В этой работе есть описание опытов, проделанных автором, рассмотрены проблемы, связанные с физикой, которые заставляют вас посмотреть на известные вещи с неожиданной стороны. Для оживления интереса к физическим опытам введен теоретический материал о гальваническом элементе, смачивании и несмачивании, капиллярных явлениях, написанный в доступной форме. О том, как вреден пирсинг и татуировки с физической точки зрения, рассказывает в своей работе автор. Работа будет интересна учащимся средних и старших классов, а также лицам, занимающихся самообразованием.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.77 КБ |
![]() | 2.72 МБ |
Муниципальное Образовательное Учреждение
Одинцовская Средняя Общеобразовательная
Школа № 9 имени М. И. Неделина
Научно-практическая работа по физике на тему:
«Физика за здоровый образ жизни»
Выполнила уч-ца 9 класса «Б»
Маркина А.
Научный руководитель
Мунтян Т. В.
г. Одинцово 2011
Содержание:
1. Введение.
Современная молодежь, стараясь выделиться из «толпы», прибегает к различным татуировкам и пирсингу. Пытаясь быть модными и красивыми, никто из них не задумывается о своем здоровье. А ведь именно такая игра «в красоту» оказывается плачевной.
В своей работе я разобрала этот вопрос с точки зрения физики, ведь эти процессы организма стоят на втором месте после химических.
Задачи:
2. Химические источники электроэнергии. Гальванический элемент
Гальванический элемент — химический источник электрического тока, названный в честь Луиджи Гальвани. Принцип действия гальванического элемента основан на взаимодействии двух металлов через электролит, приводящем к возникновению в замкнутой цепи электрического тока. ЭДС гальванического элемента зависит от материала электродов и состава электролита.
Действие гальванического элемента основано на протекании в нем окислительно-восстановительной реакции. Гальванический элемент состоит из двух пластин, изготовленных из различных металлов и погруженных в раствор электролита. В такой цепи возможно пространственное разделение окислительно-восстановительной реакции: окисление протекает на одном металле, а восстановление - на другом. Таким образом, электроны передаются от восстановителя к окислителю по внешней цепи.
Ряд стандартных электродных потенциалов позволяет решать вопрос о направлении самопроизвольного протекания окислительно-восстановительных реакций. Из двух электрохимических систем можно составить гальванический элемент. При его работе электроны будут самопроизвольно переходить от отрицательного полюса элемента к положительному, т.е. от электрохимической системы с более низким значением электродного потенциала к системе с более высоким его значением. Это означает, что первая из этих систем будет выступать в качестве восстановителя, а вторая - в качестве окислителя. Электрод, на котором протекает окисление, называют анодом. Электрод, на котором протекает восстановление, называют катодом.
Теперь, рассмотрим, как работает медно-цинковый гальванический элемент (элемент Якоби - Даниэля). Этот элемент состоит из медной пластины, погруженной в раствор сульфата меди (медный электрод), и цинковой пластины, погруженной в раствор сульфата цинка (цинковый электрод). Оба раствора соприкасаются друг с другом, через перегородку, изготовленную из пористого материала.
При размыкании цепи в этом гальваническом элементе устанавливается равновесие между цинковым электродом и раствором сульфата цинка, а также между медным электродом и раствором сульфата меди. При замыкании внешней цепи электроны перемещаются от электрода с более низким потенциалом (цинкового) к электроду с более высоким потенциалом (медному).
На цинковом электроде протекает реакция окисления: на поверхности его соприкосновения с раствором, атомы цинка превращаются в ионы и переходят в раствор. Освободившиеся при этом электроны движутся по внешней цепи к медному электроду. Этот процесс можно схематически представить в виде уравнения полуреакции:
Zn = Zn2+ + 2e–
На медном электроде протекает восстановление ионов меди: электроны, приходящие сюда от цинкового электрода, соединяются с выходящими из раствора ионами меди; образуются атомы меди, выделяющиеся в виде металла. Эту полуреакцию можно представить в виде следующего уравнения:
Cu2+ + 2e– = Cu
Суммарное уравнение реакции получится при сложении уравнений обеих полуреакций. Из этого опыта следует то, что при работе гальванического элемента электроны от восстановителя переходят к окислителю по внешней цепи, на электродах идут электрохимические процессы, в растворе наблюдается направленное движение ионов.
Направление движения ионов в растворе обусловлено электрохимическими процессами. У цинкового электрода катионы (положительно заряженные ионы) выходят в раствор, создавая в нем избыточный положительный заряд, а у медного электрода раствор, наоборот, все время обедняется катионами, так что здесь раствор заряжается отрицательно. В результате этого создается электрическое поле, в котором катионы (Zn2+ и Cu2+) движутся от цинкового электрода к медному, а анионы – SO42– – в обратном направлении. В итоге жидкость у обоих электродов остается электронейтральной.
Рис.1 Схема движения заряженных частиц при работе медно-цинкового гальванического элемента.
В медно-цинковом элементе цинковый электрод является анодом, а медный - катодом.
Вообще электрическую энергию может дать любая окислительно-восстановительная реакция. Но число реакций, реально используемых в химических источниках электрической энергии, мало. Это связано с тем, что не всякая окислительно-восстановительная реакция позволяет создать гальванический элемент, обладающий практически ценными свойствами (высокая и практически постоянная ЭДС, возможность отбирания больших токов, длительная сохранность и др.). Помимо этого, многие окислительно-восстановительные реакции требуют расхода дорогостоящих веществ.
В отличие от медно-цинкового элемента, во многих современных гальванических элементах и аккумуляторах используют не два, а один электролит; такие источники тока значительно удобнее в эксплуатации. Например: в свинцовом аккумуляторе электролитом служит раствор серной кислоты.
В большинстве выпускаемых в настоящее время гальванических элементах анод изготовляется из цинка, а в качестве вещества для катода обычно применяют оксиды менее активных металлов.
3. Пирсинг
Пирсинг — одна из форм модификаций тела, создание прокола, в котором носят украшения. Любой прокол может привести к необратимым последствиям, таким как заражение крови, аллергическая реакция.
Но в своей работе я рассматривала пирсинг ротовой полости. Хочу сразу отметить, что реакции, возникающие при этом пирсинге, схожи со стоматологическими последствиями установки металлических коронок или пломб.
Пирсинг ротовой области влечет к появлению гальванических токов в организме человека. Как мы уже знаем, для возникновения тока нужны две различные металлические пластинки, погруженные в электролит — кислую или щелочную жидкость. Серьга, используемая для пирсинга, и столовые приборы являются источниками тока, а в качестве электролита выступает слюна и еда. Ток, возникающий между однородными металлами, минимален. Если же составы металлов отличаются друг от друга, то увеличивается и сила тока.
Наиболее характерными признаками заболеваний являются: изменение вкуса (привкус металла, кислоты, соли, горечи), парестезии различных участков слизистой оболочки полости рта и языка, глоссалгия, стомалгия. Они всегда сочетаются с объективными изменениями слизистой рта, губ и языка: гиперемией, отеком, папулами, эрозией, афтой, язвой, точечными кровоизлияния, очаговым пародонтитом. Наряду с местными могут развиваться и реакции, удаленные от слизистой полости рта (ринит, крапивница, дерматит, экзема), которые либо сопутствуют указанным выше субъективным и объективным симптомам, либо, что значительно реже, являются единственным проявление патологии.
Парестезия — один из видов расстройства чувствительности, характеризующийся ощущениями онемения, чувства покалывания, ползания мурашек.
Стомалгия и глоссалгия – заболевания, проявляющиеся почти постоянными болями и парестезиями в области языка и слизистой оболочки полости рта.
Гиперемия (от греч. Ὑπερ — «сверх-» и греч. αἷμα — «кровь») — переполнение (выше нормы) кровью сосудов кровеносной системы какого-либо органа или области тела.
Папула (papula; сип. узелок) – морфологический элемент кожной сыпи, представляющий собой бесполостное образование, возвышающееся над уровнем кожи.
Эрозия (от латинского erosio – разъедание) – поверхностный дефект кожи или слизистой оболочки, локализующийся в пределах эпидермиса (эпителия) и заживающий без образования рубца.
Афта небольшое изъязвление (единичное или множественное) полости рта в виде белых или красных пятнышек.
Гипотеза: при пирсинге в ротовой полости возникает источник тока – гальванический элемент, создающий и поддерживающий некоторое время электрическое поле. Под действием этого поля свободно перемещаются зараженные частицы. Сила тока увеличивается в зависимости от температуры пищи.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока
Цель работы:
Убедиться на опыте, что сила тока зависит от температуры и вида электролита.
Приборы и материалы: Миллиамперметр, соединительные провода, ложка, серьга, электролит (Coca-Cola, Fanta), термометр, кипятильник, стакан.
Описание опыта:
Проведенный мною опыт доказал, что при наличии серьги, ложки и раствора создается гальванический ток, силу которого мы можем измерить.
Температура электролита (°С) | 20 | 24 | 32 | 37 | 40 |
Сила тока (мА) | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Измерив, физические величины: температуру и силу тока вношу данные в таблицу на основе, которой буду строить график. Поскольку сила тока в обоих опытах при разных электролитах (Coca-Cola, Fanta) практически одинакова я построила общий график.
График зависимости силы тока от температуры электролита показал линейную зависимость, т.е. с ростом температуры сила тока увеличивается, следовательно, увеличивается действие тока на человеческий организм. Очень важно рассмотреть биологическое действие тока, потому что в школьном курсе физики при объяснении действий электрического тока в 8 классе это действие не изучается.
4. Смачивание и несмачивание.
Рассмотрим вопрос смачивания и несмачивания жидкостями твёрдых тел. Жидкость, растекающаяся тонкой плёнкой по данному телу, смачивает поверхность. Жидкость, не растекающаяся по поверхности твёрдого тела, а собирающаяся в каплю, не смачивает данное тело. Например: вода смачивает чистое стекло, но не смачивает парафин; ртуть не смачивает стекло, но смачивает алюминий.
Объяснить это явление несложно: если силы притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела больше, чем между молекулами жидкости, то возникает смачивание. Если силы притяжения между молекулами жидкости больше, чем между молекулами жидкости и твёрдого тела, то возникает несмачивание.
Визуально легко определить, когда жидкость смачивает твёрдое тело, а когда – нет.
При смачивании мениск вогнутый, краевой угол острый. При несмачивании мениск выпуклый, а краевой угол
тупой. Если жидкость смачивает капилляр, то благодаря действию сил поверхностного натяжения жидкость поднимается на высоту h относительно уровня жидкости в широком сосуде. В случае несмачивания она опускается на высоту h. Явления поднятия или опускания жидкости в капиллярах под действием сил поверхностного натяжения называются капиллярными явлениями. Эти явления обусловлены действием равнодействующей сил поверхностного натяжения, которая в случае смачивания направлена вверх, а в случае несмачивания – вниз.
Трубки, внутренний диаметр которых соизмерим с диаметром волоса (или меньше) называют капиллярами (от греческого «каппилярис» - волосной, тонкий). Смачивающая жидкость в капиллярах поднимается вверх, а несмачивающая – опускается вниз. Явления, обусловленные втягиванием смачивающих жидкостей в капилляры или выталкиванием несмачивающих жидкостей из капилляров, называют капиллярными явлениями.
5. Капиллярные явления в природе и технике.
Можно наблюдать капиллярные явления в трубках и в узких щелях. Если образовать узкую щель в двух стеклянных пластинах, опущенных в воду, вода между ними поднимется, высота столба жидкости зависит от расположения пластин. Капиллярные явления играют большую роль в природе и тех нике. В растениях есть много капилляров. Капилляры есть в стволах деревьев, по ним влага достигает вершины дерева, а затем испаряется с листьев. Точно также поднимается на поверхность вода из почвы. Диаметр капилляров в почве зависит от ее плотности. Чтобы предохранить землю от пересыхания весной ее вспахивают, разрушая почвенные капилляры. Для осушения почвы ее утрамбовывают. На плодородие почвы влияет ее состав и капиллярность. Если много песка – нет воды. Если много глины, то много воды, нет воздуха.
Капиллярные явления учитывают при строительстве. Прокладывают гидроизоляцию между фундаментом и стеной дома, чтобы влага не попадала в кирпич. В бумажной промышленности при изготовлении офисной бумаги в ее состав включают специальное вещество, закупоривающее капилляры, для обеспечения высокого качества печати. Салфетки и туалетная бумага содержат много капилляров для впитывания влаги. Обратными свойствами обладает глина – она не пропускает воду, поэтому из нее делают посуду.
Капиллярные явления имеют огромное значение и в природе. Например, личинки комаров крепятся к поверхностной пленке воды снизу при помощи несмачивающихся щетинок, которые защищают их органы дыхания. Это происходит потому, что у личинок нет жабер. Благодаря несмачиванию лапок водомерок, они скользят по воде, не утопая, под действием давления лапок поверхностный слой воды лишь прогибается. Так же, как и водомерки, подобно фигуристам, катаются береговые пауки по воде.
У водоплавающих птиц перья и пух всегда смазаны жировыми выделениями, поэтому они не промокают. Вода не вытесняет воздух в перьях утки, защищая ее от холода и, действуя как спасательный пояс, увеличивает плавучесть.
Из почвы по капиллярным трубочкам в корни растений к нитям-капиллярам поступает влага. От корней растений влага поднимается по стволам (стеблям), веткам в листья. Растительные и животные ткани состоят из огромного количества капиллярных сосудов. Явление диффузии помогает дышать и питаться организму через капилляры.
Листья расположены далеко от корня и им всегда нужна вода. При испарении лист теряет воду, а у корня избыток воды. Решить проблему можно следующим образом: из корня доставить воду в листья по стеблю. В стебле есть капилляры, по ним вода доставляется к листьям. У покрытосеменных растений они представляют собой длинные полые сосуды. Их стенки покрыты целлюлозой и лигнином. Такие сосуды называется ксилемой (от греч. [ксилон] – дерево, деревянный брусок).
В листьях существуют так называемые устьица, через которые лист дышит. Вода привела бы к заливанию этих устьиц, и листья бы не дышали. Поэтому на листьях существует воскообразный налет, которых не дает залить устьица. Из-за такого налета солома не промокает, поэтому не намокнешь в стогу сена, и не протечет соломенная крыша.
Кровеносные сосуды пронизывают всё тело. Они неодинаковы по строению. Среди сосудов кровеносной системы различают артерии, вены, капилляры и др.
Артерии — сосуды, по которым кровь движется от сердца. Артерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагеновые и эластические волокна. Они очень эластичные и могут сужаться или расширяться, в зависимости от количества перекачиваемой сердцем крови.
Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку. Через стенку капилляров осуществляется отдача питательных веществ и кислорода из крови в клетки и переход углекислого газа и других продуктов жизнедеятельности из клеток в кровь.
Вены — это сосуды, по которым кровь движется к сердцу. Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий и содержат соответственно меньше мышечных волокон и эластических элементов.
Чем дальше от сердца, тем больше разветвляются крупные артерии, а мелкие артерии переходят в тончайшие капилляры. Слой плоских клеток, образующих стенки, пропускает растворенные в плазме крови вещества, проходят в жидкость ткани, затем в клетки. Осуществляется и обратный процесс – проникновение продуктов жизнедеятельности клеток сквозь стенки капилляров из жидкости ткани в кровь. Огромное количество капилляров – 150 миллиардов, в организме человека – можно вытянуть в одну линию и опоясать земной шар по экватору 2,5 раза. Из капилляров кровь собирается в вены. В венах кровенное давление небольшое, ведь стенки их тоньше стенок артерий.
6. Татуировки
Татуировка — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.
Нанесенная татуировка со временем приводит к проникновению красящих пигментов во внутренние слои эпителия посредством диффузии.
Диффузия – движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию концентраций или к установлению равновесного распределения концентраций частиц данного сорта в среде.
Татуировка это болезненный, небезопасный и причиняющий вред здоровью процесс. Кожа, возможно, слишком сильно среагирует на иглу, и долго не будет заживать. Организм может начать отторжение краски, что приведет к образованию большой раны и сильно испортит нанесенный рисунок, нагноению в области тату. Наконец, в салонах, которые больше напоминают ночной клуб для металлистов, мастер может забыть поменять иглу и перенести на вас какой-нибудь вирус, оставшийся от предыдущего клиента. Полной гарантии безопасности в случае с татуировками не даст никто.
Раньше считалось, что тату наносят лишь люди, отбывающие срок. Однако сейчас это стало модной тенденцией. Широкое распространение татуировок среди молодежи и несовершеннолетних, как на свободе, так и в условиях ее лишения и ограничения, вызывает законную тревогу у педагогической общественности и правоохранительных органов.
Молодые люди наносят узоры на свое тело для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Однако, взрослея, зачастую переосмысливают свои ценности и мечтают поскорее избавиться от клейма на теле.
Гипотеза: капиллярные явления наблюдаются в процессе татуирования кожи, краска проникает вглубь и отравляет организм с помощью диффузии.
Исследование зависимости глубины проникновения краски от времени
Цель работы:
Убедиться на опыте в том, что краска проникает в кожный покров с течением времени.
Приборы и материалы:
Свиная кожа, канцелярская тушь, игла, линейка, резиновые перчатки, бумажная салфетка, клеенка.
Описание опыта:
Опыты, проведенные мною, доказывают, что краска проникает глубоко в организм человека, с течением времени переносится кровью по капиллярам и как следствие отравляет внутренние органы.
В проведенном мною опыте наглядно показано проникновение краски в нижние слои эпидермиса.
Время (неделя) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Глубина проникновения (мм) | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,5 |
Измерив физическую величину: глубину проникновения вношу данные в таблицу на основе, которой буду строить график.
График зависимости глубины проникновения краски в подкожные слои показывает, что с течением времени краска проникает все глубже, что создает угрозу постепенного отравления организма.
7. Заключение:
В своей исследовательской работе я рассмотрела явления смачивания и несмачивания и капиллярных явлений на примере татуировок, образования гальванического элемента при пирсинге. Я собрала и обработала информацию на данную тему, провела ряд опытов, подготовила презентацию. Эта тема очень большая и значительная, интерес к ней всегда огромен и, конечно, за один проект познать её невозможно. Я предлагаю поискать вам ответы на возникшие вопросы в книгах, на сайтах и форумах интернета.
В процессе своей исследовательской деятельности я поняла, что явления смачивания и не смачивания, капиллярные явления широко распространены как в повседневной деятельности, так и в природе, знания в этой области находят широкое применение в быту.
Выдвинутые мною гипотезы о возникновении гальванического элемента в ротовой полости и проникновении красителя путем смачивания и капиллярных явлений в подкожные слои тела оказались верными. Опыты, проведенные мною, подтвердили мои предварительные догадки, как будут протекать физические процессы. Проведенные во время опытов измерения тоже не опровергли мои гипотезы. На основании выполненных измерений во время физических опытов мною построены графики, иллюстрирующие зависимость физических величин.
Подводя итог под всем выше сказанным, хочется предупредить молодых людей, перед тем как пойти на такой шаг, как тату или пирсинг, сначала задумайтесь над последствиями вашего выбора.
8. Список использованной литературы:
Слайд 1
Муниципальное Образовательное Учреждение Одинцовская Средняя Общеобразовательная школа № 9 имени М. И. Неделина Научно-практическая работа по физике на тему: «Физика за здоровый образ жизни» Выполнила ученица 9 «Б» класса: Маркина Александра Научный руководитель: Мунтян Т. В. г. Одинцово 2011 Маркина. Здоровый образ жизни.2011 1Слайд 2
Задачи: 1. Рассмотреть пирсинг и татуировки с физической точки зрения 2. Объяснить, в чем заключается вред пирсинга и татуировок Маркина. Здоровый образ жизни.2011 2
Слайд 3
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 3
Слайд 4
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 4
Слайд 5
Луиджи Гальвани (09. 09. 1737 — 04. 12. 1798) Маркина. Здоровый образ жизни.2011 5
Слайд 6
Гальванический элемент Маркина. Здоровый образ жизни.2011 6
Слайд 7
Пирсинг Пирсинг — одна из форм модификаций тела , создание прокола, в котором носят украшения. Маркина. Здоровый образ жизни.2011 7
Слайд 8
Сборка электрической цепи и измерение силы тока Цель работы: Убедиться на опыте, что сила тока зависит от температуры и вида электролита Приборы и материалы: Миллиамперметр, с оединительные провода, л ожка, с ерьга, электролит ( Coca-Cola, Fanta ), т ермометр, к ипятильник, с такан Маркина. Здоровый образ жизни.2011 8
Слайд 9
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 9
Слайд 10
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 10
Слайд 11
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 11
Слайд 12
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 12
Слайд 13
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 13
Слайд 14
Смачивание и несмачивание Маркина. Здоровый образ жизни.2011 14
Слайд 15
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 15
Слайд 16
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 16
Слайд 17
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 17
Слайд 18
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 18
Слайд 19
Кровеносная система Маркина. Здоровый образ жизни.2011 19
Слайд 20
Татуировки Татуировка — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента . Маркина. Здоровый образ жизни.2011 20
Слайд 21
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 21
Слайд 22
Исследование зависимости глубины проникновения краски от времени Цель работы: Убедиться на опыте в том, что краска проникает в кожный покров с течением времени. Приборы и материалы: Свиная кожа, канцелярская тушь, игла, линейка, резиновые перчатки, бумажная салфетка, клеенка Маркина. Здоровый образ жизни.2011 22
Слайд 23
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 23
Слайд 24
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 24
Слайд 25
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 25
Слайд 26
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 26
Слайд 27
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 27
Слайд 28
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 28 Мне хотелось бы выразить благодарность моему научному руководителю Мунтян Т. В. за помощь в выборе темы и подготовке проекта.
Слайд 29
Маркина. Здоровый образ жизни.2011 29 Список использованной литературы: http://www.1024.ru/medelectret/galvanizm.htm http://www.zdorovayasemya.ru/9-125.htm http://www.assalam.ru/assalam2008/313/07-s.shtml http://www.zdorovayasemya.ru/9-125.htm http://www.stomfak.ru/hirurgicheskaya-stomatologiya/stomalgiya-glossalgiya.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EF%E5%F0%E5%EC%E8%FF http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/33420 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/54086 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 http://festival.1september.ru/articles/416287/ http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200500403 http://penz.edurm.ru/proekt_zra.htm http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&oldid=55395 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%EE%E2%E5%ED%EE%F1%ED%FB%E5_%F1%EE%F1%F3%E4%FB Кац Ц.Б.. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. Перельман Я.И. .Занимательная физика: Книга 1. – М.: Наука, 1979. Перышкин А.В.. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 192 стр. Перышкин А.В.. Физика 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 192 стр. Перышкин А.В.. Физика 9 класс. – М.: Дрофа, 2009. – 300 стр. Тарасов Л.В.. Физика в природе-М.:Мир Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н . Физика-10. – М.: Просвещение, 1991 Энциклопедия для детей « Аванта+ ». Биология. – М., 2002.
Слайд 30
Муниципальное Образовательное Учреждение Одинцовская Средняя Общеобразовательная школа № 9 имени М. И. Неделина Научно-практическая работа по физике на тему: «Физика за здоровый образ жизни» Выполнила ученица 9 «Б» класса: Маркина Александра Научный руководитель: Мунтян Т. В. г. Одинцово 2011 Маркина. Здоровый образ жизни.2011 30
Кто должен измениться?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Н. Гумилёв. Жираф
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Цветущая сакура