• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Можно ли верить глазам»

Опубликовано Мякина Татьяна Николаевна вкл 16.03.2014 - 21:39
Автор: 
Шеншина Лидия

Мы всегда доверяем своему восприятию. Однако иногда мы можем получить искаженным представление, которое наши органы чувств дают нам о предметах внешнего мира. Объектом исследования являются зрительные иллюзии, а предметом – изучение процесса восприятия зрительных иллюзий на примере учеников класса. Целью исследования является изучение иллюзий, определение их видов и объяснение причин возникновения. Основная гипотеза исследования - иногда не стоит доверять даже своим глазам.

Задачами исследования являются:

1)       изучение зрительных иллюзий и их видов;

2)       приведение примеров иллюзий различных видов;

3)       выявление причин возникновения зрительных иллюзий;

4)       проведение исследования на предмет восприятия и понимания зрительных иллюзий учащимися класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.rar3 МБ

Подписи к слайдам:

Можно ли верить глазам? Мы всегда доверяем своему восприятию. Мы говорим: «Я не поверю, пока не увижу собственными глазами». Однако иногда наши чувства подводят, и возникают зрительные иллюзии.Чем объяснить несоответствие восприятия фактическому положению дел? Следует ли отсюда, что нашим глазам нельзя доверять? По зрительному нерву сигналы, передающие картинку, которую видит глаз, посылаются в головной мозг. В пределах коры головного мозга происходит оформление законченного зрительного образа.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению.
Наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Это и называется зрительной иллюзией.
Хрусталик глаза образует на сетчатке изображение предметов.
Глаз улавливает свет, отражающийся от предметов.
Иллюзия – это неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия.
Причины зрительных иллюзий:
Специально созданные, особые условия наблюдения.
Ложное суждение о видимом, обман наступает при осмысливании зрительного образа.
Оптическое несовершенство глаза, и некоторые особые свойства различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе.
Рассмотрение примеров иллюзорного восприятия встречается уже у античных авторов (Аристотель, Лукреций, Витрувий). В эпоху Возрождения интерес к иллюзии культивировался занятиями оптикой. Начиная с работы Оппеля в 1854 году изучение иллюзии приобретает систематический характер.
Слепое пятно.Если закрыть левый глаз и посмотреть правым па фигуру, изображенную слева, то при некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестанет быть видимым.
Явление иррадиации.За счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.
Астигматизм.Одинаковая (однотонная) штриховка квадрантов изображенного круга кажется не одинаково яркой.
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза Левая часть фигуры больше правой, однако отрезки AB и AC равны между собой, хотя AB кажется крупней AC.
Фигуры идентичны, но кажется, что нижняя фигура длиннее верхней. Более короткая сторона верхней фигуры контрастирует с более длинной стороной нижней фигуры.
Центральный круг слева из-за окружающих его маленьких кружков кажется больше, чем на самом деле. Такой же по величине центральный круг справа кажется меньше, так как его окружают большие по круги.
Иллюзии обусловлены тем, что мы воспринимаем видимые фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, фоном или обстановкой.
Прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе.
Иллюзии «целое» и «часть» Кажется, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками внутрь, хотя отрезки одинаковы.
Кажется, что правая фигура уже и выше левой. На самом деле это правильные заштрихованные квадраты.
Горизонтальные линии равны между собой, но та линия, которая ближе к точке пересечения лучей, между которыми они расположены, кажется длинней.
Хотя кажется, что вертикальная линия длиннее, чем горизонтальная, они равны по величине.
Иллюзии обусловлены тем, что человек обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными.
Иллюзии обусловлены тем, что глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения.
Иллюзии восприятия размера и иллюзии переоценки вертикальных линий Обе пары горизонтальных линий – параллельные друг другу прямые, но в иллюзии слева они кажутся прогнувшимися внутрь, а в иллюзии справа – наружу.
Две наклонные линии, пересекающие вертикальную черту, на самом деле лежат на одной прямой, однако из-за иллюзорного увеличения левого сегмента кажется, что он смещен по отношению к правому.
Края всех рядов изображения, образованного чередующимися белыми и черными прямоугольниками, кажутся непараллельными, хотя на самом деле это не так.
Иллюзии обусловлены способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы.
Прямолинейные стороны квадрата кажутся сильно искривленными, а весь квадрат – деформированным, хотя на самом деле это не так.
Иллюзии преувеличения острых углов Куб кажется то слегка наклоненным вперед, то задранным вверх.
Фигура может восприниматься как лестница, или ниша, или «гармошка» из полоски бумаги.
Большинство людей видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.
Иллюзии обусловлены влиянием контраста яркости, то есть отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона.
Иллюзии связаны со способностью глаз видеть предметы на разных расстояниях и со способностью мозга искажать видимое нами рельефное изображение.
Фигура воспринимается как крест с дугами или как крест с линиями.
Иллюзии меняющегося рельефа и иллюзии «фигура» и «фон» Фигуры кажутся отличными, на самом деле они эквиваленты, но ориентированы по-разному.
В зависимости от направления взгляда можно увидеть гнома или бабу ягу в ступе.
Иллюзии обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата, в частности способностью удерживать зрительное впечатление.
Иллюзии связаны с процессом распознавания и восприятия объекта человеком, в том числе с ориентацией и контекстом, в котором находится объект.
Окружности превратятся в движущиеся спирали, если сосредоточить взгляд в центре рисунка и подвигать головой вперед и назад.
В зависимости от того, откуда начать читать, можно увидеть разные символы: сверху вниз – число 13, слева направо – букву B.
Иллюзии ориентации фигуры и восприятия формы и иллюзии движения Исследование восприятия и понимания зрительных иллюзий
Рассмотрев изображения, ребята попытались объяснить художественные композиции. Интерес к картинам возрос при более внимательном рассмотрении, когда увидели то, что не заметили с первого взгляда. Многие справились с заданием без ошибок.
«Анализ художественных композиций». Рассмотрение картин С. Дали для определения наличия иллюзий в художественных композициях.
Задание №1
Исследование восприятия и понимания зрительных иллюзий
Ребята давали разные ответы. Это говорит о том, что особенности строения глаз индивидуальны для каждого человека, хоть и в большинстве случаев подчиняются общим принципам. В итоге были изучены анатомические причины возникновения иллюзий.
«Анализ иллюзий, вызванных строением глаза». Рассмотрение примеров для обнаружения слепого пятна, явления иррадиации и астигматизма глаза.
Задание №2
Исследование восприятия и понимания зрительных иллюзий
Ребята давали разные ответы и не все смогли обнаружить предложенные виды иллюзии. Это говорит о том, что каждый человек по-разному воспринимает окружающий мир. В итоге были изучены психологические причины возникновения иллюзий.
«Анализ оптико-геометрических иллюзий». Рассмотрение примеров иллюзий по группам: целое и часть, фигура и фон, переоценка вертикальных линий и другие.
Задание №3
Поделиться:

Мальчик и колокольчики ландышей

Свадьба в Малиновке

Ребята и утята

Как зима кончилась

Рисуем акварельное мороженое