Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"
опыты и эксперименты по английскому языку

Ескина Екатерина Анатольевна

тема:

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.opyt_.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности  обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения  

        «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»                                                             А. А. Леонтьев

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, поставленной Указом Президента Российской Федерации в 2018 году.

На реализацию этой цели направлено 10 задач.

В частности речь идёт о внедрении на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, о повышении мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, о необходимости создания эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.

Данные задачи легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование»,  из них 7реализуются в Челябинской области.

В рамках национального проекта «Образование» в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования - общероссийская «Оценка по модели PISA». Исследование позволяет получать данные по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и естественно-научной грамотности.

В целом за последние 3 года по результатам общероссийской оценки по модели PISA-2021 по всем видам грамотности наблюдается позитивная динамика результатов, представленная на слайде. Мы видим, что рост результатов, в основном обусловлен снижением доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень грамотности.

При этом в 2021 году 15% 15-летних школьников не достигли минимального уровня читательской грамотности.

С 2020 года в нашей школе запущен механизм оценки функциональной грамотности. В 2022 году в школе утвержден  план мероприятий по формированию функциональной грамотности, в соответствии с которым и организуется работа в данном направлении.

По итогам диагностики сформированности читательской грамотности у обучающихся 9-ых классов нашей шеолы в 2021 году 11% девятиклассников не достигли порогового уровня.

В своей профессиональной деятельности учителя английского языка я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих формирование функциональной грамотности:

  • недостаточная сформированность умения обработки прочитанного ;
  • низкий уровень навигации в предоставленной информации ;
  • неумение осмыслять и оценивать информацию;
  • не сформированность способности понимать и ценить различные точки зрения;
  • отсутствие умения переноса знаний из одной образовательной области в другую;

В соответствии с требованиями ФГОС в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школе для участников образовательных отношений должны создаваться условия для формирования функциональной грамотности,  включающей овладение ключевыми компетенциями, что способствует дальнейшему успешному образованию и ориентации в мире профессий. 

Таким образом, одним из направлений современного образования является формирование и развитие  свойств личности, необходимых для включения в социально значимую деятельность. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном обществе.

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он сегодня выбирает должны формировать функциональную грамотность обучающихся. 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит сегодня за рамки простых умений - навыков читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.

  Компоненты функциональной грамотности представлены на слайде.

На своих уроках особое внимание я уделяю формированию читательской грамотности и глобальных компетенций у обучающихся.

Читательская грамотность предполагает способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Глобальные компетенции - это способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.

Развивается функциональная грамотность через предметную и , метапредметную. деятельность.

Таким образом, важное направление школьного образования сегодня — это формирование функциональной грамотности обучающихся, которое является согласно ФГОС нового поколения приоритетным вектором в современном образовании.

Следует отметить, что в организации учебной деятельности в школе фокус внимания падает не только на качественное содержание образовательных программ, но и на используемые технологии, методы и инструменты обучения, которые, с одной стороны, должны отвечать потребностям обучающихся, а с другой, – могут обеспечить качественную подготовку будущих выпускников школы с набором ключевых компетенций, позволяющим ориентироваться в мире профессий.

Одним из инновационных методов обучения, применяемых в преподавании иностранных языков, является интерактивный метод обучения, (как самое эффективное, с моей точки зрения, средство формирования функциональной грамотности у школьников).

Внедрение обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало значимость применения интерактивных методов в процессе обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 Особенностью интерактивных методов обучения является высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Именно поэтому, начиная с 2018 года в своей профессиональной деятельности я, как и многие учителя, отдаю предпочтение интерактивным методам обучения. Интерактивные методы обучения использовались мною с целью повышения мотивации в рамках  реализации системно-деятельностного подхода.

 Данные методы являются универсальными и сегодня я их активно применяю методы  для формирования читательской грамотности и глобальных компетенций.

Коллеги,обратите внимание на  слайде в третьей колонке  представлены интерактивные методы Инсерт(Insert), Мозаика(Mosaic),Двойной дневник (Double Diary),Паутина Ассоциаций(Web of Associations),Сюжетная диаграмма(Story Chart)Кластер(Cluster), направленные на формирование читательской компетенции: умение находить и извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в содержании текста 

 Во второй колонке представлены планируемые предметные результаты, которые должны быть сформированы у выпускника.

Мы видим, что требования к результатам основной образовательной программы идентичны составляющим читательской компетенции. Таким образом, данные методы позволяют  мне достичь планируемых результатов и сформировать читательскую компетенцию.

Читательская компетенция: умение интегрировать и интерпретировать информацию, соотносится с требуемым результатом: использовать различные приемы смысловой переработки текста:  языковую догадку, анализ.  А умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте соотносится с результатом: оценивать полученную информацию, выражать свое мнение. Для формирования данных компетенций использую на уроках следующие интерактивные методы, PRES-formula,,,, «Словотоки»(word streams), ,,.…

Приведу пример работы с текстом по этапам для полноценного освоения его содержания, которые я применяю на своих уроках.

1 этап предтекстовый Pre-reading 

На данном этапе осуществляется:

- постановка цели и задач чтения

-актуализация предшествующих знаний, понятий и словаря

-формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий

 -мотивирование обучающегося  

- включение механизма прогнозирования

2 этап текстовый  While-reading

на данном этапе я использую следующие  приемы:

- остановка деятельности, размышление вслух

-прогноз

-установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета

-ведение записей (с рубрикацией или кластеризацией)

3 этап послетекстовый Post-reading

 Применяю  для развития речевых навыков.

Целью данного этапа является: применение и использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах

• включение его в другую, более масштабную деятельность

Иностранный   язык - глобальный предмет, который позволяет всесторонне   раскрыть      любую тему, высказывать  различные точки зрения, опираясь на знания по литературе, истории, географии, биологии.

Именно поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание формированию глобальных компетенций у обучающихся.

Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения формирую через формирование умений: вести диалоги: этикетного характера; побуждения к действию; диалог-расспрос с помощью интерактивных методов обучения..«Карусель(Сarousel),Интервью (Interview),Аквариум(Aquarium),Ролевая игра(Role play),

Интерактивные методы обучения: Дискуссия(Discussion),Социологический опрос(Interviewing),Деловая игра   (serious play, serious game) ),«Займи позицию» (take a position 

Использую в своей практике для формирования способности понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения,а также способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

 Как вы видите для формирования монологической речи применяю метод Снежный ком «Snowball”,Микрофон(Microphone) Заверши фразу « Finish the sentence”Публичная презентация (public presentation)  методы, способствующие развитию способности рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения.

Удельный вес занятий, проводимых мною с применением интерактивных   методов обучения, составляет не менее 60 процентов урочной деятельности и 80% внеурочной деятельности, в рамках курса проектной деятельности и программы дополнительного образования «Top English”

На своих уроках я применяю интерактивные методы как в режиме офлайн, так и в режиме онлайн.

В  своей практике я использую информационно-образовательные

 ресурсы: «Цифровая онлайн школа «Образовариум», «Я-класс»,для организации дистанционных занятий применяю платформу Сферум.

 

В рамках работы региональной инновационной площадки «Формирование бережливой школы в условиях цифровой трансформации образования на основе информационной политики образовательной организации» мною был разработан видео урок  Модальные глаголы для обучающихся 9 -ых классов,  который опубликован на региональном информационном ресурсе «Отличная школа 74.ru

Мой опыт был представлен на Школьном метод.объединении, методических семинарах, педагогическом совете.

С  опытом можно ознакомится на персональном сайте.

4.Результативность внедрения педагогического опыта.

Эффективность использования интерактивных методов позволила достичь определенных результатов.

В настоящее время КИМы ОГЭ содержат задания,позволяющие оценивать уровень сформированности читательской грамотности.Это задания начиная с 12 по 19 в резделе 2 Чтение.Результаты ОГЭ по английскому языку ,ранжированные по номерам заданий,проверяемых сформированность читательской грамотности, представлены на слайде.

Мы видим,что 100% выпускников достигли мах балла при выполнении заданий 12,17,18,19. И 80%выпускников достигли мах балла при выполнении  остальных заданий .Что подтверждает высокий уровень сформированности читательской грамотности.

С помощью заданий устной части диалога-расспроса и монологического высказывания, можно оценить сформированность глобальных компетенций.

Результаты ОГЭ по английскому языку, ранжированные по номерам заданий, проверяемых сформированность глобальных компетенций, представлены на слайде.

Мы видим, что 80% выпускников достигли мах балла при выполнении задания 2(диалог-расспрос). При выполнении   задания 3(монолог) из 7 возможных баллов средний балл моих выпускников 6, что подтверждает высокий уровень сформированности глобальных компетенций.

 Ежегодно мои обучающиеся являются победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Активное участие принимают учащиеся в Международном дистанционных конкурсах: «Олимпис», Британский бульдог, Я -Линвист, Лисенок  занимая призовые места.

На муниципальном уровне обучающиеся являются победителями и призерами конкурса I love English победители 2021,2022.

Мои ученики ежегодно сдают экзамены на курсах Top English и получают сертификаты международного образца, подтверждая высокий уровень владения языком в соответствии с международной шкалой.

Выпускники 11 классов, выбирая английский язык для сдачи ЕГЭ обязательно связывают свою профессиональную карьеру с иностранным языком(видео). 

 

Это и есть основной результат моего труда и моя гордость.

Таким образом, уважаемые коллеги, мы видим, что используемые мною интерактивные методы обучения позволяют достичь высоких результатов, помогают выпускникам адаптироваться к изменениям, происходящим в современном обществе.

Методы

корзина идей-– интерактивный прием, используемый обычно в малых группах для сбора всей информации, которая известна по заявленной теме, с последующим обсуждением и си- стематизацией. 

Инсерт(Insert), I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Мозаика(Mosaic),Суть технологии «Мозаика»:

-Материал делится на части и распределяется между группами.

-В группах выделяются операционные действия для каждого участника.

-Из мини-исследований складывается целостная картина.

«Мозаика» как методический прием состоит в том, что текст с информацией делится на небольшие куски, подобно пазлу. Текст с исходной информацией подается преподавателем в разрозненном виде. Задача обучающихся – собрать полный текст.  

Двойной дневник (Double Diary),Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. На одной стороне записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. На другой стороне предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет вас быть более внимательным к прочитанному, поэтому вы с педагогом можете договориться о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.

Паутина Ассоциаций(Web of Associations),Ассоциация (от лат associare – соединять) – психическая связь между образами(мыслями, представлениями, переживаниями),благодаря которой возникновение одного образа влечет за собой появление другого.

 

Сюжетная диаграмма(Story Chart)

Кластер(Cluster),

PRES-formula

«Словотоки»(word streams), , и вы должны будете найти каждый свою пару и выйти к доске. 

.«Карусель(Сarousel),

Интервью (Interview),

Аквариум(Aquarium),Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Ролевая игра(Role play),

Снежный ком «Snowball”,

Микрофон(Microphone) Прием может применяться в начале или конце урока. Это способ дать понять каждому ученику, что он может из урока что-нибудь полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах.

Суть приема — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться.

Заверши фразу « Finish the sentence”

Публичная презентация (public presentation)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы

В статье представлены нетрадиционные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы , которые, по мнению автора, повышают мотивацию к обучению школьников по указанной дисциплине...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...

Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Презентация "Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка"...

Технологическая карта урока английского языка по индуктивного методу обучения грамматике

Технологическая карта по теме Conditionals 7 класс Spotlight. Индуктивный метод в изучении грамматики....