Арутян Каринэ Александровна

сайт учителя английского языка

Учить и воспитывать

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: гуманистическое воспитание на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Увлечения: чтение

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Краснодар

Место работы: МБОУ СОШ № 96

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/arutyan-karine-aleksandrovna
" Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаеиых языков, можно стать настоящим гражданином отечества и полноправным гражданином мира."
Н.В. Барышников. ( учёный-филолог)

О себе

Образование высшее. Специальность " Филолог. Преподаватель английского языка".

Педагогический стаж -27 лет.

Учитель высшей категории. .

Последняя аттестация -2010 год.

Период работы в данной школе - с момента открытия: с 1 сентября 1994 года.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я с детсва очень любила читать.Для меня чтение было самым лучшим занятием в свободное время.Какие книги читала? У нас было много подписных изданий практически всех русских классиков, а также зарубежная литература. Люблю Лермонтова и Тургенева, зарубежных классиков прочла тоже очень много, но предпочитаю все произведения  Д.Голсуорси, осбенно его "Сагу о Форсайтах". Нравятся читать детективные романы Устиновой.

Мой взгляд на мир

Важно  быть спокойным и смотреть в будущее с оптимизмом.   Пусть каждый день приносит радость!!!

Мои достижения

 

          Имею достаточно большой стаж работы в средней школе. Работаю как в начальной школе так и в средней. 9  лет являюсь руководителем МО учителей иностранных языков.   Обобщение своего опыта работы представляла на краевой конференции "Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в школе".Опыт работы по теме " Роль иностранного языка в нравственном  воспитании учащихся"   был представлен  в выступлении на VII городском педмарафоне для учителе  иностранного языка г. Краснодара . Разработала материалы, размещенные на сайте wwwfestival.ru Педагогического университета "Первое сентября. Награждена дипломом Всероссийского фестиваля " Открытый урок". В этом году выступала на IX педмарафоне учителей иностранного языка  по теме "Гумманистическое воспитание на уроках  английского  языка"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

  

 

 

 

                 

Моё портфолио

Портфолио учителя - это методическая копилка учителя, дающая представление об  уровне профессионализма  и умений решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя демонстрирует т уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.Главное назначение портфолио - предъявить  наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.

Каждое портфолио должно отражать индивидуальность и профессиональные достижения каждого в отдельности. 

Формирование социокультурной  компетенции в

процессе  преподавания  иностранного языка

Арутян К.А. (МОУ СОШ № 96  г. Краснодар

из выступления на краевой научно-практической конференции в 2010 году

Статья опубликована  в сборнике материалов конференции "Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в школе"

 

 

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам признано формирование коммуникативной компетенции, которая рассматривается как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Термин «социокультурная компетенция» стал часто употребляться в методической литературе, но разные авторы вкладывают в него разное понимание. Некоторые авторы понимают под социокультурной компетенцией страноведение, лингвострановедение, культуроведение, культурологию. Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: « социокультурная  компетенция- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/ страны изучаемого иностранного языка в  рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения». Любой язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

В условиях современного общества возникла необходимость не только владения одним или несколькими языками на разговорном уровне, но и обладать определённым уровнем социокультурной компетенции.

Любя компетенция должна основываться на знаниях и умениях эти знания использовать в жизни. Можно выделить следующие основные моменты  понятия «социокультурная компетенция»:

·        умение выделять общее и специфичное в развитии различных стран, различных исторических этапов одной и той же страны;

·         готовность представить свою родную страну и её культуру;

·         толерантное отношение к представителям других культур, к их нормам жизни, верованиям и т.д.

·        готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других.

Учитель, осуществляя эти задачи, вполне может считать  своих учеников представителями другой культуры,  хотя они и говорят на одном  языке. Во взаимодействии с учениками учитель должен стараться найти общее и различное в жизненной позиции себя и своих учеников, знакомить их со своей культурой, используя яркие и понятные  средства. Эффективность усвоенных знаний во многом зависит от того, как учитель сумел воздействовать на эмоции и чувства учащихся, ведь процесс познания  мира начинается всегда с ощущений.

Задача учителя убедить в своей правоте, но ни в коем случае не пытаться давить своим авторитетом, не унижать своих учеников , но и не терять собственного достоинства. Учитель не сможет способствовать формированию социокультурной компетенции, если не признаёт права на собственное мнение у своих учеников.

     Такие  УМК как « English» В.П. Кузовлева, «Spotlight» Ю.Е. Ваулиной и Дж. Дули способствуют формированию социокультурной компетенции учащихся в полной мере. Эти УМК дают  возможность ознакомиться  с  географическим положением, культурой стран во всей полноте, всем тем, что предопределяет менталитет, стиль жизни,  становление культуры, искусства, истории, политического устройства своей страны  и страны изучаемого языка. Когда учащиеся знакомятся с различными аспектами жизни других стран, они сравнивают свои уже имеющиеся представления  о жизни с новыми знаниями и понятиями,  запоминают их, чтобы потом при необходимости использовать в жизненных ситуациях. Можно сказать, что в данном случае происходит диалог культур. Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, ученики стараются находить общее и различное, при этом учатся высказывать своё собственное мнение и утверждать свою жизненную позицию.  При этом , конечно, имеют большое значение тексты учебников,  которые должны предполагать наличие тематики, необходимой для выбора жизненной позиции, общения со сверстниками в других странах во время учёбы и отдыха и т.д. Надо сказать, что необходимо использовать не только тексты

учебников, но и пользоваться другими источниками информации, что не составляет особого труда в условиях современного информационного общества.

Внеклассная работа является составной частью всего учебно- воспитательного процесса и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия  для формирования и развития социокультурной компетенции. Учитель может дать возможность каждому желающему  проявить себя. Внеклассные мероприятия  способствуют

повышению мотивации учащихся в изучении иностранных языков, а это

означает, что учащиеся заинтересуются какими-то аспектами иноязычной культуры, захотят сравнить их с родной культурой. Но для этого необходимо, чтобы тематика внеклассных мероприятий была интересна

данной группе учащихся и отвечала бы их культурным запросам.

Познание культуры страны изучаемого языка не является самоцелью, а служит основой  для овладения языком как средством общения, а также способствует более глубокому пониманию и осознанию родной культуры.

Социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции жизненно необходима для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста практически в любой области.

Хочется закончить словами учёного-филолога Н.В. Барышникова:

«Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином отечества и полноправным гражданином мира.»

 

 

 

Гуманистическое  воспитание на уроках английского языка.

Выступление на IX городском педмарафоне г. Краснодара ( 2012 год)

 

                                                                           Учитель английского языка                  

                                                                   МБОУ СОШ № 96  Арутян К.А.       

 

Из напутствия матери сыну:

     «Будь, пожалуйста, человеком: люби родных и родину, уважай людей,

не живи в праздности, учись, береги здоровье, не бери чужого, женись по

любви, расти детей – живи по-людски».

 

«Научить человека быть счастливым нельзя. Но воспитать его так,

чтобы он был счастлив, можно» (А.С.Макаренко).

 

Гуманистическое   воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.

Специфика цели  гуманистического   воспитания:  создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

 Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности. Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения.

 Гуманизм и гуманность — латинские слова.  Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность.

 Нравственное содержание данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. 

    Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали  проверку практикой всемирной истории.

 Образование — сложная система, являющаяся частью индивидуальной культуры человека. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике человека, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.

. Данная закономерность обусловливает  единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению  независимо  от  его индивидуальных особенностей.  Данный подход требует и того, чтобы сам обучающийся воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает,  что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них,  а не как к средству для достижения своих целей.
Необходимо учить детей   изменять жизнь  по законам красоты и нравственности.

Среди гуманистических тенденций   необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При  этом  чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек  становится  в  реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность,  в свою очередь,  позволяет сформулировать ведущий  в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

Ведущий  он потому,  что все остальные принципы,  имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние  условия его осуществления.  Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как  фактор  гармоничного  развития личности.  Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие  осуществления гуманистического  воспитания на уроках английского языка.
Культура реализует свою функцию развития личности  только  в том случае,  если она активизирует,  побуждает ее к деятельности.
 УМК «Spotlight» хорошо выполняет функцию гуманистического воспитания на уроках английского языка и воспитывает дружелюбное, толерантное отношение к представителям других стран. УМК ориентирован на ознакомление  базовых национальных ценностей англоязычных стран и родной страны. Учебные пособия данной серии развивают интерес у учащихся   к изучению языка и способствуют формированию  у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран.

УМК «Spotlight» знакомит учащихся с историей, достопримечательностями, образом жизни  не только других стран, но и своего Отечества, его духовными, природными ценностями, самобытными обычаями и традициями и способствуют формированию мотивации к осознанному нравственному поведению и к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Culture Corner в учебниках данного УМК даёт представление о культуре и жизни  англоговорящих  стран. В этом разделе даются небольшие тексты. В том числе образцы английского и американского фольклора. Очень важно, что язык и культура страны рассматриваются в тесной взаимосвязи. У учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран.

Spotlight on Russia – это раздел, в который включены тексты о жизни в России. Такая организация материала   по страноведению отвечает принципу поликультурной вариативности и диалога культур. Тексты составлены так, что каждый учащийся может высказаться по данной теме. Многие тексты очень познавательны и способствуют расширению знаний  о своей стране. В процессе сравнения культур двух стран, учащиеся получают возможность дать оценку своей собственной культуре с позиции ценностей другой, найти отличия в одном и том же явлении.

 УМК готовит учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, дальнейшему самообразованию, использованию иностранного языка в других областях знаний, способности к самооценке, личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии, способствует социальной адаптации учащихся и формированию качеств гражданина и патриота, что в конечном итоге и является  целью гуманистического воспитания.

 

 

                                                                                                                       Роль иностранного языка

                                                                                                         в нравственном воспитании учащихся

 

                                                                                                      Арутян К.А.  (МОУ СОШ № 96  г. Краснодар)

                                                                                                     Выступление на VIII городском педмарафоне ( 2011 год)

 

         Все проблемы нашего общества сошлись сегодня в одной критической точке - современной школе. Школа – это открытая социально-педагогическая система,  которая создаётся обществом и признана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и  школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности.

Именно в школе идёт подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и к благополучию - как к своему, так и всего общества.

Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения.

Поиск новых приоритетов идёт в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека, без должной заботы о ценностях духовных, этических, нравственных.

        Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров и многими другими причинами. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения интересов общества и личности, развития духовности человека. И образование – мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, сколько духовной, эмоционально- чувственной стороны личности, в определённой мере программирующей его развитие и жизненный путь.

      Промышленники Европы, одни из потенциальных заказчиков системы и общего среднего и высшего образования, в одном из заключительных документов своего «круглого стола» записали: « Многие молодые люди

покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут  нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление  к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу и патриотизм».

       Эти проблемные вопросы нашли отражение  в Федеральной программе развития образования в РФ. В ней подчёркивается, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования   системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные  ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

       Обучение иностранных языкам в  школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения для развития коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников в контексте европейской и мировой  культуры с помощью страноведческого материала и для формирования умений и навыков представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения.

Иностранный язык вносит свой вклад в дело  воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними.

        Представление о роли языка в жизни людей, его функциях достаточно образно и неожиданно отражено в известной притче о древнегреческом баснописце Эзопе.

 

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

  В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

 - Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа.

  - Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже

 языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся,   лжём, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

  Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

 - Мне велели приготовить самый лучший обед, - пояснил Эзоп, - а что  может быть лучше языка! При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с  другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие - нашли отражение в этой яркой притче.

     Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.

     Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина способствует

приобщению учащихся к мировой культуре  и тем самым осознанию своей собственной культуры, и у иностранного языка как учебного предмета есть для этого  весьма эффективные средства.

Конечно, в первую очередь, всё зависит от учителя. Учитель как был, так и остаётся главным действующим лицом, потому что он всегда старше. За ним опыт и знания. Учитель иностранного языка  является самым широко образованным учителем в школе, потому что ни один школьный предмет не имеет связи с таким  количеством других предметов, как иностранный язык. Но современный учитель    не должен считать себя истиной в последней инстанции, а быть готовым слушать и слышать своего собеседника, верить в то, что у него тоже можно чему-то научиться, убеждать, а не давить собственным авторитетом, а если надо, то и отстаивать свою собственную позицию. В данном случае, взаимодействуя со своими учениками, можно их считать представителями иной культуры, хотя они и говорят на одном с учителем языке.    

    Целью иноязычного образования является формирование человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком.

    Согласно концепции коммуникативного обучения  воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. Воспитывает всё: и содержание текстов, и то, как они напечатаны, и то, что говорит учитель , то, как он это говорит.

    Практически все современные УМК по иностранным языкам отвечают этим требованиям.

Хочется остановиться на УМК В.П. Кузовлева  для 10-11 классов. Авторы  включили  материалы, обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей. Их главная задача – воспитание положительного, уважительного и терпимого отношения к культуре других стран, более глубокое осознание своей собственной культуры. Об этом можно даже судить по названиям и пор заданиям, которые предлагаются, например: MustaPoliticianBeKind?

Are all the Young Violent?  How Do Elderly People Live?  Young  People- Old Problems?  Teenage Years – Do They Bring luck?

    Вопросы, связанные с нравственным воспитанием, находят своё отражение в заданиях, требующих от учащихся личностной оценки фактов и событий. Сравнивая своё собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним своих зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. В одном случае учащиеся должны высказать свою точку зрения. В другом - рассказать о себе, о явлениях своей

родной культуры.  В обоих случаях происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирования чувства собственного достоинства. Эмоционально-ценностное отношение учеников к себе в процессе овладения иностранным языком  включает  развитие чувства национальной самобытности. Знакомясь с лучшими образцами культуры  других стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.

Здесь уместно вспомнить высказывание Гёте: «Человек, не знающий ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного».

При этом, конечно, имеют большое значение тексты учебников, которые должны предполагать наличие тематики, необходимой для выбора жизненной позиции, общения со сверстниками в других странах во время учёбы и отдыха т.д. Надо сказать, что необходимо пользоваться не только текстами учебников, но и другими источниками информации, что не составляет особого труда в условиях современного информационного общества.

Метод проектов, который в последнее время очень широко используется в обучении иностранным языкам, имеет значимые воспитательные критерии:

развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение работать в команде, быть ответственным  за выполнение своей части работы, дисциплинированность, трудолюбие,  аккуратность.

      Большое значение  имеет приобщение к народному творчеству, в  частности, к пословицам и поговоркам своей страны и страны изучаемого языка, что способствует эстетическому и  нравственному воспитанию школьников, формированию  у них патриотического чувства, так как постижение пословиц в сравнении  помогает глубже познать жизнь, сравнить  обычаи, нравственные ценности  своего народа и изучаемой страны.

      Каждая тема, изучаемая на уроках иностранного языка, имеет какие-либо воспитательные цели, так же как и внеклассные мероприятия. Внеклассная работа является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия для формирования и развития нравственных категорий.    

Учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на злободневные вопросы .Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности. 

 Главная наша задача состоит в том, чтобы мы смогли: научить  быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе.( четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXIвека под председательством Жака Делора)

Хочется закончить словами учёного филолога Н.В.Барышникова:

«Только пережив родную культуру в живой её соотнесённости с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином отечества и полноправным гражданином мира.»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

  

Добавить грамоту в портфолио