Бондиков Иван в своей работе осветил тему восточных мотивов в музыке русских композиторов: Римского - Корсакова в сюите "Шехерезада",Глинки в опере "Руслан и Людмила" - восточные танцы в чертогах Черномора.
Сикало Кирилл в форме презентации провёл исследовательскую работу о творчестве Ф.Шопена.
Вложение | Размер |
---|---|
vostok_v_muzyke.doc | 31.5 КБ |
vostok_v_muzyke.ppt | 2.07 МБ |
issled_rab_f.shopen_-_sikalo_kirill.pptx | 2.41 МБ |
Восток в музыке русских композиторов
Учитель музыки:
Щёголева Л.В.
Подготовил:
ученик 4А класса
Бондиков Иван
2014/2015 учебный год
Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Так как только в 1801 г. Грузия стала частью России и стало возможно посещать Кавказ, который давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от свей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19 в. Своим появлением обязаны именно Кавказу. Когда мы
говорим о них, прежде всего вспоминаются имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
В 1823 г. Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В душе Глинки неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей и красочные картины народной жизни – первое прикосновение к подлинному Востоку. “Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов” – писал он в
воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки. Всё это нашло отражение в опере Глинки “Руслан и Людмила” (Восточные танцы)
Как же в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова. Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
Источником создания сюиты послужило прочтение сказки “Тысяча и одна ночь”. Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара, вобрали в себя ритмику, пестроту восточной музыки.
В чем же особенности восточной интонации?
– многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;
– мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;
– часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Жизнь и творчество Ф. Шопена» Выполнил ученик 5 класса Сикало Кирилл Учитель: Л.В.ЩеголеваСлайд 2
“ Тут вся Польша: её народная драма, её чувства, красота в людях и человеч-ность, рыцарский гордый характер, её думы и песни...” Б.Астаф ье в ШОПЕН 1810 – 1849 Фридерик Франсоа
Слайд 3
Родился 1 марта 1810 г. в м. Желязова Воля, близ Варшавы.
Слайд 4
Дом, в котором родился Шопен
Слайд 5
Николя Шопен, отец композитора Юстина Кржижановская , мать композитора
Слайд 6
Полонез соль минор Фридерик написал в 7 лет
Слайд 7
В возрасте 14-15 лет Шопен придумывает свои первые мазурки (всего их 60 у композитора )
Слайд 8
В 1831 году Шопен едет в Париж, как оказалось навсегда
Слайд 9
17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер
Слайд 10
Похоронен Шопен в Париже на кладбище Пер Ляшез
Слайд 11
«Мое сердце там, где моя Родина» ( надпись на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце Шопена)
Слайд 12
Музыка не имеет Отечества; Отечество её- вся Вселенная. Ф. Шопен
Зимняя сказка
Как нарисовать лимон акварелью
Осенняя паутина
Позвольте, я вам помогу
Лиса и волк