Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.
опыты и эксперименты

Новицкая Елена Петровна

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального клуба расскажу о формировании функциональной грамотности в сфере глобальных компетенций путем применения драматизации, которая является продуктом театрализованной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас и хочу поделиться своим опытом работы по вопросу «Формирования функциональной грамотности в сфере глобальных компетенций.  И рассмотреть этот вопрос в рамках внеурочной деятельности при обучении иностранному языку» 

        Не секрет, что способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, что и раскрывает одно из понятий функциональной грамотности.

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению.

Основу формирования глобальных компетенций составляет именно коммуникация, предусматривающая выражение личного и критически обусловленного отношения к рассматриваемому предмету, что будет способствовать получению знаний, необходимых для существования в современном мире.

Достичь ФГ можно различными способами используя современные педагогические приёмы и технологии: интерактивное обучение; дискуссии; ролевые и деловые игры проблемной направленности; ситуационный анализ; исследовательские и поисковые проекты; драматизация; использование ИКТ.

Чтобы повышать уровень владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеурочной деятельности, где идет диалог культур, развитие навыков как монологического, так и диалогического общения, цель внеурочной деятельности – развитие способностей, склонностей и интересов учащихся, умение договариваться и общаться как в социуме, так и с родителями.

 

На примере работы театрального клуба расскажу о формировании функциональной грамотности в сфере глобальных компетенций путем применения драматизации, которая является продуктом театрализованной деятельности.

        Рассмотрев темы театральных постановок, проанализируем глобальные компетенции, которые рассматриваются в исследованиях PISA.

  1. Спектакль «Иван Грозный встречает английских послов»

   Основная концепция подготовки первого выступления – это формирование нового коллектива пятиклассников, через интерес к театру.

   Ребята учились распределять обязанности и роли, договариваться между собой. Они искали информацию о времени Ивана Грозного и торговых связях с другими государствами. Готовясь к спектаклю, участники сами поставили русский танец, нашли и исполнили песню, которая соответствовала тематике, подобрали костюмы, вместе с родителями сделали необходимые для выступления декорации и атрибуты.

   После постановки, ведущие провели викторину для зрителей, по теме увиденного, тем самым выстраивали коммуникацию «обратной связи».

Что значит - «Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия»? Это значит, что глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

  1. Спектакль «Рождество и Новый год».

   Идея рассказать о праздновании Рождества и Нового года возникла после того, как на уроках английского языка учащиеся спрашивали: «Почему у нас Рождество в разные дни с другими странами? Почему где-то не отмечают Новый год?»

   Подготовка этого спектакля потребовала не только поиска информации о праздниках, но и форм подачи (или передачи) материала. Религиозная тема, через театр теней; сложные диалоги и монологи на английском языке, через переводчиков, помощников «Зимы»; исполнение песни «Jingle Bells» со зрителями, через караоке. Учащиеся обращались за советами и помощью к хореографу, муз. работнику, учителю информатики, делали сами костюмы, а какие-то брали в аренду в Школе Искусств.

«Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения, или пола». Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

  1. Мероприятие «Halloween и Колядки»

   В связи с неоднозначным отношением к Halloween, появилась необходимость провести сравнение с языческим праздником Колядки.

   Сравнивая и анализируя праздники – учащиеся увидели много общих традиций и обычаев, таких как: страшные образы и костюмы, хождение от дома к дому за «откупом», пение песен группами и пр. В итоге, работая над сценарием, получилось мероприятие, в котором приняли участие более 120 человек.

   Организация ярмарки-продажи способствовала организации диалога на английском языке между продавцами и покупателями.

   Видеосалоны с мультфильмами, игры разных народов, викторины – всё проводили старшеклассники на английском языке. Большой популярностью пользовалась «Комната Страха». В сценической постановке использовала прием «Я- актер», когда во время спектакля нужно было зрителю выйти на сцену и выполнить определенное задание.

Большой праздник с призами и подарками, музыкой и танцами показал школьникам, что, несмотря на разницу культур у нас много общего.

«Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения» Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

  1. Мероприятие «Битлз вчера и сегодня»

  Обратив внимание, что в школе многие любят петь, ребята предложили сделать праздник для любителей музыки.

  Распространили пригласительные билеты, оформили зал в виде кафе, нашли одежду в стиле 60-х годов.

  Участники театрального коллектива рассказывали о детстве и о трудностях, с которыми столкнулись участники группы, прежде чем они стали знаменитыми. Через что пришлось пройти, став популярными и как решали конфликты внутри коллектива. На протяжении всего мероприятия звучали песни из репертуара «Битлз», зрители подпевали, т.к. слова лежали на столиках или были выведены на большой экран и танцевали. Для развития языковых навыков предлагались задания по текстам песен и диалоги с ведущими.

   Мероприятие дало возможность не только пообщаться на английском языке, но и показало на примерах молодежных кумиров того времени, что как бы не было трудно – нужно идти к своей мечте.

«Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, конфликты, культурные различия и стереотипы)»

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем.

  1. Спектакль «Шекспир в наших сердцах»

  Через свечи, полумрак, импровизированный занавес театральный коллектив создал обстановку средневекового театра. Спектакль проходил не в зале, а в большом кабинете: все вместе и зрители, и актеры, по принципу иммерсивного театра. Входную дверь отделяла только ширма, через которую и попадали в «зал» герои шекспировских пьес. В образе средневековых монахов ведущие, листая летопись, «оживляли» персонажей, страницы биографии поэта, события того времени. Эффектный танец «Добра и зла» оставил выбор за человеком - какой дорогой ему идти. Погружение в эпоху Шекспира через костюмы, сонеты, отрывки из произведений показало зрителям, что проблемы отцов и детей, нищеты и богатства, несправедливости и милосердия были и есть. И только от нас зависит, в каком мире мы будем жить.

В подготовительной работе к спектаклю и театральных постановках формируются такие глобальных компетенций, как:

  1. выявление и анализирование различных мнений;
  2. рассматривание ситуаций глобального характера и культурного взаимодействия с разных точек зрения;
  3. вовлечение в открытые уважительные и эффективные взаимодействия;
  4. действия для коллективного благополучия и устойчивого развития;
  5. оценивание действий и их последствий.

Роль учителя-наставника заключается в том, чтобы…

  • создать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в театральный процесс его чувства, эмоции и ощущения, стимулировать его речевые, творческие способности;
  • активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
  • учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей;
  • предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

И в заключение хотелось бы сделать вывод: Участие в театральной внеурочной деятельности способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом, а значит позволяет формировать функционально грамотную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку

Речь идёт о разных формах внеурочной деятельности в обучении иностранным языкам в школе и о проведении предметных недель в школе....

Формирование функциональной грамотности у студентов технической специальности при изучении иностранного языка.

В наше время  в  методике  преподавания  иностранных  языков    происходят  значительные  изменения.  В  процесс  обучения  ...

Статья по теме: "Интерактивные методы и формы организации обучения немецкому языку с целью формирования функциональной грамотности обучающихся."

В статье есть материал о проведении  уроков иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Презентация "Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка"...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...