«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему

Никонова Наталья Рудольфовна
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание русского языка как одной из основных на¬ционально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования; -осознание эстетической ценности русского языка; ува¬жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер¬шенствованию; -объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к само¬оценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: Коммуникативные универсальные учебные действия - овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информа¬ции устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоя¬тельный поиск информации); - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык и как средство получения знаний по дру¬гим предметам; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в про¬цессе речевого общения; - знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета. познавательные универсальные учебные действия способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель¬ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ¬лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин¬формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы-бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати¬зировать информацию и предъявлять ее разными способами. регулятивные универсальные учебные действия ста¬вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро¬вать последовательность действий и при необходимости изме¬нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор¬рекцию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры наро¬да, о роли русского языка в жизни человека и общества; понимание места русского языка в системе гуманитар¬ных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о русском языке; по¬нимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицисти¬ческий, официально-деловой стили, язык художественной ли-тературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лек¬сики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексически¬ми, грамматическими, орфографическими, пунктуационны¬ми); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных выска¬зываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грам¬матических категорий языка, уместное употребление языко¬вых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетичес¬кий, морфемный, словообразовательный, лексический, мор¬фологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, осо¬бенностей языкового оформления, использования вырази¬тельных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможнос¬тей лексической и грамматической синонимии и использова¬ние их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции русского языка, спо¬собность оценивать эстетическую сторону речевого высказы¬вания при анализе текстов художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронные поисковые системы  как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка

Никонова Наталья Рудольфовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Талловеровская СОШ  Кашарский район

ФГОС обозначил приоритетные направления  развития личности ученика. Большую роль в этом играют  электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить

  личностные результаты: 

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 -объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные универсальные учебные действия

-        овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

-        применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

-        знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

познавательные универсальные учебные действия

способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

регулятивные универсальные учебные действия ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;

понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    На компетентное  развитие этих УУД направлены и современные УМК по русскому языку  под  редакцией А.Д.Шмелева.

С 2014 года наша МБОУ Талловеровская СОШ Кашарского района  работает по учебнику для общеобразовательных учреждений по УМК под редакцией  А.Д.Шмелева,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 год.

В методической системе данного УМК заложены задания, направленные на использование следующих ЭПС:

1.http://dic.academir

2. .http://www.gramota.ru

3. http://s-marshak.ru/works/prose59.htm.

4. http://lib.ru

5. http://www.ruscorpora.ru/

Все эти ЭПС позволяют успешно решать различные образовательные задачи, развивать функциональную грамотность учащихся.

Образовательный портал http://www.gramota.ru  дает возможность обучающимся выполнять задания и упражнения, связанные  с грамотным письмом, постановкой ударения, лексическим значением слова.

Так, например, эти задачи решаются при выполнении следующих упражнений в УМК под редакцией  А.Д.Шмелева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 год.5 класс.

    Часть 1 . Модуль: Текст. Тема: Признаки текста. Упражнение 88.  Обсудите в классе тему «Могут ли животные говорить?» Вспомните о своих наблюдениях за домашними  питомцами. Найдите в книгах факты и доказательство вашей точки зрения. Запишите свои выводы. Обратимся к сайту  http://lib.ru.

Модуль: О языке и речи. Тема: Повторение. Упражнение154.Рассмотрите рисунок-шутливую иллюстрацию к   словообразовательной паре. Составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значение.

Модуль :Система языка. Тема: Способы толкования слова. Упржнение16. Работа в парах. Прочитайте две словарные статьи из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. Найдите в них:

А) толкуемое  слово;

Б) окончание;

В) род этого существительного.

Г) помету;

Д) толкование слова;

Е) пример его употребления в речи.

Обращаемся к сайтуhttp://www.gramota.ru

Модуль :Система языка. Тема: Словари русского языка. Упражнение80 Работа в паре. Прочитайте отдельные статьи из разных словарей. Определите, для чего используется каждый из них. Сопоставьте ваши выводы и выберите общее решение.

Многие словари русского языка существуют в электронной версии. Их можно найти в Интернете ,например, на сайте http://dic.academir   ,   http://www.gramota.ru

Часть2  Модуль: Язык и культура. Культура речи. Упражнение 119. Работа в паре. Просмотрите текст, не читая его внимательно, вспомните название сказки. Опишите ситуацию на рисунке и разыграйте диалог. Потом прочитайте текст и оцените, хорошо ли вы помните сказку. Эту сказку можно прочитать на сайте, посвященном жизни и творчеству  С.Я Маршака  http://s-marshak.ru/works/prose59.htm.

Таким образом, потенциал ЭПС представленный в методической системе А.Д.Шмелева способствует формированию функциональной грамотности в области лингвистики, метапредметных умений, связанных с поиском информации, самооцениванием, воспитывает личную ответственность у школьников за выполнение заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще...