• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Статья "Живая память"

Опубликовано Мурзина Ольга Юрьевна вкл 16.07.2025 - 10:30
Мурзина Ольга Юрьевна
Автор: 
Ясюк Мария

Творческая работа в рамках конкурса "Времён связующая нить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasyuk_m_sochinenie.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

   

Живая память

 Яркий солнечный день. Один из тех дней, когда летняя жара ещё не наступила, но весна в разгаре. Мирное голубое небо... Знакомая дорога, родные улицы. Они будто сами ведут к старому знакомому трехэтажному зданию. Вот и оно. Над входом табличка «Школа Nº42». Кирпичные неоштукатуренные стены, окруженные высокими  и крепкими  тополями. Слышно, как прозвенел звонок, и тишина сменилась задорным детским смехом. Ребята выбегают из школы, прыгают вниз по ступенькам, радуясь тому, что уроки закончились. Начальные классы играют в школьном дворике, где птицы поют не смолкая. Старшеклассник все еще идет по школьным коридорам и обсуждает очередной учебный день со своими товарищами. Все точно так же, как и много лет назад, в далекие 1930-е годы, когда из этой же школы, но под номером 68, выбегали такие же мальчишки и девчонки. Кажется, что всегда так было и будет: кто-то навсегда прощается со школой, кто-то впервые садится за парту, одно поколение сменяет другое, а время летит и летит. Так бы оно, возможно, и было, если бы не военные годы.
     Война... Она пришла внезапно,  жестокая, коварная. Страшная беда, унесшая миллионы жизней и заставившая людей пережить горе и ужас, не обошла стороной ни одну семью, ни один дом — ни эту школу...

     Холодное декабрьское утро 1941 года. Небо затянуто мрачными серыми тучами, из-за которых изредка выглядывает солнце. Все та же улица, те же кирпичные стены. 68-ая школа? Нет, госпиталь, эвакогоспиталь Nº943, только начавший свою работу, был создан с одной целью — лечить раненых. Здесь, в его стенах, проходили реабилитацию солдаты, которые, несмотря на тяжёлые травмы, мечтали вернуться на фронт и продолжать защищать свою родину. Многие бойцы прибывали в  госпиталь с надеждой на восстановление, но не все возвращались к полноценной жизни — немало из них получали инвалидность и вынуждены были отправляться домой. Этот госпиталь стал символом надежды для раненых — надежды на жизнь, здоровье и возможность вновь встать на защиту своей страны. Осуществление столь нелёгкой задачи возглавил Золотухин Александр Николаевич — человек, отдавший все силы своей работе. Он конструировал всевозможные аппараты для восстановления здоровья больных, стремясь облегчить их страдания и ускорить процесс реабилитации. Александр Николаевич работал не покладая рук, его дни были заполнены заботами о пациентах и поиском новых методов лечения. Он понимал, что каждая спасённая жизнь — это не просто очередной успех, а возможность для солдата вернуться к своим близким и продолжать борьбу за мирное будущее. Он был предан своему делу, а сердце его горело желанием помочь каждому, кто попал в беду.
   От школы остался неизменным лишь внешний вид. На первом этаже располагался приемный покой, куда непрерывно поступали раненые. На этом же этаже находилась аптека, в которой работала Анна Михайловна Кобылкина, фармацевт с безграничной преданностью делу, обеспечивала пациентов необходимыми медикаментами, помогая облегчить их страдания. На втором этаже находились операционная, ординаторская и перевязочная, а также палаты, в которых размещалось до 360 бойцов.

    Каким же внимательным и заботливым был медицинский персонал, состоящий в основном из женщин — матерей, сестер и дочерей. На их плечи легла тяжесть военных будней, и они справлялись с этой ношей с мужеством и самоотверженностью. Молодые санитарки  бесстрашно занимались обработкой ран и перевязками. От жуткого зрелища крови и тяжелого запаха у них захватывало дух, и порой наступало полуобморочное состояние. Но, преодолевая себя, они продолжали выполнять свою работу. В это время на операционном столе круглосуточно шла борьба за жизни раненых бойцов — процесс, в котором участвовали люди в белых халатах с поистине мужественными сердцами и большими душами. Ксения Яковлевна Русалеева, главный врач, несла на своих плечах всю ответственность за лечебный процесс. Ее лидерство вдохновляло команду, а профессионализм позволял творить настоящие чудеса. Медики собирали людей буквально по крупицам. Они жили на работе, спасая жизни бойцов...
   Дети и подростки не остались в стороне, они также проходили через испытания военного времени. Продолжая учиться в ДК ЛВРЗ и в вечерней школе, ребята в конце занятий бежали в госпиталь и помогали медперсоналу ухаживать за ранеными. Они стирали и гладили бинты, делали перевязки. Писали письма, помогали разыскивать родных. Писали письмо в Ленинград, на родину раненого бойца Вани. И вот пришел ответ... Вся его семья погибла во время блокады. А вот очень красивый девятнадцатилетний танкист из Пензы, восстановив здоровье, второй раз поехал из госпиталя на фронт, откуда больше не вернулся... Школьники  продолжали писать письма, водили больных на прогулку, прямо в палатах показывали маленькие концерты. Они всячески старались поднять дух солдат, а те с нетерпением ждали детей, угощали их кусочками сахара. Это было очень мило и трогательно. Все они - медработники, подростки, дети отдавали сердце и душу больным.
     А тем временем учителя и учащиеся школы Nº68 воевали на фронтах, собирали средства на постройку танка, организовывали пошив и сбор теплых вещей для фронта. Девочки-ученицы осваивали профессию медсестры. За период войны удалось собрать 480 посылок для фронта и 10300 рублей. 120 учеников и 10 учителей сражались на фронтах...
   Где-то совсем рядом прозвенел детский смех и вернул к действительности... Это здание больше не госпиталь. В его стенах больше не слышны звуки шагов медсестер и не доносятся крики раненых. Теперь вместо приемного покоя и аптечного пункта — просторное фойе, наполненное светом и радостью. Кабинеты начальных классов, где вместо лекарств и перевязок царит атмосфера учебы и дружбы. А где же операционная, перевязочная, ординаторская? Вместо них теперь учительская, кабинет завучей, кабинет директора — места, где принимаются важные решения о будущем детей. И вместо палат, где когда-то лежали истерзанные войной солдаты, теперь уютные кабинеты для учащихся. Парты аккуратно расставлены, новая зеленая доска, а учительский стол украшают свежие цветы. В коридорах нет медперсонала, только оживленная толпа детей: они смеются, играют, обсуждают последние новости из жизни школы. Шумный смех и радостные голоса заполняют пространство, создавая атмосферу полной жизни и надежды.

      Теперь это снова школа. Сорок вторая школа, окруженная высокими тополями. Теми самыми тополями, посаженными в конце войны бойцами в память о пребывании в госпитале. Их маленькие ростки стали большой и красивой аллеей, где дети могут играть и мечтать о будущем. Закончилась война. Она прошла много лет назад, но воспоминания о тех страшных днях и ночах остаются. Они не сотрутся из памяти. Кирпичные стены этой школы помнят ужас, боль, страх, смерть и кровь — все то, что принесла война. Они были свидетелями бессонных ночей обессиленных врачей, их героического труда и самоотверженной борьбы за жизни раненых.
    Будут ли знать и помнить об этом учащиеся этой школы? Возможно, не все из них осознают всю тяжесть исторического бремени, которое лежит на этих стенах. Учителя расскажут детям о том, как здесь когда-то спасали жизни. Возможно, они увидят старые фотографии на стенах или услышат истории от своих бабушек и дедушек. И тогда в минуты тишины между уроками, когда смех утихнет, они смогут почувствовать связь с прошлым — с теми, кто боролся за мирное будущее, которое теперь принадлежит им.


Поделиться:

Сверчок

Зимний лес в вашем доме

Городецкая роспись

Хитрость Дидоны

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью