«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка
Никонова Наталья Рудольфовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Талловеровская СОШ Кашарский район
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить
личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
познавательные универсальные учебные действия
способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
регулятивные универсальные учебные действия ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
На компетентное развитие этих УУД направлены и современные УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева.
С 2014 года наша МБОУ Талловеровская СОШ Кашарского района работает по учебнику для общеобразовательных учреждений по УМК под редакцией А.Д.Шмелева,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 год.
В методической системе данного УМК заложены задания, направленные на использование следующих ЭПС:
3. http://s-marshak.ru/works/prose59.htm.
4. http://lib.ru
Все эти ЭПС позволяют успешно решать различные образовательные задачи, развивать функциональную грамотность учащихся.
Образовательный портал http://www.gramota.ru дает возможность обучающимся выполнять задания и упражнения, связанные с грамотным письмом, постановкой ударения, лексическим значением слова.
Так, например, эти задачи решаются при выполнении следующих упражнений в УМК под редакцией А.Д.Шмелева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 год.5 класс.
Часть 1 . Модуль: Текст. Тема: Признаки текста. Упражнение 88. Обсудите в классе тему «Могут ли животные говорить?» Вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты и доказательство вашей точки зрения. Запишите свои выводы. Обратимся к сайту http://lib.ru.
Модуль: О языке и речи. Тема: Повторение. Упражнение154.Рассмотрите рисунок-шутливую иллюстрацию к словообразовательной паре. Составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значение.
Модуль :Система языка. Тема: Способы толкования слова. Упржнение16. Работа в парах. Прочитайте две словарные статьи из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. Найдите в них:
А) толкуемое слово;
Б) окончание;
В) род этого существительного.
Г) помету;
Д) толкование слова;
Е) пример его употребления в речи.
Обращаемся к сайтуhttp://www.gramota.ru
Модуль :Система языка. Тема: Словари русского языка. Упражнение80 Работа в паре. Прочитайте отдельные статьи из разных словарей. Определите, для чего используется каждый из них. Сопоставьте ваши выводы и выберите общее решение.
Многие словари русского языка существуют в электронной версии. Их можно найти в Интернете ,например, на сайте http://dic.academir , http://www.gramota.ru
Часть2 Модуль: Язык и культура. Культура речи. Упражнение 119. Работа в паре. Просмотрите текст, не читая его внимательно, вспомните название сказки. Опишите ситуацию на рисунке и разыграйте диалог. Потом прочитайте текст и оцените, хорошо ли вы помните сказку. Эту сказку можно прочитать на сайте, посвященном жизни и творчеству С.Я Маршака http://s-marshak.ru/works/prose59.htm.
Таким образом, потенциал ЭПС представленный в методической системе А.Д.Шмелева способствует формированию функциональной грамотности в области лингвистики, метапредметных умений, связанных с поиском информации, самооцениванием, воспитывает личную ответственность у школьников за выполнение заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189146-1573924412.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Основные приёмы формирования функциональной грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1347216-1634733786.jpg)
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-259935-1369745914.jpg)
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022
В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1364244-1637696514.jpg)
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1447312-1672921680.jpg)
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-396255-1675605805.jpg)
Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"
тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще...