Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку
статья по теме

Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку

Арутян К.А. (МБОУ СОШ № 96  г. Краснодар)

 Внеурочная деятельность является составной частью всего учебно- воспитательного процесса и способствует творческому развитию учащихся, создаёт благоприятные условия  для формирования и развития социокультурной компетенции. Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: « социокультурная  компетенция- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям  страны изучаемого иностранного языка…; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения».                                              

Можно выделить основные направления внеурочной деятельности:

- Формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;

- Расширение кругозора учащихся в области страноведения

-Усиление мотивации для дальнейшего изучения иностранных  языков.

- Развитие исследовательских навыков учащихся

Единство этих основных направлений обеспечит гармоническое развитие личности в системе внеурочной работы по иностранному языку. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в педагогике. Под этим понятием подразумевается  такое качество деятельности учащегося, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью ребёнка в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такая активность сама по себе появляется не так уж часто, она является следствием целенаправленного педагогического воздействия и организации педагогической работы, то есть используемой конкретной педагогической  технологии. Современные образовательные технологии облегчают внеурочную работу, делают её интересной и эффективной, позволяют учителю и ученикам идти в ногу со временем.

У любой технологии есть средства, которые в состоянии активизировать деятельность учащихся, но есть и такие технологии, где эти средства составляют основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игры доставляют детям удовольствие, способствуют самореализации, помогают общаться и  преодолевать различные трудности.

Игровая технология в проведении внеклассных мероприятий доминирует не случайно. Именно эта технология лучше помогает решить практические, общеобразовательные и воспитательные задачи. Игра отвечает интересам детского коллектива, так как чаще всего не занимает много времени, не громоздка, способствует использованию ситуативных речевых образцов, удачно сочетается со всей системой учебно-воспитательного процесса. Главное -  помнить об уровне языковой подготовленности учащихся, учёте их возрастных и индивидуальных особенностей и принципе межпредметных связей.  Учителю иностранного языка не составляет труда следовать этому принципу так как  именно  учитель иностранного языка  является самым широко образованным учителем в школе, потому что ни один школьный предмет не имеет связи с таким  количеством других предметов, как иностранный язык.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Роль межпредметных связей очень важна, так как конечная цель всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. С учётом этого требования  внеклассные мероприятия следует разрабатывать  не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, тем боле , что у ребят есть такой помощник как Интернет. Работа с Интернетом – процесс творческий, требующий больших временных затрат, направленный  на сбор информации, ознакомление с этой информацией, её анализ и обобщение фактов по конкретной теме, что в конечном итоге способствует повышению любознательности учащихся,  а  обработанные материалы дополняют и углубляют те знания, которые учащиеся получают в ходе изучения различных школьных дисциплин.

           Внеклассная работа  в основном предполагает организацию и проведение массовых  мероприятий с участием как можно большего количества учащихся, что  способствуют повышению мотивации в изучении иностранных языков. Но для этого необходимо, чтобы тематика внеклассных мероприятий была интересна каждой группе учащихся и отвечала бы их культурным запросам. Так, для учащихся начальной школы подойдут лингвистические и подвижные игры, викторины, загадки, песни, рифмовки, конкурсы. Учащиеся начальной школы уже должны  ощущать удовлетворение от собственных успехов, учиться слушать других учащихся и получать свой опыт в общении. Поэтому желательно проводить внеклассные мероприятия с учётом присутствия на них сверстников и даже родителей, которые вполне могут помочь в организации и оформлении.

Для учащихся среднего и старшего звена лучше предложить интеллектуальные игры, смотры знаний, тематические вечера и театральные постановки. Во время подготовки к таким мероприятиям успешно используются технология сотрудничества (вместе готовятся,  помогают друг другу, решают возникшие проблемы) и социального партнёрства (участвуют несколько классов одной параллели или даже разных параллелей), что даёт  неоценимый опыт взаимодействия, общения и взаимопонимания.

К внеурочной деятельности необходимо отнести и организацию  лингвистических кружков, работа которых направлена на изучение разговорного английского языка, грамматики и т.д. Важную роль здесь играет использование информационно – коммуникационных технологий, без которых сегодняшнюю  внеклассную работу  невозможно представить. На занятиях в лингвистических кружках используются различные обучающие интернет - программы, тестирования в режиме on-line,  работа на интерактивной доске и т.д.      

Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий  учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие  вопросы, помогать решать проблемы. Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности.

В нашей школе преподают английский и немецкий язык как первый язык, а французский и немецкий как вторые языки. У нас работают 13 учителей иностранных языков.  Мы уделяем большое внимание внеурочной работе.  Действуют кружки «Занимательная грамматика» для учащихся 4-5 классов с использованием британских учебников и программного обеспечения к ним. Рядом с кабинетами иностранных языков на стене установлен большой стенд «Вокруг света», где периодически предъявляется интересная информация о событиях в мире или различные ребусы, кроссворды на английском и немецких языках. Возле этого стенда всегда можно увидеть ребят разного возраста.

Предметная неделя проходит в апреле, но учителя иностранного языка могут не ждать именно апреля для проведения внеклассных мероприятий. Если возникает необходимость, они проводят свои мероприятия в течение года: к Дню Благодарения, к Дню Матери, к Рождеству и Новому году, к Дню Святого Валентина, к 8 Марта и т.д.

План предметной недели вывешивается на стенде заранее, чтобы ребята знали, что им предстоит сделать для её проведения. Учащиеся активно участвуют в организации мероприятий, они помогают составлять разнообразные викторины и конкурсы и проводят их сами,  а  мы стараемся  задействовать как можно больше учащихся из разных параллелей. Дни предметной недели мы обычно распределяем так: понедельник - 5-6 классы, вторник - 7-8 классы, среда – 9 классы, четверг-10-11 классы, а в пятницу проводим большое совместное мероприятие, в котором задействуем представителей всех классов. Красочные афиши  мероприятий  можно увидеть  на разных этажах школы. Ребята с актёрскими талантами и  хорошим произношением участвовали в городском конкурсе на лучшую декламацию поэтического  или прозаического отрывка по произведениям британских или американских авторов. Три группы ребят из 5, 8, и 10 классов приняли участие  в этом конкурсе и получили  именные сертификаты, так же как и учителя, подготовившие их выступления.

В течение года проводятся такие конкурсы как «Британский бульдог, «Мультитест». У нас в школе очень популярна «Международная олимпиада по основам наук» в режиме on-line, которая состоит из трёх этапов. Заключительный этап этой олимпиады проводится в другой организации и туда едут те, кто успешно прошёл предыдущие этапы.

         В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, учителя, смогли: научить  быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века). Развитие лингвистической и социокультурой компетенции через внеурочную деятельность должны помочь ребятам  приобрести те навыки и умения, которые им будут  нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; стремление  к совершенству, чувство соревновательности, служения общему делу и патриотизм.