненной капельки волшебства нам и не хватает в жизни…

ГЛАВА II. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения  – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.  [3]

Согласно мнению  профессора В. В. Бабайцевой,  односоставными предложениями называют предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:

  1. Определённо-личные.
  2. Неопределённо-личные.
  3. Безличные.
  4. Назывные. [1]

Определённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: говорящий или его собеседники, например: «Подожди, Ленушка, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани!».

Определённо-личные предложения лаконичнее двусоставных, поэтому они более динамичны. Отсутствие подлежащего в этих предложениях усиливает действие. В «Записках маленькой гимназистки» определённо-личные предложения чаще всего встречаются в повелительном наклонении: «Помогите хоть подняться-то, невежи!»; «Зовите сюда вашу Баварию Ивановну – то бишь Матильду Францевну».

Неопределённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределённое лицо: «Несутся как угорелые и сбивают с ног порядочную публику!»; «Меня отдадут в гимназию?».

Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем:

Двусоставные предложения

Безличные предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

___

«Ветром пахнуло мне в лицо от этих крыльев,…»

Безличным глаголом

Крупные красивые буквы были выведены на прибитой к двери медной дощечке.

«На прибитой к двери медной дощечке было выведено крупными красивыми буквами:…»

Глаголом было с сочетании с кратким причастием в форме ср. рода

Она не устроилась более удобно.

«…ей не пришлось устроиться более удобно…»

Возвратным глаголом в безличном значении в сочетании с инфинитивом

Ты помолчи!

«Молчать!»

Инфинитивом

Я не имею лишнего времени возиться с тобой.

«Нет у меня времени лишнего возиться с тобою».

Неизменяемой глагольной формой нет

В нашем приволжском городе всё было не так шумно.

«В нашем приволжском городе было не так шумно».

Словом категории состояния

Я ни чуточки не страшилась.

«Мне ни чуточки не было страшно».

Словом категории состояния

Назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления. Назывные предложения очень кратки. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

«Петербург!»; «Лужа»; «Любимая мамина японская ваза».

Но не все лингвисты согласны с разделением односоставных предложений В.В. Бабайцевой. Например, Н.А. Шапиро помимо 4 основных групп выделяет ещё одну - обобщенно-личные предложения.

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение присутствует  в пословицах. Такие предложения называются обобщенно-личными, например: «Держи карман шире»; «Цыплят по осени считают».  Такие предложения помогают передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям, часто становятся афористическим высказываниями, широко используются в разговорной, публицистической и художественной речи.

ГЛАВА  III. АНАЛИЗ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПОВЕСТИ Л. ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ МАЛЕНЬКОЙ ГИМНАЗИСТКИ»

  1. Определённо-личные предложения.

Классификация

Примеры

1.Сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, выражение приказа, строгого или грубого указания к действию.

«Иди сними с себя верхнюю одежду и вымой руки да пригладь волосы».

«Покажи сейчас, сию минуту!»

«Зовите сюда вашу Баварию Ивановну - то бишь Матильду Францевну».

«Не ной!..»

«Стыдитесь, Иконина-первая!»

2. Сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, выражение просьбы, совета, мягкого указания к действию.

«Ступай с Богом, девочка!»

«Расскажи мне твое горе, малютка!»

«Ну, не прогневись, матушка...»

«Не плачь же, не плачь!»

«Ешь, Леночка! Ешь, пожалуйста…»

«А вот закройтесь-ка да застегнитесь получше...»

«Не очень-то ее ласкайте, HerrGeneral(господин генерал),…»

«Но помните, уважаемая Анна Владимировна,..»

«Как можно чаще наказывайте ее».

«Будьте поаккуратнее».

3. Предложения, где сказуемое выражается глаголом в  изъявительном наклонении.

«Ну, детвора, через два дня плясать будем..»

«Потом быстро подошла к Нюре, обняла ее и сказала:

- Благодарю вас!»

«Уверяю вас!»

«… что стою посреди роскошно убранной гостиной с пушистыми коврами на полу, с нарядной позолоченной мебелью, с огромными зеркалами от потолка до пола».

«Предупреждаю,..»

Из 540 предложений, которые мы проанализировали, 265 являются определенно-личными. И это не случайно для жанра «записок», ведь в определённо-личных предложениях отсутствие словесно обозначенного подлежащего помогает сделать диалоги живыми, динамичными, лаконичным, так как всё внимание читателя сосредоточено на действии, самом важном для автора. Обилие определённо-личных предложений в повелительном наклонении даёт характеристику персонажам (требовательные, заботливые, внимательные и т.д.). Определённо-личные предложения, выражающие просьбу или совет, создают интонацию доверительности. Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».[3]

  1. Неопределённо-личные предложения.

Классификация

Примеры

1. Предложения, в которых подразумевается одно конкретное лицо.

«Мне грозят розгами!»

«Только Жюли и меня отправили в детскую учить уроки».

«Жюли наказали».

«Вчера в Рыбинске мне ее передали с рук на руки, чтобы к дяденьке доставить в Петербург».

«Меня обвиняли - и в чем же?»

2. Предложения, в которых подразумевается несколько или группа конкретных лиц.

«Опять зажгли громадную висячую люстру в столовой и поставили свечи на обоих концах длинного стола».

«Стали задавать шарады».

«Мне подарили хорошенький бювар с массою карточек и конвертов».

«Белый ящик принесли в церковь,..»

«Обижают вас».

3. Предложения, в которых подразумевается обобщённая группа лиц.

«Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем».

«Еленой меня зовут у дяди,..»

«Там уже танцевали».

«Птицу звали Баварией,..»

В повести «Записки маленькой гимназистки» неопределённо-личные предложения помогают автору избежать тавтологии. Действующее лицо может быть всем известно, и поэтому нет надобности его называть. Благодаря этому неопределённо-личные предложения помогают автору сосредоточить всё внимание читателя на характере обозначаемой деятельности. Также неопределённо-личные предложения помогают сделать повесть более живой, расширяя круг персонажей, не относящихся к основному сюжету, но играющих определенную роль в нем. Помимо этого неопределённо-личные предложения в повести «Записки маленькой гимназистки» образно разделяют мир на детей и взрослых. Мир взрослых ещё неизвестен юной Лене, противостоит ей,  поэтому они отображаются в повествовании неопределённой группой людей.

  1. Безличные предложения.

Классификация

Примеры

1. Предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений.

«…, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы...»

«В нашем приволжском городе не было так шумно».

«Вечером будет поздно».

«Ни одной ошибки, и написано чисто и красиво».

«Холодно, девицы!»

2. Предложения, выражающие характеристику физического и душевного состояния человека.

«Такой роскоши мне никогда еще не доводилось видеть,…»

«… тебе орденов и звезду захотелось?»

«Мне страшно, мне страшно!»

«Мне стало до слез жалко ее».

«Мне стало ужасно стыдно за мою двоюродную сестру, стыдно перед Никифором Матвеевичем и его детьми».

3. Предложения, выражающие приказы (сказуемое в форме инфинитива)

«Молчать!»

«Вон её!»

«Высечь!»

«В следующий же урок затопить ему баню!»

«Травить!»

«Сколько раз ей сказано не трезвонить так!»

4. Предложения, выражающие возможность, невозможность, желательность или необходимость выполнения какого-либо действия.

«Полно, сударыня, над дитятей неразумным потешаться».

«Нечего на ни в чем не повинных вещах показывать свой прелестный характер».

 «За ужином Нюрочке пришлось еще раз отличиться».

Безличные предложения в повести Чарской – это лаконичная форма описания состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений автор может дать точную выразительную характеристику нравственного и физического состояния героя. Помимо этого безличные предложения вносят в текст ощущение предопределённости. Также приказы, выраженные безличными предложениями, имеют огромное влияние и выразительность.

  1. Назывные предложения.

Классификация

Примеры

1. Предложения, выражающие характеристику персонажа.

«Сестра Юлии Икониной».

«Папиного начальника дочь».

«Прелестная белокурая девочка…»

«Новенькая, Василий Васильевич!»

«Печальные глаза».

2. Предложения, выражающие отношение главной героини к персонажу или ситуации.

«Бедный Толя! Бедный Пятница!»

«Милый дядя!»

«Бедная девочка! Бедная малютка!»

«Бедный Яковлев!»

3. Предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений.

«Рождественский сочельник…»

«Крик… стон… слёзы… вопли».

«Петербург!»

«Лужа».

«Настоящий крещенский морозец».

4. Предложения, выражающие отношение персонажей к ситуации, к окружающему миру или другим персонажам.

«Срам! Позор!»

«Не твоё дело!»

«Правда, Ивина! Правда!»

«Глупая шарада!»

«Фу, гадость!»

В большинстве своём назывные предложения в «Записках маленькой гимназистки» являются распространёнными, так как это помогает автору полнее передать картину происходящего и охарактеризовать героев. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Назывные предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений, запечатлевают одно мгновение, один кадр, фиксируют только настоящее время. Они помогают читателю додумать общую картину происходящего. Также ряд назывных предложений предоставляет нам характеристику героя, обращая внимание читателя на конкретные факты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»  многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.

Наиболее частотными в повести Л. Чарской являются определенно-личные предложения: 265 из 540. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своей повести Л. Чарская. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – сироты Леночки Иконниковой, поэтому описание ее внутреннего состояния в произведении выходит на первый план.

Библиография и информационные ресурсы

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.
  2. Набиуллин Р.Р. «Односоставные глагольные предложения во внутренне речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений Л.Н. Толстого) : Авторефеарат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических  наук : Уфа, 2010. – 170 с.
  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
  4. Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Лидии Алексеевны Чарской : Авторефеарат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических  наук : Москва, 2010. – 179 с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чарская,_Лидия_Алексеевна
  6. Рухленко Н. Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте: [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304703/.(Дата обращения: 13.02.2019).

        

Приложение 1

Односоставные предложения на материале повести Л.Чарской

«Записки маленькой гимназистки»

Определённо-личные предложения

  1. Не знаю, не понимаю.
  2. - Пожалуйте,…
  3. - Подожди, Ленуша, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани!
  4. Вот тогда-то нагуляемся вдоволь.
  5. Будь умницей без мамы, молись Богу и помни меня...
  6. Не знаю!
  7. Помогите хоть подняться-то, невежи!
  8. - Скачешь, как дикая лошадь, противная девчонка!
  9. Позовите мне его!
  10. - Полноте, сударыня, не пугайте ребенка!
  11.  Видите,…
  12. …, скажите на милость!
  13. Ну, не прогневись, матушка,…
  14. - Несите за мною барышнины вещи.
  15. Идем.
  16. Ну, поворачивайся!
  17.  - Степан, подавай!
  18. - Ну, прощайте, милая барышня,
  19. А ежели что - к нам милости просим.
  20. Запомните?
  21. Сейчас же на место, слышишь!
  22.   - Врешь!
  23.  …, что стою посреди роскошно убранной гостиной с пушистыми коврами на полу, с нарядной позолоченной мебелью, с огромными зеркалами от потолка до пола.
  24. Не смей!
  25. Зовите сюда вашу Баварию Ивановну - то бишь Матильду Францевну.
  26. Не понимаю только,…
  27. Отправляйся снимать бурнус и калоши!
  28. Ну-ну, поцелуй дядю.
  29. - Благодарю покорно!
  30. - Здравствуй же, Лена!
  31. - Не очень-то ее ласкайте, HerrGeneral (господин генерал),…
  32. - Иди сними с себя верхнюю одежду и вымой руки да пригладь волосы.

  1.  И в последний раз запрещаю тебе так трезвонить.
  2.  Когда-нибудь оборвешь звонок.
  3.  Поздоровайся же с Леной.
  4. - Елена,ступай в твою комнату и разбери твои вещи.
  5.  - Смотри, смотри, Толя,…
  6. - Отвяжись...
  7.  Не ной!..
  8. - Ага, не знаешь разве?
  9. Скажите пожалуйста, невинность какая!
  10. Сейчас покажи!
  11. Покажи сию минуту!
  12. Жюлька, покажи!
  13.  - Покажи сейчас, сию минуту!
  14.  - И не подумаю,…
  15. - Смотри,…
  16.  - Сиди здесь, если не умеешь вести себя в детском обществе!
  17. - Скажите, какие нежности!
  18. - Не выдумывай, пожалуйста.
  19. Филька, иди сюда, глупая птица!
  20. - Слушай, ты, скверная девчонка,
  21. Слышишь?
  22. Предупреждаю,…
  23. Наказывайте ее почаще.
  24.  – Верите ли,…
  25.  Не плачь же, не плачь!
  26.  - Не беспокойтесь,…
  27.  Передайте генералу Иконину,…
  28. - Но помните, уважаемая Анна Владимировна.
  29. Как можно чаще наказывайте ее.
  30. Экзаменовать тебя теперь не будем; дадим тебе оправиться немного.
  31. Постарайся быть умницей,…
  32. Хочешь,…
  33. - Ну, смотри же, а теперь ступай в класс.
  34.  Торопись,…
  35. - Ступай с Богом, девочка!
  36. Не смущайтесь!
  37. Садитесь на место и пишите диктовку...
  38. Жебелева, дайте тетрадку и перо новенькой.
  39. - Садитесь!
  40. Жукова, соберите тетради.
  41. - Ну, ну, не смущайтесь, барышня.
  42.  Стыдитесь, Иконина-первая!
  43.  Берите пример с вашей младшей кузины!
  44. Отвечай же,…
  45.  Видите,…
  46.  Знаешь, где птичка "ай" живет!
  47.  - Новенькая, смотри,…
  48. - Только, смотри,…
  49.  Слышишь!
  50. - А то берегись!
  51.  - Берегись!
  52.  Берегись!
  53.  Если выдашь,…
  54.  Смотри!
  55.  Слышишь?
  56.  Не смей,…
  57. - Ивина, не забывайте,…
  58. - Не забуду, мадемуазель!
  59. - Ивина, не дерзи!
  60. - Ивина, становись к доске!
  61. - Тогда и Окуневу тоже накажите.
  62. Да говори же, Жоржик!
  63. Убирайся, пожалуйста...
  64. Уверяю вас!
  65. Распорядитесь, пожалуйста.
  66. Пойдемте, дети,
  67. Скажи же это.
  68. - Не наказывайте меня!
  69. Не бейте!
  70. Ради Бога, не бейте!
  71. Умоляю вас!
  72. Не смейте!
  73.  Лучше меня высеките.
  74. Ну, что хотите сделайте со мною, а Лену оставьте!
  75. Сейчас же замолчи!
  76. Слышишь, сию же минуту перестань реветь!
  77. Ступай в детскую!
  78.  - Ешь, Леночка!
  79.  - Ешь, пожалуйста.
  80. Помнишь?
  81. Кушай колбасу,…
  82. Непременно кушай,…
  83. - Ступай, Толя,…
  84. Скорее одевайтесь и ступайте в кухню,…
  85. - А вот догадайтесь!
  86. - А все же одевайтесь скорее.
  87. Ну, идемте!
  88. Будьте поаккуратнее.
  89. Слышите?
  90. - Здравствуйте, милая барышня,…
  91. - Вот, барышня, когда соскучитесь в богатстве да в холе, то к нам пожалуйте.
  92. - Не смейте говорить так!
  93. Не смейте!
  94. - Молчи, Нюрка!
  95. Ну, да потерпите, никто, как Бог...
  96. Адресок наш не потеряли?
  97. - Непременно приходи к нам, Леночка,
  98. В последний раз повторяю тебе: веди себя как следует и будь благонравной, иначе...
  99. - Передайте Федору,…
  100. - Молчи, сплетница!
  101. …,что только держись!
  102. - Не смей браниться!
  103. Будь умником.
  104. - Так помните:…
  105. - Не смейте идти против класса!
  106. Слышите ли,…
  107. - Извольте прочесть заданное!
  108. Ну-с, отвечайте басню.
  109. Госпожа Рош, отвечайте басню...
  110. Госпожа Ивина, садитесь и придите в себя.
  111. - "Демьянову уху", "Демьянову уху" прошу читать, а не "Мартышку и очки"!
  112. Ну... да уж... садитесь,
  113. Отвечайте басню!
  114. Пожалуйста, покушай.
  115. …; послушай:…
  116. Не хотим шпионку!
  117. …, а теперь только можем прогнать тебя.
  118. Расскажи мне твое горе, малютка!
  119. - Ступай в класс и не обращай внимания на злых девчонок.
  120. - Ну, детвора, через два дня плясать будем,…
  121. - Папа, непременно пригласи на елку Ивину, Рош, Мордвинову и Рохель!
  122. Лучше, папа, гимназистов позови: Валюка, Ростовцева, Чернявина, Ясвоина, Котикова, Мухина, Дронского, Скворцова... а то - что девчонок!
  123. - Всех позовем, всем места хватит...
  124. - Может быть, из подруг кого хочешь?
  125. …, напиши письмо твоей подруге.
  126. - Скажи, скажи, папочка!
  127. - Ну ладно, так и быть, скажу.
  128. А теперь пустите меня.
  129. - Могу себе представить эту дочь начальника: фря какая-нибудь!
  130. Говорит все время по-французски и ходит, как утка, переваливаясь на высоких каблуках.
  131. И Тольке не позволю!
  132. - Молчи!
  133. - Вот уеду на необитаемый остров, заведу себе козу и попугая, как Робинзон.
  134. Попугая выучу говорить: "Ревельская килька лечит мозоли".
  135. Изволь одеваться скорее!
  136. Из-за тебя опоздаем с танцами, гадкая Мокрица!
  137. - Ступай одеваться!
  138. - Убирайся вон,…
  139. - Кажется - так перекреститесь, и не будет казаться!
  140. - Желаю вам веселиться, только вряд ли придется.
  141. - Смотри, Леночка,…
  142. Пойди к нему и попроси его пригласить Нюру.
  143. - Пожалуйста... если можете, пригласите Нюрочку на какой-нибудь танец!
  144. - Прошу извинить меня, мадемуазель,…
  145. Пожалуйста, потанцуй с Нюрой!
  146. Прошу любить и жаловать!
  147. – Благодарю вас!
  148. - Воображаю танцующей эту кондукторшу!
  149. Верно, переваливается с боку на бок, как резвящийся гиппопотам!
  150. –Посмотрим,…
  151. Верно, запрыгает, как коза в сарафане!
  152. – Пойдёмте со мной!
  153. - Молчи, щенок!
  154. - Пойди сюда, малютка!
  155. - Слушай, мальчик!
  156. - Ну, кем хочешь будь -…
  157. Слышишь?
  158. Хочешь?
  159. - Ужасно хочу!
  160. Право, не виноват!
  161. - Прощайте, Анна!
  162. Прощайте, милый друг мой!
  163. - Прощай, Ленуша!
  164. Крепись,…
  165. - Очень рада!
  166. - Смотри же, Толя!
  167. Береги свою кузину, помни,…
  168. Сейчас будем заниматься немецкой диктовкой.
  169. Приготовьте перья и тетради и ждите меня.
  170. - А знаете,…
  171. Хотите?
  172. Отвечайте сию же минуту!
  173. - Ага, раскаиваетесь!
  174. Сторонитесь ее!
  175. Пойди сюда!
  176. Скажи мне, ради Бога!
  177. - Выпей водицы, Жюли,…
  178. И в то же время тихо, ласково глажу черненькую головку девочки,…
  179. И маме скажу, и Баварии - всем, всем!
  180. В первый раз в жизни совсем счастлива... веришь ли, Леночка...
  181. Говори же толком.
  182. - Ах, пустите меня к ним!
  183. Пустите, ради Бога,
  184. Ради Бога, пустите к ним!..
  185. Пустите меня теперь к нему... к Нюре...
  186. Прошу вас!
  187. Умоляю!
  188. Сейчас же приведи себя в порядок, перемени фартук -…- и ступай в гимназию!
  189. - Ну, будьте умными хоть сегодня!
  190. - Здравствуйте, дети,
  191. - Иконина-вторая, отвечайте,…
  192. - Ну и расскажите мне,…
  193. - Иконина, опомнитесь!
  194. - Иконина, стыдись!
  195. - Не будете проказничать больше, а?
  196. - Не буду, Иваныч,
  197. - Постойте, постойте, барышня!
  198. А вот закройтесь-ка да застегнитесь получше...
  199. Потеплее кутайтесь!
  200. Гляди!
  201. - Хочу!
  202. Хочу!
  203. Полетим, Снежинка!
  204. - Летим!
  205. Летим!
  206. Летим в город, Снежинка!
  207. - Сама увидишь!
  208. Сейчас увидишь!
  209. - Смотри в окно!
  210. - Теперь летим в другое место, в дом моих родных!
  211. Проси чего хочешь!
  212. - Успокойся, Мишель,…
  213. Ненавижу вас за Лену, ненавижу!
  214. - Летим скорее!
  215. Летим отсюда!
  216. Покажи мне мою маму, царевна Снежинка!
  217. ... смотри!
  218. Не оставляй меня одну!
  219. - Пожалуйста, Снежинка, ляг со мною...
  220. Отдохни.
  221. - Спасите меня!
  222. Спасите!
  223. Спасите!
  224. - О, папочка, позволь мне рассказать ей…
  225. Можешь себе представить мое удивление и ужас…
  226. Не говори так!
  227. Не дразни меня!
  228. - Слушай же, Лена,…
  229. Не скажу,…
  230. - Не смей уходить, Ленуша!
  231. Не смей уходить!
  232. Умру с горя...
  233. Прости, прости меня, Анна!

Неопределённо-личные предложения

  1. Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем.
  2. Белый ящик принесли в церковь,…
  3. …, куда и опустили мамочкин гроб.
  4. Потом яму забросали землею, поставили над нею белый крестик…
  5. Несутся как угорелые и сбивают с ног порядочную публику!
  6. Вчера в Рыбинске мне ее передали с рук на руки, чтобы к дяденьке доставить в Петербург.
  7. - Звонят!
  8.  …, там ее и вымуштруют...
  9. Когда подали сладкое- что-то красивое, розовое и пышное, в виде башенки, на большом фарфоровом блюде,…
  10.  Меня отдадут в гимназию?
  11.  …, где, наверное, меня не встретят так, как здесь.
  12.  …,и меня в детскую к Нинке и к Баварии перевели...
  13. И подраться-то как следует не умеют.
  14.  Мне грозят розгами!
  15. И, совершенно позабыв о том, что ради этой "убогой бедняги" меня заперли в комнату с совою и обещали высечь…
  16. Птицу звали Баварией…
  17.  … которого произвели в генералы.
  18.  …а потому только, что меня оклеветали перед этой милой ласковой начальницею гимназии, так живо напомнившей мне мою мамочку.
  19.  …всего только сутки как водворили у нас в доме эту девочку,…
  20.  … как тебя зовут?
  21.  …что вас сюда прислали, чтобы...
  22. Опять зажгли громадную висячую люстру в столовой и поставили свечи на обоих концах длинного стола.
  23.  …куда входили очень редко…
  24. Только Жюли и меня отправили в детскую учить уроки.
  25. Жюли наказали.
  26. Меня обвиняли - и в чем же?
  27. - Как же тебя пустили сюда?
  28.  Обижают вас.
  29. Тебя простили вчера в надежде…
  30. Жорж, ведь у вас в гимназии за это проучили бы здорово, а?
  31. Так бы "разыграли", …
  32.  По улицам Слона водили, как видно, напоказ…
  33.  …и меня потащили к дверям.
  34. Как тебя зовут, девочка?
  35. - Еленой меня зовут у дяди…
  36.  … и нас распустили на рождественские каникулы по домам.
  37.  Там уже танцевали.
  38. Мне подарили хорошенький бювар с массою карточек и конвертов.
  39.  … елку убрали.
  40.  В зале открыли форточки, а нас, детей, повели ужинать.
  41. Стали задавать шарады.
  42. Что мне запретили сноситься с другими детьми…
  43. И тебя из-за меня, негодной, тогда еще высечь хотели.
  44.  …за которую бы меня наказали, оставив в гимназии на неурочное время.
  45.  … когда тебя, бесчувственную, замерзшую, два часа тому назад привезли сюда!
  46.  Сейчас же позвали доктора...
  47.  Приняли меры...
  48.  …, как будто меня отнимали от нее,…
  49.  Нас, очевидно, ждали.

Назывные предложения

  1. - Петербург!
  2. - Фигура! (в этом предложении ребята не обращаются к Лене, а обсуждают её между собой)
  3. Лужа.
  4. - Любимая мамина японская ваза.
  5. - Неправда!
  6. - Отвратительная девчонка!
  7. Длинный крючковатый нос, тонкие бледные губы, нездоровый цвет кожи и густые чёрные брови на низком, упрямом лбу.
  8. Бедная, бедная девочка!
  9.  - Не твоё дело!
  10.  - Ножницы… игольник… напёрсток… протыкалочки…
  11.  Целое хозяйство…
  12.  Крик… стон… слёзы… вопли.
  13.  Три капли!
  14.  Бедная Жюли!
  15.  Первая дверь направо!
  16.  Первая дверь…
  17.  - Иконина-вторая!
  18.  - Сестра Юлии Икониной.
  19.  - Точка.
  20.  Срам!
  21.  Позор!
  22.  Правда, Ивина!
  23.  Правда!
  24.  Ревельская килька…
  25.  Хороший рассказ.
  26. Бедный Яковлев!
  27. Ну и денёк!
  28.  Такая чудесная жизнь!
  29.  Мужицкое имя.
  30.  Бедный Толя!
  31.  Бедный Пятница!
  32.  Рождественский сочельник…
  33.  Папиного начальника дочь.
  34.  Очень важная барышня.
  35.  Дочь министра!
  36.  Начальница, дочь министра!
  37.  Моя подруга!
  38.  Глупая шарада!
  39.  - Немецкая диктовка!
  40.  Фу, гадость!
  41.  Красная книжка Японки!
  42.  - Моя книжка… красная книжка!..
  43.  Печальные глаза.
  44. Шесть часов!
  45. Настоящий крещенский морозец.
  46.  Какая тишина!
  47.  Какая мёртвая тишина!..
  48. Прелестная белокурая девочка…
  49.  Чудо!
  50.  …, огонь.
  51.  Бедная девочка!
  52.  Бедная малютка!
  53.  Милый дядя!

Безличные предложения

  1. Да, мне все еще кажется,…
  2. …, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы...
  3. И вдруг мне стало так холодно-холодно!
  4. Потом в голове у меня зашумело,…
  5. В нашем приволжском городе не было так шумно.
  6. Тут насмерть убить, не только ушибить можно.
  7. Показалось ей,…
  8. - Полно, сударыня, над дитятей неразумным потешаться,
  9. Молчать!
  10. Нет у меня времени лишнего возиться с тобою.
  11. Живо!
  12. Марш!
  13. Такой роскоши мне никогда еще не доводилось видеть,…
  14. Не смей называть меня нищей!
  15. Надо пожаловаться мамзельке.
  16. Вероятно, ей тяжело видеть,…
  17. - Молчать!
  18.  Нечего дичиться.
  19.  Живо!
  20.  … - тебе орденов и звезду захотелось?
  21.  Мне жаль,…
  22.  Всего только полчаса как у вас в доме, а уже успела наделать много дурного.
  23. - Должно быть!
  24. Сколько раз ей сказано не трезвонить так!
  25. Мне стало до слез жалко ее.
  26. Нечего на ни в чем не повинных вещах показывать свой прелестный характер.
  27. Вечером будет поздно.
  28. Хотя мне пришлось всего только два часа провести в семье дяди…
  29. - И не стыдно вам трогать то…
  30. Все-таки мне раньше не так попадало…
  31. Мне ни чуточки не было страшно.
  32. Ветром пахнуло мне в лицо от этих крыльев…
  33. - Никакого чудовища и не было!
  34.  … но смей мне только еще раз обидеть кого-нибудь из детей.
  35.  Высечь!
  36.  Меня - высечь?
  37. - Ничего нет страшного в этом…
  38.  Марш спать!
  39. Мне оставалось только повиноваться.
  40. Вероятно, ей не пришлось устроиться более удобно,…
  41. Мне было очень странно видеть и эту убогую постель, и старенькое одеяло в роскошной обстановке моего дяди.
  42. Мне было бесконечно жаль ее.
  43. А мамочке как хорошо будет там, на небе…
  44. - Ай-ай-ай, как нехорошо, девочка!
  45. - И не стыдно тебе, девочка?
  46. Ах, как мне было стыдно!
  47. Мне хотелось заплакать - так мне было стыдно.
  48.  …что сказать нельзя!
  49.  … надо стараться исправиться…
  50. Ни одной ошибки, и написано чисто и красиво.
  51. Ей, казалось, вовсе не было стыдно -…
  52. Стыдно, очень стыдно!
  53. - Да как же ей не гордиться:…
  54. - Травить Яшку!
  55. Извести его за это хорошенько!
  56. В следующий же урок затопить ему баню!
  57. По бледному лицу Жюли было видно…
  58. Тут не полагается колясок…
  59. Мне было сердечно жаль ее.
  60.  …и мне было очень жаль последнюю.
  61. Было очень трудно поспевать за ним…
  62. - Стыдно плохо учиться…
  63.  … как мне тяжело будет жить на свете без мамочки…
  64.  … и потому было ужасно странно видеть его самого в слезах.
  65.  …чтобы кормить Фильку сырым мясом и подрессировать его на свободе.
  66.  Меня точно варом обдало.
  67.  Во рту стало горько, и как-то холодно зараз.
  68. - Не смейте трогать Лену!
  69.  - Мадемуазель, не смейте сечь Лену!
  70. …, потому что тогда ей больно и страшно.
  71. И так мне жалко тебя стало, бедную сиротку!
  72.  …но на душе у меня было светло и радостно.
  73. В первый раз со смерти мамочки у меня стало весело на душе:…
  74. - Жаль мне вас, барышня!
  75. И Нюрку с Сергеем знакомиться привел.
  76. Очень рады будем вас видеть...
  77. Мне разом стало хорошо и весело с ними.
  78.  … как ей легко и весело учиться в школе…
  79.  …, в котором, должно быть, холодно и сыро подчас.
  80.  Мне стало ужасно стыдно за мою двоюродную сестру, стыдно перед Никифором Матвеевичем и его детьми.
  81.  Мне стало даже жарко под этим взглядом…
  82.  Гнать Никифора Матвеевича, Нюрочку, Сережу!
  83. - Пора в гимназию!
  84.  Мне в гимназию надо.
  85.  …, точно ей было стыдно чего-то.
  86.  Классной дамы не было,…
  87. - Травить!
  88. …травить Яшку сегодня же!
  89. Разве это можно?
  90. Только надо придумать, чем его травить...
  91. - Отлично.
  92. Мне хотелось встать и сказать им…
  93. - Холодно, девицы!
  94. - Небось нащипало вам нос и щеки…
  95. - Довольно!
  96. - Стыдно школьничать!
  97.  Ей не хотелось огорчать Яковлева и получать дурную отметку в классном журнале,…
  98. - Молчать!
  99. … жаль ли мне было замученного классом учителя или совести не хватило следовать примеру моих подруг,…
  100. - Отлично, Иконина!
  101. - А про вас всехбудет доложено начальнице.
  102. - Вон ее!
  103. Прочь из класса!
  104. Вон, сию же минуту вон!
  105. Как мне жаль тебя!
  106. Но если тебе уж очень тяжело будет,…
  107. …так же приходилось мне терпеть от злых выходок Ниночки и Жюли…
  108. потому что уроков учить не полагалось…
  109. - Очень нужно!
  110. - У меня нет подруг, дядя!
  111. - Ну а так у тебя помимо гимназии разве нет подруг?
  112. Пригласить графиню Анну?
  113. Надо ехать за покупками к балу.
  114. - Очень приятно быть знакомою с дочерью какого-нибудь министра.
  115. Остроумно!
  116. Молчать!
  117. Сам молчать!
  118. Очень любезно заставлять искать себя!
  119. - Ступай одеваться!
  120. - Мне нечего одеваться.
  121. Не смей портить нам праздника!
  122. Верно, начальница!
  123. Нечего сказать!
  124. - Ступай встречать свою гостью, Мокрица!
  125. - Как мне жаль вас.
  126. … и не будет казаться!
  127. Мне было очень больно за девочку.
  128. Смешно было составить такую танцующую пару.
  129. Мне было стыдно взглянуть на мою новую подругу:…
  130. Да мне и не обидно нисколько.
  131. С вами куда лучше побыть, чем без толку-то кружиться.
  132. - Очень рада познакомиться с вами.
  133. За ужином Нюрочке пришлось еще раз отличиться.
  134. Сейчас будем заниматься немецкой диктовкой.
  135. - Разве можно так кричать!
  136. Мне было бесконечно жаль бедную Японку.
  137. Мне придется сидеть с этим украшением в классе, ходить перемену по зале, стоять на молитве по окончании гимназического дня,…
  138. Убежать скорее и забиться куда-нибудь подальше в темный угол, пока не поздно.
  139. Но спать не могла до полуночи, пожалуй,…
  140. И завтра же непременно решила повиниться перед классом и Японкой.
  141. - Перестань дурачиться!
  142. Но для этого придется сделать какую-нибудь шалость или выкинуть какую-нибудь проделку,…
  143. …, - тебе жаль бедного Никифора Матвеевича и Нюру, да?
  144. - Что вам задано на сегодня?
  145. Темно, ни зги не видать...
  146. Надо пройти сначала длинную большую улицу, на которой такие высокие дома и роскошные магазины, потом повернуть направо, потом налево, потом опять направо и опять налево, а там все прямо, прямо до самого конца - до нашего домика.
  147. … как мне казалось, по длинной и широкой улице…
  148. Теперь уже ни шума езды, ни голосов, ни кучерских возгласов не слышалось вокруг меня.
  149. Ах, как хорошо!
  150. Как сладко отдохнуть так!
  151. …где не может быть жилья Нюры...
  152. - Только бы уснуть...
  153. - Больше мне ничего не надо!
  154. - Неужели не надо?
  155. Ах, как это должно быть весело!
  156. Ах, как хорошо лететь так высоко-высоко над землею, над белым снежным полем, над черным лесом.
  157. Там светло,…
  158. - Молчать!
  159. Мне страшно, мне страшно!
  160. Мне хочется утешить ее, успокоить.
  161. Мне самой так хорошо и тепло в широкой, мягкой постели под стеганым шелковым одеялом, на мягкой подушке, от которой так чудесно пахнет.
  162. Мне кажется,…
  163. Убитых не было, раненых также.
  164. У министра, должно быть, не было такого.
  165. - Хотелось бы быть постоянно со мною, хотелось бы сделаться сестрой моей?..
  166. Хотелось бы, Лена?
  167. Дразнить тебя!
  168. Мне так скучно живётся одной!
  169. Мне казалось,…
  170. - Лена, девочка моя, можно ли так пугать!
  171. - Не смей уходить, Ленуша!
  172. Не смей уходить!


Поделиться:

Рисуем кактусы акварелью

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Лиса-охотница

Шелковая горка

Ветер и Солнце