9 мая 2025 года весь мир и наша страна будут отмечать 80 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной
войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и
общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода,
тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую
каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Наш долг помнить о подвигах наших предков и быть достойными потомками героев!
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.88 МБ |
Слайд 1
Выполнил: Ученик 10 класса Дудников Михаил Юрьевич Руководитель учитель математики Овсянников Е.М. Индивидуальный проект учащегося 10 А класса ГКОУ СОШ № 4 при ИУ Дудникова Михаила Юрьевича по математике: Помощь ученых - математиков в Великой Отечественной войне 1941-1945г.Слайд 2
Цели мероприятия Вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке. воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения математиков и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах. развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к математике, военной технике и отечественной истории.
Слайд 3
. Скоро весь мир и наша страна будут отмечать 80 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Наш долг помнить о подвигах наших предков и быть достойными потомками героев! Введение
Слайд 4
Какую помощь внесли наши математики на войне?
Слайд 5
Роль математики в войне С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовые отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел па фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний. ИЗМАЙЛОВ Валентин Денисович (24.01.1922 - 20.11.1970) Математик. Кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры геометрии Свердловского государственного педагогического института. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Слайд 6
На защиту Родины Большое число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Достаточно назвать такие имена как академики Ю. В. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П. Еругин, О.С. Парасюк, чтобы убедиться в этом. . Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула раз так славно начатого ими научного пути. В. П. Линник. советский математик, академик АН СССР (1964; член-корреспондент 1953), Герой Социалистического Труда (1969). Окончил Ленинградский университет (1938), профессор там же (с 1944). В 1941—42 в Советской Армии. В 1940—41 и с 1942 работал в Ленинградском отделении Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. Работы Л. посвящены теории чисел, теории вероятностей и математической статистике.
Слайд 7
В народном ополчении: бой под Ельней Академик и директор Института механики МГУ Г. Г. Черный рассказывал, что 975-й артиллерийский полк 5 октября отбивал ожесточенные атаки наседавшего со всех сто противника Наводчиком одного из орудий был Г.Г. Черный, другого — также мехматовец И.Степанов. Тщательное прицеливание, залп и оба снаряда разорвались в колонне. Дальше бешеный огонь по противнику, разбитые машины, мотоциклы, уничтоженные солдаты. Дуэль длилась до тех пор, пока у наших оставались снаряды.
Слайд 8
Медсестры, летчицы и артиллеристы Пяти летчицам выпускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Е. Руднева, Е.Пасько, Р. Гашева, А. Зубкова, Е. Рябова. Еще три выпускника факультета были удостоены звания Героя Советского Союза — Г. Барыков, Г.Волохов, Л. Ратушная. Добровольцем пошел в Армию и профессор А.А. Ляпунов и, как многие мехматовцы,стал артиллерийским офицером. Он не только храбро воевал, но и вносил много ценного в правила стрельбы. Но здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения позволили увеличить эффективность стрельбы. За работы в области теории множеств А. А. Ляпунов уже после войны был избран член - корреспондент АН СССР.
Слайд 9
. Математические задачи — для фронта Книга памяти. Текстовый и электронный ресурс Центрального музея Великой Отечественной войны Мы должны преклоняться перед самоотверженностью и верностью Отчизне», которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Знание этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием изобретательности и точного расчета.
Слайд 10
помощь математиков Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем. Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным. Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте. В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования , имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш». Сергей Владимирович БАХВАЛОВ (1898-1963) Доктор физико-математических наук, профессор. Работал на кафедре с 1930 по 1963 год.
Слайд 11
Совершенствование военной техники Жуковский Н.Е. заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центр аэрогидродинамический инженерии. Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и многих выдающихся исследователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978). В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др. Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавшими повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Академик М.А. Лавреньтев за изучением пробивного действия взрывчатых веществ 1944г.
Слайд 12
Флаттер Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводил к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш ( президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключение о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам.
Слайд 13
Теория стрельбы Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбардировки привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Эта задпача была успешно решена.
Слайд 14
Интересная задача возникла у математиков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших математиков академия А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования. Какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмогоровым задачи. Колмогоров Андрей Николаевич 12(25).04.1903 - 20.10.1987 г .) Математика - это то, посредством чего люди управляют природой и собой. (А. Колмогоров)
Слайд 15
математики на войне Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент АН А.А.Ляпунов. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов. Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник. Выдающийся ученый России, член –корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов (1911–1973). Свыше сорока лет своей жизни отдал Алексей Андреевич служению отечественной науке, обогащая ее первоклассными результатами в области теории множеств, кибернетики и программирования. Круг его научных интересов был настолько широк, что его по праву можно назвать ученым-энциклопедистом.
Слайд 16
Проверка боеприпасов Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко примененялся в период Великой Отечественной войны.Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
Слайд 17
Академик Бернштейн С.Н В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
Слайд 18
Самолеты Советские учёные опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого. Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость.
Слайд 19
А каков был бы исход войны, если математики не решили бы этих задач?
Слайд 20
Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.
Слайд 21
Заключение Вместе со многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны Родины до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь! Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Сколько замыслов осталось неосуществлёнными, какие россыпи математических сокровищ, они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этой невосполнимой потери. Время отделяет нас от событий тех лет, но никогда не сотрётся в памяти поколений подвиг народа в годы испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.
Слайд 22
Спасибо за внимание!

Огонь фламенко

Лавовая лампа

Извержение вулкана

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Три орешка для Золушки