Проект на тему:
«Лашманская повинность»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187 КБ |
МБОУ СОШ с. Индерка
Исследовательская работа.
«Лашманская повинность»
Подготовил: Алтынбаев Ильнур Дамирович
МБОУ СОШ с.Индерка,Сосновоборского района
Руководитель: Алтынбаева Динара Зиннятовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Индерка, Сосновоборского района
Цель исследования:
Ознакомиться с историческим народным промыслом и ремеслом наших предков.
Задачи проекта:
Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ, методы анализа и синтеза.
Этапы:
- подготовительный
- основной
- творческий
Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, края; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд наших предков.
Наш Сосновоборский район со всех сторон окружён сосновыми лесами.
Лес с незапамятных времён служил людям. В этом я убедился, посетив краеведческий музей посёлка Сосновоборск, где увидел диораму, посвящённую лашманской повинности. На диораме было отражено, как лашманы нашего края рубили и обрабатывали лес, связывали его в плоты (барки) и перегоняли по реке до города Пенза и далее. Увиденное очень заинтересовало меня, и я захотел поглубже узнать и изучить данную тему.
1.Когда и как появилась лашманская повинность.
Изучая историю своего села Индерка, я узнал много интересного об этом нелёгком промысле. С начала XVIII века, согласно указам Петра I, в России появился целый ряд государственных трудовых повинностей, особое место среди которых занимала лашманская. Оказывается, татары-крестьяне не были закрепощены, они считались государственными крестьянами. При Петре I на население нашего района на татарских крестьян была возложена большая, серьёзная государственная повинность - поставка корабельного леса. Люди, выполнявшие эту повинность, назывались лашманами. Переселенцы Казанского ханства уже имели опыт заготовки такой древесины для кораблей. Старая лесная дорога, проходящая по лесному массиву между селами Индерка и Балук, и сейчас именуется «лашманка» и доходит до р. Суры от этого места села начинался сплав леса по Суре.
2.Чем занимались лошманы нашего края.
Лашманская повинность, включавшая в себя комплекс работ по вырубке, обтесыванию деревьев и доставке к водным путям сообщения, считалась одной из самых тяжелых и опасных. В начале XVIII века, после истощения лесных ресурсов Воронежского края, основной базой государственных лесозаготовок стало Среднее Поволжье. Лашманы были обязаны производить работы в корабельных лесах в порядке феодальной повинности: заготовлять корабельные деревья «сколько, когда потребуется по нарядам, заниматься рубкой, обделкой, вывозкой из лесов к пристаням и на поляны», а также мачтовые сосны, штуки (деревянные заготовки) для артиллерии и строительный лес для адмиралтейских построек. Работы по заготовке корабельного леса были сопряжены с многочисленными трудностями: это и проживание зимой в лесах, и опасности при срубке и свалке деревьев. Рубка и вывозка огромных кряжей, прокладывание дорог для вывозки леса требовали большого напряжения и недюжинных сил от работника. Рубить нужно было самые толстые и крепкие деревья – вековые дубы, сосны, ясень, клен и др. Это делало работу лесорубов еще более тяжелой. При рубке им приходилось обходиться одним топором – пилы не были распространены. На работах гибли люди и лошади. В большинстве случаев лашманы проводили ночь в шалашах из древесных ветвей. Конные работники в продолжение суток имели не более 7 часов свободного времени для кормления и отдыха лошадей.
3.Нелёгкий труд лашман.
В первой половине XIX в. работа лашман делалась все более трудоемкой, т.к. с сокращением количества корабельных деревьев усложнялись их прииск, рубка и вывозка. Среднее расстояние от мест вырубок и до пристаней, куда надо было вывозить корабельный лес, увеличилось до 51 версты, сама перевозка деревьев уже производилась на расстоянии от 25 до 250 верст. Из-за отдаления мест вырубок от мест жительства лашманам приходилось преодолевать расстояния в 300–500 верст. По «Положению» 1799 г. пешие лашманы должны были заготавливать леса вместо прежних двух рабочих месяцев (октябрь, ноябрь), в которых за вычетом праздников выходило всего 46 рабочих дней, в течение 60 полноценных рабочих дней, т.е. с 1 октября по 18 декабря. Чтобы обеспечить флот необходимым количеством корабельного леса, было ужесточено нормирование труда: за день конный работник должен был доставить бревно весом до 15–18 пудов на расстояние в 25 верст. Двум пешим работникам устанавливался норматив за день срубить и очистить не менее 10 бревен длиной в 4 сажени. За невыполнение норм могли не только понизить плату, но и вообще не заплатить. Обычно при начале вывозки (в декабре и до середины января) каждой лошадью ежедневно могло вывозиться до 12 и 13, иногда до 14 пудов. С середины января, обессилевшие лошади едва вывозили по 8–10 пудов в день.
Система оплаты лашманского труда в XIX в. не претерпела больших изменений. Все суммы, определяемые на выдачу лашманам, засчитывались в подати с них в казну. Помощь государства в обеспечении лашман лошадьми, продовольствием, кормом для лошадей была минимальной.
4.Отличительные особенности данного промысла.
Но главной отличительной особенностью было то, что в лашманское сословие переводились не все, а лишь служилые татары, поскольку военные реформы Петра I, были направлены на формирование регулярной армии и государство больше не нуждалось в услугах служилых людей нерусского происхождения. Взяв курс на ликвидацию их привилегий правительство стремилось пополнить за их счет податное население, обслуживающее возрастающие потребности государства. Указ 1718 года, превративший служилых людей из числа инородцев в "особое" сословие лесорубов, несмотря на ряд новых послаблений и сохранение некоторых прежних привилегий, стал отправной точкой на пути их превращения в государственных крестьян. Их труд являлся своего рода феодальной барщиной, а в роли главного помещика выступало государство.
5.Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, о том какой нелёгкой была жизнь наших предков-лашман. Они внесли большой вклад в историю становления российского судостроения.
Башмак гора
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Белый лист
Цветок или сорняк?
Марши для детей в классической музыке
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем белые грибы пастелью