О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
статья

Ибукова Венера Наиловна

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации», который был  нацелен на практическую отработку учителями прикладных знаний и умений, относящихся к механизмам формирования функциональной грамотности обучающихся. Тьютором проведения практикума данных курсов была назначена Ибукова Венера Наиловна учитель татарского языка и литературы, призер заключительного этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Лучший учитель татарского языка и литературы» 2022 г., обладатель нагрудного знака «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»,2022 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл press-reliz.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

О реализации модуля 2.7.

«Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации»

     

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации», который был  нацелен на практическую отработку учителями прикладных знаний и умений, относящихся к механизмам формирования функциональной грамотности обучающихся. Тьютором проведения практикума данных курсов была назначена Ибукова Венера Наиловна учитель татарского языка и литературы, призер заключительного этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Лучший учитель татарского языка и литературы» 2022 г., обладатель нагрудного знака «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»,2022 г.

В связи с тем, что данная ДПП ПК адресована как учителям русского языка, так и учителям родных языков народов Российской Федерации, учитывает актуальные особенности ФГОС начального, основного и среднего общего образования, модуль 2.7. построен по принципу вариативности и представляет собой совокупность более мелких модулей.  В частности, модуль 2.7. включает два вариативных модуля: «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка: практикум с использованием ресурсов региональных площадок»; «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках родного языка и (или) государственного языка республики Российской Федерации: практикум с использованием ресурсов региональных площадок». В свою очередь каждый из этих двух модулей также является вариативным и включает компоненты, определяемые уровнем общеобразовательной программы, то есть, практикумы для учителей, реализующих программу начального общего образования, основного или среднего общего образования.

Поскольку практикум представляет собой особый вид учебных занятий, имеющий целью практическое усвоение новых знаний, их перевод в деятельностную форму, реализация данного модуля осуществлялась  с соблюдением следующих принципов:

– использование деятельностного подхода в обучении;

– содержательное наполнение модуля через представление и формирование успешных практик решения учителем конкретных профессиональных задач в области формирования функциональной грамотности обучающихся;

– сочетание учебной и продуктивной (предметно-практической) деятельности слушателей;

– сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Важнейшим организационно-педагогическим условием развития компетенций учителей русского языка и родных языков народов Российской Федерации в области формирования функциональной грамотности обучающихся является сочетание учебной и продуктивной (предметно-практической) деятельности слушателей, которое необходимо и возможно обеспечить при проведении практикума в рамках модуля 2.7. реализуемой ДПП ПК. При организации учебной деятельности слушателей обеспечивается переход к практико-ориентированным занятиям, учитывающим специфику системы общего образования конкретного субъекта РФ, представляются лучшие педагогические практики учителей общеобразовательных организаций Тюменского региона в области формирования читательской, языковой, коммуникативной и иных видов функциональной грамотности обучающихся  посредством преподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации. При этом занятия проводятся в интерактивном формате с привлечением максимально разнообразных ресурсов региональных площадок для развития педагогических компетенций слушателей в условиях, близких к их реальной практической деятельности.

Необходимость самостоятельной продуктивной деятельности учителей обусловлена не только принятием деятельностного подхода в качестве методологической основы ДПП ПК, но и тем, что она позволяет слушателям приобрести первоначальный опыт практического применения новых знаний, умений и навыков. Тем самым цели курсовой подготовки достигаются в полном объеме, поскольку развитие педагогических компетенций в области формирования функциональной грамотности школьников происходит за счет приращения всех компонентов профессиональных компетенций – знаний, умений, навыков, опыта их практического применения.

Таким образом, реализация данного модуля включает 3 последовательных блока:

– обучающие занятия в группах;

– самостоятельная предметно-практическая деятельность слушателей;

– итоговая аттестация по модулю 2.7.

Содержательные направления были  выбраны из числа рекомендуемых ниже:

– технологии формирования функциональной грамотности;

– потенциал уроков русского языка в формировании читательской грамотности обучающихся;

– реализация обучения функциональной грамотности в современных УМК по русскому языку для 5-9 классов;

– формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках родного языка и (или) государственного языка республики Российской Федерации;

– педагогические условия формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках родного языка;

– проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся;

– развитие интегративных компонентов функциональной грамотности обучающихся.

В качестве ресурсов региональных площадок при реализации данного модуля были использованы вебинары на платформах Viber  и Zoom с представлением успешных практик учителей русского и родных языков народов в области формирования функциональной грамотности школьников с последующим конструктивным обсуждением этих практик; открытых уроков и мастер-классов лучших учителей русского и родных языков народов Тюменской области по различным аспектам формирования функциональной грамотности школьников.

В рамках продуктивной деятельности каждый слушатель выбрал для самостоятельной работы один из двух видов предметно-практических задач: аналитическую или проектировочную, которая опиралась на теоретические материалы курса и прикладные знания, полученные на обучающих занятиях практикумов. Решение задачи оформлялось в виде презентации. Результатом продуктивной (предметно-практической) деятельности каждого слушателя стало выступление с подготовленной презентацией на итоговой аттестации.

В связи с тем, что учителя на данные курсы собрались из г.Тюмени и  разных районов Тюменской области (Абатского,Аромашевского,Вагайского,Голышмановского, Исетского ,Нижнетавдинского и др.районов) итоговая аттестация по модулю 2.7. прошла в онлайн  формате круглого стола на платформе Zoom, организатором которых стала  Ибукова В.Н. в стенах Тукузской СОШ, филиале МАОУ Зареченская СОШ Вагайского района, где педагоги представили практические работы в виде разработок занятий  и  заданий на уроках русского языка и литературы, открытых уроков, мастер-классов. Особенно хочется отметить работы учителей:  Перетягиной  Е.В. учителя немецкого языка МАОУ СОШ №89, которая представила методы и формы работы по формированию ФГ обучающихся, интерактивные образовательные платформы, а также представила задания, которые можно использовать на уроках русского языка в 5,6,7 классах. Работа учителя русского языка и литературы Курьинской ООШ, филиала МАОУ Бегишевская СОШ  Даминовой Эльмиры Шаймартновны тоже высоко оценена коллегами, презентация и обмен методическим пособием Нефедовой Н.П. из Птицкой СОШ Вагайского района «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (Открытый урок литературы в 8 классе по теме « Нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого «После бала»); Филиной О. Н. «Чувства, которые живут в одном человеке» (Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся  по роману А.С.Пушкина «Дубровский»), которая активно использует современные методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся как на уроках русского языка так и на уроках литературы. Хочется отметить именно функциональную направленность практических заданий молодого учителя Першиной А. И. по уроку русского языка «Сложноподчинённые предложения» (обобщение) «В лабиринтах Московского метрополитена».

Таким образом, каждый учитель, прошедший курсы смог представить предметно-практическую работу и поделиться опытом, тем самым,  подтверждая развитие у себя прикладных знаний, умений и навыков в рамках компетенции учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации. Самостоятельно выполненная слушателем практическая работа, завершенная публичным выступлением является основанием для зачета практикума при проведении итоговой аттестации по модулю 2.7.

Ибукова В.Н.,тьютор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще...