Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
статья по русскому языку

Светлана Вячеславовна Резанова

Основные приёмы формирования функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_funktsionalnaya_gramotnost.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«Функциональная грамотность — способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для

решения широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений»

                                                                                                             А.А. Леонтьев

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Т. е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся, при которой знания из разряда теоретических должны стать прикладными и использоваться в повседневной жизни.

             Не секрет, что уроки русского языка и литературы не являются для многих любимыми. Но задача учителя состоит в том, чтобы нелюбимый учениками предмет сделать интересным, нужным и востребованным.  Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока. Важно лишь создать необходимые условия для этого: комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос или ситуация, способность услышать каждого. Стратегии «Мозговой штурм», «Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый лишний», «Горячий стул», «Магический квадрат» направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников, позволяют им сразу включиться в работу, помогают работать с информацией и отбирать ее. Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе. Так, например, при изучении моими пятиклассниками темы «Предложения с прямой речью. Диалог» мы составляли диалоги на темы «В магазине», «В библиотеке», «В автобусе», «На рынке» и разыгрывали эти мини-сценки. Важно было не только правильно составить и употребить вежливые формы обращения, записать правильно, соблюдая знаки препинания, реплики и предложения с прямой речью, но и проявить актерские способности при исполнении. Стратегия «Драма» успешно работает и на уроках русской литературы. Так при чтении наизусть басен И. А. Крылова ученики пятых классов разыгрывали мини-спектакль. Открытием для одноклассников стало умение некоторых ребят вживаться в роль, через интонацию, мимику и жесты показать характеры героев. Различные мини-сочинения, эссе, зарисовки помогают ученикам точно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, творческие способности. На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои практические навыки. Опираясь на жизненный и знаниевый опыт обучающихся, предлагаю сравнить, сопоставить, проанализировать ту информацию, которая дается в учебнике, найти самостоятельно в других источниках материал по заданной теме, используя ИКТ, высказать свое мнение, доказать свою точку зрения. Для учеников, имеющих языковой или психологический барьер использую разговорные карточки. Так, например, при защите флипчарта «Однородные и неоднородные определения» восьмиклассникам были предложены формулировки начала ответов: «Определение — это второстепенный член предложения, который…», «Однородные определения имеют следующие признаки…», «Запятые при однородных определениях ставятся в случаях…». Такие карточки помогают быстрее сформулировать ответ, учат ученика определенным формулам ответа. Кто-то скажет, что это ответ по шаблону, согласна. Но! Ученик, слабо успевающий, имеющий языковой или психологический барьер, быстрее адаптируется, учится преодолевать эти трудности, хоть и со шпаргалкой. Отсюда уверенность и ситуация успеха.
        Умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать — основополагающие методы работы с любым текстом, лексическим материалом. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать свое мнение.
       Дифференцированные задания, разработанные с учетом учебных потребностей и возрастных особенностей — одна из составляющих функциональной грамотности и залог успеха на уроках. Большую помощь в работе по формированию функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ: ведь без презентаций, флипчартов, поиска дополнительной информации из других источников немыслим современный урок. На стадии Рефлексии часто использую стратегии «Мне сегодня на уроке…», «Трехминутное эссе», «Чемодан. Мясорубка. Корзина», «Мои достижения». Эти небольшие высказывания помогают ученикам быстро оценить себя, отметить свой вклад во время урока, заставляют еще раз критически проанализировать, что важного он сегодня узнал, а что необходимо повторить.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:

  • учебно-познавательная компетенция
  • предметная компетенция
  • ценностно-смысловая компетенция
  •  общекультурная компетенция
  • информационная компетенция
  •  коммуникативная компетенция
  • социально-трудовая компетенция
  • личностная компетенция (самосовершенствование)

Функциональная грамотность ─ способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.